- Психологическое проектирование производственной организации представляет собой проектирование организационной среды и типовых организационных ситуаций по критериям жизненных интересов персонала. В соответствии с этим психологическое проектирование обеспечивает социальное управление производственной организацией. В этом проектировании другие критерии (прежде всего, производственно-экономические) для психолога выступают лишь нормативными требованиями.
- Критериями эффективности, используемыми при психологическом проектировании, выступают жизненные интересы персонала, представленные в модели жизненных ориентаций человека. Эти ориентации в плане построения операциональной модели сводятся к трем основным - ориентации на удовольствие (дефицитарной ориентации), ориентации на самореализацию и духовной ориентации. При этом более продуктивна для характеристики жизненных ориентаций работника не иерархическая модель, в соответствии с которой жизненные ориентации требуют последовательной реализации, а комплексная, согласно которой все три жизненные ориентации одновременно стремятся к своей реализации. Именно комплексная модель, нашедшая свое подтверждение в результатах эмпирического исследования, наиболее эффективна в психологическом обеспечении социального управления.
- Модель организационной среды как среды жизнедеятельности работника определяет области проектирования, которое психолог осуществляет во взаимодействии с другими специалистами: содержание труда, система контроля и оценки работников, система вознаграждений, система статусного роста, обучения, взаимодействие по горизонтали и вертикали, условия труда, организация свободного времени персонала, помощь семье. Каждый из компонентов среды выступает условием для реализации всех трех ориентаций и в связи с этим отвечает специфичным требованиям, используемым при психологическом проектировании. Набор организационных ситуаций, выступающих объектами психологического проектирования, определяется содержанием жизненных ориентаций работника. Психологическое проектирование производственных ситуаций заключается в а) обучении руководителя и самого работника проектировать эти ситуации, б) оперативной помощи психолога руководителю и работникам в проектировании.
- Информационной составляющей психологического проектирования организации выступает совокупность терминальных образов членов организации. Наиболее значимы при этом образы организационной среды (реальной и идеальной), образы организационных ситуаций (реальных и идеальных) и образы работника (типичного и идеального). Проектирование терминальных образов членов организации состоит в обеспечении их достаточной информацией, значимой с точки зрения их жизненных ориентаций, помощи в формировании достаточно адекватных, полных, непротиворечивых и действенных представлений об организации.
- Психологическое проектирование в прикладной психологии обеспечивают три группы методов: А. Аналитические, направленные на оценку состояния объекта (человека, группы, организации). Основу этих методов составляют разработанные и апробированные методы определения мотивационного профиля типичного и идеального работников, организационных ценностей работников, оценки организационной среды, включенности работника в решение социальных вопросов. Б. Проектировочные, направленные на построение программы преобразования объекта из исходного в идеальное состояние. Эти методы определяют требования к двум остальным группам. Для этой группы методов обоснованы и апробированы технологии определения поля актуальных и перспективных требований к организации, проект плана социального управления производственным подразделением. В. Технологические, обеспечивающие реализацию психологических проектов. В этой группе обоснованы и внедрены в практику стандарт социального управления производственной организацией, положение о социально-психологической службе производственной организации, должностная инструкция цехового психолога.
- Для современного российского работника наиболее значимыми являются ориентации на удовлетворение своих материальных потребностей, на безопасную работу и благоприятные отношения по горизонтали и вертикали. Однако терминальные образы работника, его удовлетворенность работой и жизнью в значительной степени определяются трудовыми ориентациями работника, связанными с самореализацией в процессе труда, с саморазвитием и социальной ответственностью. Коммуникативные ориентации при этом выполняют обеспечивающую функцию, выступая одним из основных условий творческого и продуктивного труда. В связи с этим типовой проект социального управления производственной организацией должен быть комплексным - содержать в себе условия для реализации всех трех жизненных ориентаций работника.
- Технологии, составляющие основу профессиональной компетентности психолога, осуществляющего психологическое проектирование организации, систематизируются по четырем группам - организационное развитие, работа с персоналом, работа с группой и работа с руководителем. Моделью реализации профессиональных компетенций психолога, осуществляющего психологическое проектирование, является опыт работы социально-психологической службы производственного объединения «Курганприбор».
1.Психологическое проектирование вуза как социальной организации //Известия РГПУ им.А.И.Герцена. №2(3), 2002. - С. 5-16. (1,0 п.л.)
2.Социальное самочувствие человека в организации//Известия РГПУ им.А.И.Герцена. №8 (30), 2007. – С. 7-17 (1,4/0,7 п.л.) (Соавтор Русалинова А.А.).
3.Мотивационный профиль российского работника в психологическом проектировании организации//Известия РГПУ им.А.И.Герцена. №10 (59), 2008. - С. 27-32. (0,5 п.л.)
4.Психологическое проектирование в организационно-психологическом исследовании//Известия РГПУ им.А.И.Герцена. №10 (59), 2008. - С. 32-37. (0,5 п.л.)
5.Организационные факторы удовлетворенности трудом и жизнью рабочих и служащих//Известия РГПУ им.А.И.Герцена, 2008, №11 (62). (Апрель). С. 225-230 (0,5 п.л.)
6.Психологическое проектирование организационной среды по критериям жизненных ориентаций работника//Известия РГПУ им.А.И.Герцена, 2008, №11 (62). (Апрель). С. 230-236 (0,5 п.л.)
7.Жизненные ориентации в прикладных психологических концепциях человека//Известия РГПУ им.А.И.Герцена, 2008, №11 (66) (0,5 п.л.)
Монографии и учебно-методическая литература:
8.Человек в производственной организации. Курган: Советское Зауралье, 1981. – 3/1 п.л.(Соавторы Гюппенен В.Н., Таранов Е.В.).
9.Служба социального развития предприятия. М.: Наука, 1989. – 14,5/0,5 п.л. (Соавторы В.Г.Асеев, В.Н.Безносиков и др.).
10.Технологии мотивирования персонала в организации. Учебно-методический комплекс.(Ответственный редактор, автор). СПб.: Изд-во им. А.И.Герцена, 2007 - 12/2 п.л.
11.Психологическое проектирование производственной организации. Монография. – СПб.: Институт практической психологии, 2008. - 12,5 п.л.
Статьи в журналах и сборниках:
12.Влияние общения на выбор цели// Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981.- 0,8 п.л.
13.Некоторые требования к организации производственных ситуаций жизнедеятельности //Социально-психологическая служба промышленного предприятия: теория, опыт, практика. Курган: Советское Зауралье, 1983. - 0,7 п.л.
14.Realization of the worker personal activity in production si¬tuations // Psychological Problems of the Way of Life and the life Cour¬se of Personality. Helsinki: Finnish-Soviet Committee on Scientific-Technological Cooperation, 1984. – 1,5 п.л.
15.Реализация личностной активности рабочего в производственных ситуациях жизнедеятельности//Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. – 1,5 п.л.
16.Системный подход и психологическая характеристика брига¬ды // Социально-психологические проблемы бригадной формы организации труда. М.: Наука, 1987. – 1/0,5 п.л. (Соавтор Литвиненко Д.А.).
17.Основные направления в деятельности практического психолога в условиях бригад нового типа // Социально-психологические проблемы бри¬гадной формы организации труда. М.: Наука, 1987. – 1,2/0,6 п.л. (Соавтор Журавлев А.Л.).
18.Групповой уровень притязаний как средство повышения эффектив¬ности совместной деятельности бригад //Социально-психологические факто¬ры эффективности деятельности бригад. М.: ИПАН СССР, 1987. – 1,2 п.л.
19.Модель жизненных ориентаций человека и формирование гуманис¬тических технологий// Проблемы человека и его воспитание: философский аспект. Курган: КГПИ, 1993. – 1 п.л.
20.Жизненные ориентации как детерминанты жизнедеятельности//Психологические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во С.-Пе¬тербургского университета, 1999. – 1 п.л.
21.Терминальный образ в регуляции поведения человека //Психоло-гические проблемы самореализации личности. СПб.: Изд-во С.-Петербург¬ского университета, 2000. – 1 п.л.
22.Психотехническая составляющая деятельности практического психолога // Психология человека: интегративный подход. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.- 1,5 п.л.
23.Человек в социальной организации: гуманистическая модель //Человек и его ценности в XXI веке. Материалы международного семинара. СПб.: ИПЛ, 2002. – 1,0 п.л.
24.Психологическое проектирование семьи: организационный подход//Человек и его ценности в XXI веке. Семья как ценность. СПб.: ИПЛ, 2003. – 0,4 п.л.
25.Прикладная психология и организационное проектирование// Национальный психологический журнал. Ноябрь, 2006. -1,3 п.л.
26.Профессиональная компетентность практического психолога в сфере образования: организационный подход//Вестник практической психологии образования, №2 (11), 2007. – 1 п.л.
Материалы и тезисы докладов конференций и симпозиумов:
27.Гуманистические технологии в подготовке практического психолога// Программно-методическое обеспечение подготовки практического психолога в педвузе на основе взаимодействия науки и практики. Курск: КГПИ, 1990. – 0,2 п.л.
28.Роль психологических особенностей производственной организации в работе психологической службы//Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов. Курган: Советское Зауралье, 1981. – 0,3 п.л.
29.Об основных формах регуляции поведения члена производственной организации //Психологические аспекты повышения эффективности трудовой и учебно-воспитательной деятельности. – Новосибирск: НТО, 1981. – 0,2 п.л.
30.Критерии эффективности производственной организации в работе психологической службы // Психологические проблемы эффективности и ка¬чества труда. М.: Общество психологов СССР, 1983. – 0,2/0,1 п.л. (Соавтор Гюппенен В.Н.).
31.Системность представлений руководителя об объекте управления в практике обучения социальному управлению//Проблемы социально-психо¬логической службы промышленного предприятия. Курган: Советское Зауралье, 1985.- 0,2 п.л.
32.Основные задачи социально-психологических служб // Первый Все¬союзный симпозиум по социальной психологии. Кострома: КГПИ, 1986. 0,2/0,1 (Соавтор Крылова Н.В.).
33.Социальное управление производственным подразделением // Пе-рестройка социально-экономической жизни и промышленная социология. Курган: Советское Зауралье, 1988. – 0,2 п.л.
34.Разработка социального проекта // Социология - народному хо-зяйству и культуре страны. Курган: Советское Зауралье, 1991.- 0,2 п.л.
35.Гуманистические функции прикладной социальной психологии // Ак¬туальные проблемы социальной психологии. Кострома: КГПУ, 1992. 0,2 п.л.
36.Основные детерминанты жизнедеятельности человека // Психология сегодня. Т. 2, вып. 1. М.: Общество психологов, 1996. – 0,1 п.л.
37.Организационная психология и социальная инженерия //Психоло-го-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб.: Изд-во РГПУ, 1999. – 0,2 п.л.
38.Возрастная специфика жизненных ориентаций работника// Психология образования: проблемы и перспективы. Материалы Первой международной научно- практической конференции. М.: Смысл, 2004. – 0,1 п.л.