- Самосознание дагестанцев фактически развивалось в постоянно возникающих экстремальных условиях. Дагестан - это место, где на протяжении веков выраженно осуществлялись миграционные процессы, нашествия, военные действия и обнажались геополитические амбиции мировых конкурентов России. Самосознание дагестанцев (аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин и лакцев) в условиях межэтнического взаимодействия в первое десятилетие XXI века преимущественно остается фиксированным на традициях, мифах, адатах (доисламские обычаи предков) и ценностях, связанных с исторически сложившейся общедагестанской межнациональной идентичностью. Дагестанцы открыто отождествляют себя со своей этнической общностью через этноним, через пристрастное отношение к своей этничности, через идентификацию с именем собственным, через традиционные притязания на признание, традиционную половую идентификацию в контексте социально-нормативного пространства. При депривации указанных звеньев самосознания происходит выраженная фрустрация у всех этносов (обоих полов). У мужчин фрустрация проявляется преимущественно в агрессивных реакциях, у женщин - в игнорировании. При этом фрустрации подвержены все звенья самосознания, что говорит о ценностном отношении дагестанцев к своему этническому «Я».
- В самосознание дагестанцев проникают новые ценности - следствие интенсификации интеграционных процессов. Сегодня дагестанцы, наряду с сохранением антропонимического фонда, подвластны влиянию глобализационных процессов. Это происходит через новые идентификации с именами собственными: и взрослые, и молодежь лояльно относятся к привнесенным именам различного происхождения; через новые тенденции в притязаниях на признание: меняются предпочтения в одежде, вкусах, появляются новые ценности в межличностных отношениях и в профессиональных притязаниях; через изменяющиеся тенденции половой идентификации: сегодня, наряду с жёстким мужским и женским разделением приоритетов, появляются тенденции к идентификации с западными моделями поведения мужчины и женщины.
- Этническое самосознание личности дагестанца в современную эпоху интенсификации интеграционных процессов, изменяясь под влиянием внешних условий, в то же время в значительной мере определяется традиционными этнокультурными факторами: разные новообразования ценностно-ориентированных идентификаций взаимодействуют друг с другом по типу кругов Л. Эйлера, по модели конъюнкции. Модель предполагает множественность вариаций из идентификаций: с родом (этносом); с Дагестаном как с родственной в этнокультурном отношении социально-политической общностью (так называемая малая Родина); с Россией как большой Родиной; с мировым сообществом. В то же время осуществляется идентификация отдельного человека с самим собой как уникальной личностью. Модель конъюнкции, которая выстраивается в соответствии с внешними условиями многоуровневых идентификаций и внутренней позицией каждого человека как уникальной личности, показывает особенности самосознания личности с его этническим компонентом.
- Многоуровневая многоплановая структура, состоящая из взаимосвязанных между собой идентификаций - от этнической (родовой, джамаатской), межэтнической (общедагестанской) до общероссийской и в настоящее время - общепланетарной составляет основную особенность самосознания современных дагестанцев. Совершенствуясь в процессе истории на основе самоопределения этнической принадлежности через межэтнические отношения в ходе взаимодействия с представителями других этносов, живущих на сопряженных и общих территориях, народы Дагестана сегодня тяготеют к единой общей модели самосознания. В первую очередь осуществляется идентификация со своим этносом и этносами, проживающими в едином геоисторическом пространстве. При этом возникающие типы самосознания личности дагестанца могут быть многовариативны, что объясняется выраженной разнонаправленностью ценностных ориентаций. Особенностью самосознания современных дагестанцев, на фоне расширения идентичности до масштаба общечеловеческих ценностей, является сохранение этнорегиональной, общедагестанской, общероссийской идентичностей, а также возрождение родовых, джамаатских ориентаций и выраженной идентификации в этой сфере.
- Этническое самосознание дагестанцев характеризуется универсальным (общедагестанским) моральным сознанием, связанным с общностью традиций, сложившихся в условиях одновременного повышенного конфликтогенного потенциала и вынужденной консолидации. Особенности морального самосознания дагестанцев зависят от этнокультурных ценностей: в культуре Дагестана особо выражены партикуляризм и традиционализм, которые обусловливают собой феномен двойной морали, способствующий сохранению многих, сложившихся в истории стереотипов, в том числе и негативных (кровная месть, эндогамия и пр.). В моральном сознании отчетливо выражены гендерные различия: они проявляются практически во всех категориях морального сознания - в ценностных ориентациях и принципах; в представлениях о мужских и женских достоинствах и пороках; в решении моральных дилемм; в представлениях о нормах тактичности; в особенностях моральных суждений в целом. Это касается всех аспектов морального сознания (этики профессиональной деятельности; этики семейных отношений; биомедицинской и экологической этики).
- Смыслы и цели жизни, как категории морального сознания, в целом отражают ценности традиционной родовой коллективистской культуры и лежат в социальной плоскости: удачно жениться (выйти замуж) и родить детей; построить дом; занять достойное место в обществе. Анализ смыслов жизни дагестанской молодежи позволил разделить юношей и девушек на традиционалистов и интегратистов. Традиционалисты составляют большую часть молодежи: они консервативны, ригидны, живут по алгоритму в условиях внешней зависимости поведения от общественнозначимых ценностей. Среди них - религиозные юноши и девушки, в число которых входят как умеренные, так и ортодоксальные исламисты-тарикатисты (традиционный ислам) и исламисты крайнего (радикального) толка - ваххабиты. Ортодоксальные исламисты и ваххабиты в условиях аккультурации избирают сепарацию как традиционно приоритетную стратегию поведения. Меньшую по численности, но значительную по степени воздействия часть молодежи составляют интегратисты. В их среде можно выделить прогрессистов, характерной особенностью самосознания которых является направленность на ценности индивидуалистской культуры с присущим ей чувством личности, тяготением к личной свободе и отстаиванием прав перед этносом и государством. Интегратисты в условиях глобализации избирают интеграцию как наиболее приемлемую и эффективную стратегию поведения.
- Возрождение исламской и появление новой ваххабитской идентичностей составляет особую психологическую проблему в условиях всеобщей интеграции. Значительно увеличилось число молодых людей всех этносов, обоих полов, идентифицирующих себя с исламистами-радикалами через отрицание догм, обрядов традиционного ислама, соблюдение религиозных, кардинально отличных от привычных для дагестанцев, норм общения и поведения. Эта молодежь исповедует отчуждение от любых светских развлечений, аскетический образ жизни, выраженную внешнюю знаковую представленность: в специфике речи, в одежде, прическе и поведении. Новая идентичность ваххабитской ориентации проявляется в отчуждении от представителей, разделяющих иные ценностные ориентации. Ваххабизм играет дезинтеграционную роль в ассимиляционных процессах и чинит препятствия на пути идентификации дагестанцев с Россией и со всеми другими народами, не входящими в умму (мусульманское мировое сообщество). В то же время отмечаем, что поставленная в начале работы гипотеза о возможном росте числа индифферентных к религии дагестанцев в эпоху интенсификации интеграционных процессов не подтвердилась, скорее наоборот, среди молодежи выявилось меньше неверующих и индифферентных к религии, чем среди взрослых дагестанцев, что говорит о тенденции роста конфессионального компонента в этническом самосознании.
1.Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание дагестанцев на пороге XXI века: Монография / З.М. Гаджимурадова. – Махачкала: Юпитер, 2002. – 196 с. – 11,6 п.л.
2.Гаджимурадова З.М. Моральное самосознание студенческой молодежи двух культур: дагестанская и русская традиции: Монография / З.М. Гаджимурадова, А.А. Хвостов. – М.: Прометей, 2005. – 292 с. – 18,25 п.л. (50% личного участия).
3.Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание личности: структура, содержание, генезис: Монография / З.М. Гаджимурадова. – М.: Прометей, 2006. – 228 с. – 14,25 п.л.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК:
4.Гаджимурадова З.М. Этностереотипы старшего поколения Дагестана / З.М. Гаджимурадова // Развитие личности. – 1998. – №3. – С. 102–121. – 1,2 п.л.
5.Гаджимурадова З.М. Дагестанская молодежь в поисках смысла жизни / З.М. Гаджимурадова // Развитие личности. – 2005. – №1. – С. 122–132. – 0,6 п.л.
6.Гаджимурадова З.М. Этика семейных отношений двух культур: проблема толерантности в семейных браках / З.М. Гаджимурадова, А.А. Хвостов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2006. – Т.12. – №1. – С. 256–259. – 0,6 п.л. (80% личного участия).
7.Гаджимурадова З.М. Моральные суждения студенческой молодежи Дагестана / З.М. Гаджимурадова // Развитие личности. – 2007. – №1. – С. 122–131. – 0,6 п.л.
8.Гаджимурадова З.М. Моральное самосознание трех культур: китайская, русская, дагестанская молодежь / З.М. Гаджимурадова, Е.В. Афонасенко, А.А. Хвостов // Развитие личности. – 2007. – №1. – С. 112–122. – 0,9 п.л. (30% личного участия).
9.Гаджимурадова З.М. Проблемы биоэтики в моральном сознании представителей разных культур (русские и дагестанцы, XXI в.) / З.М. Гаджимурадова // Мир психологии. – 2007. – №3 (51). – С. 187–191. – 0,5 п.л.
10.Гаджимурадова З.М. Этика трудовых отношений трех культур: китайская, русская и дагестанская традиции / З.М. Гаджимурадова, А.А. Хвостов, Е.В. Афонасенко // Развитие личности. – 2007. – №2. – С. 144–161. –1,2 п.л. (30% личного участия).
Статьи в научных и научно-методических сборниках, периодических изданиях, тезисы докладов:
11.Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание дагестанцев в условиях глобализации общества: психологический аспект / З.М. Гаджимурадова // Проблемы сохранения толерантности в условиях полиэтнического и многоконфессионального региона. Материалы всероссийской научно-практической конференции, 12-13 апреля 2007 г. – Махачкала: ДНЦ РАН, 2007. – С. 280–287. – 0,4 п.л.
12.Гаджимурадова З.М. К проблеме развития этнического самосознания личности в эпоху глобализации / З.М. Гаджимурадова // Этнопсихологичекские проблемы в современном мире: Материалы международной научно-практической конференции. Благовещенск, 1 ноября, 2007 г. / Отв. ред. Е.К. Афонасенко. – Благовещенск: БГПУ, 2007. – Вып. II. – С. 23–31. – 0,4 п.л.
13.Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание молодежи Дагестана в его соотнесении с этностереотипами старшего поколения / З.М. Гаджимурадова // Вестник Дагестанского государственного педагогического университета. – 2002. – №2. – С. 10–17. – 0,6 п.л.
14.Гаджимурадова З.М. Влияние быстрых социальных изменений на развитие молодежного самосознания / З.М. Гаджимурадова // Социально-политические процессы в республике Дагестан. Материалы республиканской научно-практической конференции, 30 ноября 2001 г. – Махачкала: ДГПУ, 2002. – С.196–199. – 0,4 п.л.
15.Гаджимурадова З.М. Психология безопасности личности в условиях глобализации общества / З.М. Гаджимурадова // Этнополитическая безопасность юга России в условиях глобализации. Материалы Всероссийской научной конференции, 18-20 сентября 2007 г. – Махачкала: ДНЦ РАН, 2007. – С. 278–284. – 0,4 п.л.
16.Гаджимурадова З.М. К проблеме воспитания толерантных отношений в молодежной среде / З.М. Гаджимурадова // Этнопсихологические парадигмы в социокультурном пространстве Сев. Кавказа: проблемы, опыт, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции, 21-23 апреля 2005. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005. – С. 93–102. – 0,5 п.л.
17.Гаджимурадова З.М. Толерантность как основа социальной безопасности в полиэтнических общностях / З.М. Гаджимурадова // Материалы IV съезда РПО, 18-21 сентября 2007. Том 1. – М.; Ростов-на-Дону: Кредо, 2007. – С. 259. – 0,1 п.л.
18.Гаджимурадова З.М. Эволюция этнического самосознания народов Дагестана в XX в. / З.М. Гаджимурадова // Материалы VII конгресса этнографов и антропологов России, 9-14 июля, 2007 г. – Саранск, 2007. – С. 171–172 – 0,2 п.л.
19.Гаджимурадова З.М. Особенности развития самосознания в условиях полиэтнической среды / З.М. Гаджимурадова // Сб. науч. трудов ДГПУ. – Махачкала: ДГПУ, 2006. – С. 68–74. – 0,4 п.л.
20.Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание как элемент структуры самосознания личности / З.М. Гаджимурадова // Вестник ДГУ. – 2006. – Вып.3. – Махачкала: ДГУ, 2006. – С. 56–63 – 0,5 п.л.
21.Гаджимурадова З.М. Молодежная субкультура как фактор развития самосознания личности / З.М. Гаджимурадова // Вестник ДГПУ. – 2003. – №4. – С. 68–80. – 0,7 п.л.
22.Гаджимурадова З.М. Личность в условиях переустройства миропорядка / З.М. Гаджимурадова // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003. – Т.2. – СПб., 2003. – С. 430. – 0,1 п.л.
23.Гаджимурадова З.М. Влияние этногенетических мифов на этническое самосознание дагестанцев / З.М. Гаджимурадова, М.В. Макарова // Интеграция науки и образования – важнейший фактор развития высшей школы. Материалы научной сессии преподавателей и сотрудников ДГПУ. – Махачкала: ДГПУ, 2003. – 238–244 с. – 0,4 п.л. (70% личного участия).
24.Гаджимурадова З.М. Символы этнического самосознания / З.М. Гаджимурадова, М.В. Макарова // Психологическая служба в образовании: опыт проблемы, перспективы. Материалы конференции, 24-25 октября 2003 г. – Махачкала, 2004. – С. 64–70. – 0,4 п.л. (70% личного участия).
25.Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание в современных условиях / З.М. Гаджимурадова // Этнопсихологические проблемы в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции. – Благовещенск: БГПУ, 2006. – Вып.I – С.52–58 . – 0,4 п.л.
26.Гаджимурадова З.М. К проблеме психологического содержания этнической идентичности / З.М. Гаджимурадова, Р.А. Луговой // Вестник ДГПУ. – 2004. – №5. – С. 50–55. – 0,4 п.л. (70% личного участия).
27.Гаджимурадова З.М. Влияние религиозного самосознания на жизненные ценности дагестанской молодежи / З.М. Гаджимурадова, Н.У. Ягияева // Формирование мировоззрения учащейся молодежи в многоконфессиональном регионе: задачи, опыт, проблемы и пути их решения. Материалы всероссийского научно-практической конференции Даггосуниверситета, 30 ноября 2006 г. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006. – С. 120–128. – 0,4 п.л. (80% личного участия).
28.Гаджимурадова З.М. К вопросу о развитии этнической субкультуры дагестанской молодежи / З.М. Гаджимурадова // Проблема перехода на многоуровневую подготовку кадров. Материалы научно-практической конференции. – Махачкала: ДГПУ, 1993. – С. 106–108. – 0,2 п.л.
Учебно-методологические работы:
29.Гаджимурадова З.М. Самостоятельный научный и учебный труд студентов. Программа спецкурса / З.М. Гаджимурадова. – Махачкала: ИУУ, 1999. – 28 с. – 1 п.л.
30.Гаджимурадова З.М. Этнопсихология. Программа спецкурса / З.М. Гаджимурадова. – Махачкала: Бари, 2000. – 28 с. – 1 п.л.
31.Гаджимурадова З.М. Юридическая психология. Программа спецкурса / З.М. Гаджимурадова. – Махачкала: Бари, 2000. – 32 с. – 1 п.л.
32.Гаджимурадова З.М. Индивидуальное консультирование. Пособие для школьных психологов / З.М. Гаджимурадова. – М.: ИУУ, 1996. – 31 с. – 1,2 п.л.
33.Гаджимурадова З.М. Социальная психология. Программа курса / З.М. Гаджимурадова. – Махачкала: Юпитер, 2005. – 24 с. – 1 п.л.