Научная тема: «ПСИХОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ, УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ»
Специальность: 19.00.07
Год: 2007
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Глобальные, принципиально значимые изменения условий существования и функционирования современного человека, реально связанные с усложнением его просоциальной деятельности, типов, форм общения, увеличением физических возможностей и интеллектуальной напряженности, значительно расширяют пространство гражданской активности человека. Это актуализирует необходимость углубления ее осмысления в собственно личностном проявлении.
  2. За последние 20-25 лет произошли значительные изменения в развитии человека, его мотивационно-потребностной сфере, ценностных ориентациях, возможностях действия, взаимодействия и пр., то есть изменился сам субъект гражданской активности.
  3. Преобразования в обществе, вычленение, с одной стороны, задач качественно нового характера и объема; а с другой - осмысление особой роли человека «как геологической силы» биосферы, определяют необходимость понимания и «измерения» гражданской активности.
  4. Серьезный прорыв, который произошел в понимании человека, его психических особенностей, личностных качеств, деятельностной сущности, объективно обусловливает потребность глубокого познания гражданской активности как важнейшей характеристики бытия человека.
  5. Гражданская активность приобретает принципиально новую значимость не только в характеристике индивида, личности, но и в определении человека как субъекта действия, что требует не просто вычленения ее характерных особенностей, но выделения, объяснения и понимания особой природы гражданской активности.
  6. Существующие понятия гражданской активности, в которых ее определение связывается лишь с введением дополнительных характеристик ее к активности вообще (при всей их глубине и значимости) не обеспечивают отражение и раскрытие смысла, сущности гражданской активности в ее целостности как особого феномена.
  7. Гражданская активность, связанная с высоким уровнем просоциальной деятельности, представляет собой самостоятельное явление и определяется в особых характеристиках, свойственных гражданскому обществу.
  8. Гражданская активность как особое личностное качество выступает целостным в своей структурно-содержательной и субстанциональной сущности явлением и поэтому имеет свои законы «функционирования» и развития.
  9. Гражданская активность в своей структурно-содержательной представленности заключает особое пространство движения на дистанции гражданская активность - гражданская пассивность, предполагающее разные уровни, формы, типы его выполнения-заполнения и реализации.
  10. Гражданская активность - динамичный и сложно-структурный феномен, включающий обязательные конструкты ее процессуального осуществления: граждански активное отношение, ориентационная гражданская активность и др. (действенность которых наиболее четко проявляется в стрессовых ситуациях).
  11. Гражданская активность имеет целый ряд специфических особенностей. Это полиструктурность, исторические изменения, изменения в ходе онтогенеза (при качественном росте и приобретении новых психических образований ее носителя - индивида) и т.д.
  12. Значимым свойством гражданской активности выступает ее многоканальное осуществление, когда, в частности при проявлении субъектом любой гражданской активности, выполняются сложные процессы в рамках психической активности, не связанные с выполнением конкретного действия.
  13. Важнейшим свойством гражданской активности является ее саморазвитие.
  14. В жизнедеятельности человека, охватывающей все виды, типы и уровни гражданской активности, именно просоциальная деятельность в ее самом широком понимании, полагающая наличие предмета, цели, мотива, предполагающая возможность проектирования, реализующая разнообразные формы взаимодействия индивидов, обеспечивающая их развитие, саморазвитие наиболее полнокровно и гармонично реализует специфику гражданской активности.
Список опубликованных работ
1.Семенюк Л.М. Психология гражданской активности (особенности и условия развития) – М.- Воронеж, 2006, 19 п.л.

2.Семенюк Л.М. Характер агрессивного поведения современных подростков // Советская педагогика, 1991, № 12, 1 п.л.

3.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции // Мир психологии – М., 1994, № 0, 1,5 п.л.

4.Семенюк Л.М. Взаимосвязь просоциальной деятельности и гражданской активности // Мир психологии, 2004, № 3, 0,75 п.л.

5.Семенюк Л.М. Осуществление гражданской активности в неадаптивном варианте // Мир образования и образование в мире, 2004, № 6, 1 п.л.

6.Семенюк Л.М. Сущностные характеристики гражданской активности // Мир образования и образование в мире, 2006, № 4, 1,5 п.л.

7.Семенюк Л.М. Психокультурная специфика гражданской активности // Известия Российской академии образования. 2006, № 4, 1,25 п.л.

8.Семенюк Л.М. Субъект и субъектность в определении гражданской активности // Мир образования и образование в мире, 2007, № 1, 1 п.л.

9.Семенюк Л.М. Пространство гражданская активность – гражданская пассивность – антигражданская активность // Мир образования и образование в мире, 2007, № 3, 1,5 п.л.

10.Семенюк Л.М. Пути и формы воспитания трудных подростков // Проблемы воспитания школьников – Кишинев, 1987, 1 п.л.

11.Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста – М., 1991, 6 п.л.

12.Семенюк Л.М. Методы изучения агрессивности подростков – М., 1991, 4 п.л.

13.Семенюк Л.М. Психологические условия коррекции агрессивного поведения – М., 1991, 9 п.л.

14.Семенюк Л.М. Агрессивность подростка как почва для конфликта с окружающими // Предупреждение и преодоление конфликтов в школе – М., 1991, 1 п.л.

15.Семенюк Л.М. Специфика агрессивного поведения подростков разного пола // Психология отклоняющегося поведения подростков – М., 1991, 0,75 п.л.

16.Семенюк Л.М. Дифференцированный анализ агрессивного поведения подростков // Психология отклоняющегося поведения подростков – М., 1991, 1 п.л.

17.Семенюк Л.М. Особенности межличностных отношений детей разной национальности // Национальное самоопределение – М., 1992, 1,5 п.л.

18.Семенюк Л.М. Что важно знать учителю об агрессивности и тревожности подростка – М., 1992, 5 п.л.

19.Семенюк Л.М. Педагогам о подростках // Мактаби Совети – Душанбе, 1992, 2 п.л.

20.Семенюк Л.М. Мамы и папы, будьте внимательны к подростку // В обществе подростка – М., 1992, 1 п.л.

21.Семенюк Л.М. Воспитание подростков и старшеклассников. Организация и оценка эффективности // Агрессивность подростков и пути ее коррекции – М., 1992, 1,5 п.л.

22.Семенюк Л.М. Новое видение подростками межэтнических проблем // Нации разные. Но мир един – М., 1992, 0,8 п.л.

23.Семенюк Л.М. Межэтнический конфликт: причины, условия преодоления // Свобода или воля – Кишинев. 1994, 0,9 п.л.

24.Семенюк Л.М. Проблемы возрастной психологии // Хрестоматия по возрастной психологии – М., 1994, 1996, 1999, 2001, 2004, 2006, 12 п.л.

25.Семенюк Л.М. Самопонимание как психологическое условие преодоления девиантного поведения детей – М., 1997, 9 п.л.

26.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции – М., 1996, 2004, 2006, 11 п.л.

27.Семенюк Л.М. Человек на сломе цивилизации // Проблемы современного человекознания – М., 2003, 1 п.л.

28.Семенюк Л.М. Сравнительный анализ взаимоотношений российской и немецкой молодежи – Берлин, 2003, 1,5 п.л.

29.Семенюк Л.М. Тревожность современных детей и пути ее преодоления – Берлин, 2003, 1 п.л.

30.Семенюк Л.М. Пространство гражданская активность – антигражданская активность (агрессивность) -- М., 2003, 6,5 п.л.

31.Семенюк Л.М. Гражданская активность в сфере психологических знаний – М., 2003, 3 п.л.

32.Семенюк Л.М. Сущностные характеристики гражданской активности – Нижний Новгород, 2004, 7,7 п.л.

33.Семенюк Л.М. Специфика гражданской активности – пассивности – антигражданской направленности – М., 2004, 6 п.л.

34.Семенюк Л.М. Соотношение гражданской активности и готовности // Психология развития человека как личности – М., 2004, 1 п.л.

35.Семенюк Л.М. Взаимодействие гражданской активности, ответственности и саморегуляции // Проблемы психического развития растущего человека – М., 2005, 1,5 п.л.

36.Семенюк Л.М. Моменты, обеспечивающие гражданскую активность подростков и юношества // Социализация растущих людей – состояние и условия оптимизации – М., 2005, 2 п.л.

37.Семенюк Л.М. Психокультурная специфика гражданской активности – Нижний Новгород, 2005, 7,8 п.л.

38.Семенюк Л.М. Агрессивность как проявление антигражданской активности – М., 2005, 4, 5 п.л.

39.Семенюк Л.М. Пути и возможности коррекции антигражданской активности – М., 2006, 3 п.л.

40.Семенюк Л.М. Гражданская активность в становлении личности растущего человека – М., 2006, 11 п.л.