- Сложность феноменологии образования обусловила формирование проблематики его организационно-психологической реальности, находящейся на стыке нескольких областей научного знания - психологии, педагогики и менеджмента. Организационная психология образования рассматривается в качестве непосредственного результата генерирования ведущих идей научной организации педагогического труда и гуманизации образования, разрушивших представления о неизменности организационных подходов к функционированию образования.
- Организационная психология образования - направление психологического знания, в центре которого находится феноменология организационного поведения субъектов образования. Организационное поведение субъектов образования представляет собой сложноорганизованное и многоаспектное психологическое образование, конституируемое управленческими, обеспечивающими и инновационными процессами, оказывающее непосредственное влияние на эффективность образования.
- Организационно-психологическая реальность образования основана на проявлениях феноменологических коррелятов времени, культуры и безопасности, которые поддерживают различные аспекты построения и функционирования образования. Реальность времени посредством соответствующей ей феноменологии задает направление организации образования, реальность культуры - его содержание, реальность безопасности - форму реализации организационно-образовательной действительности.
- Современные психологические практики обладают эффективным опытом сопровождения обеспечивающего компонента организационной реальности образования. Привлечение имеющихся в них технологий для оптимизации управленческих и инновационных процессов в образовании является перспективным резервом его развития. В свою очередь, идеи организационной психологии образования выступают основанием развития психологических практик.
- Организационная реальность образования является сложным психологическим феноменом, многокомпонентность и многоаспектность которого формирует противоречивость его проявлений. Она включает в себя организационную деятельность своих субъектов и переживание ими полученных извне влияний. Организационно-психологическая деятельность субъектов образования интегрирует комплекс компонент, которые непосредственно влияют на эффективность образования. Организационно-психологическое воздействие в отношении субъектов образования представляет собой обращенное на них сложно содержательно и структурно оформленное воздействие ряда факторов, ядро которых составляют управленческие влияния, порождающие собой комплекс психологических феноменов широкого спектра субъектной представленности.
- Организационно-психологическая реальность образования поддается экспертному анализу, в качестве основных составляющих которого выступают оценки морально-психологического микроклимата подразделений системы образования, готовности ее субъектов к инновациям и личности руководителя конкретной образовательной структуры.
1. Хребина С.В. Организационная психология образования: феноменология и концепция развития: Монография. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2007. – 288с. – 16,7 п.л.
2. Хребина С.В. Психологическая служба в детском саду (аспект организации). - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. – 34 с. – 2,1 п.л.
3. Хребина С.В. Организация психологической службы. Методическое пособие для студентов. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. – 24 с. – 1,5 п.л.
4. Хребина С.В. Психология труда. Методическое пособие для студентов. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. – 63 с. – 3,9 п.л.
5. Хребина С.В. Психологическая служба как условие эффективной воспитательной работы в вузе. Методическое пособие. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2003. – 109 с. – 6,9 п.л.
II. Статьи, опубликованные в журналах, согласно перечню ВАК:
6. Хребина С.В. Профессионализм педагога как условие личностно-развивающего взаимодействия //Известия Таганрогского радиотехнического университета. Тематический выпуск «Психология и педагогика». - 2006. - №1(56). – С. 90–94. – 0,4 п.л.
7. Хребина С.В. Понятие «взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии. // Известия Таганрогского радиотехнического университета. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – 2006. - №13 (68). – С. 155-160. – 0,4 п.л.
8. Хребина С.В. Организационная психология образования в системе научных идей организации педагогического труда. // Известия Таганрогского радиотехнического университета. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – 2006. - №14 (69). – С. 74-80. – 0,5 п.л.
9. Хребина С.В. Личностно развивающее образование как сфера приложения организационной психологии. // Гуманизация образования. Международный научно-практический журнал. - 2006. - № 4. – С. 22-26. - 0,4 п.л.
III. Статьи:
10. Хребина С.В. Организация подготовки практического психолога для работы в дошкольных учреждениях // Технология развития педагогического творчества: сборник научных работ / Под ред. проф. И.П. Раченко. – Пятигорск: Изд-во ПГПИИЯ, 1994. – С. 36-42. – 0,3 п.л.
11. Хребина С.В. К вопросу об определении предмета и цели исследования // Технология развития педагогического творчества: сборник научных работ / Под ред. проф. И.П. Раченко. – Пятигорск: Изд-во ПГПИИЯ, 1994. – С. 122-126. – 0,3 п.л.
12. Хребина С.В. О некоторых общеметодологических предпосылках создания психологической службы // Актуальные проблемы образовательных дисциплин и прикладных исследований в ВУЗе: Межвузовский сборник научных работ. – Ессентуки: ЕИУБиП, 1998. – С. 102-105. – 0,3 п.л.
13. Хребина С.В. К вопросу об организации процесса самоопределения личности студента // Организация и управление образовательной, научной и производственной деятельности: Межвузовский сборник научных работ. – Ессентуки: ЕИУБиП, 1998. – С. 104-108. – 0,3 п.л.
14. Хребина С.В. Развитие социальной психологии в России во второй половине XX столетия // Россия на рубеже тысячелетия: Общество, наука, образование. – Пятигорск. -2002. - Выпуск 1. – С. 157-161. - 0,3 п.л.
15. Хребина С.В. Интеграция психологической науки и образовательной практики // Ученые вузов – региону КМВ в высшей школе. Материалы регионального научно-практического семинара. – Пятигорск. – 2002. – С. 187-191. - 0,3 п.л.
16. Хребина С.В. Социально-психологические условия развития личности студента // Россия на рубеже тысячелетий: общество, наука, образование: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск II. – Пятигорск. – 2003. – С. 148-152. - 0,4 п.л.
17. Хребина С.В. Теоретическая модель психологической службы детского образовательного учреждения // Развитие личности как стратегия гуманизации образования. Материалы межрегиональной научно – практической конференции.- Москва: Изд-во Алекса.- 2003. - С. 248-252. - 0,4 п.л.
18. Хребина С.В. Психологическая культура педагога как фактор конструктивных отношений с учащимися // Психологическая культура личности. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. – С. 259-262. - 0,4 п.л.
19. Хребина С.В. Психологические подходы к развитию личности в образовательном процессе // Личность и бытие: субъективный подход. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар. - 2004. – С. 220-225. - 0,4 п.л.
20. Хребина С.В. Психологическая служба вуза и студенты – первокурсники // Студенчество: Диалоги о воспитании. – 2003. - № 6 (12). - 0,3 п.л.
21. Хребина С.В. Развитие личности студентов посредством педагогического взаимодействия в вузе // Развитие личности как стратегия гуманизации образования. Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2004. – С. 166-170. - 0,3 п.л.
22. Хребина С.В. Развитие и воспитание личности студента в условиях современного высшего образования // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тезисы XII годичного собрания Южного отделения РАО и XXIV психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2005. -Часть III. – С. 105-109. – 0,3 п.л.
23. Хребина С.В. Влияние личностного потенциала педагога на характер педагогического взаимодействия // Россия на рубеже тысячелетий: общество, наука, образование. Межвузовский сборник научных трудов. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2005.- Выпуск 4. – С. 130-136. – 0,4 п.л.
24. Хребина С.В. Психологические механизмы педагогического взаимодействия как условие успешного обучения // Классическое лингвистическое образование в современном мультикультурном пространстве – 2: Материалы Международной научной конференции. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2006. – Часть II. - С. 170-176. – 0,4 п.л.
25. Хребина С.В. Формирование субъектности личности в образовательной среде // Университетские чтения – 2006: Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2006. - Часть VII. – С. 302-308. – 0,4 п.л.
26. Хребина С.В. Предпосылки развития организационной психологии в образовании // Сборник научных трудов «Личность как субъект управленческой деятельности». – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2007. – С. 309-327 – 1,2 п.л.
27. Хребина С.В. Образование как организационно-психологический феномен // Университетские чтения – 2007: Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2007. - Часть VII. – 0,5 п.л.
28. Хребина С.В. Транслирование субъектности в педагогическом взаимодействии // Университетские чтения – 2004. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. - Часть III. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. – С. 85-88. – 0,3 п.л.
IV. Тезисы докладов и выступлений:
29. Хребина С.В. Основные направления организации деятельности практического психолога в дошкольном учреждении // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: Тезисы докладов XIV научно – практической конференции вузов Юга России. – Карачаевск: Изд-во КЧПИ, 1995. Часть II. – С. 33-34. – 0,1 п.л.
30. Хребина С.В. Основные направления деятельности практического психолога по работе с родителями в детском саду // Психологическое знание – база развивающей стратегии образования. Краевая научно-практическая конференция по практической психологии. Сборник материалов. – Ставрополь: Изд-во ИРО, 1995. Часть II. – С. 4-5. – 0,1 п.л.
31. Хребина С.В. Влияние психологической компетентности родителей на развитие личности дошкольника // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: Тезисы докладов III- годичного собрания Южного отделения РАО и XV региональных психолого – педагогических чтений Юга России. – Ростов – н/Д: Изд-во РГПУ, 1996. Часть 1 . – С.207 – 0,1 п.л.
32. Хребина С.В. Организационное развитие психологической службы в дошкольном учреждении //Технология развития педагогического творчества: сборник научных работ /Под ред. И.П. Раченко. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. – С. 62-64. – 0,2 п.л.
33. Хребина С.В. К вопросу о реализации личностно-развивающего взаимодействия в дошкольных образовательных учреждениях // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: Тезисы докладов IV – годичного собрания Южного отделения РАО и XVI региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1997. Часть I . – С. 174-175. – 0,1 п.л.
34. Хребина С.В. Структурная модель системной организации службы практического психолога в дошкольном учреждении //Технология развития педагогического творчества: сборник научных работ /Под ред. И.П. Раченко. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1997. – С. 86-88. – 0,2 п.л.
35. Хребина С.В. Роль психологической компетентности педагога в создании условий личностного развития ребенка в дошкольных образовательных учреждениях // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: Тезисы докладов V – годичного собрания Южного отделения РАО и XVII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1998. Часть I. – С. 65-66. – 0,1 п.л.
36. Хребина С.В. Этнопсихологическое воспитание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях // Интегративная антропология и этнопсихология в современном научном пространстве: Тезисы II Международного конгресса по программе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1998. – С. 115. – 0,1 п.л.
37. Хребина С.В. Перспективы организационного развития службы практической психологии //Технология развития педагогического творчества: сборник научных работ /Под ред. И.П. Раченко. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1998. – С. 43-44. – 0,2 п.л.
38. Хребина С.В. Проблема профессионального самоопределения личности студента как направление психологической службы вуза // Вопросы научно-исследовательской работы и образовательной практики высшей школы: Межвузовский сборник научных работ. – Ессентуки: ЕИУБиП, 1999. – С. 60-62. – 0,2 п.л.
39. Хребина С.В. Служба практической психологии как детерминанта личностного развития ребенка // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: Тезисы докладов VI-годичного собрания Южного отделения РАО и XVIII региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов-н/Дону - Пятигорск: Изд-во РГПУ-ПГЛУ, 1999. – Часть I. – С. 95. – 0,1 п.л.
40. Хребина С.В. Перспективы взаимодействия практического психолога с педагогическим коллективом // Психологическое знание – база развивающего образования. Тезисы докладов II Всероссийской научно-практической конференции по психологии. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1999. – С. 160-162. – 0,1 п.л.
41. Хребина С.В. Функционирование психологической службы в ВУЗе // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: Тезисы докладов VII годичного собрания Южного отделения РАО и XIX региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов – н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. – Часть I. – С. 141-142. – 0,1 п.л.
42. Хребина С.В. Роль психологической службы в развитии мотивационной сферы студента // Практическая психология на рубеже веков: итоги и перспективы. Материалы зимней научно-практической конференции по психологии.- Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2000. – С. 15-17. – 0,2 п.л.
43. Хребина С.В. К вопросу о системной организации службы практической психологии в высшей школе // Технология развития педагогического творчества: сборник научных работ /Под ред. И.П. Раченко. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2000. – С. 32-33. – 0,2 п.л.
44. Хребина С.В. Сравнительный анализ процесса самоопределения личности студента в вузе // Новая парадигма образования и науки в высшей школе: Межвузовский сборник научных трудов. - Ессентуки: Изд-во ЕИУБиП, 2000. – С. 73-75. – 0,2 п.л.
45. Хребина С.В. Развитие познавательной активности студента // Методика, педагогика, психология. Тезисы докладов международной конференции «Когнитивная парадигма». – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2000. – С. 133. – 0,1 п.л.
46. Хребина С.В. Интегративный подход к организации психологической службы студентов в вузе // Технология развития педагогического творчества: сборник научных работ /Под ред. И.П. Раченко. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. – С. 64-66. – 0,2 п.л.
47. Хребина С.В. Возможности использования нейролингвистического программирования в современной психологической практике // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Тезисы докладов VIII-годичного собрания Южного отделения РАО и XX региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов – н/Д: Изд-во РГПУ, 2001. – Часть I. - С. 90-91. – 0,2 п.л.
48. Хребина С.В. Стратегия развития психологической службы в высшей школе // Вестник ПГЛУ. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. - № 4. – С. 67-70. – 0,3 п.л.
49. Хребина С.В. Внедрение психологической практики в высшей школе // Творческий поиск: «Интегративная педагогика»: межвузовский сборник научных трудов. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. – С. 46-47. – 0,1 п.л.
50. Хребина С.В. Значение теории и практики педагогической психологии в России ХХ столетия // Университетские чтения – 2002. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. – Часть III. – С. 47-50. - 0,2 п.л.
51. Хребина С.В. Психологическое обеспечение эффективной адаптации студентов первого курса высшего учебного заведения //Университетские чтения – 2002. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. – Часть III. – С. 50-52. - 0,2 п.л.
52. Хребина С.В. Трансформация идеи личности в юридической психологии // Развивающая личность в системе высшего образования в России. Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции /Под ред. И.Б.Котовой. - Ростов – н/Д: Изд-во РГПУ, 2002 г. – Часть III. – С. 191-193. – 0,3 п.л.
53. Хребина С.В. Становление и реализация личностного принципа в отечественной психологии // Университетские чтения – 2003. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2003. – С. 154-157. – 0,2 п.л.
54. Хребина С.В. Развитие личности студента в процессе обучения в вузе средствами психологической службы // Университетские чтения – 2003 г. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ.- Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2003. - Часть III. – С. 152-154. – 0,2 п.л.
55. Хребина С.В. Основные направления деятельности психологической службы ПГЛУ по развитию личностного потенциала студентов // Экология образовательного пространства. Материалы IV Зимней научно-практической психологической сессии. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2003. – С. 294. – 0,1 п.л.
56. Хребина С.В. Психологическая служба как одно из условий поддержки развития и воспитания личности студента в вузе // Традиционная культура как действенное средство патриотического воспитания, формирования культуры межнациональных отношений и согласия в студенческой среде. Материалы Всероссийской конференции. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2003. – С. 162-163 – 0,2 п.л.
57. Хребина С.В. Перспективы развития психологической службы в высшей школе // Материалы III Всероссийского съезда практических психологов образования. - Москва. - 2003. – 0,2 п.л.
58. Хребина С.В. Педагогическое взаимодействие как источник развития субъектов образовательной деятельности // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: Тезисы докладов XI годичного собрания Южного отделения РАО и XXIII психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004. – Часть I. - С. 212. – 0,1 п.л.
59. Хребина С.В. Условия и способы транслирования субъектности учителя в педагогическом взаимодействии // Материалы V зимней научно-практической психологической сессии. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. – 0,1 п.л.
60. Хребина С.В. Педагогическое общение как форма взаимодействия педагога с учащимися // Интегративная антропология, когнитивная психология, этнопсихология и экопсихология. Материалы IV Международного конгресса по программе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». Симпозиум XI. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2004. – С. 156-158. – 0,3 п.л.
61. Хребина С.В. Способы и условия трансляции субъектных характеристик учителя в процессе педагогического взаимодействия // Университетские чтения – 2005. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. - Часть IV.- Пятигорск, Изд-во ПГЛУ, 2005 – С. 125-127. – 0,3 п.л.
62. Хребина С.В. Условия и способы транслирования субъектности учителя в педагогическом взаимодействии //Психологическое образование как система психотехник развития личности: материалы V зимней научно-практической психологической сессии. - Пятигорск, Изд-во ПГЛУ, 2005. – С. 169-170. – 0,2 п.л.