Научная тема: «СХЕМА И ФОН: ИНТРОЕКЦИЯ В НЕОДНОРОДНОМ СЕМИОТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Специальность: 19.00.01
Год: 2007
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Интегративная модель смыслообразования включает в себя механизмы интроекции схем (когнитивных структур) и фона (фоновых культурных знаний) в неоднородном семиотическом пространстве, в качестве которого может рассматриваться образовательный контекст. В данной модели смыслообразование представлено взаимодействием, направленным на формирование личностных смыслов (смысл собственной деятельности, интроспекция, рефлексия).
  2. Образовательное пространство как неоднородное (знания, умения, навыки) семиотическое пространство, обладает значительным смыслообразующим потенциалом. Основанием для взаимодействия обучаемого и обучающего в рамках образовательного пространства является соответствие (совпадение) их смысложизненных ориентаций.
  3. В рамках неоднородного семиотического пространства в качестве наиболее полярных мыслеобразных и психо-семантических конструктов выделяются схема как базовый и устойчивый конструкт и фон как реминисцирующий и актуализируемый в схеме. Иностранный язык, использованный как материал для экспериментального обучения, представляется наиболее показательным в контексте приобщения к определенной семиотической системе, основанной на культурных фоновых знаниях.
  4. Технологии обучения, обеспечивающие формирование личностных смыслов обучаемых, лежат в основе механизма интроекции схемы и фона в неоднородном семиотическом пространстве.
Список опубликованных работ
Научные монографии

1. Макарова Е.А. Применение схем в преподавании иностранных языков для формирования культурных фоновых знаний студентов. Монография. Ростов-на-Дону. Изд-во СКНЦ ВШ 2005, 130 с. (8,25 п.л.).

2. Макарова Е.А. Схема и фон: интроекция в неоднородном семиотиче-ском пространстве. М.: Кредо, 2006, 240 с. (12 п.л.) (в соавторстве с Абакумовой И.В., Ермаковым П.Н., авторский вклад – 50%, 6,0 п.л.).

3. Макарова Е.А. Системное изучение объекта и его значение для пони-мания. Глава 9. В сб. Формирование системного мышления в обучении. Общ. ред. Решетовой З.А. М.: Изд-во политической литературы ”Единство”, 2002. с. с. 236-259 (авторский вклад - 1,1 п.л.).

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК МО РФ

4. Макарова Е.А. Теория схемы и ее роль в формировании понимания при обучении. //Научная мысль Кавказа/Приложение №14, Ростов-на-Дону, 2005, с. 191-199 (0,7 п.л.).

5. Макарова Е.А. Содержание учебного процесса как семиотически неоднородный текст: взаимодействие схемы и фона. //Российский психологический журнал. Т.3 №1. М., 2006, с.57-72, (в соавторстве с Абакумовой И.В., авторский вклад – 0,6 п.л.).

6. Макарова Е.А. Формирование межкультурной коммуникации студентов технических специальностей в процессе обучения иностранным языкам. Известия ТРТУ, № 8, Таганрог, 2006, с. 274 – 280 (0,5 п.л.)

Учебные и учебно-методические пособия

7. Макарова Е.А. Методическая разработка для развития навыков устной речи. Английский язык. Таганрог, Таганрогский радиотехнический институт, 1991, 24 с. (в соавторстве с Авдеевой Л.Ф., авторский вклад – 1,0 п.л.)

8. Макарова Е.А. Учись читать научно-техническую литературу. Учебное пособие. Таганрог, ТРТИ, 1992, 110с. (в соавторстве с Авдеевой Л.Ф., Цатуроваой И.А., авторский вклад – 3,3 п.л.).

9. Макарова Е.А. Методическая разработка по английскому языку. Для учащихся технического лицея при ТРТУ. Таганрог, ТРТУ, 1995, 93 с. (3,7 п.л.)

10. Макарова Е.А. Монархическая система Великобритании. Учебное пособие по страноведению для студентов педагогических специальностей. Таганрогский государственный педагогический институт, Таганрог, 2004. Гриф УМО. 143 с. (6 п.л.).

11. Макарова Е.А. Human Psychology: Учебное пособие по английскому языку для студентов-психологов. Часть 1.Таганрогский институт управления и экономики (ТИУиЭ), Таганрог, 2003, 138 с. (4,7 п.л.).

12. Макарова Е.А. Human Psychology: Extension Activities and Brainteasers. Учебное пособие по английскому языку для студентов-психологов. Часть 2. ТИУиЭ, Таганрог, 2003, 73 с. (3,7 п.л.).

13. Макарова Е.А. Human Psychology: Professional Vocabulary. Словарь по английскому языку для студентов-психологов. Часть 3. ТИУиЭ, Таганрог, 2004, 86 с. (3,0 п.л.).

14. Макарова Е.А Альтернативные стратегии для обучения чтению тек-стов на английском языке. Методические рекомендации и задания к сборнику электронных текстов на английском языке. Изд-во ТИУиЭ, Таганрог 2005, 103 с. (6,7. п.л.).

15. Макарова Е.А. Английский язык для психологов. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005, 313 с. (20,0 п.л.).

16. Макарова Е.А. Английский язык для психологов. Human Psychology: Readings. М.: «Дашков и К», 2006. Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия, 299 с. (19,0 п.л.).

17. Макарова Е.А. Методическое пособие по развитию навыков устной речи для студентов-психологов «Британский транспорт». Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2006, 25 с.(1,2 п.л.).

18. Макарова Е.А. Методическое пособие по развитию навыков чтения и устной речи для студентов-психологов “Home-Sweet Home”. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2006, 35 с. (1,8 п.л.).

19. Макарова Е.А. Методическое пособие по развитию навыков чтения и устной речи для студентов-психологов “Полиция в Британии”. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ,, 2006, 18 с. (0,9 п.л.).

20. Макарова Е.А. Методическое пособие по развитию устной речи для студентов-психологов “Британская пресса”. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2006, 31 с. (1, 6 п.л.).

Статьи, материалы конференций

21. Макарова Е.А. Системный подход в обучении лексике иностранного языка. //В сб. Теория и практика взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности. Нальчик, 1989, с.97-99 (0,1 п.л.).

22. Макарова Е.А. Самостоятельное изучение лексики для практического овладения иностранным языком. //В сб. Содержание факультатива и виды самостоятельной работы по иностранным языкам в неязыковом вузе. Новочеркасск, 1990, с. 90-91 (0,1 п.л.).

23. Макарова Е.А. Методика системных исследований в обучении ино-странным языкам. //В сб. «Организация учебного процесса в вузе». Новочер-касск, 1992, с. 90-92 (0, 1 п. л).

24. Макарова Е.А. Культура обучения на уроках английского как второго языка и теория схемы (Университет штата Миссури). //В сб. Образовательные учреждения нового типа в реформировании системы общего образования. Материалы всероссийской научно-методической конференции. Таганрог, 1998, часть 1, с.143-145 (0,1 п.л.).

25. Макарова Е.А. Теория схемы. Введение в проблему. //Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы (ПИТИС), №1/2003(13). Таганрогский радиотехнический университет (ТРТУ), Таганрог, 2003, с.72 -77 (0,6 п.л.).

26. Макарова Е.А Теория схемы. Роль фоновых знаний в изучении иностранного языка. //Сб. Тезисы III Международной научно-практической конференции ТИУиЭ, Таганрог, 2003, с.237-242 (0,3 п.л.).

27. Макарова Е.А Понимание как психолингвистическая и лингвистиче-ская основа обучения иностранным языкам. Часть 1. //ПИТИС, №1/2003(14). ТРТУ, Таганрог, 2003, с.90-95 (0,5 п.л.).

28. Макарова Е.А. Понимание как психолингвистическая и лингвистическая основа обучения иностранным языкам. Часть 2. //ПИТИС, №1/2003 (16) ТРТУ, Таганрог, 2003, с. 124-129 (0,5 п.л.).

29. Макарова Е.А. Внеязыковая реальность и обучение культуре на уроках иностранного языка. //ПИТИС, №3/2004(19). ТРТУ, 2004, с. 92-98 (0,8 п.л.).

30. Макарова Е.А. Некоторые аспекты применения мультимедиа при обучении иностранным языкам. //Сборник докладов V научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. Том 2, Таганрог, 2004, с.218-222 (0,4 п.л.).

31. Макарова Е.А. Schema theory and teaching culture in ESL Classroom. //В сб. Вопросы теории языка и методики преподавания иностранных языков. Часть1. Материалы международной научной конференции. Таганрог 2005, с. 96-117 (1,3 п.л.).

32. Макарова Е.А. Роль теории схемы в формировании культурных фоновых знаний студентов и их использование в преподавании иностранных языков. //Сборник докладов VI научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. Том II. Таганрог, 2005, с. 286-291 (0,7 п.л.).

33. Макарова Е.А. Как помочь студентам лучше научиться читать на иностранном языке: применение теории схем, ее преимущества и недостатки. //Сборник докладов IV Международной научно-практической конференции ТИУиЭ, том 3, Таганрог 2005, с. 50-58 (0,6 п.л.).

34. Макарова Е.А. Теория схемы и ее роль в формировании понимания при обучении. //Научное обозрение. М., 2005, с.76-78 (0,3 п.л.).

35. Макарова Е.А. Когнитивные процессы как ориентировочная основа речемыслительной деятельности студента. //ПИТИС, №3/2005(23) ТРТУ, Та-ганрог, 2005, с.72-78 (0,5 п.л.).

36. Макарова Е.А. Особенности построения учебной программы с ис-пользованием системного подхода и компьютерных программ при обучении иностранным языкам.//Открытое Образование, № 6(53), М., 2005, с. 57 -63 (0,6 п.л.).

37. Макарова Е.А. Сравнение чтения на родном и иностранном языках: культурные различия и теория схемы. //Материалы международной конференции по инновационным технологиям в образовании. М.: Физматлит, 2005, с. 218-225 (1,0 п.л.).

38. Макарова Е.А. Понимание как психолингвистическая и лингвистическая основа обучения иностранным языкам. //Объединенный научный журнал, №4 (164) март. М. Фонд научных публикаций, 2006, с. 34-38 (0,9 п.л.).

39. Макарова Е.А. Использование теории схем при обучении чтению на иностранном языке. //Всероссийская научно-практическая конференция «Критерии качества в преподавании иностранных языков в неязыковых вузах» /Тезисы и докладов и выступлений. Санкт Петербург, Электротехнический государственный университет, 2006, с. 38-40 (0,2 п.л.).

40. Макарова Е.А. Понимание как психолингвистическая основа обучения иностранным языкам. //Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке»./ Сборник 4, Ростов-на-Дону, 2006, с.56-60 (0,2 п.л.).

41. Макарова Е.А. Семантическое пространство: взаимодействие схемы и фона. //Современные технологии в Российской системе образования. /Сб. статей IV Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2006, с.112-114 (0,2 п. л.).

42. Макарова Е.А. Теория схем и когнитивные конструкты. //Сборник докладов VII научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. Таганрог, ТИУиЭ, 2006. Том 1, с. 217-221 (0,2 п.л.).

43. Макарова Е.А. Теория схем: когнитивные конструкты и типы схем. //ПИТИС, №1(25)/2006. ТРТУ, Таганрог, 2006, с.18-26 (0,8 п.л.).

44. Макарова Е.А. Теория схем и ее роль в формировании межкультурной коммуникации на занятиях иностранного языка в неязыковом ВУЗе. //В сб. Обучение иностранным языкам и культурам: дискуссионные и нерешенные вопросы. /Материалы международного научно-методического симпозиума Лемпертовские чтения VII, Пятигорск, 2006, с. 128-132 (0,2 п.л.).

45. Макарова Е.А. Теория схем и роль установки при изучении и преподавании иностранного языка. //Материала XXXIV научной конференции сотрудников, аспирантов и студентов факультета психологии РГУ. Ростов-на-Дону : «ИРБИС», 2006, с. 110-114 (0,3 п.л.).

46. Макарова Е.А. Взаимодействие схемы и фона как основа для само-обучения и саморазвития. //В сб. Когнитивная психология образования: про-блемы и перспективы. Ростовский государственный педагогический институт. Ростов-на-Дону, 2006, с. 9-12 (0,3 п.л.).

47. Макарова Е.А. Внеязыковая реальность и другие трудности при переводе. Депонирована в НИИ ВШ, № регистрации 182 – 95 от 04.10.95. М., 1995, 13 с. (0,7 п.л.).

48. Макарова Е.А. Изучение лексики при овладении иноязычной речевой деятельностью. Депонирована в НИИ ПВШ, № регистрации 1245-90 от 0.08.90, М., 1990, 30 .с.(0,7 п.л.).

49. Макарова Е.А. Значение системной ориентировки в предмете для практического овладения иностранным языком. Депонирована в НИИ ПВШ, № регистрации 1655-1672/90 от 20. 11.90, М., 1990, 9 с., (0,7 п.л.).

50. Макарова Е.А. Некоторые трудности изучения лексики иностранного языка и их преодоление. Депонирована в НИИ ВШ, № регистрации 1145-89 от 20.10.89, М., 1989, 5 с. (0,3 п.л.).

51. Макарова Е.А. Понимание как результат познавательной деятельности и как ориентировочная основа речевой деятельности. Депонирована в НИИ ВШ, № регистрации 1182-95 от 25. 11.95, М., 1995 , 14 с. (0,7 п.л.).

52. Макарова Е.А. Проблема понимания и ее значение для решения вопросов обучения. Депонирована в ОЦНИ «Школа и педагогика», М., 1992, 32с.(0,7 п.л.).

53. Макарова Е.А. Семантические особенности изучения лексики ино-странного языка. Депонирована в НИИ ПВШ, № регистрации 74-94 от 15.02.94, М., 1994, 8 с. (0,4 п.л.)