Научная тема: «ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВОЙ АДАПТАЦИИ НА КОРАБЛЯХ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ»
Специальность: 19.00.05
Год: 2007
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Психологическая концепция межгрупповой адаптации - это совокупность исходных теоретически обоснованных и эмпирически апробированных положений о содержании, генезисе, методологии и методике изучения адаптации корабельных групп друг к другу в многообразии ситуаций совместной деятельности, основных закономерностях, принципах и механизмах, социально-психологических путях, средствах и технологиях оптимизации межгруппового адаптационного процесса. Основная цель разработки концепции заключается в использовании межгрупповых адаптационных явлений как ресурса для повышения эффективности управляемости экипажами кораблей ВМФ.
  2. Межгрупповая адаптация на корабле ВМФ представляет собой процесс оптимизации взаимодействия корабельных групп, характеризующихся соответствующими субкультурами, основу которых составляют мотивационные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие и интегральные компоненты, выступающие в единстве двух аспектов: структурно-функционального и ценностно-мировоззренческого. Структурно-функциональная составляющая доминирует в адаптационных макропроцессах, проходящих в социальных, деятельностных, экологических, интегративных сферах МГА. Ценностно-мировоззренческая составляющая доминирует на уровне индивидуально-групповых приспособительных микропроцессов в ходе межгрупповых отношений.
  3. Основными закономерностями МГА в экипаже корабля ВМФ являются. Во-первых, закономерность обусловленная генезисом МГА на корабле, которая определяется нелинейностью восприятия группами ситуаций МГА относительно своего статусного положения в экипаже. МГА проявляется как слабо рефлексируемое, выраженное в неком обобщенном «другом», находящемся в тени, на периферии межличностных взаимодействий, но базовое по своему социально-психологическому содержанию явление, существенно влияющее на результативность совместной деятельности членов групп и межгрупповые отношения. Во-вторых, социально-психологические закономерности МГА, представляющие сложную динамическую систему эмпирически выявленных зависимостей: При многообразии военно-организационных субкультур корабельных групп доминирующей культурой экипажа корабля является субкультура «порядка». Группы с однотипными субкультурами испытывают меньшую напряженность в МГА. Корабельные группы с низким статусом обладают менее широким спектром военно-организационных субкультур, у более высоко статусных групп субкультуры представлены в полном объеме. Величина статусной дистанции между группами оказывает на МГА нелинейное влияние. Благоприятный социально-психологический климат в корабельных группах предопределяет применение ими традиционных алгоритмов и стратегий МГА. Для корабельных групп с противоречивым социально-психологическим климатом МГА носит характер высокой неопределенности. Неблагоприятный социально-психологический климат способствует использованию группами более широкого спектра стратегий, инновационных алгоритмов МГА. При отсутствии управленческих воздействий процесс происходит спонтанно, хаотически, прогноз результатов МГА практически невозможен. Уровень развития корабельных групп по критерию сбалансированности групповых систем оказывает существенное влияние на МГА: несбалансированные группы разрешают ситуации МГА наиболее напряженно; высоко статусные группы, взаимодействуя с низко статусными группами, успешно преодолевают ситуации МГА не зависимо от уровня своего развития. При реализации корабельными группами социально-ролевых функций МГА доминируют: фактор групповой адаптации к военной деятельности в морской стихии - при выполнении задач боевой службы; фактор адаптации групп к совместной деятельности в экипаже корабля - при плановом выполнении учебно-боевых задач в море; социально-психологический фактор организации - при расформировании экипажа корабля. В-третьих, закономерность МГА групп с различной профессиональной компетенцией в экстремальных условиях совместной деятельности, которая определяется детерминацией разрешения противоречий, возникающих в системе взаимодействия объективно-ситуативных, индивидуально-личностных и межгрупповых факторов. В-четвертых, закономерности связанные с влиянием внешних факторов на МГА, устанавливающие динамику процесса: на первом этапе возникает напряженность между группами с различным статусом, на втором - происходит возвращение групп к неустойчивому состоянию гомеостазиса, на третьем - требуются решительные действия управления более высокого уровня, так как внешние деструктивные силы перемещают существующее межгрупповое напряжение из областей социально-психологической и военно-профессиональной в области этнических, социальных, религиозных и др. межгрупповых отношений.
  4. Принципы изучения (сопряжения амбивалентных подходов, иерархии, цикличности, «русской модели управления военной организацией», деятельностного опосредования, доминирующего внешнего фактора) и принципы оптимизации МГА (сопряжения противоречивости МГА, субкультурного приспособления групп друг к другу, эргономичности МГА), которые реализуются через такие основные социально-психологические механизмы МГА, как межгрупповая неадаптивность; организационная идентификация; совместная деятельность.
  5. Оптимизация МГА на корабле представляет собой реализацию командованием, военными психологами программы социально-психологического сопровождения совместной деятельности корабельных групп по выполнению поставленных экипажу боевых и учебно-боевых задач. Для оптимизации МГА целесообразно использовать разработанные и апробированные технологии МГА: компетенциальную технологию, технологии командообразования, актуализации групповой идентичности, саморегуляции в ситуации МГА. Среди направлений деятельности военного психолога по оптимизации МГА на корабле выделяются: психологическое сопровождение развития экипажа корабля, формирование благоприятного социально-психологического климата, улучшение межгрупповых отношений на корабле; формирование у военных моряков межгрупповой толерантности, конфликтоустойчивости; оказание психологической помощи группам дезадаптационного риска.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Булгаков А.В. Психологическая теория и практика межгрупповой адаптации (по материалам экспериментального исследования на кораблях ВМФ России). Монография. М.: МГОУ, 2006. 229 с. 16 п.л.

2.Булгаков А.В. Психология межгрупповой адаптации в военной организации: теория, методология, практика (на примере Военно-морского флота России). Монография. М.: ВУ, 2006. 266 с. 16,5 п.л.

3.Булгаков А.В., Митасова Е.В. Межгрупповая адаптация специалистов-реабилитологов. Монография. М.: ВУ, АВН, 2005. 190 с. 12 п.л. (лично 6 п.л.).

4.Булгаков А.В., Суркова Л.М. Профессиональные компетенции психолога-перинатолога: Монография. М.: Изд. журнала «Практическая психология и психоанализ», 2004. 112 с. 11,2 п.л. (лично 5,6 п.л.)

Учебные и методические пособия:

5.Булгаков А.В. Дебат-клуб: принципы, методы, организация. Методическое пособие для организаторов, судей, тренеров, психологов, участников команд дебат-клубов. Севастополь: ИПУ, 1996., 31 с. 1,5 п.л.

6.Булгаков А.В. Проективная методика изучения социальной идентификации в малой группе (модернизированный тест социальной идентификации): методическое пособие. М.; Объединённая редакция МВД России, 2001. 68 с. 4 п.л.

7.Булгаков А.В. Профилактика социально-психологической дезадаптации и отклоняющегося поведения у военнослужащих Военно-морского флота. Методическое пособие. Под общ. ред. В.М. Крука. М.: НВР ВМФ, 1996. 60 с. 4 п.л.

8.Булгаков А.В. Психология межгрупповой адаптации. Курс лекций. М.: МГОУ, 2006. 110 с. 6 п.л.

9.Булгаков А.В. Психология межгрупповой адаптации. Учебно-методический комплекс. М.: МГОУ, 2006. 24 с. 1 п.л.

10.Булгаков А.В. Социально-психологический тренинг: организация, содержание, практика. Методическое пособие. М.: НВР ВМФ, 1996. 63 с. 4 п.л.

11.Булгаков А.В. Экспериментальная психология. Практикум. Учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 2004. 90 с. 5 п.л.

12.Булгаков А.В. Экспериментальная психология. Учебно-методический комплекс. М.: МГЭИ, 2003. 20 с. 1 п.л.

13.Булгаков А.В., Сыромятников И.В. Психологическое консультирование. Курс лекций. М.: МГОУ, 2006. 110 с. 6 п.л. (лично 3 п.л.)

14.Булгаков А.В., Сыромятников И.В. Психология девиантного поведения. Курс лекций. М.: МГОУ, 2006. 110 с. 6 п.л. (лично 3 п.л.)

15.Булгаков А.В., Сыромятников И.В. Психология общения. Курс лекций. М.: МГОУ, 2006. 110 с. 6 п.л. (лично 3 п.л.)

16.Булгаков А.В., Чайка В.Г. Социально-психологическая помощь офицерам в ходе структурных преобразований Вооруженных сил России. Учебное пособие. Под общ. ред. В.П. Каширина. М.: ВУ, 2001. 130 с. 8,25 п.л. (лично 8 п.л.)

Статьи, опубликованные в материалах международных конференций:

17.Булгаков А.В. Влияние уровня развития групп с различным статусом на их межгрупповую адаптацию в экипаже корабля ВМФ России //Материалы международной научной конференции «Первые Левитовские чтения в Московском государственном областном университете. 24 апреля 2006 года». М.: МГОУ, 2006. С. 74-81. 0,8 п.л.

18.Булгаков А.В. Социально-психологическая дезадаптация к военной службе у офицеров сокращаемых кораблей и проблема её профилактики на Черноморском флоте //в сб.: «Семья-94»: Материалы международной научно-практической конференции: Симферополь: Редотдел Крымского комитета по делам печати и информации, 1995. 161 с., С.11-16. 0,4 п.л.

Статьи в отечественных и зарубежных научных журналах:

19.Булгаков А.В. Совместное обучение как средство межгрупповой адаптации // Горизонты образования. (Украина, Севастополь). №3. 2006. С. 25-37. 1 п.л.

20.Булгаков А.В. Социально-психологическая помощь офицерам расформируемых экипажей кораблей ВМФ //Армия и общество. №2(3). 1999. с. 129-136. 0,8 п.л.

21.Булгаков А.В. Социально-психологические аспекты преодоления отрицательных явлений в классных коллективах при «стратовой» системе обучения//Инновации в образовании. №3. 2001. С.95-103. 0,8 п.л.

22.Булгаков А.В. Экспериментальное исследование стратегий межгрупповой адаптации в экипаже надводного корабля ВМФ //Вісник Севастопольського державного технічного університету. №3. 2006. С.67-81. 1,2 п.л.

23.Булгаков А.В. Экспериментальное исследование стратегий межгрупповой адаптации в процессе совместного обучения //Инновации в образовании. №4. 2004. С.82-97. 1,2 п.л.

24.Булгаков А.В., Ульянов В.Ф. Экономическое образование офицера запаса как фактор становления профессиональной идентичности //Экономика и образование. №1. 2004С. 34-44. 0,8 п.л. (лично 0,4 п.л.)

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК:

25.Булгаков А.В. Влияние внешних социальных факторов на межгрупповую адаптацию на кораблях (на примере Черноморского флота России. 1992-2005 годы) //Морской сборник. №12. 2006. С.47-52. 0,6 п.л.

26.Булгаков А.В. Закономерности генезиса межгрупповой адаптации в экипажах кораблей ВМФ России //Вестник Академии военных наук. №3(6). 2006. С. 37-46. 0,5 п.л.

27.Булгаков А.В. Закономерности межгрупповой адаптации в экипаже корабля ВМФ //Морской сборник. №6. 2006. С. 35-38. 0,4 п.л.

28.Булгаков А.В. Закономерности межгрупповой адаптации при исполнении группами своих и несоответствующих социально-ролевых функций (на примере экипажей кораблей Военно-морского флота России) //Прикладная психология и психоанализ. №1. 2006. С.34-45. 1 п.л.

29.Булгаков А.В. Межгрупповая адаптация групп с различной профессиональной компетенцией в экстремальных условиях совместной деятельности //Акмеология. №4 (16). 2005. С.84-93. 1 п.л.

30.Булгаков А.В. Методология сопряжения амбивалентных подходов к изучению и управлению межгрупповой адаптацией в организации //Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психология и педагогика». №1. 2006. С.167-175. 1 п.л.

31.Булгаков А.В. Принципы изучения межгрупповой адаптации и управления ей в силовых структурах Российской Федерации //Вестник Московского университета МВД России. №6. 2006. С. 99-104. 1 п.л.

32.Булгаков А.В. Социально-психологические закономерности межгрупповой адаптации на кораблях Военно-морского флота России //Вестник Московского государственного областного университета. «Психология и педагогика». №1. Т.2. 2006. С. 91-103. 1,1 п.л.

33.Булгаков А.В., Густова Е.В. Междисциплинарный подход к построению модели профессиональных компетенций в образовании //Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психология и педагогика». №1. 2006. С. 183-190. 0,8 п.л. (лично 0,4 п.л.).

34.Булгаков А.В., Терновский А.С. Социально-психологические факторы развития управленческих способностей офицеров в ходе службы на надводных кораблях ВМФ //Вестник Академии военных наук. №2. 2004. С.56-65. 0,8 п.л. (лично 0,4 п.л.)

35.Булгаков А.В., Шагов Р.О. Динамика смысложизненных образований как доминирующих элементов развития военно-профессиональной направленности //Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психология и педагогика». №1. Т.2. 2006. С. 69-75. 0,8 п.л. (лично 0,4 п.л.)