Научная тема: «ЮРИДИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОГО ПРАВА (ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ)»
Специальность: 12.00.01
Год: 2008
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Безопасность - это социально-правовое явление, которое должно рассматриваться в единстве функционального и институционального подходов как совокупность механизмов предупреждения и эффективного реагирования на возникающие угрозы личности, обществу и государству, в результате чего достигается состояние защищенности социальных отношений, обеспечивается их устойчивость и нормальное функционирование, гарантируется независимость от влияния негативных факторов, стимулируется экономическое, политическое, культурное развитие общества.
  2. Переход к демократическому государственному устройству значительно повышает роль права в жизни общества. С его помощью происходит определение критериев безопасности, выработка комплекса мер и механизмов безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, экологии, общественного порядка, обороны и иных областях. Право, правотворчество и правоприменение, выступая ключевыми звеньями в механизме обеспечения национальной безопасности, в совокупности должны быть выделены в самостоятельную специфическую сферу безопасности - юридическую безопасность. Имеется в виду безопасность отношений, связей и интересов, охватываемых понятием «правовое пространство».
  3. В диссертации формулируется авторское определение юридической безопасности субъектов российского права как особой разновидности социальной безопасности, отражающее ее наиболее существенные и характерные признаки. Категория «юридическая безопасность» может употребляться в двух значениях как 1) совокупность осуществляемых в правовой системе и посредством права мер, средств и способов правового обеспечения (охраны, защиты) и 2) достигаемое в результате состояние правовой защищенности (гарантированности) жизненно важных интересов (статусов, режимов и т.п.) субъектов права в связи с вступлением в сферу правовых отношений.
  4. Принципиальным основанием выделения юридической безопасности в самостоятельный вид безопасности является воплощенность юридической составляющей в ключевых областях жизнедеятельности общества. Юридическая безопасность представляет собой механизм противодействия различным угрозам в базисных сферах правовыми средствами. При этом право и правовая система выступают не только в качестве основного средства реализации мер безопасности, того инструмента, с помощью которого уполномоченные субъекты (прежде всего, государственные органы) оказывают результативное воздействие на весь комплекс разнообразных социальных отношений и процессов, но и в роли объекта безопасности. Обеспечение всех иных видов безопасности при помощи права свидетельствует о необходимости всесторонней охраны и защиты самого права, выступающего гарантом безопасности в рамках действующей правовой системы. Чтобы обеспечивать национальные интересы от внешних и внутренних угроз, правовая система должна быть интенсивно действующей, гарантирующей обеспечение безопасности в любой сфере. Правовые дефекты не имеют границ и пронизывают весь социальный организм.
  5. Понять содержание юридической безопасности проще, двигаясь от антитезиса - юридической опасности. Юридическая безопасность - это предотвращение или отражение опасностей, вызываемых юридическими воздействиями, или, другими словами, минимизация юридических факторов риска. Под юридическими факторами риска в диссертации понимаются такие характеристики правовой системы, которые потенциально опасны для нормальной жизнедеятельности общества, ставят преграду процессу упорядочивания социальных связей, действуют в противоречии с правовыми целями и принципами, мешают удовлетворению правомерных интересов граждан и организаций. К числу факторов, ставящих субъектов российского права в опасное состояние, в современных условиях относятся: несовершенство действующего законодательства (противоречивость и неэффективность правовых норм, их экономическая необеспеченность); отсутствие необходимых законодательных актов; несоответствие закона праву; нестабильность законодательства; нарушение единства правового пространства страны; нигилистическое отношение к праву в обществе; безответственность, низкий уровень правосознания, правовой культуры, профессионализма и компетентности законотворческих и правоприменительных органов и их должностных лиц, что подрывает авторитет власти и закона, способствует беспределу, развитию «теневого права», авторитету криминала и в целом криминализации отношений, а значит, дальнейшему подрыву безопасности субъектов; прямой произвол работников судебных, правоохранительных и иных государственных органов и должностных лиц, призванных решать возникающие юридические конфликты; затянувшееся реформирование судебной и административной системы и другие.
  6. Предлагается классификация юридической безопасности субъектов права в зависимости от предмета, объекта, сферы безопасности, источников угроз, содержания отраслей российского права и других критериев. Видовой анализ открывает новые перспективы в изучении юридической безопасности, способствуя более глубокому и основательному познанию специфики выполняемых задач и сферы обеспечения юридической безопасности, выявлению ее социального назначения и роли в процессах государственной и общественной жизни, в структуре правового регулирования всей системы общественных взаимосвязей.
  7. Механизм обеспечения юридической безопасности - это индивидуально выстроенная система правовых средств и условий, направленная на достижение конечной цели по юридическому, а соответственно и фактическому обеспечению защищенности участников общественных отношений, беспрепятственному удовлетворению интересов субъектов права. В числе средств, методов, способов достижения приемлемого уровня правовой защищенности можно выделить: меры юридической защиты, выраженные как в материальном, так и в процессуальном праве (процессуальные меры принуждения); меры самозащиты; юридическую ответственность; правовую охрану; меры пресечения; способы восстановления нарушенных прав; правовую неприкосновенность; правовые ограничения; научно-правовые идеи и концепции (идеологическую базу обеспечения юридической безопасности); эффективность деятельности правотворческих органов, качество законодательства, его стабильность; высокий уровень правовой культуры и правосознания и др. Таким образом, категория механизма юридической безопасности позволяет исследовать сущность и природу этого явления в другом измерении - в плоскости его практической «работы», действия, реализации запланированных результатов.
  8. Проблема обеспечения юридической безопасности в Российской Федерации включает в себя юридическую безопасность личности, общества и государства. Обеспечение безопасности общества и государства, в конечном счете, начинается с обеспечения юридической безопасности личности. Только на основе безопасности человека можно проектировать и осуществлять меры по обеспечению безопасности общества и государства. Вся деятельность государства, в том числе его юридических органов, должна быть обращена к человеку, его интересам, правам и свободам. Там, где личность в безопасности, там, в безопасности и общество и государство. Между тем для современного юридического статуса личности в Российской Федерации характерны такие особенности, как крайняя его неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность. Проблема безопасности человека в современном Российском государстве настолько важна и актуальна, что превратилась в предмет тревоги не только ученых, практиков, представителей высших органов власти, но и всех россиян. Ее нельзя связывать только с устранением физического воздействия на личность, а нужно понимать более широко, в плане всесторонней защищенности и гарантированности гражданского правового состояния человека в обществе.
  9. В условиях рыночной модели организации экономики российского общества решение проблем обеспечения безопасности обусловливается, прежде всего, устойчивостью функционирования хозяйствующих структур по созданию материальных ценностей. Соответственно появляется необходимость в знаниях и практических приемах не только обеспечения правовой защищенности и юридической безопасности человека, но и его хозяйственной деятельности. Нарушения законности в сфере экономики отличаются высокой общественной опасностью. Они посягают на базисные экономические отношения, от уровня развития которых зависят все сферы социальной практики. Связанный с ними материальный ущерб, являющийся непременным спутником нарушений законов, регулирующих деятельность в сфере экономики, настолько велик, что несет в себе реальную угрозу не только экономической, но и национальной безопасности России в целом. Правонарушения в экономике являются мощнейшим катализатором практически всех нарушений законности. Поэтому обеспечение юридической безопасности хозяйственной деятельности и предпринимательства является одним из важнейших условий поступательного развития страны и реализации экономических прав и свобод граждан.
  10. Выступая с принципиальной позицией обеспечения юридической безопасности всех членов мирового сообщества, Россия проводит последовательную политику по поддержанию юридической безопасности собственного государства во всех ее аспектах. Сюда входят меры по обеспечению государственной независимости и территориальной целостности страны, недопущению любых видов вмешательства во внутренние дела, а также упорядоченные на основе права действия по продвижению ее государственных интересов на международном уровне, защите конституционного строя, установлению политической, экономической и социальной стабильности, борьбе с терроризмом и организованной преступностью, усилению ответственности высших структур власти, безусловному исполнению законов и поддержанию правопорядка, укреплению федерализма и единства конституционно-правового пространства страны и некоторые другие. Общим же знаменателем деятельности всех государственных институтов власти является обеспечение юридической безопасности личности в рамках единого многонационального гражданского общества.
  11. Состояние действующего российского законодательства характеризуется крайне сложными и противоречивыми процессами, накопилось множество проблем, которые осложняют не только процесс правотворчества, но и правоприменения. Прежде всего, это вопросы качества отечественного законодательства, его стабильности и соответствия международному праву, упорядочения терминологии нормативно-правовых актов и законотворческой техники в целом, верховенства закона, соотношения общефедерального и регионального законодательства и многие другие. Несовершенство законодательства в ряду различных негативных воздействий на правовую систему выступает в качестве одного из основных факторов, представляющих угрозу юридической безопасности субъектов российского права. В рамках концепции юридической безопасности в сфере законотворчества оптимально решается проблема соотношения права и закона, в основе которой лежат ключевые вопросы о понятии права, о возможности непосредственного применения судами общеправовых принципов, в случае расхождения с ними законов. Культура законодательства требует, чтобы в процессе законотворчества изменялись и дополнялись правовые, справедливые законы как акты, соответствующие правовому сознанию, правовым потребностям, социальным интересам. Это особенно значимо в современных условиях эволюции российской правовой системы, когда отраслевое законодательство содержит множество пробелов, юридических коллизий, ведущих к серьезным судебным ошибкам и ущемлению прав и свобод граждан.
  12. Для преодоления негативных тенденций и повышения эффективности обеспечения юридической безопасности на уровне законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации обосновывается необходимость реализации следующих мер: завершение оформления законодательной базы по наиболее важным конституционно-правовым институтам РФ и ее субъектов, в том числе и по вопросу рамок возможного законотворчества органов государственной власти субъектов Федерации; улучшение качества подготовки нормативно-правовых актов участниками законотворческого процесса в субъектах Федерации путем повышения их квалификации и совершенствования нормотворческих технологий; усиление связи правотворческих структур всех уровней с юридической наукой, организация в регионах и муниципальных образованиях общественных экспертно-аналитических советов; проведение общей и видовой систематизации действующих нормативных правовых актов, подготовка и издание Свода (Собрания) законодательства РФ; разработка механизмов координации планирования и прогнозирования развития законодательства Федерации и ее субъектов; регламентация на законодательном уровне форм и процедур участия органов власти субъектов Российской Федерации в федеральном законотворчестве по предметам совместного ведения, детализация процедур законодательной инициативы субъектов Федерации; введение в юридическую практику элементов модельного нормативно-правового регулирования по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов. Законотворческая свобода регионов не должна выходить за рамки предоставленных полномочий, создавать бесконечные правовые конфликты, разрушать единое правовое пространство страны.
  13. Источниками социально-правовых опасностей и угроз юридической безопасности служат высокий уровень организованности преступности, широко распространившийся произвол сотрудников правоохранительных органов, низкий уровень их правосознания и правовой культуры, отсутствие высококвалифицированных кадров, коррумпированность правоохранительной деятельности. Для немалой части населения закон, предварительное расследование, судопроизводство - малопривлекательные, чуждые и представляющие угрозу институты, никак не связанные с обеспечением их свободы, безопасности и благополучия. Многие даже законопослушные граждане, видя низкую эффективность работы государственных и правовых механизмов, стараются решать свои жизненные проблемы за рамками юридического поля, а нередко и с помощью полукриминальных и криминальных структур, так называемого «теневого правосудия». Для обеспечения юридической безопасности субъектов права важно, чтобы правоохранительные органы имели все возможности осуществлять реальную защиту прав и свобод граждан своей страны, а негативные явления в их деятельности контролировались и пресекались.
  14. В государственно-правовом механизме обеспечения юридической безопасности главенствующая роль принадлежит органам правосудия. Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения социальных конфликтов, обоснованности и правомерности тех или иных ограничений принадлежащих гражданину субъективных прав, ограждение от преступных и иных противоправных посягательств в условиях гласности, состязательности, обеспечения права на квалифицированную помощь и защиту при равноправии сторон и беспристрастности судей, при отсутствии ограничений в праве обращения за судебной защитой - все это в комплексе формирует наиболее надежную процедуру обеспечения юридической безопасности субъектов права. Однако идеи приоритетности судебной защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов субъектов правовых отношений как на уровне общества, так и на уровне государственного аппарата осознаются крайне медленно и с большим трудом. Это - следствие многих причин. Одна из них - непонимание роли суда и судебной власти, когда суд продолжает восприниматься главным образом в качестве карающего, а не правозащитного института.
  15. Высшее предназначение права - минимизировать возможность причинения зла одним субъектом другому посредством защиты интересов личности, общества, государства, установления равной для всех меры свободы, возведения в закон справедливости. Употребление права во зло всегда приводит к нарушению каких-либо прав, умалению чьих-либо интересов и, в конечном счете - к торжеству несправедливости. Проблема злоупотребления правом - как особой формы юридически значимых деяний субъектов права - поставлена в науке достаточно давно, но до сих пор не потеряла своей актуальности. Отсутствие единого подхода к данной проблеме, неопределенность понятия «злоупотребление правом» негативно сказываются на развитии правоприменительной практики и создают условия злоупотребления судейским и административным усмотрением. Многочисленные факты злоупотребления правом в современном обществе представляют серьезную угрозу юридической безопасности субъектов права.
  16. Юридическая безопасность граждан зависит не только от состояния, эффективности правообеспечительной деятельности, исходящей извне, но и от их способности самостоятельно реализовывать и защищать свои права, свободы, законные интересы. Меры самозащиты являются одним из элементов юридического механизма безопасности. Обеспечение стабильной жизнедеятельности как общества в целом, так и отдельного человека может быть достигнуто только в ходе постоянной социально-правовой активности по самозащите правоохраняемых благ с целью нейтрализации и ликвидации возникающих угроз. Основной причиной отказа от использования или неэффективного применения средств самозащиты в России на современном этапе является недостаточная юридическая грамотность и правовая пассивность населения.
Список опубликованных работ
Монографии и учебные пособия

1.Фомин А.А. Юридическая безопасность субъектов российского права. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005 (20,63 п.л.).

2.Фомин А.А. Юридическая безопасность в сфере законотворчества и правореализации: Монография. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2006 (13,72 п.л.).

3.Фомин А.А. Чрезвычайное законодательство в Российском государстве: Теория. История. Практика: Монография. Пенза: Информационно-издательский центр Пенз. гос. ун-та, 2002 (14,3 п.л.).

4.Фомин А.А. Субъекты права: Учебное пособие. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2007 (9,06 п.л.).

5.Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.В. Малько, А.Ю. Саломатина. СПб.: Изд-во «Юридический Центр Пресс», 2007. Гл. 9, 16, 17, 22 (4,3 п.л.).

6.Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред. А.В. Малько, А.Ю. Саломатина. Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2004. Гл. 11, 20, 21, 28 (3,9 п.л.).

7.Фомин А.А. Социально-юридическая природа чрезвычайного законодательства в Российской Федерации: Учебное пособие. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2000 (3,44 п.л.).

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных в перечне ВАК Минобрнауки России

8.Фомин А.А. Юридическая безопасность – особая разновидность социальной безопасности: понятие и общая характеристика // Государство и право. 2006. № 2 (1 п.л.).

9.Фомин А.А. Несовершенство действующего законодательства – угроза юридической безопасности граждан и их объединений // Вестник Саратовской государственной академии права. 2006. № 2 (0,7 п.л.).

10.Фомин А.А. Самозащита граждан как средство реализации их юридической безопасности // Российский судья. 2006. № 2 (0,4 п.л.).

11.Фомин А.А. Злоупотребление правом как фактор негативного воздействия на юридическую безопасность его субъектов // Современное право. 2006. № 2 (0,5 п.л.).

12.Фомин А.А. Исторические этапы развития чрезвычайного законодательства в России (конец XIX – XX вв.) // История государства и права. 2006. № 3 (0,6 п.л.).

13.Фомин А.А. Юридическая безопасность в сфере законотворчества субъектов Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. 2006. № 1 (0,6 п.л.).

14.Фомин А.А. Юридическая безопасность и правовая защищенность: соотношение и взаимосвязь // Журнал российского права. 2005. № 11 (0,6 п.л.).

15.Фомин А.А. Юридическое образование и правовая культура депутатов представительных органов власти как важнейшее условие полноценности российского законодательства // Право и образование. 2005. № 6 (0,5 п.л.).

16.Фомин А.А. Проблемы юридической безопасности в деятельности правоохранительных органов // Закон и право. 2005. № 11 (0,4 п.л.).

17.Фомин А.А. Роль правосудия в обеспечении юридической безопасности личности // Российский судья. 2005. № 9 (0,5 п.л.).

18.Фомин А.А. Юридическая безопасность и права человека // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2005. № 3 (0,5 п.л.).

19.Фомин А.А. Государство как особый субъект российского права: законодательная модель и политико-правовая динамика // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Сер. Общественные науки. 2005. № 3 (0,5 п.л.).

20.Фомин А.А. Правовое образование, правосознание и юридическая безопасность: проблемы взаимообусловленности в современном обществе // Право и образование. 2005. № 3 (0,7 п.л.).

21.Фомин А.А. Юридическая безопасность коллективных субъектов российского права (на примере коммерческих организаций) // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2005. № 1, 2 (0,7 п.л.).

22.Фомин А.А. Региональный аспект юридической безопасности Российской Федерации // Регионология. 2005. № 1 (0,6 п.л.).

23.Фомин А.А. О правовой теории безопасности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Сер. Общественные науки. 2003. № 3 (0,5 п.л.).

24.Фомин А.А. Проблемы правового обеспечения конституционной безопасности в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. 2003. № 1 (0,5 п.л.).

25.Фомин А.А. К вопросу о понятии юридической безопасности в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной академии права. 2002. № 3 (0,4 п.л.).

26.Гошуляк В.В., Фомин А.А. Рец. на кн.: Климова Г.З., Сенякин И.Н. Реабилитация как правовой институт // Правоведение. 2005. № 6 (0,2 п.л.).

27.Фомин А.А. Рец. на кн.: Очерки истории девиантного поведения в США и России / Под. ред. А.Ю. Саломатина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Сер. Общественные науки. 2003. № 3 (0,2 п.л.).

Другие статьи, тезисы докладов и выступлений на конференциях

28.Фомин А.А. Соотношение права и закона в условиях посттоталитарной государственности // Современная российская государственность: теоретические и конституционно-правовые аспекты: Материалы международной научно-практической конференции, г. Саранск, 18-19 мая 2007 г. Саранск: Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2007 (0,3 п.л.).

29.Фомин А.А. Стабильность российского законодательства в свете судебно-правовой реформы // Актуальные проблемы судебно-правовой политики: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 23-24 мая 2007 г.). Пенза: АНОО «Приволжский Дом знаний», 2007 (0,3 п.л.).

30.Фомин А.А. Правовые средства управления кризисными ситуациями: историко-теоретический анализ российской практики // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Сер. Общественные науки. 2007. № 2 (0,6 п.л.).

31.Фомин А.А. Правовая безопасность личности в современном Российском государстве // Актуальные проблемы права России и стран СНГ – 2007: Материалы IX Международной научно-практической конференции, г. Челябинск, 29-30 марта 2007 г. Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, изд-во «Цицеро», 2007 (0,3 п.л.).

32.Фомин А.А. О некоторых проблемах противодействия коррупции в правоохранительных органах // Актуальные проблемы государственно-правовой науки. Теория и практика административной деятельности органов внутренних дел: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Саранск, 6-7 декабря 2006 г. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006 (0,3 п.л.).

33.Фомин А.А. Принцип научности в российском законотворческом процессе // Юридическое образование и наука в России: проблемы модернизации: Тезисы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию СЮИ-СГАП (г. Саратов, 5-7 октября 2006 г.). Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006 (0,2 п.л.).

34.Фомин А.А. К вопросу о качестве российского законодательства // Современное состояние и перспективы развития материального и процессуального права в условиях судебно-правовой реформы: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 29-30 июня 2006 г.). Пенза: НОУ «Приволжский Дом знаний», 2006 (0,4 п.л.).

35.Фомин А.А. Соотношение общефедерального и регионального законодательства в современной России // Государственная Дума Российской империи: традиции прошлого и настоящее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Пенза, 26-27 мая 2006 г). Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2006 (0,4 п.л.).

36.Фомин А.А. Философско-правовое осмысление безопасности социума // Философия и право: Материалы Международной научно-практической конференции, г. Санкт-Петербург, 28 февраля 2006 г. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006 (0,3 п.л.).

37.Фомин А.А. Социально-правовые проблемы борьбы с терроризмом в современной России // Антитеррористическая безопасность: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (г. Пенза, 15-16 декабря 2005 г.). Пенза: НОУ «Приволжский Дом знаний», 2005 (0,2 п. л.).

38.Фомин А.А. Юридическая безопасность государства как особого субъекта российского права // Право и политика. 2005. № 3, 6 (0,5 п.л.).

39.Фомин А.А. Методологические проблемы исследования категории юридической безопасности // Правовая политика государства: теория, история, практика: Сборник научных статей / Отв. ред. Н.Г. Карнишина. Вып. 2. Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2005 (0,8 п.л.).

40.Фомин А.А. Некоторые проблемы модернизации законодательного обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации // Модернизация государства: зарубежный и отечественный опыт: Сборник научных статей / Отв. ред. А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2005 (0,3 п.л.).

41.Фомин А.А. Основные направления модернизации правового обеспечения безопасности граждан в Российской Федерации // Модернизация права: зарубежный и отечественный опыт: Сборник научных статей / Отв. ред. А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2004 (0,3 п.л.).

42.Фомин А.А. Юридическая безопасность личности как приоритет российского конституционализма // Научные труды Российской академии юридических наук. Вып. 4: в 3-х т. М.: Издательская группа «Юрист», 2004. Т. 1 (0,3 п.л.).

43.Банников, Г.Н., Фомин А.А. Право граждан на судебную защиту как принцип российского правосудия // Правовая политика государства: теория, история, практика: Сборник научных статей / Отв. ред. Н.Г. Карнишина. Вып. 1. Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2004 (0,5 п.л.).

44.Фомин А.А. Юридическая безопасность как критерий эффективности правовой политики Российского государства // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 2 (0,5 п.л.).

45.Фомин А.А. Теоретико-правовой анализ законодательства в сфере обеспечения безопасности // Актуальные проблемы гуманитарного научного знания в высшей школе МВД: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Саранск, 27-28 мая 2004г. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004 (0,3 п.л.).

46.Фомин А.А. Юридическая безопасность участников уголовного процесса: угрозы и пути их преодоления // Пути совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства России и стран СНГ в условиях судебно-правовой реформы: актуальные проблемы теории и практики: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 23-24 сентября 2004г.). Пенза: Приволжский Дом знаний, 2004 (0,2 п.л.).

47.Фомин А.А. Конституционные основы федеральной безопасности России // Современные технологии безопасности. 2003. № 2 (0,5 п.л.).

48.Фомин А.А. Некоторые отраслевые проблемы обеспечения юридической безопасности в Российской Федерации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». Вып. 36. Тольятти: ВУиТ, 2003 (0,6 п.л.).

49.Фомин А.А. Международно-правовое регулирование безопасности человека: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы политики и права: Межвузовский сборник научных статей. Вып. 7. Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2004 (0,5 п.л.).

50.Фомин А.А. О юридической составляющей в системе социальной безопасности: методологический аспект // Актуальные проблемы политики и права: Межвузовский сборник научных статей. Вып. 6. Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2003 (0,5 п.л.).

51.Фомин А.А. Ответственность в системе гарантий юридической безопасности субъектов права // Актуальные проблемы российского права на рубеже XX-XXI веков: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.В. Гошуляка. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2003 (0,2 п.л.).

52.Фомин А.А. Нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности в Российской Федерации // Надежность и качество: Труды международного симпозиума (г. Пенза, 26 мая – 1 июня 2003 г.). Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003 (0,5 п.л.).

53.Еремин В.В., Фомин А.А. Обеспечение Конституционным Судом РФ правовой безопасности участников избирательного процесса // Надежность и качество: Труды международного симпозиума (г. Пенза, 26 мая – 1 июня 2003 г.). Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003 (0,4 п.л.).

54.Фомин А.А. Конституционные гарантии юридической безопасности субъектов права // Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития (К 10-летию Конституции России): Международная научно-практическая конференция (1-3 октября 2003г.): В 3 ч. / Под ред. А.И. Демидова, В.Т. Кабышева. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003. Ч. 1 (0,3 п.л.).

55.Фомин А.А. О семантическом и гносеологическом определении категории «юридическая опасность» // Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции (г. Омск, 17 апреля 2003г.): В 3-х ч. Омск: НОУ ВПО «Омский юридический институт», 2003. Ч. 2 (0,3 п.л.).

56.Фомин А.А. Проблемы обеспечения юридической безопасности в системе отраслей российского права // Актуальные проблемы науки и образования: Труды Международного юбилейного симпозиума (г. Пенза, 19-22 ноября 2003 г.): В 2-х т. Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2003. Т. 1 (0,5 п.л.).

57.Фомин А.А. Принципы обеспечения юридической безопасности в России // Актуальные проблемы российского права на рубеже XX-XXI веков: Сборник материалов Международной научно-практической конференции / Под ред. В.В. Гошуляка. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2002 (0,2 п.л.).

58.Фомин А.А. Конституционная безопасность России: вопросы политики и права // Надежность и качество: Труды международного симпозиума (г. Пенза, 27 мая – 2 июня 2002г.). Пенза: Информационно-издательский центр Пенз. гос. ун-та, 2002 (0,4 п.л.).

59.Фомин А.А. Безопасность как социально-правовое явление // Надежность и качество: Труды международного симпозиума (г. Пенза, 27 мая – 2 июня 2002г.). Пенза: Информационно-издательский центр Пенз. гос. ун-та, 2002 (0,4 п.л.).

60.Фомин А.А. Чрезвычайное положение как объект правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2002. № 1 (0,6 п.л.).

61.Фомин А.А. Вопросы юридической безопасности субъектов права в экстремальных ситуациях // Актуальные проблемы политики и права: Межвуз. сб. науч. ст. Вып. 5. Пенза: Информационно-издательский центр Пензенского гос. ун-та, 2002 (0,5 п.л.).

62.Фомин А.А. Эффективность чрезвычайного законодательства и права человека // Защита субъективных прав: история и современные проблемы: Материалы научно-практической конференции, г. Волжский, 27 марта 2001г. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001 (0,3 п.л.).

63.Фомин А.А. Объективная необходимость и причины принятия чрезвычайных нормативно-правовых актов в Российской Федерации: общетеоретический аспект // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути их решения: Научно-практическая конференция (3-4 октября 2001 г.) / Под ред. А.И. Демидова. Саратов: СГАП, 2001 (0,2 п.л.).

64.Фомин А.А. Проблемы разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере чрезвычайного положения // Разграничение полномочий по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации: Научно-практический семинар, 9 февраля 2001 г./ Под ред. Р.Ш. Халикова, В.М. Манохина. Саратов: СГАП, 2001 (0,3 п.л.).

65.Фомин А.А. Чрезвычайное законодательство и права человека // Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и национальное законодательство: Материалы международной научной конференции, 7-8 декабря 2000 г. Саратов: Поволжская академия государственной службы, 2001 (0,2 п.л.).

66.Фомин А.А. Роль чрезвычайного законодательства в правовой политике российского государства // Правовая политика: федеральные и региональные проблемы: Материалы научной конференции, г. Саратов, 22-23 июня 2000г. / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов-Тольятти: СГАП, 2001 (0,2 п.л.).

67.Фомин А.А. Обеспечение прав и свобод граждан в условиях действия чрезвычайного законодательства // Защита субъективных прав: история и современные проблемы: Материалы  Межвузовской научно-практической конференции, г. Волжский, 11 апреля 2000 г. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000 (0,5 п.л.).

68.Фомин А.А. К вопросу о чрезвычайном законодательстве в Российском государстве // Вопросы теории государства и права: Новые идеи и подходы: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2 (11) / Под ред. М.И. Байтина. Саратов: СГАП, 2000 (0,4 п.л.).