Научная тема: «ТЕОРИЯ ПРАВОВЫХ ЛЬГОТ»
Специальность: 12.00.01
Год: 2007
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. С учетом изменений, произошедших в современном российском законодательстве, дается определение «правовая льгота», понимаемая как разновидность юридических исключений, участвующая в создании специфического правового режима, в рамках которого субъект наделяется дополнительными возможностями юридического характера, связанными как с совершенствованием правомочий (дополнительные преимущества), так и с уменьшением объема различного рода долженствований (нормативные изъятия).
  2. По своей форме льготы могут выражаться как в предоставлении особых прав (дополнительные преимущества), так и в освобождении от установленных обязанностей (нормативные изъятия). Дополнительные преимущества связаны с развитием, совершенствованием правомочий, с их помощью, с одной стороны, реализуются интересы, с другой - создаются предпосылки для формирования качественно новых потребностей. Нормативные изъятия, суть которых заключается в освобождении субъектов от установленных законом обязанностей, уменьшают приходящуюся на них правовую «нагрузку», облегчая бремя различного рода долженствований, что позволяет расширить простор для деятельности лиц в рамках правового поля.
  3. Посредством льготного юридического инструментария формируется специфический правовой режим, позволяющий субъектам более полно и последовательно удовлетворять собственные интересы, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. С одной стороны, создается своего рода  иерархия интересов субъектов с точки зрения их значимости для общественного развития, с другой - своеобразная очередность в их удовлетворении. Льготы характеризуются особым способом регулятивного воздействия на общественные отношения, отмечаются позитивными последствиями их исполнения, выгодными для субъекта. Специфика использования отдельных видов льгот в праворегулирующем процессе во многом предопределяется особенностью конструкции того или иного нормативного изъятия или дополнительного преимущества, интенсивностью выраженности в каждом из них стимулирующего, компенсационного, гарантирующего характера.
  4. Обосновано, что льготы - это особая разновидность юридических исключений, являющихся своего рода отклонениями от единых, типизированных правил нормативного регулирования.  По своей сути это правомерное исключение, законное изъятие, установленное компетентными органами в соответствующих актах.
  5. Проведена классификация правовых льгот, способствующая  выявлению специфики тех или иных разновидностей льгот, определению их места и роли в механизме правового регулирования, что позволяет ориентировать правотворческие и правоприменительные органы на оптимальное использование данного весьма важного юридического средства.  Предлагаются следующие основания видовой градации правовых льгот:  в зависимости от отраслевой принадлежности (по предмету правового регулирования) они подразделяются на льготы  в конституционном, трудовом, финансовом, гражданском, административном праве и т.д.; от характера - на материальные и процессуальные; от субъектов права - на  льготы для физических и юридических лиц;  от их роли - на льготы-компенсации, льготы-гарантии и льготы-стимулы; от уровня нормативных актов, в которых они установлены - на общефедеральные, региональные, муниципальные и локальные; от объема предоставления - на основные и дополнительные; от их содержания - на политические, социальные, экономические и т.д.
  6. Льготы связывают и гармонизируют различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом. С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т.п.) или находятся в специфических условиях. С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество в целом.
  7. Правовые льготы,  призванные достигать поставленную перед ними  цель, выполняют две основные функции: компенсационную и стимулирующую. В них наиболее ярко проявляются цели и задачи льготного регулирования, его юридическая природа и социальное назначение. Кроме названных, льготы выполняют, как и всякий иной правовой стимул, также обеспечительную, воспитательную, коммуникативную функции, функцию социального контроля. Среди функций льгот можно обозначить также мотивационную, ценностно-ориентационную,  распределительную.
  8. В процессе льготирования должна быть выстроена определенная иерархия индивидуальных интересов. В этой связи можно обозначить следующие группы интересов: 1) первичные интересы, связанные с обеспечением жизнедеятельности индивидов как определенного биологического вида; 2) вторичные интересы, продиктованные обеспечением необходимого уровня существования субъекта в обществе; 3) интересы, направленные на реализацию социальных перспектив личности.
  9. Вводится в научный оборот понятие «механизм льготирования», рассматриваемый в качестве совокупности правовых средств (льготных) и иных правовых инструментов,  построенных в логически обоснованную систему в зависимости от особенностей их воздействия на те или иные группы общественных отношений, посредством которых создаются специфические правовые режимы.
  10. Льготирование предусматривает своего рода иерархию в организации правовых средств, которая и позволяет обозначать его части. Условно в  нем можно выделить следующие блоки: 1) компенсационный, включающий такие юридические исключения как социальные субсидии, пособия, компенсации; 2) стимулирующий - налоговые, таможенные, тарифные льготы; 3) смешанный - налоговые преференции социальной направленности и т. д. Помимо самих юридических исключений в механизме льготирования участвуют также юридические средства, не обладающие качественными характеристиками нормативных изъятий и дополнительных преимуществ. Они задействованы в так называемых процессах замещения в случае нерационального, неэффективного использования льготного юридического инструментария или существования пробелов в льготном регулировании общественных отношений.
  11. К принципам построения механизма льготирования предлагается относить: системность; федерализм; взаимодействие и согласованное функционирование органов государственной власти, иных структур, входящих в механизм льготирования;  законность; подчинение нижестоящих органов власти вышестоящим; профессионализм и компетентность; гласность;  контроль в процессе организации и функционирования органов исполнительной власти в сфере льготно-правовых отношений и т.д.
  12. Определено, что льготирование представляет срез в механизме правового регулирования, более углубленный регулятивный блок. Это длящийся процесс, включающий определенные стадии, этапы. На начальной его стадии обозначается круг социальных связей, входящих в сферу льготно-правового регулирования. На второй стадии механизма льготирования происходит конкретизация общих программ  применительно к фактически существующим общественным отношениям, входящим в «зону действия» нормативных изъятий и дополнительных преимуществ. Третья стадия льготирования связана с установлением конкретной юридической связи между управомоченными (получателями льгот) и обязанными (лицами, участвующими в процессе предоставления льгот) субъектами.  На четвертой стадии - происходит удовлетворение интересов основных получателей льгот.
  13. В целях оформления льготирования в единый процесс, придания ему целостности, завершенности предлагается осуществить следующие меры:  комплексно оценить потребности соответствующих субъектов в тех или иных разновидностях нормативных изъятий и дополнительных преимуществ; выявить «интенсивность» необходимого и фактического обеспечения льготным юридическим инструментарием определенных разновидностей социальных связей; придать льготированию в целом заявительный характер; соотнести по уровню предоставления различные виды нормативных изъятий и дополнительных преимуществ, применяемых в целях регулирования однотипных общественных отношений; ввести своеобразный механизм замещения одного вида льгот другим;  унифицировать процедуру практического предоставления законодательно зафиксированных льгот; повысить эффективность работы должностных лиц, задействованных в механизме льготирования как в целом, так и по отдельным направлениям работы в частности; максимально снизить различного рода административные издержки и барьеры, препятствующие качественной и наиболее рациональной реализации соответствующих юридических исключений и т.д.
  14. В механизме льготирования участвуют следующие разновидности льгот: налоговые преференции, таможенные льготы, субсидии, субвенции, дотации, компенсации, привилегии и иммунитеты. Налоговые преференции направлены на компенсацию финансовых потерь при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющего основы малого и среднего производственного бизнеса и т.д. Таможенные льготы  используются как одно из правовых средств, способствующих успешному проведению торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, поддержанию рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, защите российской экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции и т. д. Субсидии, субвенции, дотации относятся к особой группе правовых преимуществ, так называемых льгот первичного характера, обеспечивают реализацию других юридических средств, во многих случаях используются совместно в тех или иных блоках механизма льготирования, в основном касающегося  проблем организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правового положения субъектов бюджетных правоотношений и т.д. Привилегии представляют собой специальные льготы для конкретных субъектов и, прежде всего, для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих обязанностей. Иммунитеты как особая разновидность «отрицательных» льгот обеспечивают выполнение международных, государственных и общественных функций, служебных, официальных обязанностей. Компенсации рассматриваются как особое правовое устройство, направленное на возмещение причиненного физическому или юридическому лицу ущерба в результате как правомерных, так и противоправных действий контрсубъектов, понесенных расходов, нейтрализацию иных обстоятельств, связанных с ущемлением его интересов. В качестве взаимодополняющих правовых механизмов по отношению ко льготам анализируются пособия, выступающие в качестве социальных гарантий, поддерживающих определенный жизненный стандарт субъектов.
  15. Льготно-правовая политика - это системная деятельность по оптимизации самого процесса льготирования, комплекс мер и действий, которые должны отвечать на проблемы и вызовы юридической жизни общества. Она формирует особый «облик» права, определяет его потенциальные возможности в регулировании тех или иных групп общественных отношений. С ее помощью реализуются в действительности его основополагающие идеи, ориентиры, сущностные начала, поставленные цели и задачи перед  данным социальным феноменом. Посредством проведения льготной политики  определяется во многих случаях общая направленность правового воздействия, обеспечивается, в конечном счете, нормальное и единообразное  развитие и функционирование правовой системы российского общества.
  16. В целях оптимизации льготно-правовой политики целесообразно осуществить следующие меры: разработать стратегию осуществления льготно-правовой политики; выработать научно обоснованные критерии, подходы к процессу льготирования; обеспечить социальные обязательства государства соответствующими финансовыми средствами; сформулировать методику экспертной оценки эффективности законодательства в сфере льготного регулирования; провести систематизацию льготного законодательства; установить меры ответственности для обязанных должностных лиц; создать правовые механизмы, направленные на развитие частно-государственного партнерства, позволяющего объединить средства государства и частных благотворительных организаций и т.д.
  17. Коррупционные и потенциально коррупционные льготы искажают предполагаемый изначально результат социальных преобразований, меняют направленность самих социальных процессов, способствуют возникновению стагнационных явлений в общественном развитии. К ним следует относить нормативные изъятия и дополнительные преимущества, вовлеченные в процесс незаконного обогащения, подкупа  государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей. Их существование предопределено довольно широкими дискреционными полномочиями соответствующих должностных лиц. 
  18. Коррупционные и потенциально коррупционные льготы обладают следующими характерными особенностями: с помощью подобного рода юридических средств необоснованно выделяются интересы, принадлежащие определенным корпорациям, влиятельным группам, лоббистским объединениям, олигархическим структурам; меняются акценты в праворегулирующем процессе; формируются отношения, деформирующие порядок прохождения государственной службы; создаются особые «эксклюзивные» режимы для отдельных субъектов; увеличиваются составляющие неформального отклоняющегося поведения управляющей элиты и т.д.
  19. Декриминализация процесса льготирования, исключение из него коррупционных моментов предполагает:  эффективную деятельность контролирующих органов; открытость данного процесса, его должное информационное обеспечение; сокращение бюрократических структур в механизме практической реализации нормативных изъятий и дополнительных преимуществ; снижение уровня  дискреционных полномочий соответствующих должностных лиц;  создание   организационных предпосылок для максимального упорядочивания льготных правоотношений; осуществление  контроля за переходом государственных служащих на должности руководителей коммерческих предприятий после увольнения со службы;  снижение выгод для всех участников коррупции и т.д.
Список опубликованных работ
Монографии и учебные пособия

1. Морозова И.С. Правовые льготы: Учебное пособие/ под ред. А.В. Малько. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. (4,5 п.л.);

2. Малько А.В., Морозова И.С. Льготы в российском праве (Проблемы теории и практики): монография. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004 (12 п.л.). Рецензия: Сенякин И.Н., Летяев В.А. Основные цели правовых льгот// Государство и право. 2006 №8. С.115-118;

3. Морозова И.С. Правовая жизнь российского общества: теоретико–методологический аспект: монография. Колл. авт./ под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. (глава «Льготная политика в правовой жизни современной России»). (0, 5 п.л.);

4. Морозова И.С., Лебедева Е.Н. Место и роль льгот в механизме правового стимулирования: Учебное пособие/ под ред. А.В. Малько. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. (2,7 п.л.);

5. Морозова И.С. Антикоррупционная политика в современной России: монография. Колл. авт./ под ред. А.В. Малько. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. (глава «Льготы и антикоррупционная политика»). (0,5 п.л.);

6. Морозова И.С. Правовая политика России: теория и практика: монография. Колл. авт./ под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. (глава «Льготно-правовая политика»). (1,7 п.л.);

7. Морозова И.С. Основы теории правовых льгот: монография/ под ред. А.В. Малько. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2007. (18,6 п.л.);

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных

журналах и изданиях, указанных в перечне ВАК Министерства

образования и науки Российской Федерации

8. Морозова И.С. Тезисы выступления «Место и роль льгот в правовой политике государства» на международной научно-практ. конференции «Приоритеты правовой политики в современной России»// Правоведение. СПб., 1997.№4. (0,02 п.л.);

9. Малько А.В., Морозова И.С. Привилегии как специфическая разновидность правовых льгот// Правоведение. 1999. СПб., №4. (0,5 п.л.);

10. Морозова И.С. Льготы в российском праве: проблемы эффективности// Правоведение. СПб., 2001. №4. (0,8 п.л.);

11. Морозова И.С. Проблемы оптимизации процесса «монетизации» натуральных преимуществ в Российской Федерации// Журнал российского права. М., 2005. №8. (0,6 п.л.);

12. Морозова И.С. Льготно-правовая политика современной России: проблемы формирования и осуществления// Государство и право. М., 2006. №2. (0,5 п.л.);

13. Морозова И.С. Проблемы формирования и осуществления льготно– правовой политики в Российской Федерации// Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд–во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. №1(46). (0,4 п.л.);

14. Морозова И.С. Становление и развитие института правовых льгот в российском законодательстве// Законодательство. М.: Фонд «Правовая поддержка», 2006. №1. (0,4 п.л.);

15. Морозова И.С. Нормативные изъятия и дополнительные преимущества: общетеоретические проблемы// Правоведение. СПб., 2006. №3. (0,7 п.л.);

16. Морозова И.С. Об особенностях использования льгот в отраслях зарубежного законодательства// Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. М., 2006. №2. (0,6 п.л.);

17. Морозова И.С. Социально-психологические аспекты механизма льготирования// Вестник Самарского государственного экономического университета. Специальный выпуск «Актуальные проблемы правоведения». Самара, 2006. №8(26). (0,5 п.л.);

18. Морозова И.С. К вопросу о результативности юридических исключений// Право и государство: теория и практика. М., 2007. №6(30). (0,4 п.л.);

19. Морозова И.С. Генезис идеи льгот: историко-теоретический аспект// Юрист-правовед. Ростов-на-Дону: Изд-во РЮИ МВД России, 2007. №2(21). (0,6 п.л.);

20. Морозова И.С. Проблема иерархии интересов в механизме льготирования// Российский юридический журнал. Екатеринбург, 2007. №3. (0,5 п.л.);

21. Морозова И.С. Институционализация и реализация юридических исключений: социально-психологические аспекты// «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ» в Российском Законодательстве. М., 2007. №4. (0,4 п.л.);

22. Морозова И.С. Сущность компенсаций в общетеоретическом аспекте// Право и образование. М.: Изд-во СГУ, 2007. №1. (0,9 п.л.);

23. Морозова И.С. Синергетическая детерминация юридических исключений// Современное право. М., 2007. №1. (0,4 п.л.);

24. Морозова И.С. Объективные и субъективные предпосылки институционализации льгот в современном российском законодательстве// Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2007. №5. (0,4 п.л.);

25. Морозова И.С. Основные формы реализации льгот в современном российском законодательстве// Вестник Самарского государственного экономического университета. Специальный выпуск «Актуальные проблемы правоведения». Самара, 2007. №3. (0,7 п.л.);

Статьи, опубликованные в материалах международных, всероссийских, региональных конференций, «круглых столов», семинаров

26. Морозова И.С. Льготно-правовая политика современной России// Правовая политика: федеральные и региональные проблемы: Материалы научной конференции 22-23 июня 2000 г., посвященной открытию Саратовского филиала Института государства и права РАН/ под ред. Н.И. Матузова. Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2001. (0,3 п.л.);

27. Морозова И.С. Льготы как юридическое средство реализации принципа социальной справедливости// Закон, человек, справедливость: философско-правовые проблемы: Материалы научной конференции Саратов: Изд-во СГАП, 2003. (0,2 п.л.);

28. Морозова И.С. Тезисы выступления «Проблемы правового регулирования информационных отношений» на «круглом столе» «Информационные средства модернизации российского права» // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов-Москва: Изд-во СФ ГУ ИГП РАН, 2005. №1. (0,2 п.л.);.

29. Морозова И.С. К вопросу о модернизации механизма льготирования как одного из направлений правовой политики в Российской Федерации// Юридическое образование и наука в России: проблемы модернизации. Тезисы Международной научно–практической конференции, посвященной 75–летию СЮИ – СГАП. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. (0,2 п.л.);

30. Морозова И.С. Дополнительные преимущества и нормативные изъятия как формы реализации правовых льгот в современной российской правовой жизни// Актуальные проблемы российской правовой жизни: Материалы «круглого стола»/ под ред. А.В. Малько. Самара: МГПУ, 2006. (0.3 п.л.);

31. Морозова И.С. Роль «льготного» юридического инструментария в антикоррупционной политике современной России: состояние и перспективы// Уголовно–правовая политика и проблемы противодействия современной преступности. Всероссийский научно-практ. семинар «Состояние и перспективы современной уголовной политики России» (25 апреля 2006 г.)/ Сборник научных трудов под ред. Н.А. Лопашенко. Саратов: Сателлит, 2006. (0,2 п.л.);

32. Морозова И.С. Тезисы выступления «Коррупционные отношения в механизме льготирования: основные пути преодоления» на «круглом столе» «Концепция антикоррупционной политики: необходимость формирования»// Правовая политика и правовая жизнь. Саратов-Москва: Изд-во СФ ГУ ИГП РАН, 2006. №4. (0,2 п.л.);

33. Морозова И.С. Тезисы выступления «Основные методологические подходы к исследованию юридических исключений как важнейших составляющих современной правовой действительности» на «круглом столе» «Новый методологический подход к идее «правовой жизни» // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов- Москва: Изд-во СФ ГУ ИГП РАН, 2006. №4. (0,02 п.л.);

34. Малько А.В., Морозова И.С.. Логико–гносеологические, дефинитивные и практические проблемы институционализации льгот в современном российском законодательстве// Законодательная дефиниция: логико–гносеологические, политико–юридические, морально–психологические и практические проблемы: Материалы Международного «круглого стола» (Черновцы, 21-23 сентября 2006 г.)/ под ред. В.М. Баранова, П.С. Пацуркивского, Г.О. Матюшкина. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. исслед. научно–приклад. центра «Юридическая техника», 2007. (0,7 п.л.);

Другие статьи

35. Морозова И.С. Льготы как правовой институт: общетеоретические проблемы// «Атриум». Вестник Международной Академии бизнеса и банковского дела. Серия «Юриспруденция». Тольятти: Изд-во Межд. Академии бизнеса и банковского дела, 1998. №2. (0.5 п.л.);

36. Морозова И.С. Проблемы классификации правовых льгот// Вопросы теории государства и права. Межвуз. научн. сб-к. Саратов: Изд-во СГАП, 2000. №2 (11). (0,6 п.л.);

37. Морозова И.С. Проблемы использования правовых льгот в отраслях материального российского законодательства// Вестник Волжского ун-та им В.Н. Татищева. Серия «Юриспруденция». Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2000. Вып.11. (0,5 п.л.);

38. Морозова И.С. Проблемы классификации правовых льгот и их использование в отраслях процессуального российского законодательства// Актуальные проблемы политики и права. Труды университета. Межвуз. сб-к. научн.. ст-тей. Пенза – Саратов: Изд-во ПГУ, 2001. Вып.3. (0,7 п.л.);

39. Морозова И.С. Проблемы определения критериев эффективности правовых льгот// Вестник Волжского ун-та им В.Н. Татищева. Серия «Юриспруденция». Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2002. Вып.11. (0,4 п.л.);

40. Морозова И.С. Льготы как юридическое средство реализации общеправовых принципов// Право и политика. М.: NOTA BENE, 2003. №5.(0,5 п.л.);

41. Морозова И.С. Роль льгот в практике становления федеративных отношений в современной России// Вестник Волжского ун-та им В.Н. Татищева. Серия «Юриспруденция». Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2003. Вып.34. (1 п.л.);

42. Малько А.В., Морозова И.С., Петров М.П., Шундиков К.В., Нырков В.В. Экспертное заключение на проект Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Правовая политика и правовая жизнь. Саратов – Москва: Изд-во СФ ГУ ИГП РАН, 2004. №3(16). (0,7 п.л.);

43. Морозова И.С. Льготы как средство реализации общеправовых принципов// Ленинградский юридический журнал. СПб.: Изд-во юрид. ф-та ЛГУ, 2004. №1. (0,6 п.л.);

44. Малько А.В., Морозова И.С. Проблемы оптимизации льготно–правовой политики в Российской Федерации// Правовая политика: Сб. науч. тр. Ч. 2 «Приоритеты и направления правовой политики России». Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2005. (0,3 п.л.);

45. Малько А.В., Морозова И.С. Льготная политика в правовой жизни современной России// Новая правовая мысль. Волгоград: Изд-во ВРО МСЮ, 2005. №2. (0,4 п.л.);

46. Морозова И.С. Диалектика правового равенства и юридическая дифференциация.// Вестник Волжского ун-та им В.Н. Татищева. Серия «Юриспруденция». Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2005. Вып.47. (0,5 п.л.);

47. Морозова И.С. Концепция льготно–правовой политики в современной России// Правовая политика и правовая жизнь. Саратов - Москва: Изд-во СФ ГУ ИГП РАН, 2005. № 4. (1 п.л.);

48. Морозова И.С., Иванова К.Л. Основные направления льготно–правовой политики в современной России// Ленинградский юридический журнал. СПб.: Изд-во юрид. ф-та ЛГУ, 2005. № 3(4). (0,3 п.л.);

49. Морозова И.С. Методологические основания исследования правовых льгот// Правовая политика и правовая жизнь. Саратов – Москва: Изд-во СФ ГУ ИГП РАН, 2006. №3. (0,8 п.л.);

50. Морозова И.С. Льготы как юридическое средство (теоретико–инструментальный подход)// Вопросы теории государства и права: межвуз. сб. науч. тр./ под ред. М.И. Байтина. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. (0,6 п.л.);

51. Морозова И.С. On the Legal Nature of the Mechanism for Granting Privileges//Russian Law: theory and practice. М.: Изд-во РАЮН, 2006. №1. (0,7 п.л.);

52. Морозова И.С. Правовая модернизация в сфере льготного регулирования// Проблемы правовой модернизации в России: сборник научных материалов с методическими рекомендациями для использования в учебном процессе: Пенза: Информационно–издательский центр ПГУ, 2006. (1,2 п.л.);

53. Морозова И.С. Преференции: понятие, признаки, виды//Вестник Российской правовой академии. М.: Изд-во ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2006. №4. (0,4 п.л.);

54. Морозова И.С. Таможенные льготы: общетеоретический аспект// Академический юридический журнал. Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО ИГЭА, 2006. №4. (0,4 п.л.);

55. Морозова И.С. Юридические исключения как объект научного исследования// Юридическая мысль. СПб.: Изд-во С.-Петербург. юрид. ин-та, 2006. №6(37). (0,6 п.л.);

56. Морозова И.С. Институционализация правовых льгот как одна из проблем формирования системы законодательства Российской Федерации в условиях глобализации// Правотворчество и технико–юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации: Сборник статей/ под общ. ред. С.В. Полениной, В.М. Баранова, Е.В. Скурко. М.- Н. Новгород: Изд-во ГУ ИГП РАН, Нижегород. исслед. научно-приклад. центр «Юридическая техника», 2007. (0,5 п.л.);

57. Морозова И.С. К вопросу о правовой политике в сфере льготного регулирования// Правовая политика и правовая жизнь. Саратов – Москва: Изд-во СФ ГУ ИГП РАН, 2007. №2. (0,6 п.л.);

58. Морозова И.С. Модернизация института юридических исключений как одно из направлений развития российской правовой системы// Российская правовая система: вопросы теории и практики. Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Наука, 2007. (0,5 п.л.);

59. Морозова И.С. Механизм реализации правовых льгот// Актуальные проблемы современной юридической науки и практики: Межвуз. сб. науч. тр. Вып.2. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. (0,4 п.л.);

60. Морозова И.С. Правовые основания механизма льготирования: отраслевой анализ// Новая правовая мысль. Волгоград: Изд-во ВРО МСЮ, 2007. №5. (0,6 п.л.).