Научная тема: «ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: КОНСТИТУЦИОННАЯ МОДЕЛЬ И ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Специальность: 12.00.02
Год: 2007
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Построение и функционирование современной модели формы правления в Республике Казахстан осуществляется с учетом: а) традиций государственного развития Казахстана в досоветское время; б) опыта государственного строительства Казахской ССР; в) ведущих тенденций совершенствования системы государственного управления в экономически и политически развитых государствах мира. В настоящее время в Республике Казахстан идет активный процесс формирования новой казахстанской государственности, адекватной современному уровню развития гражданского общества и становления демократических институтов государственной формы правления как важнейшего элемента государства. Современная казахская государственность формируется в рамках концепции унитаризма, при этом очевиден такой ее аспект, как многонациональность. Подобное сочетание обусловлено историческими аспектами и воздействием на становление не только гражданского общества, но и на становление формы правления, развитие структур государственной власти. В диссертации дан анализ таких государственно-правовых феноменов, как «народ Казахстана», «казахская нация», «национальные группы».
  2. Для Республики Казахстан, как и других постсоветских республик, в условиях переходного времени наиболее предпочтительной является конституционная модель президентской формы правления. В этой связи отмечено, что реализация возможностей сильной президентской формы правления может всемерно способствовать не только эволюционному и политически выверенному воплощению принципа разделения властей, но и позволит усилить роль главы государства как общенационального политического лидера, что может нейтрализовать не только мощный потенциал авторитаризма в условиях переходного периода, но и всемерно помогать становлению эффективной демократической политической системы казахстанского общества. Кроме того, президентская форма правления позволяет интегрировать законодательную и исполнительную ветви власти в единый работающий механизм, основанный на системе сдержек и противовесов, эффективного их взаимодействия. Президент, имеющий весомые полномочия, при этом должен ориентироваться на парламентское большинство и в соответствии с этим строить политику. Неотъемлемыми прерогативами Парламента должны стать сильные контрольные полномочия, более эффективный контроль за деятельностью Правительства и др.
  3. Основным и решающим преимуществом президентской формы правления Республики Казахстан, сделавшей ее легитимной в глазах казахстанского общества, является обеспечение главой государства политической стабильности страны в условиях переходного периода. Общеизвестно, что в условиях распада Советского Союза, приведшего к кризису государственной власти в целом, образованию политического вакуума, полному разрыву правовой преемственности страны, единственно правильной и закономерной явилась апелляция всех слоев казахстанского общества к сильной президентской власти. В условиях тотального кризиса самой государственной власти и системы государственного управления именно президентская власть стала едва ли не единственным воплощением государственного суверенитета, сохранив конституционный характер политического процесса, не дав ему выйти за рамки правового поля. Формирование эффективной президентской формы правления в значительной степени ослабило и авторитарные тенденции, позволив избежать установления военно-полицейской диктатуры, опирающейся на режим чрезвычайного положения.  Президентская форма правления Республики Казахстан, установленная Конституцией 1995 г., отвечает реалиям переходного времени и способствует стабильности курса постепенной политической модернизации страны. Именно в этом историческом контексте  необходимо решать вопрос о перспективах совершенствования президентской формы правления в Казахстане, включения в нее элементов президентско-парламентской формы.
  4. Становление и развитие президентской формы правления в Республике Казахстан осуществляется на протяжении последних десятилетий. По сути, имел место процесс перехода от Советской республики, основывавшейся на идее полновластия Советов, совмещения ими функций исполнительной и законодательной власти, к президентской республике, а с 2007 г. к президентско-парламентской республике, которая предполагает следование принципу разделения властей, утверждения в Казахстане правового социального государства. В диссертации дана авторская периодизация развития формы правления в Казахстане. 21 мая 2007 г. Казахстан вступил в новый этап своего общественно-политического развития.
  5. Сформулированы предложения по совершенствованию процедур и правового регулирования формирования и деятельности органов исполнительной власти, в соответствии с которыми необходимо: а) Определить систему и структуру  исполнительной власти в Республике Казахстан. Неоднократные реформирования  системы и структуры органов исполнительной власти в стране  выявили потребность четкого разграничения этих  явлений, определения точного состава Правительства Республики Казахстан (в  контексте того, руководители каких органов исполнительной власти входят в состав Правительства по должности) и его нормативного закрепления. б) Разграничить правовой статус и правовое регулирование различий между видами органов исполнительной власти (министерство - агентство); в) Признать определенные недостатки в процедуре дачи согласия парламентом на назначение Президентом Премьер-министра. Так, несогласие высшего представительного органа с предложенной кандидатурой чревато угрозой его роспуска, что фактически придает данной процедуре формальный характер и заставляет серьезно задуматься  о необходимости корректировки этого положения и уточнения процедуры. г) Определить механизмы ответственности Правительства и усиления контроля представительных органов государственной власти за  исполнительными органами власти. Конституция Республики Казахстан содержит  принципиальные гарантии парламентского контроля, в частности тех вопросов, которые связаны с назначением  Правительства  и высших должностных лиц системы исполнительной власти. Однако в тех аспектах проблемы подконтрольности и ответственности исполнительной власти, которые  напрямую связаны с практикой деятельности органов исполнительной власти, надлежит признать значительную перспективу детализации и правовой регламентации. Особо отмечено, что подобная ответственность  и подконтрольность должны соответствовать избранной Казахстаном модели «сдержек и противовесов». д) Необходимо дать законодательное определение как видов существующих органов исполнительной власти, так и должностей (таких, как министр, министр «без портфеля», руководитель центрального исполнительного органа, не входящего в состав Правительства). е) Надлежит более детально осуществить правовую регламентацию деятельности Премьер-министра Казахстана. Это должностное лицо, согласно казахстанскому законодательству, наделено широкими и разнообразными полномочиями по решению государственных дел.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Мухамеджанов Б.А. Форма правления Республики Казахстан: конституционная модель и практика государственного управления. –

М.: Наука, 2007. – 14,0 п.л.

2.Мухамеджанов Б.А. Правовая концепция развития системы государственного управления в Казахстане. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 5 п.л.

3.Мухамеджанов Б.А. Конституционно-правовая модель совершенствования системы государственной власти в Казахстане. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 4,8 п.л.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне ВАК:

4.Мухамеджанов Б.А. Основные направления совершенствования системы государственной власти в Республике Казахстан // «Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2007. – № 3. – 0,3 п.л.

5.Мухамеджанов Б.А. Эволюция конституционно-правового регулирования организации и функционирования государственной власти в Республике Казахстан // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 8. – 0,5 п.л.

6.Мухамеджанов Б.А. Административная реформа: казахстанская модель // Государственная служба. – 2008. – № 1. – 0,4 п.л.

7.Мухамеджанов Б.А. 2007 год – новый этап в развитии системы государственного управления в Казахстане // Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. – 2007. – № 6. –

0,8 п.л.

8.Мухамеджанов Б.А. Государственная реформа в Республике Казахстан: новый шаг к демократии // Социология власти. – 2007. - № 5. – 0,8 п.л.

9.Мухамеджанов Б.А. Казахстан: на пути от президентской к президентско-парламентской республике // «Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2007. – № 6. – 0,7 п.л.

10.Мухамеджанов Б.А. Конституционные основы административной реформы Республики Казахстан // Современное право. – 2007. – № 11. –

0,5 п.л.

11.Мухамеджанов Б.А. Конституционная модель системы государственного управления в Казахстане // Право и образование. – 2007. – № 12. – 0,5 п.л.

Статьи:

12.Мухамеджанов Б.А. Правовые проблемы унитаризма в Республике Казахстан (в соавторстве). – Алматы: Жеты Жарғы, – 2000. Авторский вклад – 1 п.л.

13.Мухамеджанов Б.А. Пусть основа справедливости и свободы будет нерушимо прочной. Закон, 1999. – 0,5 п.л. – на каз. языке.

14.Мухамеджанов Б.А. Законодательная инициатива правительства - важный инструмент государственного управления // Правительственный Вестник. – 1999. – № 12. – 0,3 п.л.

15.Мухамеджанов Б.А. На важном рубеже своей истории // Фемида. – 1999. – № 9. – 0,2 п.л.

16.Мухамеджанов Б.А. Реализация принципа разделения властей в Конституции Республики Казахстан // 5-летие Конституции и законотворческий процесс в Республике Казахстан: Материалы международной научно-практической конференции, 28-29 августа 2000 год. Астана. – Астана, 2000. – 1,2 п.л.

17.Мухамеджанов Б.А. Конституционная доктрина формы правления Республики Казахстан. – М.: Изд-во ИТПИ, 2005 – 2,8 п.л.

18.Мухамеджанов Б.А. Казахстанская государственность в евразийском контексте: понятие, значение и особенности // Ученые записки РАГС. Выпуск 1 (V). – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 1 п.л.

19.Мухамеджанов Б.А. Правовая система и принципы построения органов государственной власти Казахстана. – М.: Изд-во ИТПИ, 2006. – 2,9 п.л.

20.Мухамеджанов Б.А. Основные направления совершенствования системы государственной власти в Республике Казахстан // Тураби. – 2006. – № 6. – 0,3 п.л.

21.Мухамеджанов Б.А. Трансформация конституционно-правового регулирования организации и функционирования органов власти Казахстана. – М.: Изд-во ИТПИ, 2006. – 3,0 п.л.

22.Мухамеджанов Б.А. Принципы построения и функционирования системы органов государственной власти в Республике Казахстан // Экономика и право. – 2006. – № 24. – 0,3 п.л.

23.Мухамеджанов Б.А. Государственный режим и форма правления в Республике Казахстан как составные элементы формы современого казахстанского государства // Экономика и право. – 2007. – № 6. – 0,4 п.л.

24.Мухамеджанов Б.А. Институт президентства и механизм разделения властей: соотношение в единстве государственной власти // Высшая школа Казахстана. – 2007. – № 3. – 0,5 п.л.

25.Мухамеджанов Б.А. Основные направления совершенствования системы государственной власти в Республике Казахстан // Государственное управление и право. Выпуск 5 / Под общ. редакцией И.Н. Барцица/ Отв. ред. Е.Ю.Киреева. – Москва: Издательство Московского гуманитарного университета, 2007. – С. 76-83. – 0,9 п.л.

26.Мухамеджанов Б.А Развитие политической системы Республики Казахстан // Государственное строительство и право: Сб. научных трудов. Выпуск 22, 2007/ Под общ. ред. Г.В.Мальцева. – М., 2007. – 1 п.л.

27.Мухамеджанов Б.А. Внешнеполитические аспекты становления казахстанской государственности // Вестник Казахстанского национального университета им. Аль-Фараби. Серия юридическая. – 2007. – № 2 (42). – 0,3 п.л.

28.Мухамеджанов Б.А. Казахстанская модель государственной власти: стабильность и динамика // Фемида. – 2007. – № 4. – 0,1 п.л.

29.Мухамеджанов Б.А. Взаимодействие властей при осуществлении государственной власти в Республике Казахстан // Вестник Гуманитарного университета им. Д.А. Кунаева. – 2007. – № 1. – 0,4 п.л.

30.Мухамеджанов Б.А. Взаимодействие властей в Республике Казахстан – право вето и делегирование законодательных прав // Казахстанский журнал международного права. – 2007. – № 1. – 0,2 п.л.

31.Мухамеджанов Б.А. Казахстанская государственность в евразийском контексте: понятие, значение и особенности // Тураби. – 2007. – № 3. – 0,1 п.л.

32.Мухамеджанов Б.А. Конституционно-правовые основы государственной власти современного казахстанского государства // Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития: сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. – Выпуск 6. – Часть 1. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 0,5 п.л.

33.Мухамеджанов Б.А. Принципы построения и функционирования системы органов государственной власти и управления в Республике Казахстан // Вестник евразийской академии административных наук. – 2007. – № 1. – 0,6 п.л.

34.Мухамеджанов Б.А. Генезис казахстанской модели государственной власти // Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития: сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. – Выпуск 6. – Часть 1. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 0,5 п.л.

35.Мухамеджанов Б.А. Институт президентства и механизм разделения властей: соотношение в единстве государственной власти // Среднерусский вестник общественных наук. – 2007. – № 2. – 0,6 п.л.