- Процесс оказания медицинской помощи включает различные виды взаимоотношений в триаде «врач-пациент-общество» (информационные, экономические, правовые, этические и др.), а также различные типы социальных взаимодействий - конкуренция, кооперация, конфликт с учетом набора функций каждого из них. Одной из форм реализации взаимоотношений социальных субъектов в медицинской сфере является конфликт, который выступает как интерперсональный способ развития социального института медицины.
- Субъектами медицинской практики, участвующими в конфликтных ситуациях или являющими оппонентами в возникающих конфликтах следует считать медицинских работников, пациентов, медицинские коллективы в целом, группы поддержки, принимающие сторону пациента и других участников, входящих в сферу медицинской деятельности. Уровень конфликтогенности взаимоотношений врача и пациента зависит от а) материально-технической базы лечебного учреждения, б) квалификации медицинского персонала, в) качества и стоимости оказываемых услуг, г) оценки пациентом объективных и субъективных составляющих медицинской помощи.
- Конфликт в реальном пространстве медицины имеет имплицитный характер, и медицинская практика, профессиональная среда медицинских работников не только не исключает конфликтности, но и напротив, предполагает феномен функционально-позитивного конфликта в своей структуре, и в определенной мере даже опирается на него. Социальный эффект медицинской деятельности непосредственно зависит от прогноза интрагрупповых или интраперсональных конфликтов.
- Сторонами конфликта в медицине являются: а) в межличностных: врач - пациент; врач - врач; врач - администратор; б) в межгрупповых: администрация ЛПУ - пациент, врач - родственники пациента, администрация ЛПУ (юридическое лицо) - пациент (истец в суде). Предметом конфликта в медицине выступают: а) объективные причины (не зависящие от врача): организационно-технические, финансовые (экономические); б) субъективные причины (зависящие от врача): информационно-деонтологические, диагностические, лечебно-профилактические, тактические.
- Наиболее распространенные способы разрешения конфликтов в медицинской практике: а) досудебный: разрешение конфликта на первичном уровне врач - пациент, заведующего отделением, администрации ЛПУ, КЭК, этическим комитетом; б) судебный: органами государственной юрисдикции; органами негосударственной юрисдикции - специализированными третейскими судами. Способы разрешения конфликтов приводят к соответствующим типичным результатам разрешения конфликта: а) разрешение конфликта на досудебном уровне; б) исполнение решения суда.
- Выявлено, что конфликтное поведение среди пациентов присуще лицам предпенсионного или пенсионного возраста, обладающим невысоким уровнем образования, неустроенной личной жизнью, имеющим мало комфортные бытовые условия. Среди них значительна доля тех, кто, несмотря на неудовлетворительное состояние здоровья, вынуждены работать иногда даже сверх обычной нормы нагрузки, установленной по специальности или возрасту. Субъектами конфликтов в медицинской практике чаще становятся граждане с низким уровнем доходов, ограничивающим их возможности в получении оплачиваемых (или частично оплачиваемых) видов медицинской помощи и лечении качественными (а значит эффективными) лекарственными средствами.
- Социально-экономические характеристики медицинских работников и их партнеров по конфликтному взаимодействию - пациентов практически аналогичны. Различия выявлены в том, что в конфликт часто вступают врачи, имеющие высокую профессиональную квалификацию. Несмотря на осознанный выбор специальности и значительный опыт работы с людьми, низкая заработная плата, соответствующая лишь уровню прожиточного минимума, является одним из основных факторов, определяющим социопсихологический дискомфорт врачебного персонала и влияющим на характер интерсубъектных взаимоотношений в момент оказания медицинской помощи.
- Для разных отраслей медицинской деятельности ведущими являются разные виды конфликтов: сокращение продолжительности врачебного приема является главным фактором конфликтогенности в системе отношений «медицинский персонал - пациент» на амбулаторно-поликлиническом приеме; в судебно-медицинской практике ситуацию конфликтного взаимодействия субъектов медицинской практики формируют результаты экспертизы; в стоматологической практике главным конфликтогенным фактором является несоответствие цены и качества услуги; в фармации конфликт врача и фармацевта - это конфликт профессионалов, который может быть позитивным, а конфликт пациента и фармацевта - это конфликт профессионала и непрофессионала, который непродуктивен, но может быть разрешен путем более полного информирования пациента; из тех видов конфликтов, которые существуют в медицинской науке, наибольшее социальное значение имеют конфликты в клинических испытаниях, поскольку они провоцируют риски для испытуемых.
- При исследовании личностных профилей медицинских работников в результате применения наблюдения и стандартизированных опросников склонность к конфликтности и тенденция к избеганию конфликтов выявилась следующим образом: 8,5 % - очень высокая степень конфликтности; 25 % - высокая степень конфликтности; 58 % - выраженная степень; 8,5 % - низкая степень конфликтности. Тактика поведения в конфликте зависит от степени конфликтности и уровня конфликтогенности медицинского работника.
- Избегание конфликтов методологически ошибочно и практически нереально. При переходе к пациент-ориентированной системе отношений в здравоохранении (С.А.Ефименко) существует необходимость активизировать позитивную функцию конфликта на основе коллегиальной модели взаимоотношений врача и пациента. Другие модели взаимоотношений (контрактная, техницистская и патерналистская) содержат риски негативного развития конфликта.
1.Волчанский М.Е. Конфликт в медицине. Монография. – Волгоград,: Изд-во ВолГМУ, 2008. – 10 п.л.
2.Чижова В.М., Волчанский М.Е., Чумакова М.И. Модель специалиста по социальной работе в здравоохранении. Монография. – Волгоград, 2007. – 8 п.л.
Статьи в научных журналах и изданиях:
3.Седова Н.Н., Чижова В.М., Волчанский М.Е., Сергеева Н.В. Междисциплинарные связи в преподавании биоэтики // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – Волгоград – 2004. – №10. – 0,4 п.л.
4.Волчанский М.Е. Актуальные вопросы медицинской конфликтологии // Социология медицины. – №2 (7). – 2005. – 0,2 п.л.
5.Поплавский А.Э., Волчанский М.Е. Конфликты в практике судебно-медицинской экспертизы // Социология медицины. – 2005. – №1. – 0,2 п.л.
6.Чижова В.М., Волчанский М.Е., Чумакова М.И., Немировская Ю.В., Кривашеев С.А.Социальная работа и клиническая психология – помогающие профессии в системе здравоохранения // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2006. – №4. – 0,2 п.л.
7.Медведева Л.М., Волчанский М.Е. К вопросу становления системы социальной работы в России: исторический аспект // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2006. – №3. – 0,4 п.л.
8.Седова Н.Н., Волчанский М.Е. Социологический мониторинг реализации национального проекта «Здоровье» на территории Волгоградской области // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2007. – №1 (21). – 0,3 п.л.
9.Петров В.И., Аджиенко В.Л., Волчанский М.Е. Проблемы и перспективы клинических исследований в регионах России // Клиническая фармакология и терапия. – 2008. – №17. – 0,2 п.л.
10.Волчанский М.Е., Качмазова Б.А., Кесаева Ж.Э. Социология медицины в медико-социальной работе // Социология медицины. – 2008. – №2. – 0,2п.л.
11.Волчанский М.Е. Целостность личности врача: проблема и стратегия исследования // Философские, психолого-педагогические и социально-экономические проблемы современного высшего образования. – Ставрополь, СевКавГТУ, 2000. – 0,2 п.л.
12.Волчанский М.Е. Мотивационно-ценностные ориентации учащихся медицинских колледжей. Качество жизни – новая цивилизационная парадигма. – Волгоград, ВФ МГУК, 2000. – 0,3 п.л.
13.Волчанский М.Е. Исследование персонологии конфликта в среде студентов-медиков // Культура и образование: проблемы и перспективы развития. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. – 3 п.л.
14.Волчанский М.Е. Управление социально-конфликтогенным потенциалом студенчества // Образование в России: медико-психологический аспект. – Калуга: КГПУ, 2001. – 0,2 п.л.
15.Волчанский М.Е. Факторы формирования конфликтогенности студенчества – будущих врачей // Гуманитарное образование и медицина. – Волгоград: ГУ «Издатель», 2001. – 0,5 п.л.
16.Волчанский М.Е. О формировании духовно-ценностных ориентаций в образовании российской молодежи // Философские и психолого-педагогические проблемы современного высшего образования. – Кисловодск: изд. СевКавГТУ, 2001. – 0,2 п.л.
17.Волчанский М.Е. Отношение к девиации студентов медицинского ВУЗа // Материалы конференции студентов и молодых ученых ВМА. – Волгоград, 2001. – 0,2 п.л.
18.Волчанский М.Е., Волчанская Т.В. Изучение коммуникативных умений студентов медицинского вуза // Культура и образование: проблемы и перспективы развития. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. – 0,3 п.л.
19.Волчанский М.Е. Профилактика конфликтогенного потенциала студенчества // Образование в России: медико-психологический аспект. – Калуга: КГПУ, 2002. – 0,5 п.л.
20.Смоленов И.В., Волчанский М.Е. Клинические испытания в педиатрической практике: Современный российский опыт // Этическая экспертиза биомедицинских исследований с участием человека. – Волгоград, 2003. – 0,5 п.л.
21.Волчанский М.Е., Гукасян А.В., Котовская О.В. Конфликт социальных ролей в клинических испытаниях с участием человека // Гуманитарное образование и медицина. – Волгоград: ГУ «Издатель», 2003. – 0,6 п.л.
22.Попова Е.Г., Волчанский М.Е. Некоторые причины конфликтов в амбулаторно-поликлинической практике // Социология медицины – реформе здравоохранения. – Волгоград, 2004. – 0,4 п.л.
23.Чудинова И.Э., Волчанский М.Е. Проблема трансформации отечественного здравоохранения // Социология медицины – реформе здравоохранения // Волгоград, 2004. – 0,4 п.л.
24.Поплавский А.Э., Волчанский М.Е. Конфликты в судебно-медицинской экспертизе // Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности // под общ. ред. С.Г. Стеценко. – М., ИГ «Юрист», 2004. – 0,3 п.л.
25.Ковалева М.Д., Волчанский М.Е. Социальный контекст здоровья и болезни // Человек в современных философских концепциях. – Волгоград, «Принт», 2004. – 0,4 п.л.
26.Волчанский М.Е. Профессиональная социализация студентов-медиков // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты социализации человека. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 0,3 п.л.
27.Волчанский М.Е. Этико-правовые конфликты в клинических испытаниях // Клинические исследования лекарственных средств: Материалы V Международной конференции. – М., 2005. – 0,3 п.л.
28.Волчанский М.Е. Современная организационно-методологическая проблематика клинической психологии в России // Психология и социальная работа в современном здравоохранении. Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН и АВО. – Волгоград, 2005. – 0,3 п.л.
29.Волчанский М.Е. Социопсихологический контекст современных конфликтов в медицине // Материалы 54-й научной конференции проф.-преп. коллектива Волгоградского государственного медицинского университета, посвященная 70-летию вуза. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2005. – 0,2 п.л.
30.Волчанский М.Е. Конфликтологический аспект социальных отношений в медицинской среде // Психология и социальная работа в современном здравоохранении. Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН и АВО. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2005. – 0,3 п.л.
31.Волчанский М.Е., Крепкогорская Р.В. Коммуникативная компетентность психолога и специалиста социальной работы в медицине // Психология и социальная работа в современном здравоохранении. Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН и АВО. – Волгоград, 2005. – 0,2 п.л.
32.Волчанский М.Е., Волчанская Т.В. Социально-психологическая адаптация личности как составляющая ее социализации // Современное состояние и тенденции развития гуманитарных и экономических наук. – Волгоград, 2006. – 0,2 п.л.
33.Чижова В.М., Волчанский М.Е. Взаимосвязь в преподавании естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: интеграция или констелляция? Междисциплинарная интеграция в медицинском вузе // под ред. академика РАМН В.И.Петрова. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006. – 0,2 п.л.
34.Волчанский М.Е., Чижова В.М., Сайгина М.И. Транскультуральный и этнопсихологический подход к подготовке иностранных студентов. Проблемы качества обучения зарубежных граждан в медицинских вузах: Материалы III Российской научно-практической конференции / Под общ. ред. В.И.Петрова. – Волгоград, 2006. – 0,2 п.л.
35.Сергиенко В.В., Волчанский М.Е. Формирования здорового образа жизни с точки зрения принципа социального доказательства // Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН и АВО. – Волгоград. – 2006. – №4. – 0,4 п.л.
36.Аджиенко В.Л., Волчанский М.Е. Институт клинических исследований лекарственных средств // Социология медицины – реформе здравоохранения. – Волгоград, 2007. – 0,2 п.л
37.Чижова В.М., Волчанский М.Е. Мультидисциплинарность феномена «человек» и поиск оснований его целостности в общественных и естественных науках // Гуманитарное образование и медицина: сб. научных трудов. – Т. 63., вып. 1. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2006. – 0,3 п.л.
38.Волчанский М.Е. Критерии и факторы конфликтогенности интерсубъектных отношений в сфере здравоохранения: медико-психологический подход // Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН и АВО. – Волгоград. – 2007. – №4. – 0,2 п.л.
Учебные издания:
39.Волчанский М.Е. Методология конкретного социологического исследования в медицине. – Волгоград: ВГАСУ, 2003. – 1,0 п.л.
40.Волчанский М.Е. Социализация как объект исследования в социологии и медицине // Волгоград: ВолГМУ, 2004. – 1,5 п.л.
41.Волчанский М.Е. Введение в технологию управления и разрешения конфликта // Волгоград: ВолГМУ, 2005. – 1,1 п.л.
42.Волчанский М.Е. Социальная природа конфликта в медицине. – Волгоград: ВолГМУ, 2004. – 1,0 п.л.
43.Волчанский М.Е. Прикладная социология: практикум по организации медико-социологического исследования. – Волгоград: ВолГМУ, 2006. – 2,3 п.л.