- Введено в социологический дискурс и концептуализировано понятие «медиапространство», которое охватывает проблематизацию социальных отношений по поводу производства и потребления массовой информации. В работе показывается, что этот феномен имеет три формы репрезентации: физическое пространство, пространство социальных отношений и символическое пространство.
- Медиапространство вводится в систему социологических понятий и категорий через категорию социального пространства. Медиапространство представляет собой особую реальность, которая является частью социального пространства и организует социальные практики и представления агентов, включенных в систему производства и потребления массовой информации.
- Автор обосновывает понятие архитектоники применительно к медиапространству и под этим углом зрения рассматривает его структуру в России. При изучении динамики российского медиапространства делается вывод о том, что коммерциализация стала ведущей тенденцией его развития. Это привело к целому комплексу негативных последствий, деструктивно влияющих на все социальное пространство. В работе делается вывод, что главный вектор развития медиапространства пришел в противоречие с намеченным вектором развития общества, в котором взят курс на усиление человеческого капитала и инновационные стратегии.
- В качестве системообразующего компонента современного медиапространства автор выделяет ТВ. Телепространство обладает такими характеристиками, как дискретность, неравномерность, способность программировать медиапространство и влиять на все остальное социальное пространство. Коммерциализация негативным образом сказалась на всех акторах российского медиапространства, но наибольший ущерб, с точки зрения автора, она нанесла содержанию телепространства. Медиапространство в целом вынуждено следовать логике развития, которую навязывает телевидение, так как это способствует притоку социального и финансового капитала к тем акторам, которым удалось позиционировать себя в этом пространстве. Отсутствие в медиапространстве России такого некоммерциализированного структурного компонента, как общественное телевидение, негативно влияет на все медиапространство и тормозит формирование гражданского общества в России.
- В работе делается вывод о том, что современное медиапространство России представляет собой систему, акторы которой взаимодействуют по сетевому принципу. Организация медиапространства в единую сеть становится возможной благодаря Интернету. Если медиапространство в целом является репрезентацией социального пространства, то Интернет в информационном аспекте является репрезентацией самого медиапространства. Важность этого компонента объясняется также тем, что наиболее образованная и критически мыслящая часть аудитории телевидения - лидеры мнений, не желающие отказываться от своих культурных и информационных притязаний, имеют возможность покинуть телепространство, компенсируя возникший дефицит некоммерческой медиапродукции активным освоением пространства Интернета.
- К анализу медиапространства привлечен интегрированный подход Дж. Ритцера, который позволяет показать, что масс-медиа, транслируя тексты, создают и воссоздают социальное пространство в микро-макро и объективно-субъективных континуумах. На субъективном уровне медиапространство превращается в гипертекст, воссоздающий социальное пространство на микроуровне. В этом смысле гипертекст представляется смысловой конструкцией, которую социальная элита, обладающая ресурсом производства массовой информации, помещает между индивидом и реальностью, побуждает его думать в определенных категориях, актуализируя лишь те аспекты реальности, которые производитель информации признает в качестве значимых. Отсюда, медиапространство в символическом выражении на субъективном уровне - это мировоззренческое видение социального пространства, формируемое производителями массовой информации. Следовательно, вытеснение из современного российского медиапространства социально и культурно значимых контентов, «банализация» информационного потока ведет к снижению информационных ресурсов каждой отдельной личности и снижению качества человеческого капитала России в целом.
- В работе показано, что медиапространство является открытой социальной системой, которая создается взаимообусловленной целостностью отношений производителей и потребителей массовой информации, передаваемой через средства массовой коммуникации. Именно эта специфика медиапространства позволяет применить синергетический подход к анализу динамики медиапространства России.
- Медиапространство открыто для одних взаимодействий и закрыто для других. Так как масс-медиа напрямую не связаны со своей аудиторией, то вопрос о том, посредством каких механизмов они связаны с обществом, остается дискуссионным. Чтобы методологически обосновать эту связь, автор вводит понятие «метакоммуникация» в социологический дискурс и интерпретирует сущность ее проявления в социальных системах. Согласно Г.Бейтсону, в любой передаче информации возникают передающий и командный аспекты. Передающий аспект сообщения синонимичен содержанию. Командный аспект несет информацию об информации, то есть определенную инструкцию, которая воплощена в форме сообщения. Эта инструкция относится к взаимоотношениям коммуникаторов и налагает взаимные обязательства на их поведение.
- Предложенное автором выделение в каждом акте коммуникации масс-медиа смыслового и командного аспекта дает методологическую возможность проследить характер их воздействия, как на отдельного человека, так и на общество в целом. Автор доказывает, что общая и понятная участникам коммуникации система социальных норм образует «смысловое поле», в котором понятен глубинный смысл коммуникативного акта. В этом поле становится возможным воспринять, перекодировать «командный аспект» переданного сообщения, дать адекватную ответную реакцию. То есть именно социальные нормы выполняют интегративную функцию, обеспечивая обратную связь масс-медиа и общества, и, следовательно, метакоммуникацию в медиапространстве. Наиболее заметным следствием метакоммуникации стало влияние СМИ на разрушение советской системы. Информация, которую транслировали СМИ в период перестройки, подвергла сомнению самые основы социализма, привела к кардинальному изменению системы ценностей и социальных норм в социальном пространстве страны, что стало мощным катализатором трансформационных процессов.
- На основе анализа телепространства России за последние 20 лет с точки зрения синергетического подхода в работе показывается, что оно представляет собой типичный пример неравновесной системы, прошедшей несколько точек бифуркации. Возникновение точек бифуркаций, усиление энтропийных процессов в изучаемом объекте связано, на взгляд автора, в первую очередь, с электоральными процессами, когда различные политические и экономические силы стараются оказать воздействие на медиапространство, приводя его тем самым в сильно неравновесное состояние. Телепространство как самоорганизующаяся система автоматически начинает искать выход из неравновесного состояния. Причем наиболее сильно тенденции к самоорганизации наблюдаются именно в периоды, связанные с точками бифуркации социально экономической системы в 1989, 1991, 1996, 1999 годах. В результате зондирования новых путей развития система находила решение, помогающее преодолеть энтропийные процессы. Это каждый раз приводило к появлению в телепространстве России более сложной диссипативной системы.
- Проведенный анализ телепространства России показывает, что оно завершило определенный виток развития, наполнившись качественно иным содержанием. Пространство социального дискурса, в котором доминировала публицистика и обсуждение общественно-значимых тем в начале перестройки, постепенно трансформировалось в коммерциализированное пространство, имеющее потребительскую, прагматическую ориентацию. Современное российское телевидение перестало играть роль духовного аттрактора российского общества, притягивающего к себе лидеров мнений.
- По мнению автора, на следующем этапе развития общества в телепространстве должна сложиться модель общественного вещания. Общественное радио и телевидение позволит наметить новый вектор развития медиапространства, способствующий формированию гражданского общества в России. Пока идея образования такого телевидения не позиционирована в массовом сознании. Для того, чтобы возникла новая модель, необходим общественный консенсус потребителей массовой информации, власти и самих СМИ, нужна активная финансовая, политическая и моральная поддержка граждан и согласие власти считаться с существованием этого социального института.
1.Юдина Е.Н. Медиапространство как культурная и социальная система. Монография. – М.: Прометей , 2005. – 160 с. (10 п.л.)
2.Юдина Е.Н. Динамика телевизионного поля (в контексте российской социокультурной трансформации). Монография. – М.: Прометей , 2007. – 208 с. (13 п.л.).
3.Коробицын В.И., Юдина Е.Н. Социологические исследования ТВ и рекламы – М.: Рип-холдинг, 2006. – 200 с. (14 п.л., авторские 7,3 п. л.).
Статьи в ведущих научных изданиях (из перечня ВАК)
4.Юдина Е.Н. Насилие в документальной телереальности // Высшее образование в России. – М.: 2002, № 3. – С. 76 – 83 (1 п. л.).
5.Юдина Е.Н Медиапространство и символическое пространство // Философские науки. – М.: 2004, №9 – С. 17 – 30. (0, 8 п. л.).
6.Юдина Е.Н Интерактивные опросы в телерадиоэфире: разработка сценария деловой игры // Социологические исследования. – М.: 2005, № 1, – С.114–117 (0,3 п. л.).
7.Юдина Е.Н. Социальная динамика поля телевидения // Социология власти. – М.: 2006, №5. – С. 129 – 132 (0,2 п. л.).
8.Юдина Е.Н. Реальность массмедиа в контексте социального пространства // Социология власти. – М.: 2007, №1. – С. 113 –121(0, 5 п. л.).
9.Юдина Е.Н. Медиапространство как новая социологическая категория
// Преподаватель ХХI век. – М.: 2008, №2. – С. 151-154 (0, 4 п. л.).
10. Юдина Е.Н. Захарова С.А. Анализ информационного вещания телевидения // Социология власти . – М.: 2008, №2, – C. 200-210 (0, 8 п. л., авторские 0,4 п. л.).
Публикации в журналах, научных сборниках, материалы и тезисы докладов на научных конференциях
11. Юдина Е.Н. Совсем не детские проблемы. «Спокойной ночи малыши!» глазами детей и родителей // Телерадиоэфир, – М.: 1991. – № 8. – С. 13 (0, 25 п. л.).
12. Юдина Е.Н. Это было в те еще времена // Новое время. – М.: 1997. – №2. – С. 34-36 (0,5 п. л.).
13. Юдина Е.Н. Телевидение ХХI века глазами молодых //Тэфи обозрение Выпуск 7–8. – М.: Институт истории и социальных проблем телевидения, 1998. – С. 9–14 (0,3 п. л.).
14. Поколение "NEXT" и ТВ Современная Россия: власть, общество, политическая наука. – Т. 1 // Материалы первого всероссийского конгресса политологов. – М.: 1999. – С. 281–284. (0,5 п. л.).
15.Телевизионное пространство и агрессия //Научные труды Московского Педагогического Государственного университета. Серия: социально –исторические науки. – М.: Прометей, 2001. – С. 344– 347 (0,2 п. л.).
16. Коробицын В.И., Юдина Е.Н. Репрезентация образов насилия на телеэкране Современная конфликтология в контексте культуры мира // Сб. материалов 1 Международного конгресса конфликтологов. РАН, Институт социологии, Центр конфликтологии. – М.: Изд-во УРСС, 2001. – С.426 – 436 (0,6 п. л., авторские 0,3 п. л.).
17. Юдина Е.Н. Телевизионное пространство: этика свободы или свобода от этики // Консалтинг. – М.: 2002.– №1.– С. 44– 47 (0,6 п. л.).
18. Юдина Е.Н. Об этических аспектах телевещании / Российское общество и социология в XXI: социальные вызовы и альтернативы // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе. – М.: 2003. – С. 23– 25 (0,2 п. л.).
19. Юдина Е.Н. Подрастающее поколение на фоне виртуального насилия РАН, Институт социологии, Центр конфликтологии. – М.: Изд-во УРСС, 2001.– С. 268– 276 (0,5 п.л.).
20. Юдина Е.Н. Информационное пространство электронных СМИ как отражение символического пространства //Социум: проблемы, анализ интерпретация (Сборник научных трудов) – М.:МПГУ 2003. – С. 189 – 195. (0,4 п. л.).
21.Юдина Е.Н. Отражение на телеэкране трех укладов российского общества. Научные труды Московского Педагогического Государственного университета. Серия: социально–исторические науки. – М.: Прометей, 2004. – С. 347– 358 (0,7 п. л.).
22.Юдина Е.Н. Медиапространство как открытая саморегулирующаяся система // Материалы конференции по итогам научно-исследовательской работы докторантов и аспирантов. – М.: МПГУ, 2004. – С. 10-16 (0,4 п. л.).
23. Юдина Е.Н. Способы регулирования медиапространства // Социум: проблемы, анализ интерпретация (Сборник научных трудов). – М.: МПГУ, 2004. – С. 105– 110 (0,3 п. л.).
24. Юдина Е.Н. Электронные СМИ и новый цивилизационный вызов // Тезисы докладов I Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» – 2004: Российское общество и вызовы глобализации. – М.: 2005. – С.220 – 223 (0,2 п. л.).
25. Юдина Е.Н. Об одном из противоречий современного телепространства // Научные труды Московского Педагогического Государственного университета. Серия: социально – исторические науки. – М.: Прометей, 2005. – С.457– 466 (0,6 п. л.).
26. Юдина Е.Н. Развитие медиапространства как культурной и социальной системы // Социология управления. Материалы межвузовской конференции докторантов и аспирантов. – М.: МПГУ, 2005. – С.70– 76 (0,4 п. л.).
27. Юдина Е.Н. Изменение поля телевидения в период трансформации российского общества // Тезисы докладов и выступлений Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России». – Т.7, 2006. – С.16– 18 (0,2 п. л.)
28. Юдина Е.Н. Юдина Е.Н. Медиапространство как часть социального пространства //Тезисы докладов II Всероссийской научной кон-ференции «Сорокинские чтения».– М., 2005. www. socio. msu.ru. (0,2 п.л.).
29. Юдина Е.Н., Павлова Е.О. Проблемы современного информационного вещания // Социология управления. Материалы межвузовской конференции докторантов и аспирантов. – М.: МПГУ, 2006. – С.3– 11 ( 0,4 п. л., авторские 0,2 п. л.).
30. Юдина Е.Н., Жарова Ю. Тема повседневности на телеэкране Гуманитарий: проблемы, анализ интерпретация. (Сборник научных трудов). – М.: МПГУ, 2006. – С. 53– 55 ( 0,2 п. л., авторские 0,1 п. л.).
31. Юдина Е.Н. Полипарадигмальный подход к изучению средств массовой коммуникации // Проблемы взаимодействия человека, культуры и обществ в условиях глобализирующегося мирового пространства. – М.: Прометей, 2006. – С.73– 82.(0,6 п. л.)