-
Исследование современных социокультурных тенденций развития туристских предприятий показывает, что методология социологического анализа потребности социума в расширении многообразия рекреативной сферы соответствует общекультурным ориентациям, принятым в мировом сообществе. Исследовательское пространство выражается через сложную систему взаимозависимых предметов, ценностей, дисциплин и методов, развиваемых для решения проблем, присущих данной деятельности. То есть, жизнеспособность каждой организации, которая на протяжении долгого периода демонстрирует свой успех, напрямую связана со способностями людей. Но и расширение универсальности новых методов управления часто завершается возвращением к привычным схемам, к утрате потенциала роста и управляемости.
-
По отношению к структуре туристского рынка и оценке его социокультурной конъюнктуры демография массового отдыха и туризма сопряжена с комплексом изменений, связанных с изучением влияния на жизнь семьи, ее состав и тип, на интенсивность деторождения, уровень смертности. Здесь представлены процессы образования и развития семей, с одной стороны, как самостоятельного демографического феномена, а с другой - как результата совокупного влияния всех взаимодействующих демографических процессов. Исследование роли семьи как субъекта рекреативности ориентировано на анализ многомерных объектов - семей, домохозяйств, семейных групп.
-
Главное значение новых мест и географических зон привлечения туристов состоит в том, что данная деятельность имеет протяженность во времени и ее область постепенно расширяется. Социальная значимость отечественных ресурсов развития рекреативности определяется и тем, что позволяет ориентировать теорию и практику на формировании центров, умеренных по своей насыщенности, но также активно интегрирующихся в жизнь общества.
-
Исследование жизненного цикла туристского продукта показывает, что формирование рекреативных ориентаций проходит через ряд ступеней, образующих своеобразную иерархию в социокультурных потребностях личности. Сюда, традиционно, включены материальные, социальные, духовные потребности и аксиология личности. Это создает возможность для решения научно-практических задач, ориентированных на анализ свойств, приписываемых предметному пространству рекреативной социализации. Условия их решения определены гносеологическими предпосылками сравнения географической, физической и социокультурной реальности массового отдыха.
-
Социокультурная мотивация поведения потребителей позволяет обосновать развитие коммерческого интереса и предприимчивости, тесно связанных с интеграцией и сотрудничеством с различными организациями, с возможностями малого бизнеса. Наиболее значимым интегральным показателем уровня реализации социальных притязаний является гуманитаризация рекреативной сферы. Это требует разработки и реализации предложений по непрерывности обучения специалистов и персонала, включая взаимодействие с международными структурами. В этой динамике социология рекреативности раскрывается как по содержанию, так и в плане ее системной организации.
-
В исследовании социокультурной среды рекреативных предприятий важное значение приобретает своевременное осознание необходимости перехода в новые сферы деятельности. В то же время «проверенный» туристский продукт надежно фиксирует соотношение предполагаемых и реализованных рекреативных ценностей как фактора социального статуса для больших масс. Следовательно, направленность адекватных инвестиций в расширение возможностей по производству новых социально признаваемых рекреативных ценностей должна преодолевать возможное статистическое манипулирование или ссылки на непредвиденные обстоятельства.
-
В формировании конкурентного потенциала, четкое разделение прав собственности по поводу туристских ресурсов между органами власти и туристскими организациями позволит реально определить социальное содержание туристской ренты, ее социокультурную ориентированность. Спонсирование как элемент менеджмента в рекреативной сфере позволяет четко разделить права собственности на туристские ресурсы между основными звеньями этой власти - федеральными органами, субъектами Федерации и местными органами в интересах реализации подлинно рыночных отношений.
-
При реализации сбытовой стратегии туристского предприятия степень воздействия туризма на страну, регион или туристский центр сводится к трем основным факторам устойчивого развития туризма:
1) экологическому - обеспечивает совместимость развития туризма с сохранением окружающей среды и разнообразия биологических ресурсов;
2) социально-культурному - обеспечивает совместимость развития с культурой и ценностями местного населения туристских рекреаций;
3) экономическому - обеспечивает экономическую эффективность развития и управления ресурсами таким образом, чтобы их «хватило» будущим поколениям. -
В комплексе туристской рекламы социологический подход определяет массовый отдых как универсальное свойство общественной жизни. Это обусловлено решением более общей проблемы соотношения социального и культурного в рамках структурно-функционального анализа общества в целом. Рекреативное производство осмысливается как функция общества, направленная на противодействие энтропийным процессам, на сохранение целостности общественного организма, его адаптации к среде. В таком смысле рекреативность приобретает социально-историческое измерение, превращает человека в субъект и одновременно в результат социально-исторического процесса.
2. Юдина Т.А. Российское Причерноморье: история и новые традиции в организации массового отдыха: Научное издание / Т.А. Юдина. - Москва: Северо-Кавказский региональный центр социологических исследований, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, 2006.
- 8,5 п.л. (тираж 1000 экз.).
3. Юдина Т.А. Массовая культура, как феномен социальной структуры рекреативной культуры конкретного общества: Научное издание / Т.А. Юдина. - Сочи: Изд-во Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, 2007. - 6,2 п.л. (тираж 900 экз.).
4. Юдина Т.А. Массовый отдых и туризм как системный феномен: Научное издание / Т.А. Юдина. - М.: Изд-во Северо-Кавказского регионального центра социологических исследований, 2007. - 5,1 п.л. (тираж 500 экз.).
5. Юдина Т.А. Ценностно-познавательные факторы развития современного туризма / Т.А. Юдина // Вестник СГУ. Вып. 2. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного университета, 2002. - 0,3 п.л.
6. Юдина Т.А. Рекламно-информационные программы в развитии массового и элитарного отдыха / Т.А. Юдина // Вестник СГУ. Вып. 7.
- Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного университета, 2002.
- 0,44 п.л.
7. Юдина Т.А. Правовые аспекты в деятельности организаторов массового отдыха / Т.А. Юдина // Вестник СГУ. Вып. 10. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного университета, 2003. - 0,5 п.л.
8. Юдина Т.А. Социокультурный контроль рекреационных процессов в современном обществе / Т.А. Юдина // Сборник научных трудов МОСУ. Серия «Гуманитарные и социально-экономические науки». Вып. 9.
- Ставрополь: Изд-во Московского открытого социального университета, 2003. - 0,5 п.л.
9. Юдина Т.А. Функции системы массовой коммуникации в организации рекреативного взаимодействия / Т.А. Юдина // Научная мысль Кавказа: Научный и общественно-теоретический журнал. - Приложение №1 (51). - Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2003. - 0,8 п.л.
10. Юдина Т.А. Социально-экологическая концепция организации современной рекреативной сферы / Т.А. Юдина // Научная мысль Кавказа: Научный и общественно-теоретический журнал. - Приложение №3 (53).
- Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2004. - 0,7 п.л.
11. Юдина Т.А. Социально-культурные основания комплексного подхода к организации деятельности турпредприятия: Учебное пособие / Т.А. Юдина. - Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного аграрного университета, 2004. - 2,8 п.л.
12. Юдина Т.А. Стратегия инноваций в организации рекреативного пространства // Труды кафедры социологии и социальной работы СКСИ. Вып. 5. - Ставрополь: Издательство Северо-Кавказского социального института, 2004. - 0,7 п.л.
13. Юдина Т.А. Социологическая методология в исследовании рекреативной сферы и туризма / Т.А. Юдина // Научная мысль Кавказа: «Научный и общественно-теоретический журнал». Вып. 15. - Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 2005. - 0,3 п.л.
14. Юдина Т.А. Рекреативный потенциал регионов отечественной истории и культуры / Т.А. Юдина // Вестник МУ МВД РФ. Вып. 4. - Москва: Издательство Московского университета МВД России, 2005. - 0,4 п.л.
15. Юдина Т.А. Национально-историческая обусловленность рекреативного развития проблемных территорий / Т.А. Юдина // Вестник СГУ. Приложение №11. - Ставрополь: Издательство Ставропольского государственного университета, 2005. - 0,7 п.л.
16. Юдина Т.А. Институционализация массового отдыха в российском измерении / Т.А. Юдина // Сборник научных трудов МОСУ. Серия «Гуманитарные и социально-экономические науки». Вып. 11.
- Ставрополь: Издательство Московского открытого социального университета, 2005. - 0,34 п.л.
17. Юдина Т.А. Организация и качество подготовки специалистов рекреативной сферы / Т.А. Юдина. - Сочи: Издательство Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, 2005. - 1,7 п.л.
18. Юдина Т.А. Социологическое прогнозирование рекреационного строительства в современном обществе: Научное издание / Т.А. Юдина.
- Сочи: Издательство Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, 2005. - 2 п.л.
19. Юдина Т.А. Гостиничный сервис / Т.А. Юдина. - Сочи: Издательство Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, 2005. - 1,7 п.л.
20. Юдина Т.А. Рекреативные установки сознания современного человека / Т.А. Юдина // Научная мысль Кавказа: «Научный и общественно-теоретический журнал». Вып. 7. - Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 2006. - 0,62 п.л.
21. Юдина Т.А. Туристская рента в хозяйственном механизме рекреативной сферы / Т.А. Юдина // Научная мысль Кавказа: «Научный и общественно-теоретический журнал». Спец. Вып. №8. - Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 2006.
- 0,3 п.л.
22. Юдина Т.А. Вероятностный характер рекреативной динамики курортного региона / Т.А. Юдина. - Москва: Объединенный научный журнал. - 2006. - №32. - 0,8 п.л.
23. Юдина Т.А. Тенденции развития санаторно-оздоровительных организаций курортов российского Причерноморья: Научное издание /
Т.А. Юдина. - Сочи: Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, 2006. - 2,3 п.л.
24. Юдина Т.А. Культурно-историческая организация массового отдыха на юге России / Т.А. Юдина // Научная мысль Кавказа: «Научный и общественно-теоретический журнал» / Приложение №2 (52). - Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 2006. - 0,7 п.л.
25. Юдина Т.А. Социальный контроль и управление рекреационными процессами в современном обществе / Т.А. Юдина // Всероссийская научно-техническая конференция (гуманитарный сектор). Сборник научных статей.
- Москва: Издательство ВВИА, 2006. - 0,6 п.л.
26. Юдина Т.А. Проблемы безопасности регионального туризма /
Т.А. Юдина. - Ростов-на-Дону: Социально-гаманитарные знания. - 2006.
- №3. - 0,5 п.л.
27. Юдина Т.А. Туризм и региональное развитие: выравнивающая функция: Научное издание / Т.А. Юдина. - Москва: Издательство Северо-Кавказского регионального центра социологических исследований, 2007.
- 3,3 п.л.
28. Юдина Т.А. Массовый отдых, как специфическая сфера социального взаимодействия / Т.А. Юдина. - Москва: Объединенный научный журнал. - 2007. - №3. - 0,5 п.л.
29. Юдина Т.А. Современное состояние и перспективы развития сферы массового отдыха в современной России / Т.А. Юдина // Всероссийская научно-техническая конференция (гуманитарный сектор). Сборник научных статей. - Москва: Издательство ВВИА, 2007. - 0,6 п.л.
30. Юдина Т.А. Вопросы теории социологии в развитии рекреативной сферы / Т.А. Юдина // Труды кафедры социологии и социальной работы СКСИ. Вып. 5. - Ставрополь: Издательство Северо-Кавказского социального института, 2007. - 0,5 п.л.
31. Юдина Т.А. Современное значение и ориентации предпринимательства в рекреативной сфере / Т.А. Юдина // Сборник научных трудов МОСУ. Серия «Гуманитарные и социально-экономические науки». Вып. 7. - Ставрополь: Издательство Московского открытого социального университета, 2007. - 0,6 п.л.
32. Юдина Т.А. Взаимное влияние ландшафтной организации местности и предложения туристического продукта / Т.А. Юдина. - Москва: Федерация. - 2007. - №12. - 0,7 п.л.
33. Юдина Т.А. Социокультурная локализация ландшафтных форм массового отдыха / Т.А. Юдина // Труды кафедры социологии и социальной работы СКСИ. Вып. 1. - Ставрополь: Издательство Северо-Кавказского социального института, 2008. - 0,6 п.л.
34. Юдина Т.А. Трансляция стереотипов рекреативно ориентированного сознания средствами массовой коммуникации /
Т.А. Юдина // Сборник научных трудов кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВВИА. Вып. 7. - Москва: Издательство ВВИА, 2005. - 0,43 п.л.