-
Социологическую сущность интеллектуальной собственности можно определить как совокупность специфических общественных отношений возникающих при персонификации и использовании в хозяйственном обороте результатов интеллектуальной деятельности. Эти отношения (финансово-экономического, социального, морально-этического характера) должны поддерживать разумный баланс между интересами частными и общественными, национально-культурными и государственными.
-
Отношения интеллектуальной собственности в настоящее время в России приобретают системный характер, формируются свойства единой системы. Система интеллектуальной собственности структурирована и включает в себя две специфических и самостоятельных подсистемы, управляемых особым образом: институты прав - «промышленной собственности» и «авторских и смежных прав». Система управления интеллектуальной собственностью во временном разрезе представляет собой процесс, где объектом управления являются отношения между всеми участниками производства и реализации интеллектуального продукта через государственную регистрацию его персонификации, а предметом - закономерности установления причинно-следственных связей, закрепляющих персональные права правообладателей интеллектуальных прав (авторов, изобретателей, исполнителей и т.д.), их охрану и защиту, оптимально сочетающих организацию и самоорганизацию, формальные и неформальные правила и нормы поведения участников по осуществлению полного жизненного цикла интеллектуального продукта. При этом управление интеллектуальной собственностью является специализированным объектом исследований в предметном поле социологии управления, поскольку этот процесс носит специфический характер, обусловленный природой объекта.
-
Выделение нового объекта научных исследований - интеллектуальной собственности, наряду с разработкой методологии социологических исследований, является научной основой для формирования самостоятельной научно-исследовательской программы, центральный вопрос которой - социологические проблемы управления интеллектуальной собственностью в предметном поле социологии управления. Методологические основы исследовательской программы, предложенной автором, включают в себя:- рассмотрение основополагающих категорий, среди которых выделяются, прежде всего, субъект и объект управления, уровни управляемой регуляции и универсально-абстрактные модели. Субъект управления интеллектуальной собственностью представляет собой формирующийся на том или ином уровне процесса регуляции центр принятия решений относительно создания интеллектуального продукта и механизмов реализации норм и правил поведения участников на различных стадиях и этапах жизненного цикла интеллектуального продукта. Объектом управления выступает система интеллектуальной собственности, включающая две самостоятельные подсистемы. - рассмотрение уровней управленческой регуляции интеллектуальной собственности как системы, которые проявляются в виде горизонтально самодостаточных и вертикально интегрированных связей социальных полей: 1) персонально-авторских, 2) организационных, 3)институциональных и 4) социально-глобальных. Самодостаточность этих полей определяется их самоорганизацией и саморегуляцией за счет сетевых связей и отношений, а вертикальная интегрированность - за счет формальных норм, правового обеспечения жизненного цикла инновации или произведений и в итоге, взаимовлияния полей. Во всех этих структурах основными системообразующими элементами выступают персонифицированный инновационный продукт (объект интеллектуальной собственности) и автор и/или правообладатель, пользователь под воздействием самого факта существования которых возникают социальные поля, их взаимодействие и способы уровневой управленческой регуляции.
-
К универсально-абстрактным моделям (конструкциям) управленческой регуляции системы интеллектуальной собственности, которые являются основой для структурирования принципов управленческой регуляции, относятся: а) универсальные свойства, б) универсальные отношения и в) универсальный механизм управленческой регуляции системы интеллектуальной собственности. Универсальным свойством такой регуляции является необходимость решения проблемы персонификации инновационного продукта от изобретения (произведения и иного результата интеллектуальной деятельности) до получения и реализации статуса интеллектуальной собственности. Универсальным отношением выступает отношение между производителем интеллектуального продукта (автором, изобретателем) и правообладателем, пользователем или потребителем его социально значимых качеств. Универсальным механизмом управленческой регуляции системы интеллектуальной собственности является установление горизонтальных и вертикальных связей в целях осуществления полного жизненного цикла интеллектуального продукта с максимальной эффективностью.
-
Проблемное поле социологии управления интеллектуальной собственностью формируют блоки проблем управленческой практики в области: а) системы отношений при создании и регистрации объектов интеллектуальной собственности, включая практически самостоятельные подсистемы «объектов промышленной собственности» и «объектов авторского права и смежных прав», б) управления результатами использования объектов интеллектуальной собственности в хозяйственном обороте, в том числе оценка их социальной эффективности, а также в)управления отношениями и людьми в процессе осуществления деятельности в сфере интеллектуальной собственности, включая проблемы охраны объектов интеллектуальной собственности.
-
Разработанная автором математическая модель оценки уровня контрафактной продукции в области реализации авторских и смежных прав на примере анализа рынка мультимедийной продукции, дает возможность прогнозирования тенденций реализации контрафактной продукции и принятия соответствующих управленческих решений на уровне федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Модель построена на принципе выделения основных индикаторов (показателей), характеризующих одновременно развитие как рынка лицензионной, так и рынка контрафактной продукции. Сбор и сопоставление информации на пересечение информационных потоков, получаемых от производителей мультимедийной продукции, дистрибьюторов продукции, розничной сети и авторских обществ, контролирующих процессы реализации мультимедийной продукции, дает возможность при помощи предложенных автором математических формул, определить разницу между объемами произведенной, распределенной и реализованной через розничную сеть продукции. Одновременно определяется доля контрафактной продукции на рынке. Предлагаемая автором математическая модель измерения доли контрафактной продукции на рынке объектов интеллектуальной собственности может быть использована при прогнозировании тенденций развития рынка контрафактной продукции в области реализации авторских и смежных прав.
-
Дальнейшее развитие социологии управления интеллектуальной собственностью как программы научных исследований может пойти по направлению самостоятельного вычленения новых объектов исследования. Автором обосновывается два новых направления: исследования в области подсистем «объектов промышленной собственности» и «объектов авторского права и смежных прав», каждая из которых обладает своей спецификой развития отношений.
1.Иванова М.Г. Инновационная деятельность как проблема социологии управления // Государственная служба, № 4, 2007. - 0, 3 п.л.
2.Иванова М.Г. Роль государства в сфере интеллектуальной собственности // Социология власти, № 6, 2007.- 0, 25 п.л.
3.Иванова М.Г., Тихонов А.В. О регуляции интеллектуальной собственности // СОЦИС, №10, 2007.-0,3 п.л., в том числе автора-0,15 п.л.
4.Иванова М.Г. Категория интеллектуальной собственности в его современном понимании цивилистами и социологами: ее сущность и свойства // Социология, № 3. 2008. – 0,5 п.л.
5.Иванова М.Г. Система управления интеллектуальной собственностью как социальная система.// Власть, № 5, 2008. - 0,3 п.л.
6. Иванова М.Г., Кравцов Д.Н. Социальные аспекты взаимодействия патентной системы России и средств массовой информации // Социология власти, №3, 2008. - 0,3 п.л., в том числе автора – 0,15 п.л.
7.Иванова М.Г. Анализ проблем развития системы интеллектуальной собственности в условиях перехода России к инновационной экономике // Вестник Казанского государственного университета, № 2, 2008. – 0,5 п.л.
8. Иванова М.Г., Кравцов Д.Н., Панченко А.Д. Человек в системе управления интеллектуальной собственностью // Человек и труд,. № 4, 2008. – 0,3 п.л., в том числе автора -0,1 п.л.
9. Иванова М.Г. Современное понимание интеллектуальной собственности (правовой и социологический аспект) // Знание, понимание, умение, № 3, 2008. – 0,3 п.л.
Монографии
10.Иванова М.Г. Управление интеллектуальной собственностью в инновационном развитии российского общества - Том 1 - М: РГИИС, 2007. - 18 п.л.
11.Иванова М.Г. Управление интеллектуальной собственностью в инновационном развитии российского общества - Том 2 - М: РГИИС, 2007. - 19 п.л.
12.Иванова М.Г. Интеллектуальная деятельность и интеллектуальная собственность: сущность и свойства - М: АМИ, 2007. – 4 п.л.
13.Иванова М.Г. Основные тенденции подготовки специалистов инновационной сферы - М: Русский Двор, 2008. - 10 п.л.
Учебные пособия
14.Иванова М.Г. Учебно-методическое пособие. Управление конфликтом в современной практике управления персоналом – М.: РГИИС, 2006. - 183 с. - 7,6 п.л.
15.Иванова М.Г. Учебно-методический комплекс. Стратегический менеджмент, ориентированный на бренд – М.: РГИИС, 2006. - 2, 2 п.л.
16.Иванова М.Г. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегический менеджмент» - М.: РГИИС, 2005. – 2 п.л.
17.Иванова М.Г. Григорьева Ю.С. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Стратегический менеджмент» - М.: РГИИС, 2008. – 2 п.л., в том числе автора –1 п.л.
18.Иванова М.Г., Григорьева Ю.С. Тезисы лекций по дисциплине «Стратегический менеджмент» - М.: РГИИС, 2007. – 8 п.л., в том числе автора – 4 п.л.
19.Иванова М.Г. Практикум по дисциплине «Стратегический менеджмент» - М.: РГИИС, 2007. – 12 п.л.
Статьи, тезисы докладов в других научных изданиях
20.Иванова М.Г. Методологические основы и способы проводимого исследования по оценке уровня контрафакта в сегменте рынка мультимедийной продукции // Интеллектуальная собственность, № 7, 2005. - 0,5 п.л.
21.Иванова М.Г. Этапы институционализации интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность, №1, 2007.- 0.2 п.л.
22.Иванова М.Г., Близнец И.А., Замирович Е.Н. Вопросы контрафакта // Интеллектуальная собственность, №2, 2006. - 0,5 п.л., в том числе автора - 0,3 п.л.
23.Иванова М.Г., Панченко А.Д. Проблемы управления в организациях, осуществляющих свою деятельность в сфере интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность, № 10, 2007. - 0.25 п.л., в том числе автора - 0,1 п.л.
24.Иванова М.Г. Обновляющиеся экономике – новые управленцы // Патенты и лицензии», № 10, 2006. – 0,35 п.л.
25.Иванова М.Г. Демотивация. Почему она так важна? / Сборник научных трудов (вестник РГИИС) – М.: РГИИС, 2006. – 0,2 п.л.
26.Иванова М.Г. Управленцы нового поколения / Сборник научных трудов (вестник РГИИС) - М.: РГИИС, 2006. – 0,2 п.л.
27.Иванова М.Г. Этапы институционализации интеллектуальной собственности / Сборник научных трудов РГИИС (вестник РГИИС) – М.: РГИИС, 2006.- 0,3 п.л.
28.Иванова М.Г. Интеграция институтов интеллектуальной деятельности и интеллектуальной собственности в инновационной экономике: теоретический аспект / Сборник научных трудов (вестник РГИИС) – М.: РГИИС, 2007. - 0, 5 п.л.
29.Иванова М.Г. Методологическая организация социологического исследования проблем управления интеллектуальной собственностью.// Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Интеллектуальная собственность в инновационном развитии России» – М.: РГИИС, 2007. - 1 п.л.
30.Иванова М.Г. Система регуляции интеллектуальной собственности в предметном поле социологии управления // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Интеллектуальная собственность в инновационном развитии России» – М.: РГИИС, 2007. - 0,3 п.л.
31.Иванова М.Г. Система интеллектуальной собственности в предметном поле социологии управления. Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Социальное управление, коммуникация и социально-проектные технологии» и VII Дридзевские чтения (Методология, методы и процедуры социально-научного и социологического исследования проблем регуляции и управления социальными процессами) - Москва 25-25 октября 2007.- 0,3 п.л.
32.Иванова М.Г. Социология управления интеллектуальной собственностью как специализированная научная дисциплина. Материалы конференции «Социология инноватики: социальные механизмы формирования инновационной среды» - Москва, ИНИОН 28-29 ноября 2007.- 0,2 п.л.
33.Иванова М.Г., Тихонов А.В. Социология управления интеллектуальной собственностью как самостоятельное направление научных исследований // Информатика, социология, менеджмент. Межвузовский сборник научных трудов - М: НОУ АМИ, 2007. - 0,8 п.л., том числе автора - 0,4 п.л.
34.Иванова М.Г. Разработка методов оптимизации системы стратегического управления интеллектуальной собственностью // Информатика, социология, менеджмент. Межвузовский сборник научных трудов – М.: НОУ АМИ, 2007. – 0,7 п.л.