Научная тема: «СПОРТ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД»
Специальность: 22.00.04
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Генезис производства человека как одной из сравнительно самостоятельных сторон целостного общественного производства в условиях цивилизованного общества характеризуется сочетанием тенденций обособления и интеграции её с двумя другими сторонами общественного производства - материального и духовного. Процесс интеграции социальных институтов в сфере производства человека, с одной стороны, и, с другой, - материального и духовного производств создаёт (или, по крайней мере, призван создавать) расширенные возможности общества в достижении своей высшей цели: производства самого человека (во всей совокупности сторон этого процесса), развитие богатства человеческой природы не ради прагматических целей материального производства, а как самоцель.
  2. Институциональная значимость интеграционной ценности спорта в системе физической культуры общества на производство общественной жизни. Физическая культура - часть общей культуры общества, самое широкое, собирательное понятие, которое включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.).
  3. Сфера физической культуры населения взаимосвязана с жизнедеятельностью целого ряда социальных институтов (семья, здравоохранение, образование, спорт, армия и др.). Каждый из институтов, «задействованный» в процессе производства и воспроизводства физической культуры, имеет свою структуру, характеризующуюся определенным способом связи элементов, составляющих целое. Социальная потребность общества в развитии физической культуры детерминирует необходимости интеграции всех основных социальных институтов, причастных к воспроизводству этой культуры, включая, естественно, институт спорта.
  4. Спорт как социокультурный феномен и сфера социальных отношений обладают специфическим нормативным содержанием. Культурно-нормативное поле спорта может рассматриваться как единое целое, состоящее из четырех сфер, включающих в себя определенную совокупность норм: а) нормы спортивной конкуренции; б) институциональные нормы спорта; в) принципы Фэйр Плэй и г) «надспортивные» нравственные нормы.
  5. В теоретико-методологическом исследовании социального института спорта как компонента системы физической культуры общества приоритетное место занимает исследование роли примордиальных структур в современном российском обществе; соотношение ценности и аксиоматики интереса в исследовании поведения в сфере физической культуры, приобщения к здоровому образу жизни; пути движения к обеспечению национальной идентичности отечественной социологии.
  6. Инновационные социальные процессы здоровье сберегающих технологий физической культуры и спорта в современном трансформирующемся обществе. Резкое социальное расслоение российского общества, коммерциализация сферы образования, культуры и информационных услуг обусловили различные стартовые возможности для детей из различных групп семей в получении базового общего и профессионального образования в реализации желаемой жизненной программы, возможности доступа к ценностям культуры и услугам в сфере самосохранительного поведения.
  7. Отсутствие личных мотивов в сохранении здоровья является ключевым фактором его ухудшения. Перспективность лично-ориентированного подхода к сохранению здоровья определяется преимуществом здорового человека в условиях рыночной экономики перед ослабленным и больным; в большей выгоде вкладывания средств в первичную профилактику, в поддержание здоровья, чем в лечебную медицину. Участие в различного рода проявлений физической культуры можно интерпретировать в качестве показателя социальной активности личности, направленной на осуществление жизненного (в частности, профессионального) самоопределения, удовлетворения своих потребностей и интересов.
  8. Методика комплексного социологического исследования роли спорта как социального института в развитии физической культуры общества и личности, оценки социальной информации в системе данной сферы предполагает:- социологический анализ принципов, методов и социальных результатов инноваций в развитии физической культуры и социального института спорта; - изучение направленности деятельности индивида в сфере физической культуры, сохранения и преобразования собственной телесной организации. Подразделения деятельности индивида в этой сфере на четыре основные направления: функционально-созидательное; функционально-оздоровительное; функционально-компенсационное; функционально- камуфляжное (декоративное).- рассмотрение и оценку деятельности по здоровьесбережению индивида, семейной группы в целом и как результат деятельности самих субъектов жизнедеятельности, и как детерминанту занимаемых ими социальных пози­ций (статусов). Понятие «отношение к здоровью» дифференцировать на две составных части: «самосохранительное отношение и поведение» и «саморазрушительное отношение и поведение».
  9. В современных условиях модернизация социальных процессов физкультурно-спортивной деятельности и оздоровления дошкольников, школьников и молодежи возможна за счет кардинального улучшения их физического воспитания на основе индивидуально-дифференцированной методики и спортивно ориентированного спортивного воспитания моделей по различным видам спорта. Создание сети спортивных клубов и центров, в том числе и для асоциально трудных детей и подростков с целью формирования спортивной культуры личности. Социальная эффективность интегративной управляющей функции спорта в системе физической культуры общества в целях социализации личности.
  10. Одно из важных и перспективных направлений в социальной реабилитации инвалидов, больных и профилактике заболеваний - определённая корректировка задач и функций социальных служб, деятельности соответствующих социальных работников, в частности, участковых и семейных врачей. Отсутствии целенаправленной деятельности государства по формированию разумных досуговых потребностей, в том числе и связанных с физической культурой и спортом, обусловливает подростковый нигилизм по поводу своих занятий в «организованных» кружках и секциях, предпочитая им беспредметное «свободное» общение на улице, в «тусовках» и традиционных «подъездах». Не ущемляя права на свободу личности, общество должно разумно контролировать молодежное общение, которое должно идти во благо, а не во вред развитию и здоровью подростка. Пропаганде рискованных форм поведения следует противопоставить пропаганду здорового образа жизни.
  11. Программы управляющего воздействия спорта на развитие личности и пропаганды здорового образа жизни должны учитывать роль общественного мнения и «эффект образов» как стимулов адекватного отношения людей к здоровью Немаловажную роль в этом будет играть соответствующий имидж, престиж развития и здоровья в средствах массовой информации, пример ярких личностей и социально-экономический уровень развития самого общества.
  12. Социальная пирамида взаимозависимости массового спорта, физической культуры общества и спорта высших достижений, олимпийского спорта. Коммерциализм извращает самую игровую соревновательную природу спорта, выдвигая на первый план инструментальную форму развития для самого спортсмена, стимулируя, как правило, всеми средствами худшие формы чисто зрительской, иллюзорной самореализации в спорте, его превращение в коммерческое зрелище. Инструментализм ведет, в конечном счете, к значительному сужению круга лиц, активно занимающихся спортом, к абсолютизации культа «единственного чемпиона», к обособленности профессиональной спортивной элиты, ее отрыву от массового спорта.
  13. Нынешний статус олимпийского движения России соответствует её социально-политическому и экономическому положению со всеми его положительными и неизбежными в период коренных социально-экономических реформ отрицательными сторонами. Существенным фактором кризисности олимпийского спорта является захватившая его и постоянно расширяющаяся коммерциализация и сопряженная с нею профессионализация массового физкультурно-спортивного движения. Злокачественное явлением для развития массовой физической культуры россиян выступает вытеснение из спорта подлинной соревновательности.
Список опубликованных работ
I.САТЬИ В ВЕДУЩИХ РЕЦЕНЗИРУЕМЫХ НАУЧНЫХ ЖУР-НАЛАХ:

1.Исследования факторов здорового образа жизни студентов // Социологические исследования, 2004 № 11, М. С. 98-99. – 0,5 п.л.

2.Управляющая роль кафедры в развитии физической культуры и спорта в вузе // Теория и практика физической культуры, 2004 № 11, М. с. 33-38. – 0,6 п.л.

3.Управляющие воздействия адаптивной физической культуры и спорта в социализации личности детей с ограниченными жизненными возможностями // Адаптивная физическая культура 2004 № 4 (20) М. С. 32-34. – 0,6 п.л.

4.Спорт и личность: проблемы социального управления // Социологические исследования 2005 № 11.- М. С.82-87. – 0,5 п.л.

5.Спортивная культура и ее роль в развитии личности студента. «Совр. проблемы развития ФКиС: тенденции и перспективы» // Вестник УГТУ-УПИ 2006 №10 (81).- Екатеринбург, 2006. С.364-366 – 0,3 п.л.

6.Спортивная культура: концептуальные основы и практические решения. Совр. проблемы развития ФКиС: тенденции и перспективы // Вестник УГТУ-УПИ 2006 №10 (81).- Екатеринбург, 2006. С.367-371 – 0,5 п.л.

7.Актуальные проблемы развития социального института спорта // Вестник ЮУрГУ № 2 (57).Челябинск, 2006. С.202-207 – 0,8 п.л.

8.Социализация личности с ограниченными жизненными возможностями в процессе физкультурно-спортивной деятельности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2006 №3. 280-291. – 0,8 п.л.

9.Спорт и личность: опыт социологического анализа // Социологические исследования. 2007 №11.- М. С.125-129– 0,5 п.л.

II. МОНОГРАФИИ:

10.Социально-управленческие проблемы современного спорта (на материалах Пермского края). Пермь, изд-во ПГТУ 2004. 114 с. – 7,2 п.л.

11.Социальные аспекты управления институтом спорта и развитием личности в нем. Пермь, изд-во ПГТУ 2004. 96 с. – 6,1 п.л.

12.Социально-управленческие аспекты взаимодействия спорта и лич-ности (на материалах Пермского края). Пермь, изд-во ПГТУ 2004. 104 с. – 6,5 п.л.

13.Социальное управление развитием спорта в Пермском крае. Пермь, изд-во ПГТУ 2005. 178 с. – 13,25 п.л.

14.Социально-управленческие аспекты влияния физической культуры и спорта на социализацию личности. Пермь, изд-во ПГТУ 2005. 122 с. – 7,75 п.л.

15.Развитие спортивной культуры личности студента в условиях вуза. Пермь, изд-во ПГТУ 2006. 280 с. – 17,63 п.л.

16.Социализация личности студента в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Пермь, изд-во ПГТУ 2007. 348 с. – 21,75 п.л.

17.Социализация и развитие спортивной культуры студенческой молодежи России в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Пермь, изд-во ПГТУ 2007. 334 с. – 20,88 п.л.

18.Спорт в системе физической культуры общества: институциональ-ный подход. Пермь, изд-во ПГТУ 2007. 334 с. – 20,88 п.л.

19.Социологический анализ спорта в системе физической культуры общества. Пермь, изд-во ПГТУ 2008. 242 с. – 15,2 п.л.

II.ПУБЛИКАЦИИ В НАУЧНЫХ СБОРНИКАХ, СТАТЬИ В ЖУРНАЛАХ, ДОКЛАДЫ И ВЫСТУПЛЕНИЯ НА НАУЧНЫХ КОГРЕССАХ, СИМПОЗИУМАХ И КОНФЕРЕНЦИЯХ:

20.Спортивная карьера в саморазвитии личности / Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Концепция гуманитаризации и проблемы высшей школы. Пермь, изд-во ПГТУ. 1999. С.124-132. – 0,6 п.л.

21.Социологический анализ формирования спортивной культуры личности студентов / Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Физическая культура в XXI веке: состояние и перспективы развития, Белгород, 2004. С.46-47. – 0,2 п.л.

22.Проблемы физической культуры в вузе /Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. КГУ. Казань, 2005. С. 96-101. – 0,4 п.л.

23.Анализ мотиваций физкультурно-оздоровительной деятельности студентов для формирования профессиональных качеств /Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. Обучение и воспитание: путь к самостоятельному мышлению специалиста. С-Пб. 2005. С. 66-67. – 0,2 п.л.

24.Cоциально-управленческий анализ спорта и личности /Актуальные проблемы физического воспитания и спорта: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Пермь, 2005. С. 41-43. – 0,2 п.л.

25.Социологические концепции управления развитием спорта /Российское общ. Вызовы глобализации: I Всерос. НК «Сорокинские чтения» М., 2005. С.237-239. – 0,2 п.л.

26.Социологические исследования факторов физической культуры и спорта в жизни студентов /Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики Мат-лы III международного науч.-практ. семинара 19-20.04.2005. Орел. С. 65-69. – 0,4 п.л.

27.Реформа управления спортивно ориентированным физическим воспитанием студентов /Общественная оценка потенциала Российских вузов в реформе высшего образования: международная конф. - М., 2005. С. 312-313. – 0,2 п.л.

28.Социализация и спорт /I Межд. Конгресс «Термины и понятия в сфере физической культуры». С-Пб.ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2006. С. 212-213. – 0,2 п.л.

29.Студенческий спорт и здоровье /Социальное здоровье нации и будущее национальной медицины: международная НПК.- Белгород, 2006. С.180-186. – 0,8 п.л.

30.Управление социальным институтом спорта и развитием личности в нем /Социальное пространство Урала в условиях глобализации – XXI в: международная НПК. Часть 3.- Челябинск, 2006. С. 287-291. – 0,5 п.л.

31.Социологические концепции управления развитием спорта /Российское общество. Вызовы глобализации: I Всер. НК «Сорокинские чте-ния» - М., МГУ, 2005. С. 305-306. – 0,2 п.л.

32.Глобализация в социальном институте спорта //Глобализация и социальные изменения в современной России: всероссийский соц. конгресс. Т 16. М., МГУ. 2006. С. 84-87. – 0,3 п.л.

33.Социализация личности студента посредством спорта как социального института/ Классический университет в Российском образовательном пространстве: межународная. НМК.- Пермь, ПГУ. 2006. С. 210. – 0,1 п.л.

34.Здоровьеформирующие технологии в ФК /Актуальные проблемы инновационного развития ФКиС: международная НПК. Перм.гос.тех.ун-т. Пермь, 2007. С. 185-188. - 0,3 п.л.

35.Инновационные процессы в спортивном менеджменте /Актуальные проблемы инновационного развития ФКиС: международная науч.-практ.конф. Перм. гос.тех.ун-т. Пермь, 2007. С.62-74. – 0,8 п.л.

36.Потенциал спортивной культуры студентов-спортсменов вуза /Совр. Образование: вызовы времени – новые подходы. Международная НМК 31.1.-1.2.08 Томск. С.109-114. – 0,4 п.л.

37.Спорт и личность: проблемы развития спортивной культуры личности студента в вузе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. С-Пб., 2007 №1. С. 75-77 – 0,6 п.л.

38.Социологический анализ ценностного потенциала физической культуры // Альманах современной науки и образования «Педагогика, психология, социология и методика их преподавания» Тамбов, 2007 №5. С. 163-165. – 0,8 п.л.