- Пришедшее из феноменологической социологии понятие жизненного мира позволило исследовать ту сферу социального сущего, в которой происходит сопряжение различных систем коллективного и индивидуального действия, где встречаются институты и ценности, политика и экономика, культура и идеология. Жизненный мир - это совокупность значений, позволяющая наделять действия и поступки людей общезначимым смыслом, что не только создает для участников социального взаимодействия возможность понимать друг друга, но и обеспечивает их доступ к различным подсистемам общества. Любые изменения в социальных системах должны опираться на адекватные изменения в жизненном мире, в противном случае трансформационные процессы становятся невозможны, либо находят такие новые формы, переход к которым угрожает социальной деструкцией.
- Эволюция жизненного мира россиян по своему содержанию соответствует основным трансформационным процессам российского общества: модернизации, архаизации, маргинализации и адаптации. Обновление духовно-культурного пространства в современной России происходит путем формирования модерной системы ценностей, а также посредством отказа от прежних целей, ценностей и жизненных стратегий. Результатом первого процесса выступает модернизация жизненного мира, а итогом второго - его архаизация и маргинализация. Процесс адаптации позволяет осуществить интеграцию разнородных ценностей в едином пространстве значений жизненного мира россиян, соединяя логику созидания с логикой отрицания и преодоления. Это создает условия для гармонизации отношений системы и жизненного мира в рамках российского общества и формирования нового социального порядка.
- В процессе собственной эволюции жизненный мир россиян был подвергнут колонизации со стороны трансформирующихся систем (институциональных и идеологических). В символические универсумы были внедрены неинтерпретированные значения, нарушающие как их органическую целостность, так и социальную функциональность. Колонизация жизненного мира россиян системой привела к рассогласованию его трех фундаментальных уровней: целей, ценностей и жизненных стратегий. Колонизированный системой жизненный мир россиян оказался неспособным обеспечить потребности социальных взаимодействий, создал препятствия для построения жизненных стратегий, сделал невозможным следование им в повседневной социальной деятельности. Ответом на системную колонизацию со стороны жизненного мира россиян явилась его герметизация. На уровне общественного сознания это проявилось в «ностальгии» по утраченному единству институтов, целей и ценностей позднесоветского времени.
- Для изучения социальной, культурной и духовной жизни современной России особую роль приобретают средства и методы феноменологической социологии, позволяющие в полной мере учесть ее культурно-историческую специфику и логику формирования социо- и этноидентичности в условиях радикальных институциональных преобразований. Обращение к понятию жизненного мира, его структурная и факторная операционализации являются эффективными в рамках социологии культуры и духовной жизни, прежде всего потому, что позволяют фиксировать изменения в значениях, выражающих базовые ценности, социальные установки и жизненные стратегии в трансформирующемся социуме. Феноменологический подход к изучению социальных изменений позволяет определить содержание соответствующих процессов и явлений, недоступное средствам традиционной социологии, например, таким, как анализ переменных, методы структурного функционализма, бихевиоризма.
- Социальное самочувствие является важной характеристикой состояния жизненного мира россиян и его эволюции. Проведенные исследования подтверждают наличие тенденции к улучшению социального самочувствия, преодолению фрагментарности значений жизненного мира за счет мобилизации внутренних ресурсов, которые, несмотря на свое тяготение к «архаике», позволяют осуществлять программы выживания и адаптации к новым условиям. Однако все еще наблюдаемая в обществе и подтвержденная данными опросов социальная апатия свидетельствует о сохраняющейся герметизации жизненного мира как реакции на отсутствие соответствия между вновь созданными социальными структурами и институтами, с одной стороны, и символическим универсумом, - с другой. Удалось выяснить, что процесс адаптации жизненного мира россиян к новым социокультурным условиям еще далек от завершения, но он уже вступил в активную фазу. Очевидно, что модернизация, архаизация, адаптация и маргинализация оказали свое влияние на жизненный мир россиян.
- Исследования стратегий адаптации представителей «среднего класса» показали, что жизненный мир россиян изменился как структурно, так и содержательно. Значения, составлявшие основу символического универсума, изменились в соответствии с новым пониманием базисных ценностей составляющих основу таких важных сфер деятельности индивида как работа, семья, карьера, образование, досуг, круг общения, являющиеся также сферами организации жизненного мира. В современном российском обществе у индивидов появляется выбор не только между ценностями, но и между жизненными стратегиями, к которым он прибегает в процессе адаптации к новым социокультурным условиям.
- Стратегическая рациональность оказывает значительное влияние на все сферы социальной жизни россиян, в том числе и на их повседневный жизненный мир. Однако присущая обществу модерна коммуникативная рациональность как средство преодоления герметизации жизненного мира в современной России находится еще в стадии формирования. Эволюция жизненного мира россиян представляет собой сложный и противоречивый процесс, в целом решающий задачи формирования нового символического универсума и создающий необходимые условия для социальной и культурной интеграции.
- Процесс социальной модернизации институтов и ценностей является сложным и противоречивым, а главной причиной этого является внутренняя рассогласованность комплекса идей, освоенных общественным сознанием россиян перед началом преобразований и ставшего основой эволюции их жизненного мира. Часть этих идей была продолжением общегуманистических идеалов Просвещения, другая - родилась под воздействием опыта успешной модернизации западных стран, третья - уходит своими корнями в тысячелетнюю историю и культуру России. Различный уровень их сформулированности сделал очевидной внутреннюю противоречивость и несбалансированность данного идеационного комплекса. Не случайно, что эти идеи оказались в разных слоях жизненного мира, иногда в виде целей, иногда в виде ценностей. Неотрефлектированным предстало соотношение интересов и ценностей, что стало фундаментальным препятствием для формирования институтов модерна.
- Колонизация жизненного мира россиян социальной системой привела к снижению его коммуникативного потенциала, что проявилось в нарушении процессов социальной и культурной интеграции. Ненормативные виды коммуникации оказались фактически неосвоены российским обществом, что усилило разрыв между жизненным миром россиян и социальной системой и привело к нарушению целостности социальной реальности, основанной на институциализации привычных типов поведения понятных всем членам социальной группы. Наметившаяся в последние годы стабилизация общественных ожиданий, подтверждающаяся улучшением социального самочувствия, свидетельствует о восстановлении символических универсумов жизненного мира россиян.
- Модернизационные влияния на символические и смысловые структуры жизненного мира россиян вызвали временные нарушения в функционировании социокультурного архетипа. На основе успешной эволюции жизненного мира россиян формируются новые комплексы значений и смысловые структуры, соответствующие институтам и ценностям модерна, что делает системные изменения в современном российском обществе не только эффективными, но и легитимными. Под влиянием трансформационных изменений на уровне жизненного мира россиян возникли новые возможности и способы интерпретации социальной реальности, позволяющие описывать настоящее, прошлое и будущее в терминах единого социально-исторического процесса.
1.Пржиленская И.Б. Эволюция жизненного мира россиян: поиски современности. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. – 288 с.
2.Пржиленская И.Б. Техника и общество. – Ставрополь: Изд-во. СГТУ, 1998. – 122 с.
3.Коняхин А.Н., Клюковская И.Н., Пржиленский В.И., Пржиленская И.Б. Российская модернизация и сферы социального опыта. – М.: Компания Спутник +, 2005. – 311 с.311 /109 с.
Статьи, опубликованные в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
4.Пржиленская И.Б. Социальная модернизация и технический прогресс в концепциях Джона Дьюи и Юргена Хабермаса // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2002. – Вып. 30. – С. 156-162.
5.Пржиленская И.Б. Модернизация и общество // Вестник Ставрополь-ского государственного университета. – 2003. – Вып. 35. – С. 33-38.
6.Пржиленская И.Б. Технический и жизненный проекты (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2004. – № 3. – С. 10-13.
7.Пржиленская И.Б. Классические и неклассические методы исследова-ния трансформации социальных систем // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2006. – № 3. – С. 28-31.
8.Пржиленская И.Б. Информационное общество и социальная модернизация // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 3. – С. 14-18.
9.Пржиленская И.Б. Социальное самочувствие и жизненный мир россиян // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - №7. - С. 7-15.
10.Пржиленская И.Б. Социальные установки и значения жизненного мира россиян: по итогам биографического интервью // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2008. – № 1. – С. 138-142.
Статьи
11.Пржиленская И.Б. Общество и технический прогресс // Сборник научных трудов. – Вып. 1. – Ставрополь: Изд-во. СГТУ, 1998. – С. 68-77.
12.Пржиленская И.Б. Социальное и культурное измерение техники // Социокультурная ситуация в современной России. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – С. 35-45.
13.Пржиленская И.Б. Техническое развитие и эволюция человека: проблема рационализации человеческих потребностей // Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития. – Ставрополь: СКСИ, Сервисшкола, 2001. – С. 219-224.
14.Пржиленская И.Б. Социальные санкции в контексте различения формального и неформального // Модернизация и сферы социальной жизни: Сборник научных статей. Вып. 1. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – С. 3-6.
15.Пржиленская И.Б. Коммуникация и девиация // Модернизация и сферы социальной жизни: Сборник научных статей. Выпуск 2. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – С. 46-50.
16.Пржиленская И.Б. Российская действительность и модернизационный проект // Теоретические и методологические аспекты исследования социальной и культурной динамики: Сборник научных статей. Часть 1. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – С. 3-20.
17.Пржиленская И.Б. Логика институциональных преобразований и кризис социальности в современной России // Социально-методологические и историко-социологические аспекты российской модернизации: Сборник научных статей. – Москва-Ставрополь: РФО, 2004. – С. 14-20.
18.Пржиленская И.Б. Кризис социальности и проблема модернизации // Социальная реальность и научная рациональность. Сборник научных статей. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. – С. 14-19.
19.Социальная феноменология и теория систем в объяснении институциональной модернизации // Философские и социологические аспекты трансформационных и модернизационных процессов в современной России: Сборник научных статей. – Москва-Ставрополь: РФО, 2004. – С. 26-35.
20.Пржиленская И.Б. Социальные институты в диалектике архаизации и модернизации современной России // Культура и модернизация. Сборник научных статей. – Ставрополь: СГУ, 2004. – С. 37-40.
21.Пржиленская И.Б. Междисциплинарный подход в современной социальной теории // Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы (XVIII выпуск). – Москва-Ставрополь: Изд-во Сев-КавГТУ, 2005. – С. 263-272.
22.Пржиленская И.Б. Эволюция понятия системы и системный подход // Философия и социологическая наука: прошлое и настоящее. Выпуск 2. – Ростов-на-Дону, Изд-во ООО «ЦВВР», 2005. – С. 62-68.
23.Пржиленская И.Б. Модернизация, архаизация и ненависть // Глобальное versus локальное: российская провинция в условиях глобализации (философские, социологические, социокультурные и политические проблемы). Невинномысск: Изд-во НГГТИ, 2005. – С.146-154.
24. Пржиленская И.Б. Системный подход и социальная теория // Концептуальные и методологические проблемы современного обществознания: философия, социология, управление. – Москва-Ставрополь: РФО, 2005. – С. 39-48.
25.Пржиленская И.Б. Воздействие социальной модернизации на внутренний мир человека // Изменяющийся образ общества: философия, социология, управление. Выпуск 1. – Москва-Ставрополь: РФО, 2005. – С. 13-24.
26.Пржиленская И.Б. «Системное» и «несистемное» как категории социальной философии и теоретической социологии // Вопросы философии, социологии и истории. Выпуск 1. – Москва-Ставрополь: РФО, 2005. – С. 31-39.
27.Пржиленская И.Б. Социальная архаизация и гражданское общество в контексте междисциплинарного подхода // Изменяющееся общество в опыте социологического анализа и философской рефлексии. Сборник научных статей. – Москва-Ставрополь: РФО, 2005. – С. 20-27.
28.Пржиленская И.Б. Социально-теоретическая экспликация понятия «несистемное» в контексте идеи междисциплинарности // Труды членов Российского философского общества. Вып. 10. М., 2005. С. – 314-322.
29.Пржиленская И.Б. Эволюция социальных систем и жизненного мира в условиях трансформирующейся России: вопросы теории и методологии // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сборник научных трудов. Выпуск XV. М.: Век книги – 3, 2006 – С. 170-174.
30.Пржиленская И.Б. Социальные системы и концепция несистемного в философии и социологии // Общество, история, культура. Сборник научных статей. М. – Пятигорск, 2006. – С. 31-38.
31.Пржиленская И.Б. Трансформационные процессы в социальной системе и жизненном мире современных россиян // Диагноз времени как проблема социальной теории и практики. Сборник научных статей. – Москва-Ставрополь: ИНИОН РАН, Изд-во СГУ, 2006. – С. 295-304.
32.Пржиленская И.Б. Системы институтов и системы ценностей в контексте эволюции жизненного мира россиян // Изменяющийся образ общества: философия, социология, управление. Сборник научных статей. Выпуск 2. – Москва- Пятигорск, 2006. – С. 160 – 175.
33.Пржиленская И.Б. Модернизация и архаизация как факторы эволюции жизненного мира // Проблемы адаптации к процессам глобализации: страновый, общенациональный и локальный уровни. – Невинномысск: Изд-во НГГТИ, 2006. – С. 243-252.
34.«Общество риска» в теории модерна // Общество безопасности - альтернатива обществу риска. Материалы 51-й научной конференции «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – С. 214-218.
35.Пржиленская И.Б. Телеологическая компонента социальной модернизации: философские и социологические аспекты // Общество, история, культура: сборник научных статей. Вып. 2. – Москва- Пятигорск, 2006. – С. 26-38.
36.Пржиленская И.Б. Философские истоки теории социальной модернизации // Взаимодействие истории науки и философии науки. Сборник научных статей. – Москва-Ставрополь, 2006. – С. 112-122.
37.Пржиленская И.Б. Исторический и логический контексты генезиса теории социальной модернизации // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2007. – Выпуск 1.– С. 95-101.
38.Пржиленская И.Б. Социальные институты и ценности в жизненном мире россиян // Социальная эволюция, идентичность и коммуникация в XXI веке. Сборник научных статей. – Ставрополь, 2007. – С. 245-252.
39.Пржиленская И.Б. Институциональная рационализация России в контексте глобализации // Проблемы обеспечения национальной безопасности, гражданского мира и согласия в контексте глобализационных вызовов и угроз постсовременности. Сборник докладов и статей международной научной конференции. – Невинномысск: Изд-во НГТИ, 2007. – С. 119-126.
40.Пржиленская И.Б. Идентичность и жизненный мир человека в контексте социальной модернизации // Вектор идентичности на постсоветском пространстве: Материалы международного «круглого стола» (Ставрополь, 2 октября 2006 г.) – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2007. – С. 226-234.
41.Пржиленская И.Б. Значение жизненного мира в процессе взаимодействия социальных и технических систем // Философские и теоретико-методологические проблемы современного социально-гуманитарного знания, естествознания и технических наук: Сборник научных трудов. – Ставрополь: Изд-во Сев-Кав ГТУ, 2007. – С. 392-400.
42.Пржиленская И.Б. Герметизация жизненного мира в процессе социального конструирования реальности // Общественно-экономические и политико-правовые проблемы регионального развития в современной России. Сборник научных статей. Москва – Пятигорск, 2007. – С. 161-173.
43.Пржиленская И.Б. Теоретические схемы и идеологические основания проекта российской модернизация // Проблемы становления гражданского общества в России. – М.: Российское философское общество, 2007. – С. 141-162.
Тезисы
44.Пржиленская И.Б. Специфика научного познания в условиях техногенной цивилизации // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.) Т. 1. – Ростов н/Д; Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. – С. 77-78.
45.Пржиленская И.Б. Междисциплинарный подход в классической и современной науке // Междисциплинарные подходы к изучению прошлого: до и после «постмодерна». Материалы научной конференции. – М.: Изд-во ИВИ РАН, 2005. – С. 27-28.
46.Пржиленская И.Б. Феномен социальной архаизации // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. – М.: Современные тетради, 2005. – С. 305.
47.Пржиленская И.Б. Гегелевские мотивы в теории общества Ю. Хабермаса // Ильенков и Гегель. Материалы IX Международной научной конференции (26-27 апреля 2007 года.). – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН, 2007. – С . 162-163.
48.Пржиленская И.Б. О возможной типологии неакадемической философии: Тезисы конференции «Академическая и неакадемическая наука: конфронтация или взаимодействие». Ростов н/Д, 10-11 ноября 2006 г. // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. № 1. - С. 226.