- Концепция управления коммуникативным взаимодействием гражданского общества и структур публичной власти, основное содержание которой состоит в следующем: а). Под коммуникацией понимается системный процесс познания и действия, связывающий средствами общения и обмена информацией все структуры общества с целью воспроизводства жизнедеятельности людей, управления социальным порядком, ретрансляции социокультурного опыта, поддержания и развития гуманистических начал сотрудничества, партнерства, широкого общественного и гражданского диалога. б). Обеспечение эффективности коммуникации рассматривается как исходная позиция при постановке и решении управленческих задач взаимодействия гражданского общества и структур публичной власти. Такое взаимодействие имеет не иерархический, а партнерский характер. В соответствии с этим управленческое партнерство характеризуется через следующие организационные принципы: единство звеньев властной (управленческой) вертикали независимо от их институциональной принадлежности; субординацию и координацию компетенций субъектов управленческого партнерства; консолидацию сил власти и гражданских сил общества (местных сообществ); паритет интересов федеральных, региональных и муниципальных органов, принадлежащих к общегосударственной системе управления; баланс управляемости в условиях координируемого межорганизационного взаимодействия; совместимость разнозвенных политических и управленческих практик; единство информационного пространства в рамках управленческого партнерства; свободный выбор форм партнерства и его организации. Коммуникации управленческого партнерства соответствуют тем же принципам. в). Создание устойчивого положительного отношения к власти у значительной части электората и обеспечение участия населения в управлении делами государства и общества более эффективно, если органы государственной власти вступают в диалогические отношения не с диффузным электоратом, а со структурами гражданского общества (органами местного самоуправления, общественными объединениями, религиозными организациями, негосударственными организациями в сфере бизнеса, образования и культуры, спорта, социальной защиты, а также другими формами инициативного участия граждан в решении конкретных социальных проблем). С учетом этого стратегически значимым становится осуществление «коммуникативно применяемой власти» как необходимого дополнения к «административно применяемой власти». Суть выдвигаемого положения состоит в том, что администрирование приравнивается к повседневному управлению и в нем отсутствуют элементы общественного участия, в то время как коммуникативно применяемая власть во главу угла ставит взаимодействие с обществом, осуществляет програждански ориентированный курс, что в конечном счете определяет базовый подход для концептуальных моделей коммуникативного взаимодействия институтов власти и общества. г). Поскольку в современной России структуры гражданского общества недостаточно развиты и в большинстве территорий не могут эффективно контролировать власть, в управлении взаимодействием гражданского общества и структур публичной власти инициатива должна принадлежать органам государственной власти, имеющим такие средства организации коммуникативного диалога, как разработка и принятие соответствующих целевых программ и осуществление социальных проектов. Это явление временное, преходящее - черта переходного периода.
- Коммуникативное взаимодействие гражданского общества и структур публичной власти существенно отличается по уровням социальной организации, из чего следует, что управление таким взаимодействием должно основываться на разных концептуальных моделях. Для уровня «государственная власть - гражданское общество» целесообразно разрабатывать три плана отношений: долгосрочный со стратегическим эффектом, среднесрочный с накопительным эффектом и краткосрочный, точечный - с разовым эффектом. Для уровня «муниципальная власть - местное сообщество» важно дифференцировать модели краткосрочных и среднесрочных мер, непосредственно ориентированных на специфику данной территории и в основном имеющих форму социального проекта.
- Управление коммуникативным взаимодействием гражданского общества и структур публичной власти связано со спецификой воздействия власти на социальные сообщества, к которым предлагается отнести и электорат в качестве не только совокупности избирателей, но и как определенной территориальной общности, избирающей власть в муниципальном или ином образовании. При этом коммуникация с электоратом понимается в более широком формате - в рамках всего межвыборного цикла, а не только как принадлежность этапа выборов.
- Средства массовой коммуникации (СМК) рассматриваются как находящиеся в распоряжении общества виды передачи информации с самодостаточным технологическим ресурсом воспроизводства, а средства массовой информации (СМИ) - как институционально признанные производства информационного продукта, предназначенного для полномасштабного использования в системе массовой коммуникации. Такое разделение существенно при моделировании коммуникационных процессов в политической сфере.
- Коммуникации управленческого партнерства в качестве базового элемента коммуникативного диалога разноуровневых структур власти и гражданского общества перспективны для российских условий, поскольку создают дополнительные благоприятные условия для формирования и укрепления структур гражданского общества как реальных участников политического процесса и социального развития. Это позволяет строить прогнозную модель поэтапного развития гражданского общества в рамках коммуникативного диалога со структурами публичной власти (в соотнесенности с масштабами распространения этого диалога в стране и социуме).
1. Воробьёв Ю.Л. Диалог общества и власти: новая парадигма // Вестник Российского Университета дружбы народов. Серия «Социология». –2007, №9. – С. 11-23 (1,0 п. л.).
2. Воробьёв Ю.Л. Социальные коммуникации: новая парадигма // Труд и социальные отношения. – 2007, №6. – С. 148-156 (0,6 п. л.).
3. Воробьёв Ю.Л. Управленческий потенциал коммуникативного диалога // Социология власти. – 2007, №4. – С.98-106. (1,0 п. л.).
Монографии:
4. Воробьёв Ю.Л. Коммуникативный диалог общества и власти: Монография. — Иркутск: ИГУ, 2007. — 260 с. (15,1 п. л.).
5. Воробьёв Ю.Л. Управленческое партнерство общества и власти: Концептуальные и прогнозные модели коммуникативного диалога: Научная монография. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. — 108 с. (6,7 п. л.).
Статьи:
6. Воробьёв Ю.Л., Говорина К.В., Доскальчук А.В. Проблемы политической коммуникации // Знание. Понимание. Умение. — 2007. — №3. — С.125-132. (0,8 п.л. ⁄ 0,6).
7. Воробьёв Ю.Л., Доскальчук А.В. Политико-правовые аспекты гражданского контроля коммуникативных действий в процессе формирования и легитимизации выборных институтов власти: методология, технологии, инструментарий // Сибирский юридический вестник. — 2007. — №1. — С. 18-24. (0,8 п. л. ⁄ 0,6 ).
8. Воробьев Ю.Л. Маркетинговые коммуникации в стратегии развития современного университета // Высшее образование для XXI века: IV международная научно-практическая конференция. Москва, 18-20 октября 2007 г.: Доклады и материалы. Секция 2. Социология высшего образования / Отв. ред. Н.А. Селиверстова. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. — С. 28-37. (0,6 п. л.).
9. Воробьёв Ю.Л. Мониторинг общественного мнения в системе информационно-аналитической деятельности институтов публичной власти: теоретические и практические аспекты // Научный поиск: парадигмы, проекции, практики: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. — Братск; Иркутск: ИГУ, 2007. — С. 9-17. (0,7 п. л.).
10. Воробьев Ю.Л., Доскальчук А.В. Местное самоуправление в системе демократических институтов власти современной России: актуальные проблемы и решения // Научный поиск: парадигмы, проекции, практики: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. — Братск; Иркутск: ИГУ, 2007. — С.173-180. (0,5 п. л.⁄ 0,4).
11. Воробьёв Ю.Л., Чупин Г.М. Молодежный парламент как институт политической социализации молодежи и диалогическая модель коммуникации муниципальной власти и местного сообщества // Научный поиск: парадигмы, проекции, практики: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. — Братск; Иркутск: ИГУ, 2007. — С. 18-26. (0,5 п. л. /0,4).
12. Воробьев Ю.Л. Электоральные коммуникации: потребность в обратной связи // Современные проблемы технического, естественно-научного и гуманитарного знания: Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции. – Губкин: Интерфейс, 2007.–С. 51-52. (0,1 п. л.).
13. Воробьев Ю.Л., Клещева Т.В., Чупин Г.М. Актуальные проблемы, ожидания и ценностные установки молодежи в коммуникативной модели взаимодействия муниципальной власти и молодежной среды г. Братска // Внедрение инноваций в образовательный процесс: проблемы и пути решения: Сборник статей Всероссийской науч.-метод. конференции. – Братск; Иркутск: 2007. – С. 24-33. (0,75 п. л. / 0,6).
14. Воробьёв Ю.Л., Чупин Г.М. Методологические и практические аспекты организации PR-коммуникаций в деятельности студенческих общественных объединений // Внедрение инноваций в образовательный процесс: проблемы и пути решения: Сборник статей Всероссийской науч.-метод. конференции. – Братск-Иркутск: 2007. – С. 33-41. (0,6 п. л. / 0,4).
15. Воробьев Ю.Л. Социальная реклама в системе коммуникативного диалога // Социальная работа: проблемы и перспективы: Материалы Межвузовской научно-практической конференции, 14 марта 2007 года. – СПб.: Изд-во СПб. ГУП. – С. 121-124. (0,2 п. л.).
16. Воробьев Ю.Л., Доскальчук А.В. Мониторинговая экспертиза на муниципальных выборах // Муниципальная власть. – 2006, №4. – С. 46-50. (0,75п.л. / 0,6).
17. Воробьёв Ю.Л. Методологические аспекты инновационного подхода к системе подготовки специалистов в области интегрированных маркетинговых коммуникаций // Внедрение инноваций в образовательный процесс: проблемы и пути решения: Сборник научно-методологических трудов. – Иркутск: ИГУ, 2006. — С. 24-37. (0,8 п. л.).
18. Воробьёв Ю.Л. Коммуникационные каналы в системе муниципального управления и местного сообщества // Местное самоуправление в контексте социально-экономического развития региона: опыт, проблемы, перспективы: Сборник статей межрегиональной научно-практической конференции. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. – С. 88-91. (0,2 п. л.).
19. Воробьёв Ю.Л., Доскальчук А.В. Референдум как важнейшая форма политического диалога российского социума и власти // Актуальные проблемы гуманитарных, общественных и естественных наук: Сборник научных трудов. – Иркутск: ИГУ, 2006. – С. 38-46. (1,0 п. л. /0,8).
20. Воробьёв Ю.Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации в стратегии планирования и развития современного университета как некоммерческой организации // Современный университет: образование, наука, культура: Материалы международной научно-практической конференции. — Иркутск: Ирк. ГТУ, 2005. — С. 44-54. (0,65 п. л.).
21. Воробьев Ю.Л. Коммуникация как социальное явление и процесс (социологический дискурс) // Научный поиск: парадигмы, проекции, практика: Сборник научных статей / Сост. и ред. Л.В. Бадя, Ю.Л. Воробьев. — М.; Братск: Изд. МСЭИ, 2005. — С. 56-81. (1,5 п. л. ).
22. Воробьёв Ю.Л., Рябчиков В.В. Развитие коммуникативной культуры студенческой молодежи // Университетское образование: Сборник статей IХ международной научно-методической конференции. — Пенза, 2005. — С. 59-62. (0,25 п. л. /0,15).
23. Воробьев Ю.Л., Козлов М.С. Маркетинговые факторы эффективности управления в стратегии развития некоммерческой организации (коммуникативно-маркетинговый аспект) // Научный поиск: парадигмы, проекции, практика: Сборник научных статей / Сост. и ред. Л.В. Бадя, Ю.Л. Воробьев. — М.; Братск: Изд. МСЭИ, 2005. — С. 6-27. (1,3 п. л. / 1,0).
24. Воробьев Ю.Л., Рябчиков В.В. Коммуникация в образовательном процессе: инновационные подходы // Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы: Сборник статей Всероссийской научно-теоретической конференции. — Пенза, 2005. — С.40-42. (0,25 п. л. / 0,15).
25. Воробьёв Ю.Л., Рябчиков В.В. Методологические аспекты обучения студентов вуза основам креативного анализа института политической коммуникации в избирательном процессе // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого зволюционирования: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. В 7 ч. — Челябинск: Образование, 2005. — Ч.4. — С. 65-68. (0,25 п. л. / 0,15).
26. Воробьёв Ю.Л. Маркетинговые стратегии как фактор конкурентоспособности вуза на образовательном рынке г.Братска // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы VI всероссийской научно-практической конференции. В 6 ч. — Челябинск: Образование, 2005. — Ч.2. — С. 137-140. (0,25 п. л.).
27. Воробьёв Ю.Л. Паблик рилейшнз как учебная дисциплина и сфера профессиональной деятельности // Эффективные технологии профессионального образования. — М.: Изд-во МСЭИ, 2005. — С. 201-221. (1,3 п. л.).
28. Воробьев Ю.Л., Рябчиков В.В. Маркетинговые стратегии в системе стратегического планирования некоммерческой организации // Совершенствование системы управления организацией в современных условиях: Сборник статей второй всероссийской научно-практической конференции. — Пенза, 2005. — С.62-64. (0,2 п. л. / 0,1).
29. Воробьёв Ю.Л. Периферийный рынок образовательных услуг: взгляд из провинции // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — №3. — С. 62-70. (0,8 п. л.).
30. Воробьёв Ю.Л. Конституционные принципы и практика муниципального строительства в РФ: противоречия, проблемы и пути решения // Местная власть: законодательство, экономика и информационное обеспечение. Сборник статей. — Братск: Изд-во МАЭП, 2001. — С. 49-52. (0,25 п. л.).
31. Воробьёв Ю.Л. Выборы главы местного самоуправления: социальные аспекты // Социальная работа и социология: Материалы методологического семинара. В 2 ч. — М.: ГАСБУ, 1999. — Ч.2. — С. 67-81. (0,8 п. л.).
32. Воробьёв Ю.Л. Выборы с продолжением // Муниципальная власть. — 1997, №1. — С. 68-69. (0,1 п. л.).
33. Воробьёв Ю.Л. Властные отношения и РR-коммуникации в системе политического управления // Мир транспорта: Приложение «Соискатель». — 2005. — №1. — С.25-29. (0,5 п. л.).
Учебно-методические труды:
34. Воробьёв Ю.Л., Говорина К.В., Доскальчук А.В. Теория и практика управления информационно-коммуникативной деятельностью в органах муниципальной власти: Научно-методическое пособие. — Братск: Филиал ИГУ, 2007. — 174 с. (10,2 п. л. /8,0).
35. Воробьёв Ю.Л., Доскальчук А.В., Чупин Г.М. Инновационные формы коммуникативного взаимодействия муниципальной власти и молодежных объединений г.Братска: концептуальные модели, проекции, практики: Научно-методическое пособие. — Братск: Филиал ИГУ, 2007. — 120 с. (6,5 п. л. /4,25).
36. Воробьёв Ю.Л., Говорина К.В., Доскальчук А.В. Глоссарий базовых терминов и понятий сферы интегрированных маркетинговых коммуникаций в управленческом процессе. — Братск: Филиал ИГУ, 2007. — 41 с. (2,5 п. л. /0,85).
37. Воробьев Ю.Л. Молодежные проблемы и институты публичной власти в оценках, ожиданиях и предпочтениях молодых граждан г. Братска (информационно- коммуникативный аспект): Научно-методическое пособие. — Братск: Филиал ИГУ, 2007. — 120 с. (5,2 п. л.)
38. Луков В.А., Воробьев Ю.Л., Доскальчук А.В., Литвинова Е.Н., Литвинова Т.И., Чупин Г.М. Концепция и стратегия реализации государственной молодежной политики в муниципальном образовании города Братска на 2008-2012 годы. Инновационные модели и формы оптимизации социального партнерства муниципальной власти и местного сообщества братчан. — Братск: филиал ИГУ, 2007. — 192 с. (10,2 п. л. /5,1/3,0).
39. Воробьёв Ю.Л., Говорина К.В. Политические коммуникации в деятельности институтов власти: основные термины и понятия. — Братск: Филиал ИГУ, 2007. — 37 с. (2,25 п. л. /1,2).
40. Воробьёв Ю.Л., Говорина К.В. Справочник выпускника специальности «Связи с общественностью»: Учебно-методическое пособие. — Братск: Филиал ИГУ в г. Братске, 2007. — 140 с. (7,8 п. л. /3,9).
41. Воробьёв Ю.Л., Говорина К.В. Теория и практика связей с общественностью: Учебно-методическое пособие. — Братск: Филиал ИГУ в г. Братске, 2007. — 114 с. (5,2 п. л. /2,6).
42. Рябчиков В.В., Воробьёв Ю.Л. Диалогические основы публичной коммуникации: теоретические и прикладные аспекты: Учебное пособие. — Иркутск: ИГУ, 2006. — 114 с. (6,6 п. л. / 3,3).
43. Воробьёв Ю.Л., Доскальчук А.В Мониторинг политической коммуникации в избирательном процессе: Методическое пособие. — Иркутск: ИГУ, 2006. — 104 с. (5,3 п. л. /4,0).
44. Воробьёв Ю.Л., Говорина К.В Политическая реклама в избирательном процессе: Тематический понятийно-терминологический словарь.– Братск: Филиал ИГУ, 2005. — 16 с. (0,9 п. л. / 0,6).
45. Воробьёв Ю.Л. Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ по специальности «Связи с общественностью». — Братск: Филиал ИГУ, 2003. — 72 с. (4,5 п. л.).
46. Воробьёв Ю.Л. Политология: Учебное пособие. — Братск: Филиал ИГУ в г. Братске, 2003. — 90 с. (5,1 п. л.).
47. Воробьёв Ю.Л., Иванова М.В. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. — Братск: Филиал ИГУ в г. Братске, 2002. — 108 с. (6,7 п. л. /5,0).