-
Наука постмодернизма в качестве системы идей постоянного обновления и приращения знаний предъявляет новые требования к научной и инженерно-технической деятельности. На основе интеграции, глобализации, информатизации, гуманизации и гуманитаризации научного познания изменяются границы предметных областей отраслей науки, происходит универсализация проблем, сопряженных с использованием результатов развития науки и техники. Творчество, в сочетании с социальной ответственностью, выступает необходимым условием устойчивого развития цивилизации. Человеческий капитал оценивается сегодня, исходя из способностей деятельности каждого в логике требований общества знаний. Интеллектуальное творчество в высшей школе приобретает приоритетное значение как феномен социокультурной действительности, обеспечивающий не только создание нового в сфере объективной реальности, но и становление творческой личности, раскрывающей свой потенциал во всех сферах жизни и деятельности, способной к ценностно-смысловому согласованию с современным постиндустриальным миром.
-
Решение задач проектирования аттрактивной среды интеллектуального творчества будет обеспечено при комплексном использовании таких методологических основ, как системологические, аксиологические, акмеологические. Полипарадигмальный характер современной социологии реализует интегративные возможности исследования и необходимость применения разных подходов к осознанию изучаемых ею явлений и процессов. Это обеспечивает разносторонность социологического исследования и создает возможность рассмотрения социальных явлений в разных аспектах. Полифония парадигм социологического пространства позволяет выявить ценности интеллектуального творчества в контексте развития общества и государства.
-
Социологический анализ приоритетов научных исследований и изобретательства в вузе и диагностика результатов развития творческого потенциала студентов, аспирантов, преподавателей показали, что генерация инноваций и производство наукоемких товаров и услуг до сих пор связаны недостаточно, что актуализирует формирование общественной инновационной культуры на программно-целевой основе.
-
Модель аттрактивной среды интеллектуального творчества, отражающая логику, тенденции и перспективы развития современного вуза, включает в себя следующие блоки: ценностно-целевой, структурный, процессуально-содержательный, результативный. В свою очередь, первый из перечисленных состоит из таких компонентов как ценности, цели, принципы и задачи, реализуемые в аттрактивной среде интеллектуального творчества в вузе. Структурный блок представляет систему и взаимосвязи компонентов, определяющих логику функционирования современного университета как учебно-научного инновационного комплекса. Процессуально-содержательный блок раскрывается через образовательные программы вуза, кадровый потенциал и базовые технологии, используемые высшей школой для максимального развития интеллектуального творчества. Основным результатом деятельности вуза, как научно-образовательного института является выпускник, способный к творческой самореализации, самоактуализации и саморазвитию в будущей профессиональной деятельности и в собственной жизни. Рассмотрение выпускника как субъекта интеллектуального творчества возможно с аксиологической, акмеологической, синергетической и системной точек зрения. Необходимым является учет его ответственности за результаты деятельности.
1.Скифский С.В., Иванова Л.С. Объекты промышленной собственности Тюменского нефтегазового университета (информационно-аналитические материалы). – Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. – 8 п.л./5 п.л.
2.Скифский С.В., Иванова Л.С. Из истории развития изобретательского движения в Тюменской области (2-я половина ХХ века): Документы и материалы. – Тюмень: Вектор Бук, 2004. – 32, 6 п.л./18 п.л.
3.Скифский С.В. Социокультурные факторы формирования вузовской среды интеллектуального творчества. – Тюмень: Вектор Бук, 2005. – 13,95 п.л.
4.Скифский С.В., В.И. Бакштановский, О.М. Барбаков и др. Шанс успеха. Университет как научно-образовательная корпорация. // Коллективная монография. Под редакцией Н.Н. Карнаухова. – Тюмень, 2006. – 18,25 п.л./2,18 п.л.
5.Мотивационная среда вузовского изобретательства. – Тюмень: Вектор Бук, 2007. – 15,11 п.л.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК
6.Скифский С.В., Иванова Л.С. Объекты промышленной собственности нефтегазового университета: динамика и условия создания. // Известия высших учебных заведений «Нефть и газ». – Тюмень, №1, 2001. – 0,42 п.л./0,24 п.л.
7.Скифский С.В., Чикова О.М. Необходимость категориально-семантического обоснования понятия «мотивация». // Вестник Тюменского государственного университета. – Тюмень, №1, 2001. – 0,31 п.л./0,25 п.л.
8.Скифский С.В. Обучение инновациям в нефтегазовом образовании. // Известия высших учебных заведений «Нефть и газ». – Тюмень, №3, 2002. – 0,63 п.л.
9.Скифский С.В., Иванова Л.С. Особенности формирования региональных научно-технических проблем (из истории развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса). // Известия высших учебных заведений «Нефть и газ». – Тюмень, №2, 2003. – 0,61 п.л./0,5 п.л.
10.Скифский С.В., Ковенский И.М., Копылов В.Е. Опыт и перспективы развития сотрудничества Тюменского нефтегазового университета и институтов Российской Академии наук. // Известия высших учебных заведений «Нефть и газ». – Тюмень, №4, 2003. – 0,5 п.л./0,2 п.л.
11.Скифский С.В. По материалам научно-практической конференции «Главтюменнефтегаз – 40 лет». // Известия высших учебных заведений «Нефть и газ». – Тюмень, №6, 2005. – 0,5 п.л.
12.Скифский С.В. О мотивах изобретательской работы в современном вузе. // Вестник Тюменского государственного университета. – Тюмень, №6, 2006. – 0,46 п.л.
13.Скифский С.В. Социальная ответственность решений: уроки оценки последствий масштабного инновационного проекта. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки. – С.-Пб., № 7 (28), 2007. – 0,82 п.л.
14.Скифский С.В. Социально ответственное творчество инженера в формате гуманизации образования. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки. – С.-Пб., № 8 (41), 2007. – 0,81 п.л.
15.Скифский С.В. Комплексная модель аттрактивной среды интеллектуального творчества в вузе. // Известия высших учебных заведений «Социология. Экономика. Политика». – Тюмень, №3, 2007. – 0,3 п.л.
Учебно-методические пособия
16.Скифский С.В., Ефимович И.А. Интеллектуальная собственность – результат технического творчества. // Учебное пособие с грифом УМО НГО. – Тюмень, Вектор Бук, 2004. – 18,6 п.л./9 п.л.
Статьи
17.Скифский С.В., Данилов О.Ф. Управление научной работой студентов в вузе. // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Вузы и рынок: актуальные проблемы развития высшего образования». – Тюмень, 1993. – 0,12 п.л./0,06 п.л.
18.Скифский С.В., Ковенский И.М. Опыт и перспективы работы Тюменского учебно-научного центра «Проблемы динамики газонефтяных систем». // Материалы научно-практической конференции «Интеграция фундаментальной науки и высшего образования (состояние и перспективы)». – Самара, 1998. – 0,06 п.л./0,03 п.л.
19.Скифский С.В. Критерии оценки эффективности интеграции высшего образования и фундаментальной науки. // Материалы научно-технической конференции «Природные и техногенные системы в нефтегазовой отрасли». – Тюмень, 1999. – 0,5 п.л.
20.Скифский С.В., Ковенский И.М., Копылов В.Е. К истории взаимоотношений Тюменского государственного нефтегазового университета (индустриального института) и институтов СО РАН. // В кн. «Наука Тюмени на рубеже веков». – Новосибирск, Наука, 1999. – 0,5 п.л./0,18 п.л.
21.Скифский С.В. Тюменский учебно-научный центр «Проблемы динамики газонефтяных систем»: опыт работы и перспективы инноваций с международным участием. // Материалы Всероссийской конференции «Интеграция науки и высшего образования России». Ч.2. – Самара, 2001. – 0,06 п.л.
22.Скифский С.В., Иванова Л.С. Мотивация деятельности в сфере охраны и использования промышленной собственности. // Материалы Всероссийской научно-технической конференции Большая нефть: реалии, проблемы и перспективы. Т.2. – Альметьевск, 2001. – 0,18 п.л./0,12 п.л.
23.Скифский С.В., Иванова Л.С. Патентная документация в социологических исследованиях. // Большой Урал – ХХI век: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции: ХIII Уральские социологические чтения. Ч.1. – Екатеринбург, 2001. – 0,18 п.л./0,12 п.л.
24.Скифский С.В. Интеграция интеллектуальных ресурсов: Тюменский учебно-научный центр «Проблемы динамики газонефтяных систем» // Материалы региональной научно-технической конференции «Природные и техногенные системы в нефтегазовой отрасли». – Тюмень, 2001. – 0,56 п.л.
25.Скифский С.В. Интеллектуальный потенциал и информация как факторы инновационного процесса. // Материалы IV международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития инновационной деятельности». – Симферополь, СОНАТ, 2002. – 0,18 п.л.
26.Скифский С.В., Ковенский И.М. Управление вузом как ассоциацией научно-образовательных субъектов. // Материалы научно-практической конференции «Организационные инновации в управлении интегрированными образовательными учреждениями». – Барнаул, 2002. – 0,12 п.л./0,06 п.л.
27.Скифский С.В., Иванова Л.С. База данных охранных документов ТюмГНГУ. // Свидетельство об официальной регистрации базы данных №2003620061; заяв. №2002620198 от 3.12.02.
28.Скифский С.В., Иванова Л.С. Динамика социально-экономических изменений в Тюменской области: патентно-информационный анализ. // Всероссийская научная конференция «XIV Уральские социологические чтения ТГУ». – Тюмень, 2003. – 0,09 п.л./0,06 п.л.
29.Скифский С.В., Иванова Л.С. Изобретатель как участник инновационного процесса. // Международная научно-техническая конференция «Нефть и газ Западной Сибири». – Тюмень, ТюмГНГУ, 2003. – 0,09 п.л./0,06 п.л.
30.Скифский С.В., Лимонова Э.М. Высшая школа Тюменской области как фактор развития нефтегазового региона. // Материалы итоговой научно-практической конференции «Научная программа как фактор интеграции регионов: основные итоги». – Тверь: Тверской Инноцентр, 2003. – 0,31 п.л./0,18 п.л.
31.Скифский С.В., Ковенский И.М. Централизованные органы управления научными исследованиями вуза. // Материалы научно-методической конференции «Разработка новой структуры управления Тюменского государственного нефтегазового университета как ассоциации научно-образовательных субъектов». – Тюмень, Полиграфдизайн, 2003. – 0,6 п.л./0,3 п.л.
32.Скифский С.В., Иванова Л.С., Скифский И.С. База данных охранных документов по Тюменской области (1963 – 2003гг). // Свидетельство об официальной регистрации базы данных №2004620188 , заяв. № 2004620125 от 7.06.04.
33.Скифский С.В., Ковенский И.М. К вопросу о подготовке кадров для инновационной деятельности. // Материалы X Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития инновационной деятельности». – Симферополь, 2005. – 0,37 п.л./0,31 п.л.
34.Скифский С.В., Китаева Е.В. К вопросу управления изобретательской работой в вузе. // Материалы международной научно-технической конференции «Нефть и газ Западной Сибири». – Тюмень, 2005. – 0,1 п.л./0,09 п.л.
35.Скифский С.В. О мотивах и условиях изобретательской деятельности в вузе. // Доклады и выступления Первой международной конференции по социологии инноватики «Социология инноватики: теория и практика». – Москва, РГИИС, 2006. – 0,12 п.л.
36.Скифский С.В., Лимонова Э.М. Тюменский технопарк – важный фактор для инновационного развития региона. // Материалы научно-практической конференции «Новая региональная политика и ее инновационные ориентиры». – Тверь, Тверской ИнноЦентр, 2006. – 0,2 п.л./0,1 п.л.
Отчеты о научно-исследовательских работах
37.Скифский С.В., Ковенский И.М., Сысоев Ю.Г. и др. Отчет по проекту «Интегрирование научно-технического потенциала Тюменских вузов в базовую отрасль Западно-Сибирского региона». // Программа «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала», подпрограмма «Высшая школа как важнейший государственный ресурс развития научно-технического потенциала регионов». № гос. регистрации 01.200110203. – Тюмень, 2001. – 10,5 п.л./3,8 п.л.
38.Скифский С.В., Ковенский И.М., Губайдуллин А.А. и др. Проект № Б0006/1627 «Развитие учебно-научного центра «Проблемы динамики газонефтяных систем». // Отчет по федеральной целевой программе «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы». № гос. регистрации 0199.000.1625. – Тюмень, 2002. – 16 п.л./4 п.л.
39.Скифский С.В., Ковенский И.М., Мелихов В.В. и др. Разработка стратегии развития университета как ассоциации научно-образовательных субъектов. // Контракт № А2/047/5/1 «Разработка новой структуры управления Тюменского государственного нефтегазового университета как ассоциации научно-образовательных субъектов» в рамках инновационного проекта развития образования, программы «Совершенствование управления в вузах» Национального фонда подготовки кадров. № гос. регистрации 01200204126. – Тюмень, 2002. – 18 п.л./1,5 п.л.
40.Скифский С.В., Ковенский И.М., Тонышева Л.Л. и др. Отчет по проекту «Интегрирование научно-технического потенциала Тюменских вузов в базовую отрасль Западно-Сибирского региона». // Программа «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее научного потенциала», подпрограмма «Высшая школа как важнейший государственный ресурс развития научно-технического потенциала регионов». № гос. регистрации 01.200110203. – Тюмень, 2002. – 13 п.л./4 п.л.
41.Скифский С.В., Ковенский И.М., Губайдуллин А.А. и др. Проект № Б0006/1627 «Развитие учебно-научного центра «Проблемы динамики газонефтяных систем». // Отчет по федеральной целевой программе «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы».№ гос. регистрации 01.200302141. – Тюмень, 2003. – 16 п.л./2,3 п.л.
42.Скифский С.В., Ковенский И.М., Мелихов В.В. и др. Разработка комплекса документов, регулирующих реорганизацию системы управления ТюмГНГУ и функционирования новых структурных подразделений. // Контракт № А2/047/5/1 «Разработка новой структуры управления Тюменского государственного нефтегазового университета как ассоциации научно-образовательных субъектов» в рамках инновационного проекта развития образования, программы «Совершенствование управления в вузах» Национального фонда подготовки кадров. № гос. регистрации 01.200204126. – Тюмень, 2003. – 31,25 п.л./3 п.л.
43.Скифский С.В., Ковенский И.М., Тонышева Л.Л. и др. Отчет по проекту «Аналитическая оценка и развитие инновационного потенциала научно-образовательной инфраструктуры Тюменского территориально-промышленного комплекса». // Программа «Федерально-региональная политика в науке и образовании», подпрограмма «Совместно реализуемые научно-образовательные проекты с регионами». № гос. регистрации 01.200316227. – Тюмень, 2003. – 15 п.л./4,6 п.л.
44.Скифский С.В., Ковенский И.М., Губайдуллин А.А. и др. Проект № Б0006/1627 «Развитие учебно-научного центра «Проблемы динамики газонефтяных систем». // Отчет по федеральной целевой программе «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы».№ гос. регистрации 01.200302141. – Тюмень, 2004. – 16,9 п.л./2,6 п.л.
45.Скифский С.В., Ковенский И.М., Тонышева Л.Л. и др. Отчет по проекту «Аналитическая оценка и развитие инновационного потенциала научно-образовательной инфраструктуры Тюменского территориально-промышленного комплекса». // Программа «Федерально-региональная политика в науке и образовании», подпрограмма «Совместно реализуемые научно-образовательные проекты с регионами». № гос. регистрации 01.200316227. – Тюмень, 2004. – 15 п.л./4 п.л.
46.Скифский С.В., Ковенский И.М., Ольков С.Г. и др. Отчет по проекту «Аналитическая оценка и развитие инновационного потенциала научно-образовательной инфраструктуры Тюменского территориально-промышленного комплекса». // Программа «Федерально-региональная политика в науке и образовании», подпрограмма «Совместно реализуемые научно-образовательные проекты с регионами». № гос. регистрации 01.200316227. – Тюмень, 2005. – 6,75 п.л./4,6 п.л.