Научная тема: «СОЦИАЛЬНАЯ МОРФОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»
Специальность: 22.00.04
Год: 2007
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Базовым элементом разработки образовательного дискурса, выявления социальной морфологии данного дискурса является обоснование социологического дискурса как социологического метода и одновременно как категории социологической науки, отражающей социальную динамику. Авторская концепция социальной морфологии образовательного дискурса становится главным и фундаментальным средством социологического анализа, легитимного и институциализированного средства разрешения интеллектуальных противостояний, в которых участвуют большие социальные группы.
  2. Социологический дискурс - это существенная составляющая социокультурного взаимодействия, характерные черты которого - интересы, цели и стили. Социологический дискурс понимается одновременно и как процесс, и как его результат. Дискурс есть коммуникативное событие, происходящее между акторами в процессе коммуникативного действия в определенном временном и пространственном контексте. Узкая трактовка дискурса может быть квалифицирована как социально-техническая и относится к микроуровню проявления дискурса как коммуникативной практики. На этом уровне выделяется новая социологическая дисциплина - социология дискурса, в частности социология образовательного дискурса. Широкая трактовка дискурса выходит за рамки узкокоммуникативного понимания и выводит его на занчимый общественно-исторический фон и рассматривается как коммуникативное событие, происходящее между большими группами людей, относится к специфическому историческому периоду, социальной общности или к целой культуре. В образовательном дискурсе, рассматриваемом в таком понимании, получает отражение не только борьба между научными направлениями, мировоззрением больших социальных групп, но и противостояние идейных и политических позиций субъектов дискурса.
  3. В постиндустриальную эпоху дискурсивные практики проникли в такие сферы жизнедеятельности, которые прежде были закрыты для публичного диалога, а именно в бизнес и религию. Использование диалоговых и дискурсивных практик в функционировании института церкви можно назвать процессом аккультурации религии. В последнее время появилось выражение «электронная церковь», обозначающее современный протестантский храм, оснащенный электронной аудиовизуальной и компьютерной техникой. С ее помощью достигается небывалое по силе эмоциональное воздействие богослужения на прихожан. Использование элементов пропаганды, просвещения и социализации аудитории позволяет причислить подобного рода взаимодействия к разновидностям образовательного дискурса. С помощью социологических методов возможно определение корреляции между публичными дискурсами различных групп и их социальными характеристиками, и вслед за этим определить каналы связи с социальной базой, поддерживающей те или иные дискурсы. Итогом образовательного дискурса, получившего широкий резонанс во всем обществе, часто являются крупномасштабные нововведения или реформы.
  4. Как социальный институт дискурс представляет собой совокупность исторически сложившихся неформальных норм (обычаев или стереотипов), традиций, обычаев, языковых и культурных практик, концентрирующихся вокруг какой-то главной цели, ценности или потребности. Совокупность идей и точка зрения, представлявшая собой часть вербального контекста культурного дискурса, материализуется в учрежденческий институт. Рассматривать дискурс в институциональном контексте можно лишь затрагивая процедурную сторону - совокупность правил игры, ритуалы, обычаи и церемонии, при помощи которых протекает общественный дискурс. К примеру, уважение к человеческому достоинству и статусной правомочности собеседника - одно из негласных процедурных правил поведения дискурсантов.
  5. Образовательный дискурс, развившийся до уровня социального института, прекращает существовать как социальный процесс. Действительно, как только в диалоге сторон побеждает одна из точек зрения, она превращается в государственную стратегию, проводится через совокупность нормативных положений, приказов и методических пособий, под ее осуществление выделяются деньги, штаты, помещения и т.д.
  6. Учебный процесс, лекцию, семинар или экзамен тоже можно представить как дискурс, рассматриваемый в узком понимании. В межличностном дискурсе обе стороны преследуют собственные интересы, в то время как в межгрупповом дискурсе представители большой социальной группы вынуждены отстаивать интересы той части общества, к которой они принадлежат. Тактика ведения межгрупповых переговоров сводится к маневрированию и попытке прийти к взаимному соглашению, при этом получив наибольшую выгоду для своей социальной группы. Личные интересы тех, кто ведет переговоры, не имеют ни какого значения. В межличностном диалоге тактика поведения иная. Переговорщики сами решают, где им пойти на уступки, а где нет. Принятое решение будет иметь влияние только на них. В межгрупповых переговорах дипломатические соображения имеют существенное значение, поскольку речь идет о жизненно важных интересах больших групп людей. Тактика ведения межгрупповых переговоров носит более демократический и более толерантный характер, чем тактика межличностного диалога.
  7. Дискурс, в том числе и образовательный, рождается в сознании людей, а выливается в сферу их общественного бытия. В некоторых случаях он становятся основанием для институциализации в общественные движения, фонды или партии. Как показывает анализ исторического материала, после победы одной из сторон дискурс прекратив свое существование в прежнем виде, может сформировать его новый тип - латентный дискурс, который, набрав силу, на каком-то этапе может породить новую явную форму дискурса на том же или на новом основании. Поскольку воплощение замысла всегда стоит далеко от самого замысла и поскольку в его реализации заняты тысячи людей, обладающие разными умениями, квалификацией, опытом и мотивацией, то все или большинство образовательных реформ воплощаются в жизнь частично, искаженно или даже совсем не так, как мыслили ее инициаторы.
  8. Диссертант выделяет три категории субъектов образовательного дискурса: агентов влияния, пассивных реципиентов и социальных акторов. Агенты влияния распадаются на две категории: 1) должностные лица - сотрудники Министерства образования и науки РФ в центральном аппарате и на местах, которые участвуют в публичном дискурсе в силу своих функциональных обязанностей и, по определению, не занимают ничью сторону при обсуждении того или иного вопроса; 2) предметное лобби - сообщество авторов учебников, профессоров педвузов, методистов, учителей. Многие проблемы нынешней школы связаны с борьбой этих лобби за свое место под солнцем. Сфера действий предметного лобби простирается снизу доверху - от министерского чиновника, получающего «подарок» за утверждение очередной программы или учебника вне очереди, авторов учебников и составителей программ, получающих гонорары за дополнительные тиражи, до рядовых учителей в школе, каждый из которых лоббирует часы своего предмета. Одним из агентов образовательного дискурса является отраслевой профсоюз педагогов и работников образования.
  9. Образовательный дискурс не имеет структуры, похожей на структуру формализованной организации или совокупности организаций, объединенных или регулируемых разветвленным управленческим аппаратом. В структуре образовательного дискурса нет иерархизированных профессионально-статусных уровней, какие имеет социальный институт образования, дискурс не является формализованной системой освоения знаний, подкрепленной выдачей участникам дискурса документа государственного образца. В образовательном процессе цель дискурса - обозначить и включить в оборот проблемное поле научных и учебных знаний, в котором выступают агенты познавательного диалога или информационного процесса обмена знаниями с их временным статусом.
  10. От обычного диалога дискурс (при узком рассмотрении) отличается тем, что в него вовлекаются не просто знания и аргументированные позиции, а актуальные интересы каких-либо групп. В дискурсе идет не просто обмен мнениями, но отстаивание каких-то идеологических позиций, противоборство различных систем ценностей, наконец, отстаивание жизненно важных для социальной группы интересов. Победа одной из позиций означает превращение в ничтожную - другой, а это означает прекращение дискурса как социокультурной практики и соревновательного процесса.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Добренькова Е.В. Социальная морфология образовательного дискурса: историко-социологические аспекты. - М.: Альфа-М, 2006. – 21 п.л.

2.Добренькова Е.В. Нечаев В.Я. Университеты: к обществу знаний. М.: Альфа-М, 2005. – 4,2. п.л. (авт.).

3.Добренькова Е.В., Долгоруков А.М. Стратегическое управление бизнесом. - М.: МУБиУ, 2001. – 12,5 п.л. (авт.).

4.Добренькова Е.В. Организационное поведение. - М.: МУБиУ, 2000. – 3,5 п.л.

Брошюры и статьи

5.Добренькова Е.В. Российское образование и болонский процесс// Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС. №6. 2005. - М.: Изд-во РАГС, 2005. – 1. п.л.

6.Добренькова Е.В. Образование как социальный институт и дискурс// Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС. №5. 2006.- М.: Изд-во РАГС , 2006. – 0,45 п.л.

7.Добренькова Е.В. Реформы образования как проявление общественного дискурса// Социология (журнал российской социологической ассоциации). №3-4. 2005 г. - М.: Академический проект, 2005. – 1,3 п.л.

8.Добренькова Е.В. Деформация образовательного дискурса// Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. № 1. 2006. С. 106-119. – 0,4 п.л.

9.Добренькова Е.В. Качество образования// Социальное государство. Краткий словарь-справочник. - М.: АТиСО, 2002. – 0,1 п.л.

10. Добренькова Е.В. Муниципальное образование// Социальное государство. Краткий словарь-справочник. - М.: АТиСО, 2002. – 0,1 п.л.

11. Добренькова Е.В. Пространство образовательное единое// Социальное государство. Краткий словарь-справочник. - М.: АТиСО, 2002. – 0,1 п.л.

12. Добренькова Е.В. Агрессия и толерантность в сети Интернет: проблемы и некоторые подходы// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Современная Россия в контексте глобальных изменений. Апрельские чтения. – 2002». - М.: МУБиУ, 2002. – 0,4 п.л.

13.Добренькова Е.В. Образование и социальная мобильность// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Российское общество: социальные вызовы и альтернативы. Апрельские чтения. – 2003. ЧастьII».- М.: МУБиУ, 2003. – 0,5 п.л.

14. Добренькова Е.В. Дискурс как предмет междисциплинарного изучения// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Российское общество: социальные вызовы и альтернативы. Апрельские чтения. – 2004». – М.: МУБиУ, 2004. – 0,45 п.л.

15. Добренькова Е.В. Общественный дискурс в глобальную эпоху// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Россия и современный мир: проблемы и перспективы развития. Апрельские чтения. – 2005». -М.: МУБиУ, 2005. – 0,6 п.л.

16. Добренькова Е.В. Реформы в современной Российской системе образования// Материалы Международной научно-практической конференции «XVI Уральские социологические чтения: социальное пространство Урала в условиях глобализации: XXI век». - Челябинск, 2006. – 0,4 п.л.

17. Добренькова Е.В. Неравный доступ к образованию и жизненные шансы// Материалы Международной научно-практической конференции «XVI Уральские социологические чтения: социальное пространство Урала в условиях глобализации: XXI век». - Челябинск, 2006. – 0,5 п.л.

18. Добренькова Е.В. Деформации образовательного дискурса Материалы Международной научно-практической конференции «Девиация и делинкветность: социальный контроль».- Нижний Новгород, 2006. – 0,6 п.л.

19. Добренькова Е.В. Проблемы реформы российского образования// Интеграционные процессы в экономическом образовании. - М.:РУДН, 2006//ovss@yandex.ru. – 0,7 п.л.

20. Добренькова Е.В. Российское образование и болонский процесс // Интеграционные процессы в экономическом образовании. - М.:РУДН, 2006//ovss@yandex.ru. – 0,8 п.л.

21.Добренькова Е.В., Никитин В.Н. Психология формирования команд в бизнесе. - М.: МУБиУ, 2000. – 5,4 п.л. (авт.).

22.Добренькова Е.В., Журавлев В.Г., Гурнина Е.В.Становление эффективного менеджмента в России/ - М.: МУБиУ, 2000. – 5 п.л. (авт.).

23.Добренькова Е.В., Полукаров В.Л., Ефимова Е.М., Головлева Е.Л. Менеджмент: инновационные технологии. - М.: ГИТР, 2001. – 3 п.л. (авт).

24. Добренькова Е.В. Руководство персоналом в России. - М.: МУБиУ, 2002. – 11,3 п.л. (авт.).

25. Добренькова Е.В., Блинов А.О., Бутырин Г.Н. Управленческий консалтинг корпоративных организаций. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 4 п.л. (авт.).

26. Барков С.А., Добренькова Е.В. Теория и методы организации бизнеса. - М.: МУБиУ, 2002. – 1,6. п.л. (авт.).

27. Агапов П.В., Добренькова Е.В., Федулова А.В. Социология организаций. - М.: Альфа-М, 2006. – 10 п.л. (авт.).

28.Агапов П.В., Добренькова Е.В. Социология управления. - М.: Альфа-М, 2006. – 14 п.л. (авт).

29.Добренькова Е.В. Образовательные стратегии современной российской молодежи //Тезисы докладов и выступлений Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России». Т.12.Социология молодежи. - М.:Альфа-М., 2006. –0,2 п.л.

30.Добренькова Е.В. Российская власть и Болонский процесс//Социологические исследования (журнал РАН) №6. – М.: Наука. 2007. – 0,4 п.л.

31.Добренькова Е.В. Социологический анализ образовательного дискурса //Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - 2007. –0,2 п.л.