-
Базовым элементом разработки образовательного дискурса, выявления социальной морфологии данного дискурса является обоснование социологического дискурса как социологического метода и одновременно как категории социологической науки, отражающей социальную динамику. Авторская концепция социальной морфологии образовательного дискурса становится главным и фундаментальным средством социологического анализа, легитимного и институциализированного средства разрешения интеллектуальных противостояний, в которых участвуют большие социальные группы.
-
Социологический дискурс - это существенная составляющая социокультурного взаимодействия, характерные черты которого - интересы, цели и стили. Социологический дискурс понимается одновременно и как процесс, и как его результат. Дискурс есть коммуникативное событие, происходящее между акторами в процессе коммуникативного действия в определенном временном и пространственном контексте. Узкая трактовка дискурса может быть квалифицирована как социально-техническая и относится к микроуровню проявления дискурса как коммуникативной практики. На этом уровне выделяется новая социологическая дисциплина - социология дискурса, в частности социология образовательного дискурса. Широкая трактовка дискурса выходит за рамки узкокоммуникативного понимания и выводит его на занчимый общественно-исторический фон и рассматривается как коммуникативное событие, происходящее между большими группами людей, относится к специфическому историческому периоду, социальной общности или к целой культуре. В образовательном дискурсе, рассматриваемом в таком понимании, получает отражение не только борьба между научными направлениями, мировоззрением больших социальных групп, но и противостояние идейных и политических позиций субъектов дискурса.
-
В постиндустриальную эпоху дискурсивные практики проникли в такие сферы жизнедеятельности, которые прежде были закрыты для публичного диалога, а именно в бизнес и религию. Использование диалоговых и дискурсивных практик в функционировании института церкви можно назвать процессом аккультурации религии. В последнее время появилось выражение «электронная церковь», обозначающее современный протестантский храм, оснащенный электронной аудиовизуальной и компьютерной техникой. С ее помощью достигается небывалое по силе эмоциональное воздействие богослужения на прихожан. Использование элементов пропаганды, просвещения и социализации аудитории позволяет причислить подобного рода взаимодействия к разновидностям образовательного дискурса. С помощью социологических методов возможно определение корреляции между публичными дискурсами различных групп и их социальными характеристиками, и вслед за этим определить каналы связи с социальной базой, поддерживающей те или иные дискурсы. Итогом образовательного дискурса, получившего широкий резонанс во всем обществе, часто являются крупномасштабные нововведения или реформы.
-
Как социальный институт дискурс представляет собой совокупность исторически сложившихся неформальных норм (обычаев или стереотипов), традиций, обычаев, языковых и культурных практик, концентрирующихся вокруг какой-то главной цели, ценности или потребности. Совокупность идей и точка зрения, представлявшая собой часть вербального контекста культурного дискурса, материализуется в учрежденческий институт. Рассматривать дискурс в институциональном контексте можно лишь затрагивая процедурную сторону - совокупность правил игры, ритуалы, обычаи и церемонии, при помощи которых протекает общественный дискурс. К примеру, уважение к человеческому достоинству и статусной правомочности собеседника - одно из негласных процедурных правил поведения дискурсантов.
-
Образовательный дискурс, развившийся до уровня социального института, прекращает существовать как социальный процесс. Действительно, как только в диалоге сторон побеждает одна из точек зрения, она превращается в государственную стратегию, проводится через совокупность нормативных положений, приказов и методических пособий, под ее осуществление выделяются деньги, штаты, помещения и т.д.
-
Учебный процесс, лекцию, семинар или экзамен тоже можно представить как дискурс, рассматриваемый в узком понимании. В межличностном дискурсе обе стороны преследуют собственные интересы, в то время как в межгрупповом дискурсе представители большой социальной группы вынуждены отстаивать интересы той части общества, к которой они принадлежат. Тактика ведения межгрупповых переговоров сводится к маневрированию и попытке прийти к взаимному соглашению, при этом получив наибольшую выгоду для своей социальной группы. Личные интересы тех, кто ведет переговоры, не имеют ни какого значения. В межличностном диалоге тактика поведения иная. Переговорщики сами решают, где им пойти на уступки, а где нет. Принятое решение будет иметь влияние только на них. В межгрупповых переговорах дипломатические соображения имеют существенное значение, поскольку речь идет о жизненно важных интересах больших групп людей. Тактика ведения межгрупповых переговоров носит более демократический и более толерантный характер, чем тактика межличностного диалога.
-
Дискурс, в том числе и образовательный, рождается в сознании людей, а выливается в сферу их общественного бытия. В некоторых случаях он становятся основанием для институциализации в общественные движения, фонды или партии. Как показывает анализ исторического материала, после победы одной из сторон дискурс прекратив свое существование в прежнем виде, может сформировать его новый тип - латентный дискурс, который, набрав силу, на каком-то этапе может породить новую явную форму дискурса на том же или на новом основании. Поскольку воплощение замысла всегда стоит далеко от самого замысла и поскольку в его реализации заняты тысячи людей, обладающие разными умениями, квалификацией, опытом и мотивацией, то все или большинство образовательных реформ воплощаются в жизнь частично, искаженно или даже совсем не так, как мыслили ее инициаторы.
-
Диссертант выделяет три категории субъектов образовательного дискурса: агентов влияния, пассивных реципиентов и социальных акторов. Агенты влияния распадаются на две категории: 1) должностные лица - сотрудники Министерства образования и науки РФ в центральном аппарате и на местах, которые участвуют в публичном дискурсе в силу своих функциональных обязанностей и, по определению, не занимают ничью сторону при обсуждении того или иного вопроса; 2) предметное лобби - сообщество авторов учебников, профессоров педвузов, методистов, учителей. Многие проблемы нынешней школы связаны с борьбой этих лобби за свое место под солнцем. Сфера действий предметного лобби простирается снизу доверху - от министерского чиновника, получающего «подарок» за утверждение очередной программы или учебника вне очереди, авторов учебников и составителей программ, получающих гонорары за дополнительные тиражи, до рядовых учителей в школе, каждый из которых лоббирует часы своего предмета. Одним из агентов образовательного дискурса является отраслевой профсоюз педагогов и работников образования.
-
Образовательный дискурс не имеет структуры, похожей на структуру формализованной организации или совокупности организаций, объединенных или регулируемых разветвленным управленческим аппаратом. В структуре образовательного дискурса нет иерархизированных профессионально-статусных уровней, какие имеет социальный институт образования, дискурс не является формализованной системой освоения знаний, подкрепленной выдачей участникам дискурса документа государственного образца. В образовательном процессе цель дискурса - обозначить и включить в оборот проблемное поле научных и учебных знаний, в котором выступают агенты познавательного диалога или информационного процесса обмена знаниями с их временным статусом.
-
От обычного диалога дискурс (при узком рассмотрении) отличается тем, что в него вовлекаются не просто знания и аргументированные позиции, а актуальные интересы каких-либо групп. В дискурсе идет не просто обмен мнениями, но отстаивание каких-то идеологических позиций, противоборство различных систем ценностей, наконец, отстаивание жизненно важных для социальной группы интересов. Победа одной из позиций означает превращение в ничтожную - другой, а это означает прекращение дискурса как социокультурной практики и соревновательного процесса.
1.Добренькова Е.В. Социальная морфология образовательного дискурса: историко-социологические аспекты. - М.: Альфа-М, 2006. – 21 п.л.
2.Добренькова Е.В. Нечаев В.Я. Университеты: к обществу знаний. М.: Альфа-М, 2005. – 4,2. п.л. (авт.).
3.Добренькова Е.В., Долгоруков А.М. Стратегическое управление бизнесом. - М.: МУБиУ, 2001. – 12,5 п.л. (авт.).
4.Добренькова Е.В. Организационное поведение. - М.: МУБиУ, 2000. – 3,5 п.л.
Брошюры и статьи
5.Добренькова Е.В. Российское образование и болонский процесс// Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС. №6. 2005. - М.: Изд-во РАГС, 2005. – 1. п.л.
6.Добренькова Е.В. Образование как социальный институт и дискурс// Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС. №5. 2006.- М.: Изд-во РАГС , 2006. – 0,45 п.л.
7.Добренькова Е.В. Реформы образования как проявление общественного дискурса// Социология (журнал российской социологической ассоциации). №3-4. 2005 г. - М.: Академический проект, 2005. – 1,3 п.л.
8.Добренькова Е.В. Деформация образовательного дискурса// Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. № 1. 2006. С. 106-119. – 0,4 п.л.
9.Добренькова Е.В. Качество образования// Социальное государство. Краткий словарь-справочник. - М.: АТиСО, 2002. – 0,1 п.л.
10. Добренькова Е.В. Муниципальное образование// Социальное государство. Краткий словарь-справочник. - М.: АТиСО, 2002. – 0,1 п.л.
11. Добренькова Е.В. Пространство образовательное единое// Социальное государство. Краткий словарь-справочник. - М.: АТиСО, 2002. – 0,1 п.л.
12. Добренькова Е.В. Агрессия и толерантность в сети Интернет: проблемы и некоторые подходы// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Современная Россия в контексте глобальных изменений. Апрельские чтения. – 2002». - М.: МУБиУ, 2002. – 0,4 п.л.
13.Добренькова Е.В. Образование и социальная мобильность// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Российское общество: социальные вызовы и альтернативы. Апрельские чтения. – 2003. ЧастьII».- М.: МУБиУ, 2003. – 0,5 п.л.
14. Добренькова Е.В. Дискурс как предмет междисциплинарного изучения// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Российское общество: социальные вызовы и альтернативы. Апрельские чтения. – 2004». – М.: МУБиУ, 2004. – 0,45 п.л.
15. Добренькова Е.В. Общественный дискурс в глобальную эпоху// Материалы межвузовской научно-практической конференции «Россия и современный мир: проблемы и перспективы развития. Апрельские чтения. – 2005». -М.: МУБиУ, 2005. – 0,6 п.л.
16. Добренькова Е.В. Реформы в современной Российской системе образования// Материалы Международной научно-практической конференции «XVI Уральские социологические чтения: социальное пространство Урала в условиях глобализации: XXI век». - Челябинск, 2006. – 0,4 п.л.
17. Добренькова Е.В. Неравный доступ к образованию и жизненные шансы// Материалы Международной научно-практической конференции «XVI Уральские социологические чтения: социальное пространство Урала в условиях глобализации: XXI век». - Челябинск, 2006. – 0,5 п.л.
18. Добренькова Е.В. Деформации образовательного дискурса Материалы Международной научно-практической конференции «Девиация и делинкветность: социальный контроль».- Нижний Новгород, 2006. – 0,6 п.л.
19. Добренькова Е.В. Проблемы реформы российского образования// Интеграционные процессы в экономическом образовании. - М.:РУДН, 2006//ovss@yandex.ru. – 0,7 п.л.
20. Добренькова Е.В. Российское образование и болонский процесс // Интеграционные процессы в экономическом образовании. - М.:РУДН, 2006//ovss@yandex.ru. – 0,8 п.л.
21.Добренькова Е.В., Никитин В.Н. Психология формирования команд в бизнесе. - М.: МУБиУ, 2000. – 5,4 п.л. (авт.).
22.Добренькова Е.В., Журавлев В.Г., Гурнина Е.В.Становление эффективного менеджмента в России/ - М.: МУБиУ, 2000. – 5 п.л. (авт.).
23.Добренькова Е.В., Полукаров В.Л., Ефимова Е.М., Головлева Е.Л. Менеджмент: инновационные технологии. - М.: ГИТР, 2001. – 3 п.л. (авт).
24. Добренькова Е.В. Руководство персоналом в России. - М.: МУБиУ, 2002. – 11,3 п.л. (авт.).
25. Добренькова Е.В., Блинов А.О., Бутырин Г.Н. Управленческий консалтинг корпоративных организаций. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 4 п.л. (авт.).
26. Барков С.А., Добренькова Е.В. Теория и методы организации бизнеса. - М.: МУБиУ, 2002. – 1,6. п.л. (авт.).
27. Агапов П.В., Добренькова Е.В., Федулова А.В. Социология организаций. - М.: Альфа-М, 2006. – 10 п.л. (авт.).
28.Агапов П.В., Добренькова Е.В. Социология управления. - М.: Альфа-М, 2006. – 14 п.л. (авт).
29.Добренькова Е.В. Образовательные стратегии современной российской молодежи //Тезисы докладов и выступлений Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России». Т.12.Социология молодежи. - М.:Альфа-М., 2006. –0,2 п.л.
30.Добренькова Е.В. Российская власть и Болонский процесс//Социологические исследования (журнал РАН) №6. – М.: Наука. 2007. – 0,4 п.л.
31.Добренькова Е.В. Социологический анализ образовательного дискурса //Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - 2007. –0,2 п.л.