- Комплексность изучения условий, факторов, средств, способов, границ формирования и реализации социальных механизмов управления устойчивым развитием образовательной системы в условиях масштабных изменений достигается системным исследованием трансформаций российского образования, его связей с динамичной внешней средой, социальных ожиданий по поводу результатов и качества образовательной системы, современных тенденций в управляющих системах в целом и в управлении образованием в частности, возможности и готовности субъектов управления к активному взаимодействию в процессе управления устойчивыми изменениями российского образования.
- Образовательная система относится к наиболее массовым областям деятельности, являясь важнейшим компонентом социальной жизни. В связи с этим устойчивое развитие образования как социальной системы и института, а также управление устойчивым развитием возможно при соблюдении ключевого принципа - принципа социальной целесообразности проектируемых изменений, применение которого означает, что развитие образовательной системы должно, в первую очередь, привести к результатам, соответствующим ожиданиям всех заинтересованных общностей и удовлетворяющим основные социальные потребности населения. Управление должно быть ориентировано на достижение именно таких результатов и обеспечивать устойчивое развитие.
- Образовательная система и ее структурные элементы от федерального уровня до уровня отдельного образовательного учреждения рассматриваются как открытые социальные системы, что принципиально меняет парадигму управления не только за счет увеличения количества объектов управления, не относящихся непосредственно к образовательной системе, но и за счет включения новых субъектов управления, требующих существенных трансформаций их взаимодействий, выполняемых ролей в процессе социального проектирования устойчивого развития. Понимание образования как открытой социальной системы закладывает механизмы внутреннего и внешнего социального контроля за соблюдением принципа социальной целесообразности проектируемых изменений, создает предпосылки для придания системе управления признаков самоорганизующихся (самообучающихся) систем.
- Управление устойчивым развитием - это часть реализуемого управленческого процесса, с помощью которого обеспечивается целенаправленность и организованность создания условий, способствующих устойчивому развитию образовательной системы и ее компонентов. Устойчивое развитие образовательной системы рассматривается как процесс использования внутренних и внешних, реальных и потенциальных возможностей для достижения качественно новых прогрессивных образовательных результатов, новых качеств образовательной системы, способствующих выполнению миссии образования в изменяющемся мире, характеризующихся положительной временной динамикой. Такое развитие достигается путем реализации системы управляемых программ развития, объединенных общим видением результатов изменения.
- Управление устойчивым развитием образования включает в себя: а)администрирование - совокупность элементов, процессов, отношений, складывающихся под влиянием административного механизма (деятельности государственных органов управления образованием различных уровней), определяющих условия, способы, организацию деятельности объектов администрирования; б) самоорганизацию образовательных систем - совокупность процессов, элементов, формальных и неформальных структур управления, реализующих организацию управляемого взаимодействия внешней среды и образовательной системы, а также внутрисистемные взаимодействия, обеспечивающие организационное развитие, адаптацию образовательной системы к изменяющейся российской действительности.
- Социальные механизмы управления устойчивым развитием образовательной системы представляют собой динамичную структуру гибкого взаимодействия социальных субъектов, характер которой складывается и определяется социальным поведением этих субъектов. Социальные механизмы управления выполняют регулирующую и мобилизирующую функции, что проявляется в активизации субъектов управления и изменении их целевых и ценностных установок в процессе социального проектирования изменений в образовании, обеспечивает связь и взаимообусловленность управленческих решений.
- Управление устойчивым развитием российского образования в настоящий период требует формирования социального партнерства субъектов управления, которое рассматривается, во-первых, как базовый компонент социальных механизмов управления, во-вторых, как условие соблюдения принципа социальной целесообразности, в-третьих, как обязательный компонент управления образованием как открытой социальной системой. Формирование партнерства в образовании осуществляется путем последовательного перехода отношений субъектов управления во взаимодействия и партнерство, последнее выражается в соуправлении. Широта социальных взаимодействий и партнерских отношений в образовании приводит к сложным конструкциям этих процессов: различные группы могут одновременно, перекрестно находиться в отношениях, взаимодействии, партнерстве. Классификация субъектов управления образованием содержит несколько оснований: а) по содержанию деятельности и исполняемой роли различаются благополучатели (бенефициарии) и стейкхолдеры; б) по принадлежности к образовательной среде субъекты делятся на внутренних и внешних (внутрисистемных и внесистемных); в) по степени заинтересованности в результатах деятельности образовательной системы - на непосредственно вовлеченных в образовательные процессы, прямо и косвенно заинтересованных в результатах образования; г) по формальной организации - организации, учреждения, взаимодействующие с образовательными структурами; д) по выражению интересов - государственные властные структуры и общественность.
- Достижение социальной эффективности технологического сопровождения механизмов управления устойчивым развитием российской образовательной системы предполагает соблюдение следующих обязательных условий: для определения социально целесообразных целей и задач развития необходимо включить в анализ три компонента: а) анализ факторов внешней среды, оказывающих влияние на образовательную систему в настоящий момент, и потенциальных факторов, которые в совокупности открывают для системы образования новые ресурсные возможности, определяют общие тенденции технологий, экономики, политики, развития общества; б) анализ состояния образовательной системы в контексте ее влияния на внешнюю среду для определения социальной востребованности образовательных результатов; в) анализ проблем результативности образовательной системы с параллельным установлением причинно-следственных связей между ресурсами, процессами, результатами образовательной системы; формирование комплекса мероприятий и действий по достижению целей устойчивого развития должно производиться на основе системного подхода, включающего построение иерархии проблем и целей, перевод их в логику действий, исключающий малоэффективные мероприятия или действия, не приводящие к достижению какой-либо скалярной цели; управление реализацией программы развития и управление ее качеством должно закладываться непосредственно в содержание программы, быть перманентной ее составляющей. Особую роль в этом процессе играет наличие инструментария оценки социальных эффектов развития, его разработка также должна входить в процесс проектирования.
- Обеспечение жизнеспособности результатов и устойчивости развития образовательной системы требует следующих условий: а) развитые партнерские отношения и взаимодействия в самой системе образования и системе управления образованием; б)сформированные практики государственно-общественного управления в образовательной системе, т.е. механизмы распределения полномочий между государственными органами управления образованием (или их представителями) и общественными структурами; в)развитое инновационное пространство в образовательной системе для уменьшения сопротивления проектируемым изменениям со стороны образовательного сообщества, для поиска новых методов и форм достижения новых результатов, стимулирования креативных процессов, изменения ценностно-целевых установок субъектов управления образованием.
- Освоение субъектами управления навыков управления устойчивым развитием является необходимым, но недостаточным условием для того, чтобы развитие носило устойчивый характер и результаты развития отвечали социальным ожиданиям. Требуется применение компетентностного подхода, пересмотр ценностных оснований профессиональной деятельности, формирование новых позиций и ролей. Наличие управленческой команды в образовательной системе, обладающей новыми профессиональными компетенциями, является действенным внутренним социальным механизмом управления устойчивым развитием образования.
1.Акинфиева Н.В. Социальные механизмы управления устойчивым развитием в российском образовании. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. 18,5 п.л.
2.Акинфиева Н.В., Иванова З.И., Ширяева В.А. Современный мир: преобразования и трансформации образования. – Саратов: ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2006. 10,3 п.л. (2,5 п.л.).
3.Акинфиева Н.В. Проектирование стратегических технологий в образовательных системах. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2002. 11,25 п.л.
4.Ключевые проблемы региональных образовательных систем: опыт анализа // А.М. Моисеев, Г.Н. Блинов, Н.В. Акинфиева и др. / Под ред. А.М. Моисеева. – М.: Рос. полит. энцикл., 2002. 18 п.л. (1,5 п.л.).
Брошюры:
5.Акинфиева Н.В. Модели государственно-общественного управления муниципальной образовательной системой. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2005. 3,3 п.л.
6.Акинфиева Н.В., Владимирова А.П., Поздняков А.Н. Саратовская региональная образовательная система: анализ состояния и оценка про-блем – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2001. 3,1 п.л. (2,5 п.л.).
Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК:
7.Акинфиева Н.В. Устойчивое развитие российского образования: необходимость и условия реализации // Власть. 2007. № 5. 0,3 п.л.
8.Акинфиева Н.В. Социальное взаимодействие в российской системе управления образованием // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2005. № 11. 0,5 п.л.
9.Акинфиева Н.В. Социальная целесообразность стратегических изменений в российском образовании // Вестник высшей школы (Alma Mater). 2005. № 4. 0,4 п.л.
10.Акинфиева Н.В. Становление государственно-общественного управления образовательными системами как необходимое условие стратегического развития // Интеграция образования. 2004. №4. 0,6 п.л.
11.Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Современное образование: политика выживания или развития? // Вестник высшей школы (Alma Mater). 2001. № 10. 0,6 п.л. (0,5 п.л.).
Статьи в научных сборниках:
12.Акинфиева Н.В. Устойчивое развитие российского образования как предмет социологического анализа // Образование в современном мире: Сб. ст. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. – Вып. 2. 0,5 п.л.
13.Акинфиева Н.В. Социальные механизмы управления в российской образовательной системе // Образование в современном мире: Сб. ст. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. – Вып. 2. 0,3 п.л.
14.Акинфиева Н.В. Социальные механизмы стратегических изменений в российском образовании // Стратегии современного развития и управле-ния общественными процессами: Сб. ст. – Саратов: Научная книга, 2007. 0,3 п.л.
15.Акинфиева Н.В. Условия реализации стратегического управления в российском образовании // Интеграция методической (научно-методи-ческой) работы и повышения квалификации кадров: Сб. науч. ст. – Челя-бинск: Изд-во «Образование», 2006. 0,25 п.л.
16.Акинфиева Н.В. Роль муниципальных органов управления образованием в формировании открытого образовательного пространства // Образование в современном мире: Сб. ст. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. – Вып. 1. 0,4 п.л.
17.Акинфиева Н.В. Социальные технологии стратегического управле-ния в российском образовании // Гуманитарные науки, культура, образование: актуальные проблемы современности: Сб. науч. ст. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. 0,5 п.л.
18.Акинфиева Н.В. Использование ТРИЗ – технологий в образователь-ном менеджменте // ТРИЗ-педагогика в системе непрерывного образова-ния: Сб. ст. – Саратов: Науч. книга, 2005. 0,25 п.л.
19.Акинфиева Н.В. Государственно-общественное управление школой: модное увлечение или стратегическая необходимость? // Демократиче-ская школа. 2005. № 1. 0,44 п.л.
20.Акинфиева Н.В. Стратегическое управление в российском образова-нии: результаты социологического исследования // Современное образовательное пространство: единство, региональность, непрерывность: Сб. науч. тр. – Саратов: Науч. книга, 2005. 0,3 п.л.
21.Акинфиева Н.В. Социальные проблемы инноваций в российском образовании // Современное образовательное пространство: единство, региональность, непрерывность: Сб. науч. тр. – Саратов: Науч. книга, 2005. 0,3 п.л.
22.Акинфиева Н.В. Социологические аспекты стратегического управле-ния образованием в России // Современное общество: территория постмодерна: Сб. науч. ст. – Саратов: Науч. книга, 2005. 0,3 п.л.
23.Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Особенности освоения логико-структурного подхода в стратегическом планировании деятельности учреждения образования // Технология разработки, представления и анализа проектов системных изменений в образовании: логико-структурный подход: Сб. науч. тр. – М.: Рос. полит. энцикл., 2004. 10 п.л. (0,8 п.л.).
24.Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Вовлечение общественности в управление образованием как механизм запуска инноваций в управлении // Нововведения в управлении: Сб. науч. тр. – М.: Рос. полит. энцикл., 2004. 12 п.л. (1,2 п.л.).
25.Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Инновации в управлении образованием и их сопровождение // Экспертиза и консультационная поддержка инноваций в системе образования: Сб. науч. тр. – М.: Рос. полит. энцикл., 2004. 10 п.л. (0,7 п.л.).
26.Акинфиева Н.В. Результаты исследования формирования навыков проектирования стратегий развития образовательных систем у работников образования Саратовской области // Методология и методика сопровождения региональных проектов развития образования: Сб. науч. тр. – М.: Рос. полит. энцикл., 2003. 10,5 п.л. (1,2 п.л.)
27.Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Мониторинг реализации образовательной технологии // Диагностика изменений в образовании: Сб. ст. – Томск: ЦПКЖК, 2002. 0,25 п.л. (0,2 п.л.).
28.Акинфиева Н.В. Применение количественных методов в оценке результативности образовательных систем // Диагностика изменений в образовании: Сб. ст. – Томск: ЦПКЖК, 2002. 0,44 п.л.
29.Акинфиева Н.В. Стратегические образовательные технологии: сущ-ность, отличительные признаки // Образование 21 века: достижения и перспективы: Междунар. сб. теорет., метод. и практ. работ / Под ред. В. Зинченко. – Рига: Эксперимент, 2002. 0,5 п.л.
30.Акинфиева Н.В. Отличительные признаки государственно-общественных отношений и взаимодействий в образовательных систе-мах // Государственно-общественные отношения и взаимодействия в образовании: Сб. избр. ст. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 0,2 п.л.
31.Акинфиева Н.В. Проблемы стратегического управления образовательными системами // Государственно-общественные отношения и взаимодействия в образовании: Сб. избр. ст. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 0,2 п.л.
32.Акинфиева Н.В. Специфика стратегических образовательных технологий // Государственно-общественные отношения и взаимодействия в образовании: Сб. избр. ст. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. 0,4 п.л.
33.Акинфиева Н.В. Становление государственно-общественных отноше-ний и взаимодействий в образовательных системах // Инновации в управлении как фактор развития образовательных систем: Сб. ст. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 2001. 0,3 п.л.
Учебное пособие:
34.Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Стратегический менеджмент в организациях социальной сферы. – Саратов: Изд-во «Сателлит», 2003. 17,6 п.л. (15,6 п.л.).