- Содержание понятия "социологическое обеспечение процессов формирования аппарата управления" в сфере реализации эффективной кадровой политики федеральных органов исполнительной власти. Под социологическим обеспечением процессов формирования аппарата управления понимается предоставление руководителям или сотрудникам кадрового аппарата агрегированной информации требуемого качества по результатам социологического исследования персонала с целью обоснованной реализации задач кадровой политики. Оно представляет собой системное операционное обеспечение, механизм реализации гуманных социально-ролевых функций персонала и необходимо прежде всего руководителям и сотрудникам кадрового аппарата для достижения оптимальных показателей жизнедеятельности социальных субъектов.
- Концепция социологического обеспечения процессов формирования аппарата управления, представленная автором, включает в себя методологические основы, систему и технологии социологического обеспечения процессов формирования аппарата управления в федеральных органах исполнительной власти. Ядро концепции - возрастающая роль личности руководителя и особенно его социальная готовность, включающая социальную направленность и уровень сформированности социального ядра, а также соответствие их задачам, стоящим перед федеральными органами исполнительной власти. Автор определяет концепцию социологического обеспечения процессов формирования аппарата управления как систему теоретико-методологических идей по определению сущности, целей, задач, критериев, принципов и методов комплектования и совершенствования аппарата управления, а также организационно-практических подходов к формированию механизмов ее реализации в конкретном федеральном органе исполнительной власти. Она включает: - методологию социологического обеспечения процессов формирования аппарата управления на основе применения методов системного, структурно-функционального, процессного, проблемного и ситуационного анализа; методы одномерной и многомерной группировки данных, типологизации, эмпирического и теоретического обобщения, что позволило автору провести анализ сущности личности руководителя, его социальных индикаторов, разработать модели социологического обеспечения и способ диагностики социального ядра личности, выявить принципы и закономерности комплектования управленческих должностей и систематизировать процессы отбора, становления и развития руководителей;- систему социологического обеспечения процессов формирования аппарата управления (определение целей, функций, организационной структуры комплектования должностей руководителей, вертикальных и горизонтальных связей руководителей и сотрудников кадровых органов в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений касающихся формирования алгоритмов назначения и становления управленцев);- технологии социологического обеспечения процессов формирования аппарата управления (организация сбора, агрегирования и визуализации данных диагностики социального ядра кадровых ресурсов, мониторинг результатов деятельности, реализация формирующе-развивающейфункции для сотрудников, включенных в резерв выдвижения на вышестоящие должности, и корректирующей - для руководителей, вновь назначенных и давно работающих в должности управленца).
- Теоретическое обоснование социологического обеспечения процессов формирования аппарата управления включает в себя социальную структуру личности руководителя как основу эмпирической фиксации уровня социального ядра личности. Объектом изучения при реализации кадровой политики, а именно процессов принятия кадровых решений по комплектованию и совершенствованию деятельности аппарата управления, является личность человека. В связи с этим автором предложено социальную структуру личности определять совокупностью вектора социальной направленности и уровня сформированности социального ядра. Социальная направленность индивида представлена в виде вектора, отражающего совокупность показателей здоровья, нравственности и интеллекта, а социальное ядро личности отражает социальную компетенцию, социальную позицию и социальную совместимость, что в совокупности позволяет оценить готовность личности к результативному выполнению функций управленца. Систематизированы значимые качества личности руководителя по четырем группам: личностные, профессиональные, организаторские и интерсубъективные. Обоснован вывод о том, что оценивание качеств личности претендента является необходимым, но недостаточным условием для принятия кадрового решения по формированию аппарата управления. Достаточное условие - оценка уровня социализации и, как следствие, функциональной готовности к выполнению обязанностей по предполагаемой должности. Проведена эмпирическая интерпретация понятия "социологическое обеспечение процессов формирования аппарата управления". С учетом полученных результатов уточнено место социологического обеспечения процессов формирования аппарата управления в системе управления персоналом и синтезирована его модель, включающая в себя следующие подсистемы: сбора и анализа ретроспективных и оперативных данных; обработки данных; ситуационного анализа; прогнозирования; выработки проекта или варианта решения, а также хранения информации.
- Принципы, методы и средства социологического обеспечения процессов формирования аппарата управления, а также совокупность социальных индикаторов личности в системе формирования аппарата управления, определяющая сущность социального ядра претендента на должность руководителя нижнего, среднего и высшего уровней управления в регионе. В методологическом плане для социологического обеспечения процессов формирования аппарата управления определены:- требования (к полноте, точности, непротиворечивости, доступности определенному кругу должностных лиц и актуализации);- принципы (системного подхода, соответствия целям, сложности и точности, модульности и сервисности);- методы (социологических исследований, системного анализа, математической статистики, извлечения знаний, экспертных оценок);- средства (технология информационного портала, электронного документооборота, Statistica, SPSS, Cognos, BPwin). Проведенные автором исследования позволили расширить совокупность социальных индикаторов личности, в которой помимо традиционных - демографические особенности человека, уровень образования, специальность, опыт, навыки работы и род занятий - дополнительно включены такие индикаторы, как уровень социальной готовности, социальная активность, качества личности индивида, духовные и материальные потребности, мотивация и отношение к труду, отношения в семье, образ жизни, финансовое положение, удовлетворенность условиями жизни и работы, структура бюджета времени, динамика результатов служебной деятельности, межличностная социально-психологи-ческая совместимость, уровень притязаний, потенциальные возможности кандидата на должность руководителя. Выявлены, обоснованы и подтверждены практикой ряд закономерностей процессов формирования аппарата управления и аксиомы социального менеджмента.
- Функциональная модель процессов формирования аппарата управления в федеральных органах исполнительной власти. В ходе проведенного моделирования обоснована и конкретизирована потребность в социологическом обеспечении процессов формирования аппарата управления на всех этапах социального управления. Процессы формирования аппарата управления в федеральных органах исполнительной власти представлены с применением технологии структурного анализа и проектирования Structured Analysis and Design Technique (Structured Analysis and Design Technique- SADT) тремя функциональными моделями: "черного ящика", "как есть" и "как надо".
- Технологии формирования, агрегирования, актуализации и визуализации социологического обеспечения процессов формирования аппарата управления. Диагностика социального ядра личности позволяет отнести кандидата к одному из 27 возможных субтипов, каждому из которых даны метафорическое название, социологическая, культурологическая и социально-психологическая интерпретация, а также обоснованы направления по дальнейшему развитию личности претендента. Полное множество субтипов разделено на три типа по уровню сформированности социального ядра личности и соответственно потенциальной готовности к назначению на должность руководителя: лица, подготовленные к назначению; сотрудники, которым требуется определенная доподготовка; индивиды, назначение которых на должности руководителей противопоказано. Технологии социологического обеспечения процессов формирования аппарата управления реализованы на основе информационного портала "Web-кадры", который позволяет решать такие задачи, как организация сбора, агрегирования и визуализации данных диагностики социального ядра сотрудников; мониторинг результатов деятельности; подготовка формирующе-развивающих и корректирующих программ.
- Система и научно-прикладные рекомендации по внедрению социологического обеспечения процессов формирования аппарата управления в федеральных органах исполнительной власти. Автором обоснован вариант организационного построения системы социологического обеспечения процессов формирования аппарата управления и предложены "Научно-практические рекомендации по реализации социологического обеспечения процессов формирования аппарата управления в федеральных органах исполнительной власти". Последние содержат общие положения, цель, задачи, основные направления реализации. Указанные положения в совокупности и составляют решение научной проблемы, определяют научную новизну и значимость проведенного исследования.
1.Козачок, В. И. Социологическое обеспечение процессов формирования аппарата управления в федеральных органах исполнительной власти: Монография. – Орел: Академия ФСО России, 2005. – 319 с. (19,93 п. л.).
2.Козачок, В. И. Проблемы формирования региональной кадровой политики при формировании органов публичной власти // Теоретические и практические во-просы становления и развития публичной власти: Монография / Под общей ред. В. И. Савина. – Орел: Труд, 2001. – Гл. 18, С. 213–231 (1,14 п. л.).
3.Козачок, В. И. Принятие кадровых решений: Методология социологиче-ского обеспечения. Монография "Теория и практика государственного и муници-пального управления: политико-правовые, социальные и экономические факторы раз-вития". В 3-х томах. Т. 2: Социальное управление и региональная политика / Под общ. ред. А. А. Мерцалова. – Орел: Изд-во ОРАГС, 2003. – 380 с. – Гл. 9. – С. 94–104 (0,6 п. л.).
4.Козачок, В. И. Структура и содержание методологии и теории социологии кадровых решений в федеральных органах исполнительной власти: Монография "Теоретические и практические проблемы естественнонаучных, правовых и социаль-ных дисциплин развивающегося информационного общества". В 3-х частях. Часть 3. Актуальные проблемы подготовки и расстановки специалистов информационной сферы / Под ред. докт. техн. наук А. П. Фисуна; Орловский государственный универ-ситет. – Орел, 2003. – 92 с.: ил. – Библиогр.: 5 назв. – Рус. – Деп. в ВИНИТИ 19.02.2003. № 2212 – В2003.– С. 65–87 (1,44 п. л.).
5.Козачок, В. И. Социологическое обеспечение принятия кадровых решений как средство априорной оценки развития личности претендента на вышестоящую должность: Монография "Теоретические и практические проблемы естественнонауч-ных, правовых и социальных дисциплин развивающегося информационного обще-ства". В 3-х частях. Часть 2. Актуальные правовые и социологические аспекты теории и практики развития информационного общества / Под ред. докт. техн. наук. А. П. Фисуна; Орловский государственный университет. – Орел, 2003. – 132 с.: ил. – Биб-лиогр.: 5 назв. – Рус. – Деп. в ВИНИТИ 19.02.2003. № 2211 – В2003.– С. 93–114 (1,32 п. л.).
Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях и журналах:
6.Козачок, В. И. Вычислительная техника в системе социологического обес-печения принятия кадровых решений / Известия ТулГУ. Серия: Вычислительная техника. Информационные технологии. Системы управления. Т. 1. Вып. 3. Вычисли-тельная техника. – Тула: ТулГУ, 2004. – С. 123–132 (0,72 п. л.).
7.Козачок, В. И. Концептуальная модель социологического обеспечения принятия кадровых решений / Известия Самарского научного центра РАН: Специаль-ный выпуск "Актуальные проблемы экономики", май 2005 – 2005. – С. 175–184 (1,02 п. л.).
8.Козачок, В. И. Диагностика управленческого потенциала персонала феде-рального органа исполнительной власти // Право и образование. – 2005. – № 2. – С. 191–204 (1,08 п. л.).
9.Козачок, В. И. SADT-модель социологического обеспечения процессов формирования аппарата управления / Известия ТулГУ. Серия. Вычислительная тех-ника. Информационные технологии. Системы управления. Вып. 1. – Тула: ТулГУ, 2005. – С. 122–127 (0,48 п. л.).
10.Козачок, В. И. Социальная квантификация личности / Известия ТулГУ. Серия. Социология и политология. Вып. 7. – Тула: ТулГУ, 2006. – С. 106–110 (0,45 п. л.).
11.Козачок, В. И. Информационные технологии социологического обеспече-ния процессов формирования аппарата управления федеральных органов исполни-тельной власти / Системы управления и информационные технологии. Перспективные исследования. № 2.1 (24), 2006. – С. 147–149 (0,45 п. л.).
12.Козачок, В. И. Отбор сотрудников предприятий на руководящие должности как элемент обеспечения безопасности // В. И. Козачок, М. А. Сазонов / Информация и безопасность. Вып. 2, 2006. – С. 24–27 (вклад автора 50%, 0,26 п. л.).
13.Козачок, В. И. Организационное построение системы социологического обеспечения процессов формирования аппарата управления / Философия образова-ния. № 2 (16), 2006 – С. 78–86 (1,05 п. л.).
Статьи, тезисы:
14.Козачок, В. И. Предпосылки разработки организационных и технологиче-ских основ управления // Научно-техническое и информационное обеспечение дея-тельности спецслужб: Вторая межведомственная конференция. – М.: Академия ФСБ России, 1998. – Т. 3. – С. 37 (0,06 п. л.).
15.Козачок, В. И. Аспекты оценки деятельности преподавателя // Современные технологии обучения "СТО-2001": VII Междунар. конф., 18 апр. 2001 г. – СПб., 2001. – Ч. 2. – С. 53–55 (0,18 п. л.).
16. Козачок, В. И. Тестирование возможностей выпускника для назначения на руководящую должность // Современные технологии обучения "СТО-2002": XIII Междунар. конф., 24 апр. 2002 г. – СПб., 2002. – Т. 2. – С. 310–312 (0,18 п. л.).
17. Козачок, В. И. Современные симптомы проблемы обеспечения кадровой политики федеральных органов исполнительной власти // На пути к правовому госу-дарству: трудности и достижения: Всероссийская научно-практическая конф. 24–27 окт. 2001 г., – Курск, 2001. – Ч. 1. – С. 104–108 (0,3 п. л.).
18. Козачок, В. И. Социологическое обеспечение в кадровой политике // Со-циальное согласие: путь к прогрессу / Под общ. ред. докт. эконом. наук, проф. А. А. Мерцалова. – Орел: Изд-во ОРАГС, 2002. – С. 154–159 (0,36 п. л.).
19. Козачок, В. И. Проблемные вопросы социологического обеспечения кад-ровой политики // Социальное согласие: путь к прогрессу / Под общ. ред. докт. эко-ном. наук, проф. А. А. Мерцалова. – Орел: Изд-во ОРАГС, 2002. – С. 108–112 (0,3 п. л.).
20.Козачок, В. И. Социологическое обеспечение принятия решений по отбору претендентов на руководящие должности в период социальных трансформаций // Со-циология социальных трансформаций: Междунар. научно-практическая конф., 17–19 окт. 2002 г. – Нижний Новгород, 2002. – С. 107–110 (0,24 п. л.).
21.Козачок, В. И. Структура системы формирования и обоснования кадровых решений по назначению руководителей подразделений информационной безопасно-сти // Проблемы информационной безопасности в системе высшей школы. Научная сессия МИФИ – 2003: Х Всерос. научн. конф. 28–29 янв. 2003 г. – С. 230–232 (0,18 п. л.).
22. Козачок, В. И. Информационные технологии социологического обеспече-ния принятия кадровых решений в рамках изучения дисциплины «Основы управлен-ческой деятельности» // Межвузовский сборник научных трудов Министерства обо-роны РФ, № 4. – Краснодар: КВИ, 2003. – С. 254–258 (0,3 п. л.).
23. Козачок, В. И. Информационная технология социологического обеспече-ния кадровой политики в правоохранительной и иной деятельности федеральных ор-ганов исполнительной власти // Социально-экономические, политические и правовые проблемы борьбы с преступностью в современной России: Наука и практика: Регио-нал. конф. молодых ученых, адъюнктов и соискателей, 28 мая 2002 г. – Орел, 2002. – № 5(10). – С. 48–51 (0,24 п. л.).
24. Козачок, В. И. Структура методологии социологического обеспечения принятия кадровых решений // Государственная служба: состояние, проблемы и пер-спективы реформирования: Междунар. научно-практической конф., 21 фев. 2003 г., – Курск, 2003. – С. 75–79 (0,3 п. л.).
25. Козачок, В. И. Структура теории социологического обеспечения принятия кадровых решений в федеральных органах исполнительной власти // Социально-экономическое развитие регионов: реальность и перспективы: Междунар. научно-практической конф. молодых ученых и специалистов, 20–21 марта 2003 г. – Воронеж, 2003. – С. 236–238 (0,18 п. л.).
26.Козачок, В. И. Структурно-функциональный анализ кадровой политики высших учебных заведений // Современные технологии обучения "СТО-2003": IХ междунар. конф., 23 апр. 2003 г. – СПб, 2003. – Том 1. – С. 80–81 (0,12 п. л.).
27.Козачок, В. И. Подходы к разработке теории социологического обеспече-ния принятия кадровых решений. // Ресурсы социального управления в условиях ре-формирования Российского общества: проблемы развития и востребованности. Мате-риалы международной конференции молодых ученых. 10 апреля 2003 г. – Орел: Изд-во ОРАГС. – 2003. – С. 91–97 (0,6 п. л.).
28. Козачок, В. И. Социологическое обеспечение как технология повышения эффективности реализации кадровой политики // Местное самоуправление в системе публичной власти: российский и мировой опыт: Междунар. научно-практическая конф., 20–21 мая 2003 г., – Саратов, 2004. – С. 93–101 (0,48 п. л.).
29. Козачок, В. И. О подходах к реализации интеллектуальной поддержки в системах управления // В. И. Козачок, М. А. Сазонов // Проблемы создания и развития информационно-телекоммуникационной системы специального назначения: III Всеросс. научн. конф., 5–6 фев. 2003. – Орел: Академия ФАПСИ, 2003. Часть 2. – С. 18–19 (вклад автора 50%, 0,06 п. л.).
30. Козачок, В. И. Возможность адаптации зарубежного опыта реализации кадровой политики к российским условиям // Межвузовский сборник научных трудов Министерства обороны Российской Федерации, № 5. – Краснодар: КВИ, 2004 – Т. 1. – С. 133–138 (0,36 п. л.).
31. Козачок, В. И. Закономерности социологического обеспечения принятия кадровых решений в системе управления качеством подготовки специалистов // VIII Междунар. научно-методической конф. вузов и факультетов телекоммуникаций, 23–24 июня 2004 г. Труды конференции. – Москва–Уфа, 2004 – С. 212–216 (0,42 п. л.).
32. Козачок, В. И. Социологическое обеспечение принятия кадровых решений в системе управления качеством подготовки специалистов // Наука и практика. Жур-нал Орловского юридического института МВД России: Материалы международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы юридической науки и практики" 26 февраля 2004 г. – Орел, 2004. – № 4 (20). – С. 110–112 (0,42 п. л.).
33. Козачок, В. И. Социальное ядро личности как фактор в системе повышения эффективности реализации кадровой политики // Человеческий фактор в условиях развивающегося информационного общества: IV Межвузовская научно-практич. конф., 8 апр. 2004 г. – Орел, 2004. – С. 38–42 (0,24 п. л.).
34. Козачок, В. И. Концепция социологического обеспечения оценки потенци-ала претендентов на руководящие должности // Инновации и информационные тех-нологии в образовании: V Всероссийская очно-заочная научно-практическая конф., 8–12 сент. 2004 г. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004 – Книга 2. – С. 22–26 (0,6 п. л.).
35.Козачок, В. И. Социальное ядро личности в системе отбора кандидатов на руководящие должности // Проблемы морально-нравственного развития личности и общества: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конферен-ции, 4–9 октября 2004 г. – Кемерово: ООО "Фирма "Полиграф", 2004. – С. 313–316 (0,42 п. л.).
36.Козачок, В. И. Технологии социологического обеспечения оценки потенци-ала претендентов на руководящие должности // Технологии информационного обще-ства – Интернет и современное общество (IST/IMS–2004): VII Всероссийская объеди-ненная конф., 9–12 нояб. 2004 г. – СПб, 2004 – С. 189–191 (0,48 п. л.).
37.Козачок, В. И. Концепция социологического сопровождения формирования аппарата управления в федеральных органах власти / Социальное управление: теория и практика в современной России. Материалы межрегиональной конференции моло-дых ученых "Институты государственного и муниципального управления как ресурс общественного развития современной России" (27–28 апреля 2003 г.). – Орел: Изд-во ОРАГС, 2004. – С. 78–96 (1,14 п. л.).
38.Козачок, В. И. Формирование социального ядра личности в процессе под-готовки специалистов в области обеспечения информационной безопасности // Про-блемы образования в области информационной безопасности: Сборник трудов межвузовской научно-методической конф., 17–18 ноября 2004 г., М.: ИКСИ Академии ФСБ России, 2004. – С. 141–146 (0,36 п. л.).
39.Козачок, В. И. Эмпирическая интерпретация социологического обеспече-ния системы отбора управленческих кадров // Современные аспекты экономики. – 2005. – № 1(68). – С. 265–270 (0,37 п. л.).
40.Козачок, В. И. Информационный портал формирования аппарата управле-ния федерального органа исполнительной власти // Современные проблемы информа-тизации в непромышленной сфере экономики: Десятая международная открытая научная конф., 1–15 дек. 2004 г.: Сб. трудов. Вып. 10 / Под ред. докт. техн. наук, проф. О. Я. Кравца. – Воронеж: Изд-во "Научная книга", 2005. – С. 46–47 (0,14 п. л.).
41.Козачок, В. И. Технологии сбора, агрегирования и визуализации результа-тов социологического исследования кадровых ресурсов // Информационные техноло-гии моделирования и управления. – 2005. – № 1 (19). – С. 19–24 (0,39 п. л.).
42.Козачок, В. И. Элементы теории социологического обеспечения формиро-вания аппарата управления // "Валихановские чтения-10": Междунар. научно-практич. конф., секция политологии и социологии, 24–26 апреля 2005 г. / Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова – Республика Казахстан, г. Кокшетау, 2005. – Т. 3. – С. 300–303 (0,14 п. л.)
43.Козачок, В. И. Математико-социологическая модель процессов формирования аппарата управления // Математическое моделирование в образовании, науке и производстве: IV Междунар. конф., 5–9 июня 2005 г. – Республика Молдова, г. Тирасполь: Изд-во Приднестровского государственного университета, 2005. – С. 125–126 (0,14 п. л.).