Научная тема: «КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА»
Специальность: 22.00.04
Год: 2007
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. На основе структурного, функционального и диалектического под­ходов исследования природы социокультурной системы общества обосновы­вается вывод: социокультурная целостность общества вос­производится в форме производительного взаимопроникновения - взаимного преобразования социальной системы, культуры и личности. Социокультур­ное взаимопроник­новение осуществляется взаимным коммуникативным со­действием субъек­тов, их взаимной информационной взаимообусловленностью в рамках рав­ноправной, симметричной организации коммуникативного процесса.
  2. Социокультурная интеграция осуществляется благодаря воспроиз­водству и изменению интегрирующих социальную систему, культуру и лич­ность звеньев социокультурной системы - социальных институтов, соци­альных ролей и мира смысло-значений; социокультурная интеграция сущест­вует как взаимосвязанная инсти­туциональная, ролевая и символическая (смысловая) интеграция общества.
  3. Социокультурное воспроизводство общества осуществляется в ком­муникативных рамках - в виде осмысления и обсуждения социальных инсти­тутов, социальных ролей и мира смысло-значений. В условиях динамичных и противоречивых трансформаций общества все явственнее обнаруживается неочевидность, неопределенность и непредсказуемость социокультурной трансформации, в том числе социальных институтов, социальных ролей, смыслов и значений. В результате трансформационных процессов перма­нентно обозначаются три основные социокультурные проблемы - социаль­ного порядка, выбора и смысла.
  4. Социокультурная дезинтеграция общества представляет собой диф­ференциацию социокультурной системы, не сопряженной с ее интеграцией. В коммуникативном плане она сопровождается дефор­мацией социального капитала, что выражается, во-первых, в сужении социального круга взаим­ного доверия, понимания и согласия, во-вторых, в ослаблении позитивного и усилении негативного потенциала взаимного доверия, понимания и согласия (использо­вание социальных сетей для лишь для выживания, в достижении индивиду­альных или узкогрупповых целей, препятствующее решению обще­ственных проблем).
  5. Интеграция общества предполагает изменение системы социокуль­турной коммуникации (взаимосвязей и взаимодействий личности, культуры и социальной системы, коммуникативной организации этих взаимосвязей и взаимодействий), что предполагает решение задач: а) формирования обще­ственности как коммуникативно-сетевой основы; б) укоренения в обществе взаимопонимания, доверия, согласия как культурно-коммуникативной ос­новы; б) ориентированность общественности и культуры диалога на форми­рова­ние диалогического типа коммуникативной личности как субъектно-коммуникативной основы социокультурной ин­теграции общества. Этим со­циокультурная интеграция отличается от других форм консолидации обще­ства - превращения общества в публику, не способной вырабатывать собст­венное отношение к социокультурным проблемам, использования манипуля­тивных и принуждающих коммуникативных технологий, подавления инди­видуальности личности.
  6. Общественность - это коммуникативная открытость социальных систем, она - часть общества, принимающая участие в формировании обще­ственного (собственного) мнения на основе осознания тех или иных социо­культурных проблем общества, на основе взаимного содействия, начиная от активного выражения консолидированного мнения и завершая активными совместными действиями. Формирование общественности как становление самоорганизации общества возможно при условиях: наличия сети горизон­тальных - равноправных, симметричных - массовых, групповых и межлич­ностных коммуникаций, выполняю­щих (в отличие от СМИ) функцию не столько вещания, сколько общения, че­рез которые различные социальные группы могут сформулировать собствен­ное мнение и артикулировать свои интересы; возможности обращения людей не только к информации, но и к различным ее интерпретациям; реализации интеллигенцией своей коммуни­кативной миссии как интерпретатора социо­культурных проблем.
  7. Решение социокультурных проблем общества возможно на началах диалоговой коммуникации, опирающейся на толерантность и ориентирован­ной на укоренение норм и ценно­стей взаимопонимания и на этой основе - взаимного доверия и согласия. В условиях роста проблематичности социо­культурного мира диалог становится объективно востребованным не только для воспроизводства социокультур­ного порядка, но и для его созидательной модификации посредством решения новых социокультурных про­блем. Поэтому социокультурная интеграция возможна лишь в условиях укоренения диалоговой культуры - системы норм и ценностей взаимного доверия, понимания и согласия.
  8. Кризис социокультурной идентичности личности как следствие социокультурной дезинтеграции общества представляет собой рост несовместимости, амбивалентности процессов социализации, инкультурации и индивидуализации в формировании человека. В свою очередь, парадоксальность в сознании, чувствах и поведении человека репродуцирует социокультурную разобщенность общества. Личность может стать твор­цом социокультурного единства общества при условии осуществления ее формирования и развития как целостного социокультурного процесса, как созидательного социокультурного взаимопроникновения, предполагающего не просто адаптацию и усвоение социальных ролей, норм и ценностей, но и их творчество. Поскольку диалог в обществе невозможен без личности, способной к внутреннему и внешнему диалогу, то задача формирования диалогического типа коммуникативной личности превращается в насущную задачу социокультурной трансформации общества. Лишь на базе социокультурного воспроизводства на личностном (микро) уровне возможно взаимопроникновение, соответственно, и интеграция на макро-уровне - общества.
  9. В современном обществе действуют существенные коммуникативные барьеры для социокультурной интеграции - тенденции упадка общественности, широкого использования манипулятивных технологий, рост парадоксальности в сознании, чувствах, в коммуникативном поведении человека. Реализация коммуникативных предпосылок социокультурной интеграции - формирования общественности, укоренения диалоговой культуры, становления диалогической личности - возможна при восхождении к новой практике управления - к связям с общественностью, понимаемыми как креативная организация социокультурной коммуникации, направляющей ее в русло взаимного содействия субъектов (системы и среды) и их информационной взаимообусловленности в целях решения проблем общества, личности, культуры. Управление социокультурными процессами все больше приобретает характер коммуникативного управления, а коммуникативное управление все в большей степени сводится к функции поиска решений социокультурных проблем (управление проблемами). Управление проблемами может быть организовано лишь в границах взаимопонимания, доверия и согласия; при отношении к лич­ности не как объекту воздействия, а как к активному и творческому субъекту действия. Связи с общественностью являются формой социокультурной рефлексии общества - самонаблюдения и самоописания - устанавливающей свою иден­тичность как системы, идентифицирующей социокультурные проблемы, оп­ределяющей их состояние и тенденции. Сущностными чертами связей с об­щественностью являются а) формат «горизонтальных», равноправных ком­муникаций между субъектами, независимо от их социального статуса в ие­рархической лестнице; б) управление не объектами или субъектами, а про­блемами (коммуникативный проблемный менеджмент); в) в отличие от иных направлений проблемного менеджмента, связи с общественностью представ­ляют собой коммуникативное управление социокультурными проблемами - социального порядка, социального выбора и смысла; г) нацеленность на формирование социального капитала будущего в виде репутации (личности, организации, региона, страны). Связи с общественностью формируют социальный капитал (сети, основанные на доверии, понимании и согласии), культурный капитал (нормы и ценности диалоговой коммуникации), человеческий капитал (личность как творца социокультурной системы).
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Шайхисламов, Р.Б. Коммуникативное единство социокультурной систе-мы/Р.Б.Шайхисламов. – М.: Социально-гуманитарные знания, 2006. – 329 с.

2. Шайхисламов, Р.Б. Социокультурная система и личность (теоретико-мето¬дологический анализ)/Р.Б.Шайхисламов. – М.: Социально-гу-манитарные знания, 2005. – 177 с.

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты докторских диссертаций:

3. Шайхисламов, Р.Б. Звенья, формы и способы социокультурной комму-ни¬кации / Р.Б.Шайхисламов // Социально-гуманитарные знания. 2006. №3. С. 308 -317.

4. Шайхисламов, Р.Б. О месте социальной роли в социокультурной системе / Р.Б.Шайхисламов // Социально-гуманитар¬ные знания. 2006. № 2. С.296-302.

5. Шайхисламов, Р.Б. Коммуникационный менеджмент: сущность и типы / Р.Б. Шайхисламов, Ш.З.Валиев // Экономика и управление. 2006. №1. С.91-93 (авторских – с. 92-93).

6. Шайхисламов, Р.Б. О месте социальных институтов в социокультурной системе / Р.Б. Шайхисламов // Вестник Башкирского университета. 2005. № 4. С.104-106.

Статьи в других научных журналах и изданиях:

7. Шайхисламов, Р.Б. Интерпретативное предназначение интеллигенции и формирование общественности / Р.Б.Шайхисламов // Интеллигенция в диа-логе культур. Сб.статей по мат.VIII междунар. теоретико-методол. конф. РГГУ. – М., 2007. С.367-375.

8. Шайхисламов, Р.Б. Социокультурная коммуникация и динамическое рав¬новесие предпри¬ятия / Р.Б.Шайхисламов, Ш.З.Валиев // Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики. 2006. вып.1 (13). С.69-73 (авторских – с. 70-73).

9. Шайхисламов, Р.Б. Личность как творец социокультурной системы / Р.Б. Шайхисламов//Путь к человеку. Сб.науч.тр. Пенза: ПГУАС, 2005. С.67-71.

10. Шайхисламов, Р.Б. Динамическое социокультурное равновесие пред-при¬ятия в стратегиче¬ском развитии / Р.Б.Шайхисламов, Н.С. Шайхисламова // Теоретико-концептуальные и прикладные проблемы разработки и реализа¬ции стратегии развития предприятий. Мат. Росс. науч. конф./БГУ – Уфа: РИО БГУ, 2005. С.144-148 (авторских – с. 145-148).

11. Шайхисламов, Р.Б. PR консалтинг в стратегическом развитии ма¬лого биз¬неса / Р.Б.Шайхисламов, Н.С.Шайхисламова // Теоретико-концепту-альные и прикладные проблемы разработки и реализации стратегии раз-вития пред¬приятий. Мат. Росс. науч. конф. / БГУ – Уфа, 2005. С.141-144 (ав¬торских – с.142-144).

12. Шайхисламов, Р.Б. О модели подготовки специалистов по связям с об-ще¬ственностью для сферы сервиса / Р.Б. Шайхисламов, Н.С. Шайхисламова // Образование в высшей школе: современ¬ные тенденции, проблемы и перспек¬тивы разви¬тия: Сб. науч. статей Всеросс. науч.-практ. конф. / УГИС – Уфа, 2005. Ч.1. - С.234-239 (авторских – с.235-239).

13. Социокультурный диалог как процесс творчества личности / Р.Б. Шай-хисламов, Н.С.Шайхисламова, Е.Р.Губайдуллина // Образова¬ние в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы разви¬тия: Сб. науч.ст. Всеросс. науч.-практ. конф. / УГИС – Уфа, 2005. Ч.2. - С.261-265 (ав¬торских – с.261-264).

14. Шайхисламов, Р.Б. Информационное обеспечение сервисной политики в условиях интегра¬ции России в мировой ры¬нок / Р.Б. Шайхисламов // Формирование механизма экономиче¬ского роста в РФ и РБ в координатах мирового развития. Мат. Всеросс. науч.-практ. конф. – Уфа: УГИС, 2004. – С. 34-38.

15. Шайхисламов, Р.Б. Особенности PR обеспе¬чения малого бизнеса/ Р.Б. Шайхисламов // Экономическое разви¬тие региона и информационная под-держка пред¬принимательства: Мат. регион. науч.-практ. конф. 7 октября 2004 г./УГИС – Уфа, 2004. – С.67-70.

16. Шайхисламов, Р.Б. Паблик рилейшнз как тео¬рия и практика гармони-за¬ции социокультурной среды бизнеса / Р.Б.Шайхисламов // Экономическое раз¬витие региона и информационная поддержка пред-принимательства. Мат. ре¬гион. науч.-практ. конф. 7 октября 2004 г. / УГИС – Уфа:, 2004. – С.70-73.

17. Шайхисламов, Р.Б. Автобиографический метод в пре¬подавании обще-ст¬венных наук/Р.Б.Шайхисламов, Н.С.Шайхисламова//Образование в выс-шей школе: современ¬ные тенденции, проблемы и перспективы разви¬тия: Сб. науч. ст. на¬уч.-практ. конф. Ч.2. – Уфа: УГИС, 2003. С.38-41 (автор-ских – с.38-40).

18. Шайхисламов, Р.Б. Возвращение к культуре/Р.Б.Шайхисламов, Н.С. Шайхисламова // Вестник УГИС. 2001. №1. – С.171-180 (авторских – с.172-180).

19. Шайхисламов, Р.Б. Социальное поведение / И.А.Адигамов и др. // Курс лекций по социологии. Уфа, БГПУ, 2002. – С.45-55.

20. Шайхисламов, Р.Б. К вопросу о статусе интеллигенции в структуре рос¬сийского общества / Р.Б. Шайхисламов, Н.С.Шайхисламова // Социология в меняющемся социуме. Мат. международной науч.-практ. конф. / УГАТУ - Уфа, 2001.С.175-177.

21. Шайхисламов, Р.Б. Технология управления конфлик¬тами в организа-ции / Р.Б. Шайхисламов // Социальные кон¬фликты: междисциплинар¬ный под¬ход. Мат. конф. – Уфа: БГУ, 2001. С.34-37.

22. Шайхисламов, Р.Б. Интериоризация социальных конфликтов / Р.Б.Шай¬хисламов // Вестник УГИС. 2001. №2. С.55-58.

23. Шайхисламов, Р.Б. Связь местного самоуправления с общественностью как фактор становления гражданского общества / Р.Б. Шайхисламов // Ме-ст¬ная власть: проблемы совершенствования деятельности органов местной вла¬сти Республики Башкортостан. Сб. – Уфа: РИО БАГСУ, 2000. С.254-256.

24. Шайхисламов, Р.Б. Возможности и пределы технологизации процесса со¬циализации лично¬сти / Р.Б.Шайхисламов // Социальные технологии: сущ¬ность, виды и роль в современном обществе. Мат. межвуз. науч.-практ. конф. /УГНТУ. Уфа, 2000. – С.24-26.

25. Шайхисламов, Р.Б. Социализация, инкультурация и индивидуализация личности / Р.Б.Шайхисламов // Ленинская концепция культуры и совре¬мен-ность. Мат. симпозиума. – Уфа: БГУ, 2000. – С.34-39.

26. Шайхисламов, Р.Б. Личность как субъект и объект коммуникаций / Р.Б. Шайхисламов // Социально-информацион¬ный сервис в современном рос-сий¬ском обществе: состоя¬ние, проблемы, тенденции. Сб. мат. ВсеВсерос. науч.-практ. конф. / УГИС – Уфа, 2000. – С.22-25.

27. Шайхисламов, Р.Б. Общество как коммуникативная система. О природе социально-информа¬ционного сервиса / Р.Б.Шайхисламов // Соци-ально-инфор¬мационный сервис в со¬временном российском обществе: состояние, про¬блемы, тенденции. Сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф./ УГИС – Уфа, 2000. – С.12-19.

28. Шайхисламов, Р.Б. Об информационном обеспечении поддержки пред-принимательства и формировании типа личности предпринимателя / Р.Б.Шайхисламов//Малое предпринима¬тельство Башкортостана. Проблемы и перспективы развития: между¬на¬р. науч.-практ. конфер.: Сб. мат. / МВСиТ РБ, УТИС – Уфа, 2000. – С.79-82.

29. Шайхисламов, Р.Б. Особенности социокультурной регуляции модного поведения/Р.Б.Шайхисламов, Н.С.Шайхисламова//Наука – сервис – семья. Мат. межвуз. конф./УТИС - Уфа, 1998. С.37-38 (авторских – с.38).

30. Шайхисламов, Р.Б. Историко-демографические особенности интеграции русских в Башкортостане/Р.Б.Шайхисламов, Н.С.Шайхисламова//Наука – сервис – семья. Мат. межвуз. конф./УТИС - Уфа, 1998. С.35-36 (авторских – с.36).

31. Шайхисламов, Р.Б. Проблемы современной семейной социализации лич¬ности / Р.Б.Шайхисламов, Н.С.Шайхисламова // Проблемы и перспек-тивы со¬временных технологий сервиса. Межвуз. сб. науч. тр. – Уфа: УТИС, 1998. – С.47-50 (авторских – с.48-50).

32. Шайхисламов, Р.Б. Проблемы изучения социальных и политических ас¬пектов ценностных ориентаций в подготовке специалиста / Р.Б.Шайхисламов // Ценностные ориентации в под¬готовке специалистов. Мат. Всеросс. науч.-практ. конф. Ч.1./ БГПИ – Уфа, 1997. С.86-87.

33. Шайхисламов, Р.Б. Методы изучения ценностных ориентаций личности / Р.Б.Шайхисламов//Ценностные ориен¬тации в подготовке специалистов. Мат. Всеросс.науч.-практ.конф.Ч.1./БГПИ – Уфа, 1997. С.87-88.

34. Шайхисламов, Р.Б. Сельская молодежь и перспектива предпринима-тель¬ства / Р.Б.Шайхисламов, Н.С.Шайхисламова // Сельская молодежь Башкорто¬стана: ценности, проблемы, перспективы. Тезисы докл. конф./ БГАУ. - Уфа, 1997. – С.30-32 (авторских – с.31-32).

35. Шайхисламов, Р.Б. Возможны ли организации сельской молодежи? / Р.Б. Шайхисламов // Сельская молодежь Башкортостана: ценности, проблемы, перспективы. Тезисы докл. конф./ БГАУ. - Уфа, 1997. – С.53-55.

36. Шайхисламов, Р.Б. Профессиональные притязания личности: методо-ло¬гические ас¬пекты соци¬ально-психологиче¬ского исследования / Р.Б. Шай-хис¬ламов // Некоторые вопросы со¬вершенствования профориентации уча-щейся молодежи в условиях пере¬хода к рыночной экономике. Тезисы докл. науч.-практ. конф. / БГПИ – Уфа, 1996. – С.5-8.

37. Шайхисламов, Р.Б. Исторические типы личности: критерии классифи-ка¬ции / Р.Б.Шайхисламов // Современные проблемы гуманитарных ценно-стей в системе образования. Тез. науч.–практ.конф./ БГПИ. – Уфа, 1995. С.36.

38. Шайхисламов, Р.Б. Иерархия саморегуляции социального поведения лич¬ности / Р.Б.Шайхисламов // Современ¬ные проблемы гуманитарных ценностей в системе образования. Тез. науч.–практ.конф./БГПИ. Уфа, 1995. С.37.

39. Шайхисламов, Р.Б. Общество как социальная система / И.А. Адигамов и др. //Краткий курс лекций по социологии. – Уфа, БГПИ, 1993. С.28-45.

40. Шайхисламов, Р.Б. Идеалы, мифы и технологии гуманитарного образова¬ния / Р.Б.Шайхисламов, Н.С.Шайхисламова//Актуальные вопросы изучения дисциплин гуманитарного цикла в педагогическом вузе. Тезисы докл. науч. – практ. конф. / БГПИ. – Уфа, 1993. С. 6-7 (авторских – с.6).

41. Шайхисламов, Р.Б. Социология личности/И.А.Адигамов и др. // Крат-кий курс лекций по социологии. – Уфа, БГПИ, 1992. – С.53-64.

42. Шайхисламов, Р.Б. Социология труда / И.А.Адигамов и др. // Краткий курс лекций по социологии. – Уфа, БГПИ, 1992. – С.65-77.

43. Шайхисламов, Р.Б. О межнациональной терпимости и содержании на-ционального воспита¬ния подрастающего поколения/Р.Б.Шайхисламов, Н.С. Шайхисламова//Некоторые новые подходы к интерна¬циональному вос¬пита¬нию в школе. Тез.науч.–практ. конф./БГПИ.- Уфа, 1992. – С.21-23 (ав¬тор¬ских – с.22-23).

44. Шайхисламов, Р.Б. Общественная самодеятельность молодежи и неко-то¬рые вопросы ее исследования / Р.Б.Шайхисламов//Актуальные проблемы раз¬вития общественных наук. Мат.межвуз.науч.-практ. конф./БГУ. Уфа, 1988. – С.47-50.

45. Шайхисламов, Р.Б. К проблеме единства способностей и потребностей личности/Р.Б.Шайхисламов//Актуальные проблемы развития обществен-ных наук. Мат. межвуз. науч.-практ. конф. БГУ. Уфа, 1987. – С.32-34.

Учебные пособия:

46. Шайхисламов, Р.Б. Социология. Учебное пособие / Р.Б. Шайхисламов – Уфа: УГИС, 2005. – 308 с.

47. Шайхисламов, Р.Б. Связи с общественностью: Учебно-метод. по¬собие по выполнению дипломных работ/ Р.Б.Шайхисламов и др. [отв.ред. Р.Б.Шайхисламов] - Уфа: УГИС, 2005. – 78 c. (авторских – с.32-57).

48. Шайхисламов, Р.Б. Конфликтология. Учебное пособие/ Р.Б. Шайхисла-мов, И.В.Юдина - Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2001. – 96 с. (авторских - с.15-19, 29-40, 50-64, 67-75, общ.ред.).

49. Шайхисламов, Р.Б. Социодинамика культуры. Учебное пособие/ Р.Б. Шайхисламов – Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2001. – 96 с.

50. Шайхисламов, Р.Б. Социология. Учебное пособие в 2-ч. Ч.1 /Р.Б.Шайхисламов – Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2000. – 88 с.; Ч.2. / Р.Б. Шайхисламов – Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2000. – 78 с.