Научная тема: «ИНТЕГРАЦИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ»
Специальность: 22.00.04
Год: 2007
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Инвалидность как индивидуальное состояние функциональной дезадаптированности определяет социальные отношения инвалидов в сфере жизнеобеспечения и участия в общественных процессах. Люди с тяжелыми заболеваниями (нарушениями здоровья) в силу своих психофизиологических свойств дезадаптированы по отношению к инфраструктуре населенных пунктов и к образу жизни остальных людей, так как при формировании этих сторон жизни человечества исключительные (нетипичные) требования инвалидов не учитывались, а неадаптированные формы психофизиологического существования человека с тяжелыми заболеваниями элиминировались как непригодные.
  2. Социальный институт инвалидности актуализирует общественно значимые качества людей, имеющих инвалидность, и определяет потенциал их использования в общественной жизни. Созданная государственная система реабилитации инвалидов (одна из важных составных частей социального института инвалидности) удовлетворяет потребностям и общественным ожиданиям по защите его прав только части людей с тяжелыми нарушениями здоровья, неспособных или не желающих вносить существенный вклад в общественное благосостояние. Для остальных людей с нарушениями здоровья необходимо принятие и признание другой жизненной стратегии - стратегии независимой жизни гражданина, при которой выбравший ее инвалид принимает на себя не только права, но и обязанности жизни в обществе и не нуждается в специально сформированном институте инвалидности.
  3. Процессы консолидации в обществе с участием граждан с инвалидностью, происходят по схеме поглощения (присоединения) инвалидов к существующим социальным системам, когда инвалид соглашается с предлагаемыми ему условиями (социальным статусом и социальными ролями) либо по схеме интеграции, понимаемые в нашей трактовке как процессы создания новых социальных систем, в которых на основе социального компромисса удовлетворяются интересы всех участников интеграционного процесса и инвалид получает возможность приобрести более высокий социальный статус и взять на себя социальные роли, больше отвечающие его потребностям.
  4. Предложенная нами модель системного устройства общества, согласно которой человечество (население Земли) структурировано в соответствии с потребностями природопользования (пользования природными ресурсами) и для эффективной защиты от внешних (природных и социальных) вредных факторов, при этом каждый уровень системной организации от глобального до местного представлен в виде совокупности социальных систем и внесистемных фрагментов. На каждом уровне системной организации социальные системы и внесистемные фрагменты разнообразны по структуре и выполняемым функциям, обладают собственными социальными статусами и ранжированы в соответствии со статусными наборами, в силу чего предоставляют максимальные возможности для включения (интеграции) в них людей с разными проявлениями инвалидности.
  5. Жизненный успех индивидуума зависит от ранга социальной системы или внесистемного фрагмента, в который он входит, поэтому для достижения социального успеха необходима принадлежность инвалида к социальной системе максимально высокого ранга и уровня системной организации. Инвалид может достигнуть этой цели за счет использования своего остаточного потенциала жизнедеятельности и адекватного выбора социальной системы для интеграции и вида собственной деятельности, предлагаемого им для других участников системы.
  6. Стратегии взаимоотношений между обществом, инвалидами и государством, обеспечивающие интеграцию людей с любой глубиной психофизиологических нарушений, являются результатом обеспечения взаимного интереса инвалидов и граждан без инвалидности, участвующих в формировании и функционировании социальных систем. Они осуществляются в обществе независимо от волевых усилий граждан и позволяют инвалидам добиваться высоких социальных статусов, однако при этом инвалидам приходится использовать свое естественное право на выбор той или иной стратегии.
  7. Выбор жизненной стратегии на основе модели инвалида, представляющей собой поведенческую стратегию, направленную на получение от общества средств жизнеобеспечения без последующей компенсации общественных затрат, гарантирует выживание лиц с тяжелыми заболеваниями и интеграцию их в обществе в рамках социального института инвалидности, но не позволяет им занимать высокие социальные статусы.
  8. Выбор жизненной стратегии на основе модели независимой жизни, представляющей собой поведенческую стратегию, направленную на полноценное и полноправное участие инвалида в общественной жизни исходя из его социально-психофизиологических возможностей, опирается на взаимную заинтересованность участников социальных систем, делая акцент на использование деятельностного потенциала инвалида, предоставляет расширенные возможности интеграции и социальной мобильности, ограничиваемые только социально-экономическим и социально-политическим состоянием общества.
  9. Общественные движения инвалидов и создаваемые в их границах общественные объединения инвалидов способны максимально учесть индивидуальные потребности и возможности отдельного человека с инвалидностью, однако в условиях России они нуждаются в научно-методологической поддержке, при которой общественные объединения становятся инструментом согласования интересов инвалидов с интересами других граждан на всех уровнях системной организации общества.
  10. Подготовка профессиональных социальных работников в сфере инвалидности способствует распространению современных взглядов на место инвалидов в обществе, т.к. во время практического обучения студентов, в которое вовлечены представители различных структур социального института инвалидности, происходит знакомство участников интеграции с потребностями и возможностями инвалидов и с технологиями социальных изменений, направленных на обеспечение интересов всех членов общества. Профессионалы по социальной работе в силу своих профессиональных задач наиболее эффективно реализуют социальную политику государства в вопросах содействия интеграции с участием инвалидов.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Блинков, Ю.А., Ткаченко, В.С., Клушина, Н.П. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями. Серия: учебники и учебные пособия. - Ростов - н/Дону: Феникс, 2002 - 320 с.

2. Ткаченко, В.С. Основы социальной медицины. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2004. - 368 с.

3. Клушина, Н.П., Ткаченко, В.С. Организация практики студентов по социальной работе: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «социальная работа» - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 127 с.

4. Ткаченко, В.С. Государственная служба реабилитации инвалидов как инструмент решения социальных проблем //Управление и организация в социокультурных системах. Монография/ под ред. В.П. Барсукова. - Ставрополь:СевКавГТУ, 2006. - с. 71 - 79

5. Ткаченко, В.С. Общество и проблемы инвалидности: монография. - Ставрополь: Сервисшкола, 2006. - 300 с.

Статьи в журналах из перечня, утвержденного ВАК

6. Ткаченко, В.С. Системное устройство общества // Человек и общество: на рубеже тысячелетий. Международный сборник научных трудов/под общ. Ред. О.И. Кирикова. Выпуск XXXIII. - Воронеж: ВГПУ, 2006. - с. 5 - 16

7. Ткаченко, В.С. Стратегии социальных отношений при интеграции в обществе людей с инвалидностью// Известия ТРТУ. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006, № 13. - с. 279-284

8. Ткаченко, В.С. Инвалидность как состояние социальной дезадаптированности (социофункциональный аспект)//Личность. Культура. Общество. - М.: ИСПИ РАН, 2006. - Т.8, Вып. 2 (30). - с. 318 - 330

9. Ткаченко, В.С Анализ социальных предпочтений у людей, имеющих инвалидность//Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2006, № 4 (8). - с. 30-33

10. Ткаченко, В.С. Технологии практического образования специалистов социальной работы в сфере инвалидности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006 № 1 (56). - с. 62-67

Статьи и брошюры

11. Сборник нормативных актов по социальной защите детей-инвалидов/Составители М.П. Ширанович, В.С. Ткаченко, И.М. Холковская - Ставрополь: Кавказский край, 1996. - 64 с.

12. Ширанович, М.П., Ткаченко, В.С. Модель регионального звена государственной службы реабилитации инвалидов (Опыт работы). - М.: ЦБНТИ Минсоцзащиты России, 1997

13. Организационно-методические основы социально-психологической реабилитации инвалидов (методы и технологии психокоррекции и психотерапии в процессе профессионального обучения молодых инвалидов): Методические рекомендации / Составители М.П.Ширанович, Р.Г. Мархаева, В.С. Ткаченко, Т.Ф. Каримов. - М.: ЦБНТИ Минсоцзащиты России, 1998. - 116 с.

14. Организационно-методические основы региональной службы реабилитации инвалидов: Методические рекомендации / Составители М.П.Ширанович, В.С. Ткаченко, Т.Ф. Каримов. - М.: ЦБНТИ Минсоцзащиты России, 1998. - 96 с.

15. Ткаченко, В.С. Вариативные модели региональной службы реабилитации инвалидов// Экономика, право, образование. Сб.научн.тр. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998

16. Основы социальной медицины. Программа курса и методические рекомендации для студентов специальности 350500 - социальная работа / составитель Ткаченко В.С. - Ставрополь: СКСИ, 2000

17. Практика студентов специальности 022100 - социальная работа/ Составители Клушина Н.П., Маслова Т.Ф., Митрофаненко В.В., Ткаченко В.С. - Ставрополь: СКСИ, 2000

18. Ваша поддержка. Памятка и рекомендации для граждан, проживающих с престарелыми людьми, страдающими психическими заболеваниями старческого возраста/Составители Ткаченко В.С., Яровицкий В.Б., Налчаджан А.А., Иванов С.Г. - Ставрополь: Кавказский край, 2001

19. Положение о практике/составитель Ткаченко В.С. - Ставрополь: СКСИ, 2003

20. Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 350500 - социальная работа/Составители Маслова Т.Ф., Ткаченко В.С. - Ставрополь: СКСИ, 2003

21. Методические указания по производственной практике для студентов специальности 350500 «социальная работа». Содержание и методика социальной работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике употребления несовершеннолетними психоактивных веществ/ Составители М.А. Логачева, И.И. Ульянченко, О.П. Соболь, В.Н. Зольников, Л.А. Сергеева, С.В. Минаева: под общей редакцией В.С. Ткаченко, М.А. Логачевой. - Ставрополь, 2003

22. Ткаченко, В.С., Карабут А.П., Гайдуков А.К. Региональные комплексные программы реабилитации инвалидов//Социальная работа: региональный контекст. Вып.1. - Ставрополь, 2004

23. Ткаченко В.С. Проблема структуризации инвалидов как социальной категории// Социальная работа: региональный контекст. Вып.2. - Ставрополь, 2004. с. 100

24. Маслова, Т.Ф., Шаповалов, В.К., Ткаченко В.С. Концепция исследования интеграции инвалидов в общество// «Мы вместе». Бюллетень Канадско-Российской программы по инвалидности. Вып.1. - Ставрополь, 2004, с. 20-28

25. Ткаченко В.С. Социальная роль общественных объединений инвалидов в России // Образ жизни различных групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации. Мат. Научно-практической международной конф. 7-8 апреля 2005 г. /Под ред. И.П. Соколова. – М.: ГОУВПО МГУС, 2005. – с. 146-150

26. Положение в г. Ставрополе семей, воспитывающих детей с инвалидностью: общественный доклад/сост. В.С. Ткаченко, Г.В. Маковкина, А.Э. Гапич. – Ставрополь: Сервисшкола, 2005. – 48 с.

27. Методические рекомендации по реабилитации детей с ограничениями жизнедеятельности в надомных условиях/Составит. Ткаченко О.Ю., Ткаченко В.С., Лебедева Е.Н. - Ставрополь: Краевая библиотека для слепых, 2006. - 41 с.

28. Ткаченко, В.С. Модель социального пространства, отражающая его геометрию//XVI Уральские социологические чтения - социальное пространство Урала в условиях глобализации - XXI век. Материалы международной научно-практической конференции (Челябинск, 7-8 апреля 2006 года). В 3 ч./Отв. ред. С.Г. Зырянов. - Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2006. - Ч 1. - с. 65 - 66

29. Ткаченко, В.С., Шаповалов, В.К. Практика социальной работы и подготовка специалистов в социальной сфере//Формирование института социальной работы и образа социального работника в современной России: сборник материалов конференции. - Смоленск: Универсум, 2006. - с. 219-224

30. Ткаченко В.С. Социальная интеграция и сопровождающие ее проблемы// Материалы Всероссийской научной конференции «Современное российское общество: состояние и перспективы». Казань, 15-16 ноября 2005 г., т.1 - Казань, Центр инновационных технологий, 2005. - с. 260 - 263.

31. Ткаченко, В.С. Проблемы интеграции людей с нетипичными социофизиологическими свойствами в общество// Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика/под ред. Шаповалова В.К. - М.: Муравей, 2006. - с. 26 - 37

32. Ткаченко, В.С., Симен-Северская, О.В. Инвалидность как социальный институт //Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика/под ред. Шаповалова В.К. - М.: Муравей, 2006. - с. 45 - 54

33. Маслова Т.Ф., Шаповалов В.К., Ткаченко В.С. Концепция исследования интеграции людей с инвалидностью в общество // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика/под ред. Шаповалова В.К. - М.: Муравей, 2006. - с. 73 - 80

34. Ткаченко, В.С. Структура инвалидности и тенденции в изменении численности людей с нарушениями здоровья// Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика/под ред. Шаповалова В.К. - М.: Муравей, 2006. - с. 80 - 99

35. Ткаченко, В.С., Шаповалов, В.К. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов к социальной работе с людьми, имеющими инвалидность // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика/под ред. Шаповалова В.К. - М.: Муравей, 2006. - с. 228 - 239

36. Шаповалов, В.К., Ткаченко, В.С. Опыт разработки и внедрения специализации «Социальная работа с людьми, имеющими инвалидность» в процессе профессиональной подготовки специалистов социальной работы // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика/под ред. Шаповалова В.К. - М.: Муравей, 2006. - с. 239 - 245

37. Ткаченко, В.С., Маслова, Т.Ф. Технологии практического образования специалистов социальной работы в сфере инвалидности // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика/под ред. Шаповалова В.К. - М.: Муравей, 2006. - с. 245 - 255

38. Ткаченко, В.С. Послевузовское обучение специалистов различного профиля социальной работе с людьми, имеющими инвалидность // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика/под ред. Шаповалова В.К. - М.: Муравей, 2006. - 266- 276

39. Ткаченко, В.С. Общественная самооценка нуждаемости в социальной поддержке//Бюллетень Канадско-Российской программы по инвалидности «Мы вместе». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. - с. 29 - 33

40. Ткаченко, В.С. Действия вузовской кафедры в Контексте Канадско-Российской программы по инвалидности// Бюллетень Канадско-Российской программы по инвалидности «Мы вместе». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. - с. 48-56

41. Ткаченко, В.С. Разработка и осуществление моделей учебной практики для специалистов социальной работы через призму канадского опыта// Бюллетень Канадско-Российской программы по инвалидности «Мы вместе». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. - с. 63- 70

42. Ткаченко, В.С. Перспективы приобретения инвалидами России независимости в жизни//Инвалидность в контексте становления гражданского общества в России. Материалы международной конференции 26-27 октября 2006 года. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. - с. 137-142

Тезисы

43. Ткаченко, В.С., Чуйко, С.В. Проблемы аттестации студентов-практикантов, обучающихся по специальности «социальная работа»//Межрегиональная научно-практическая конференция «Развитие личности как стратегия гуманизации образования». - Ставрополь, 2002

44. Ткаченко, В.С., Вартанян, Д.М., Копнина, О.О. Структура инвалидности в Ставропольском крае// Мат. VI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». - Ставрополь, 2002. - ч. IV. - с 72

45. Ткаченко В.С. Взаимодействие с базовыми учреждениями социального обслуживания населения при практической подготовке студентов специальности «социальная работа» // XXXII научно-техническая конференция по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2002 г. – Ставрополь, 2003

46. Клушина, Н.П., Ткаченко, В.С. Перспективы интеграции детей-инвалидов в систему непрерывного общего и профессионального образования //Здоровый город: план действий сегодня. Партнерство бизнеса, личности и власти. Межрегиональная научно-практическая конференция 29-30 июня 2004 года. – Ставрополь, 2004 , с. 259-261

47. Ткаченко, В.С. Об учебной дисциплине «Технологии социальной работы с инвалидами»// «Мы вместе». Бюллетень Канадско-Российской программы по инвалидности. Вып.1. - Ставрополь, 2004. - С. 60-63

48. Ткаченко, В.С., Степанова, Ю.А. Социальный портрет семьи, воспитывающей ребенка-инвалида в сельской местности// Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: социальная работа и другие профессии в межсекторном взаимодействии. Мат. междунар. конференции. 15-16 октября 2004 г. Ставрополь. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. - с. 81-83

49. Ткаченко, В.С., Нечитайло Ю.Н. Барьеры для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата при использовании объектов инфраструктуры города// Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: социальная работа и другие профессии в межсекторном взаимодействии. Мат. междунар. конференции. 15-16 октября 2004 г. Ставрополь. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. - с. 140-143.

50. Мельник, Ю.В., Ткаченко В.С. Представления студентов специальности «социальная работа» о своей будущей профессии// Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: социальная работа и другие профессии в межсекторном взаимодействии. Мат. междунар. конференции. 15-16 октября 2004 г. Ставрополь. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. - с. 203-205

51. Ткаченко В.С. О проблемах интеграции людей с инвалидностью в российском обществе// Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита. Мат.1 Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: СКСИ, 2004. – с. 328-329

52. Ткаченко О.Ю. Ткаченко В.С. Эффективность трудотерапии для детей с тяжелыми заболеваниями // Социальная работа с детьми, имеющими нарушения здоровья. Мат. научно-практ. конф. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. – с 54-56

53. Мельник Ю.В., Ткаченко В.С. Восприятие городской среды подростком с тяжелыми нарушениями здоровья // Социальная работа с детьми, имеющими нарушения здоровья. Мат. научно-практ. конф. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. – с 13-15

54. Ткаченко, В.С., Самсоненко, Л.В., Шевердяева, М.В. Профессиональная ориентация молодых людей с тяжелыми нарушениями здоровья//Крупные города и адресная социальная помощь: проблемы и пути решения. Международная научно-практическая конференция. – Ставрополь, 2005. - с.202-204

55. Ткаченко В.С. Новая учебная дисциплина в подготовке специалистов по социальной работе с инвалидами// «Мы вместе». Бюллетень Ставропольского Регионального Координационного Комитета. Выпуск № 3. Информационно-методические материалы. - Ставрополь-Виннипег: Изд. СевКавГТУ, 2006. - с. 34-38

56. Ткаченко В.С. Самооценка студентов перед практикой как форма их подготовки к практической деятельности// «Мы вместе». Бюллетень Ставропольского Регионального Координационного Комитета. Выпуск № 3. Информационно-методические материалы. - Ставрополь-Виннипег: Изд. СевКавГТУ, 2006. - с. 22-25

57. Ткаченко В.С. Экологические предпосылки формирования системного устройства общества //Мат. XXXV научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2005 г. Общественные науки. Экономика. Т.2. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006 - с. 57-58

58. Ткаченко В.С. Успехи и неудачи региональной государственной службы реабилитации инвалидов// Мат. XXXV научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2005 г. Общественные науки. Экономика. Т.2. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006 - с. 58

59. Ткаченко В.С. Механизмы защиты интересов граждан с нетипичными потребностями в условиях местного самоуправления// Всероссийская научно-практическая конф. «Здоровые города: роль межсекторального сотрудничества в сохранении и укреплении здоровья населения» 27-28 июня 2006 г. - Ставрополь, 2006. - с. 40-42

60. Ткаченко В.С. Основные функциональные задачи социальных систем //Тезисы докладов и выступлений Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России»: в 16-ти томах. - М.: Альфа-М, 2006.- Т.1. История и теория социологии. - М., 2006. - с. 139 - 142.