- Инвалидность как индивидуальное состояние функциональной дезадаптированности определяет социальные отношения инвалидов в сфере жизнеобеспечения и участия в общественных процессах. Люди с тяжелыми заболеваниями (нарушениями здоровья) в силу своих психофизиологических свойств дезадаптированы по отношению к инфраструктуре населенных пунктов и к образу жизни остальных людей, так как при формировании этих сторон жизни человечества исключительные (нетипичные) требования инвалидов не учитывались, а неадаптированные формы психофизиологического существования человека с тяжелыми заболеваниями элиминировались как непригодные.
- Социальный институт инвалидности актуализирует общественно значимые качества людей, имеющих инвалидность, и определяет потенциал их использования в общественной жизни. Созданная государственная система реабилитации инвалидов (одна из важных составных частей социального института инвалидности) удовлетворяет потребностям и общественным ожиданиям по защите его прав только части людей с тяжелыми нарушениями здоровья, неспособных или не желающих вносить существенный вклад в общественное благосостояние. Для остальных людей с нарушениями здоровья необходимо принятие и признание другой жизненной стратегии - стратегии независимой жизни гражданина, при которой выбравший ее инвалид принимает на себя не только права, но и обязанности жизни в обществе и не нуждается в специально сформированном институте инвалидности.
- Процессы консолидации в обществе с участием граждан с инвалидностью, происходят по схеме поглощения (присоединения) инвалидов к существующим социальным системам, когда инвалид соглашается с предлагаемыми ему условиями (социальным статусом и социальными ролями) либо по схеме интеграции, понимаемые в нашей трактовке как процессы создания новых социальных систем, в которых на основе социального компромисса удовлетворяются интересы всех участников интеграционного процесса и инвалид получает возможность приобрести более высокий социальный статус и взять на себя социальные роли, больше отвечающие его потребностям.
- Предложенная нами модель системного устройства общества, согласно которой человечество (население Земли) структурировано в соответствии с потребностями природопользования (пользования природными ресурсами) и для эффективной защиты от внешних (природных и социальных) вредных факторов, при этом каждый уровень системной организации от глобального до местного представлен в виде совокупности социальных систем и внесистемных фрагментов. На каждом уровне системной организации социальные системы и внесистемные фрагменты разнообразны по структуре и выполняемым функциям, обладают собственными социальными статусами и ранжированы в соответствии со статусными наборами, в силу чего предоставляют максимальные возможности для включения (интеграции) в них людей с разными проявлениями инвалидности.
- Жизненный успех индивидуума зависит от ранга социальной системы или внесистемного фрагмента, в который он входит, поэтому для достижения социального успеха необходима принадлежность инвалида к социальной системе максимально высокого ранга и уровня системной организации. Инвалид может достигнуть этой цели за счет использования своего остаточного потенциала жизнедеятельности и адекватного выбора социальной системы для интеграции и вида собственной деятельности, предлагаемого им для других участников системы.
- Стратегии взаимоотношений между обществом, инвалидами и государством, обеспечивающие интеграцию людей с любой глубиной психофизиологических нарушений, являются результатом обеспечения взаимного интереса инвалидов и граждан без инвалидности, участвующих в формировании и функционировании социальных систем. Они осуществляются в обществе независимо от волевых усилий граждан и позволяют инвалидам добиваться высоких социальных статусов, однако при этом инвалидам приходится использовать свое естественное право на выбор той или иной стратегии.
- Выбор жизненной стратегии на основе модели инвалида, представляющей собой поведенческую стратегию, направленную на получение от общества средств жизнеобеспечения без последующей компенсации общественных затрат, гарантирует выживание лиц с тяжелыми заболеваниями и интеграцию их в обществе в рамках социального института инвалидности, но не позволяет им занимать высокие социальные статусы.
- Выбор жизненной стратегии на основе модели независимой жизни, представляющей собой поведенческую стратегию, направленную на полноценное и полноправное участие инвалида в общественной жизни исходя из его социально-психофизиологических возможностей, опирается на взаимную заинтересованность участников социальных систем, делая акцент на использование деятельностного потенциала инвалида, предоставляет расширенные возможности интеграции и социальной мобильности, ограничиваемые только социально-экономическим и социально-политическим состоянием общества.
- Общественные движения инвалидов и создаваемые в их границах общественные объединения инвалидов способны максимально учесть индивидуальные потребности и возможности отдельного человека с инвалидностью, однако в условиях России они нуждаются в научно-методологической поддержке, при которой общественные объединения становятся инструментом согласования интересов инвалидов с интересами других граждан на всех уровнях системной организации общества.
- Подготовка профессиональных социальных работников в сфере инвалидности способствует распространению современных взглядов на место инвалидов в обществе, т.к. во время практического обучения студентов, в которое вовлечены представители различных структур социального института инвалидности, происходит знакомство участников интеграции с потребностями и возможностями инвалидов и с технологиями социальных изменений, направленных на обеспечение интересов всех членов общества. Профессионалы по социальной работе в силу своих профессиональных задач наиболее эффективно реализуют социальную политику государства в вопросах содействия интеграции с участием инвалидов.
1. Блинков, Ю.А., Ткаченко, В.С., Клушина, Н.П. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями. Серия: учебники и учебные пособия. - Ростов - н/Дону: Феникс, 2002 - 320 с.
2. Ткаченко, В.С. Основы социальной медицины. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2004. - 368 с.
3. Клушина, Н.П., Ткаченко, В.С. Организация практики студентов по социальной работе: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «социальная работа» - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 127 с.
4. Ткаченко, В.С. Государственная служба реабилитации инвалидов как инструмент решения социальных проблем //Управление и организация в социокультурных системах. Монография/ под ред. В.П. Барсукова. - Ставрополь:СевКавГТУ, 2006. - с. 71 - 79
5. Ткаченко, В.С. Общество и проблемы инвалидности: монография. - Ставрополь: Сервисшкола, 2006. - 300 с.
Статьи в журналах из перечня, утвержденного ВАК
6. Ткаченко, В.С. Системное устройство общества // Человек и общество: на рубеже тысячелетий. Международный сборник научных трудов/под общ. Ред. О.И. Кирикова. Выпуск XXXIII. - Воронеж: ВГПУ, 2006. - с. 5 - 16
7. Ткаченко, В.С. Стратегии социальных отношений при интеграции в обществе людей с инвалидностью// Известия ТРТУ. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006, № 13. - с. 279-284
8. Ткаченко, В.С. Инвалидность как состояние социальной дезадаптированности (социофункциональный аспект)//Личность. Культура. Общество. - М.: ИСПИ РАН, 2006. - Т.8, Вып. 2 (30). - с. 318 - 330
9. Ткаченко, В.С Анализ социальных предпочтений у людей, имеющих инвалидность//Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2006, № 4 (8). - с. 30-33
10. Ткаченко, В.С. Технологии практического образования специалистов социальной работы в сфере инвалидности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006 № 1 (56). - с. 62-67
Статьи и брошюры
11. Сборник нормативных актов по социальной защите детей-инвалидов/Составители М.П. Ширанович, В.С. Ткаченко, И.М. Холковская - Ставрополь: Кавказский край, 1996. - 64 с.
12. Ширанович, М.П., Ткаченко, В.С. Модель регионального звена государственной службы реабилитации инвалидов (Опыт работы). - М.: ЦБНТИ Минсоцзащиты России, 1997
13. Организационно-методические основы социально-психологической реабилитации инвалидов (методы и технологии психокоррекции и психотерапии в процессе профессионального обучения молодых инвалидов): Методические рекомендации / Составители М.П.Ширанович, Р.Г. Мархаева, В.С. Ткаченко, Т.Ф. Каримов. - М.: ЦБНТИ Минсоцзащиты России, 1998. - 116 с.
14. Организационно-методические основы региональной службы реабилитации инвалидов: Методические рекомендации / Составители М.П.Ширанович, В.С. Ткаченко, Т.Ф. Каримов. - М.: ЦБНТИ Минсоцзащиты России, 1998. - 96 с.
15. Ткаченко, В.С. Вариативные модели региональной службы реабилитации инвалидов// Экономика, право, образование. Сб.научн.тр. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998
16. Основы социальной медицины. Программа курса и методические рекомендации для студентов специальности 350500 - социальная работа / составитель Ткаченко В.С. - Ставрополь: СКСИ, 2000
17. Практика студентов специальности 022100 - социальная работа/ Составители Клушина Н.П., Маслова Т.Ф., Митрофаненко В.В., Ткаченко В.С. - Ставрополь: СКСИ, 2000
18. Ваша поддержка. Памятка и рекомендации для граждан, проживающих с престарелыми людьми, страдающими психическими заболеваниями старческого возраста/Составители Ткаченко В.С., Яровицкий В.Б., Налчаджан А.А., Иванов С.Г. - Ставрополь: Кавказский край, 2001
19. Положение о практике/составитель Ткаченко В.С. - Ставрополь: СКСИ, 2003
20. Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 350500 - социальная работа/Составители Маслова Т.Ф., Ткаченко В.С. - Ставрополь: СКСИ, 2003
21. Методические указания по производственной практике для студентов специальности 350500 «социальная работа». Содержание и методика социальной работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике употребления несовершеннолетними психоактивных веществ/ Составители М.А. Логачева, И.И. Ульянченко, О.П. Соболь, В.Н. Зольников, Л.А. Сергеева, С.В. Минаева: под общей редакцией В.С. Ткаченко, М.А. Логачевой. - Ставрополь, 2003
22. Ткаченко, В.С., Карабут А.П., Гайдуков А.К. Региональные комплексные программы реабилитации инвалидов//Социальная работа: региональный контекст. Вып.1. - Ставрополь, 2004
23. Ткаченко В.С. Проблема структуризации инвалидов как социальной категории// Социальная работа: региональный контекст. Вып.2. - Ставрополь, 2004. с. 100
24. Маслова, Т.Ф., Шаповалов, В.К., Ткаченко В.С. Концепция исследования интеграции инвалидов в общество// «Мы вместе». Бюллетень Канадско-Российской программы по инвалидности. Вып.1. - Ставрополь, 2004, с. 20-28
25. Ткаченко В.С. Социальная роль общественных объединений инвалидов в России // Образ жизни различных групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации. Мат. Научно-практической международной конф. 7-8 апреля 2005 г. /Под ред. И.П. Соколова. – М.: ГОУВПО МГУС, 2005. – с. 146-150
26. Положение в г. Ставрополе семей, воспитывающих детей с инвалидностью: общественный доклад/сост. В.С. Ткаченко, Г.В. Маковкина, А.Э. Гапич. – Ставрополь: Сервисшкола, 2005. – 48 с.
27. Методические рекомендации по реабилитации детей с ограничениями жизнедеятельности в надомных условиях/Составит. Ткаченко О.Ю., Ткаченко В.С., Лебедева Е.Н. - Ставрополь: Краевая библиотека для слепых, 2006. - 41 с.
28. Ткаченко, В.С. Модель социального пространства, отражающая его геометрию//XVI Уральские социологические чтения - социальное пространство Урала в условиях глобализации - XXI век. Материалы международной научно-практической конференции (Челябинск, 7-8 апреля 2006 года). В 3 ч./Отв. ред. С.Г. Зырянов. - Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2006. - Ч 1. - с. 65 - 66
29. Ткаченко, В.С., Шаповалов, В.К. Практика социальной работы и подготовка специалистов в социальной сфере//Формирование института социальной работы и образа социального работника в современной России: сборник материалов конференции. - Смоленск: Универсум, 2006. - с. 219-224
30. Ткаченко В.С. Социальная интеграция и сопровождающие ее проблемы// Материалы Всероссийской научной конференции «Современное российское общество: состояние и перспективы». Казань, 15-16 ноября 2005 г., т.1 - Казань, Центр инновационных технологий, 2005. - с. 260 - 263.
31. Ткаченко, В.С. Проблемы интеграции людей с нетипичными социофизиологическими свойствами в общество// Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика/под ред. Шаповалова В.К. - М.: Муравей, 2006. - с. 26 - 37
32. Ткаченко, В.С., Симен-Северская, О.В. Инвалидность как социальный институт //Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика/под ред. Шаповалова В.К. - М.: Муравей, 2006. - с. 45 - 54
33. Маслова Т.Ф., Шаповалов В.К., Ткаченко В.С. Концепция исследования интеграции людей с инвалидностью в общество // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика/под ред. Шаповалова В.К. - М.: Муравей, 2006. - с. 73 - 80
34. Ткаченко, В.С. Структура инвалидности и тенденции в изменении численности людей с нарушениями здоровья// Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика/под ред. Шаповалова В.К. - М.: Муравей, 2006. - с. 80 - 99
35. Ткаченко, В.С., Шаповалов, В.К. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов к социальной работе с людьми, имеющими инвалидность // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика/под ред. Шаповалова В.К. - М.: Муравей, 2006. - с. 228 - 239
36. Шаповалов, В.К., Ткаченко, В.С. Опыт разработки и внедрения специализации «Социальная работа с людьми, имеющими инвалидность» в процессе профессиональной подготовки специалистов социальной работы // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика/под ред. Шаповалова В.К. - М.: Муравей, 2006. - с. 239 - 245
37. Ткаченко, В.С., Маслова, Т.Ф. Технологии практического образования специалистов социальной работы в сфере инвалидности // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика/под ред. Шаповалова В.К. - М.: Муравей, 2006. - с. 245 - 255
38. Ткаченко, В.С. Послевузовское обучение специалистов различного профиля социальной работе с людьми, имеющими инвалидность // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практика/под ред. Шаповалова В.К. - М.: Муравей, 2006. - 266- 276
39. Ткаченко, В.С. Общественная самооценка нуждаемости в социальной поддержке//Бюллетень Канадско-Российской программы по инвалидности «Мы вместе». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. - с. 29 - 33
40. Ткаченко, В.С. Действия вузовской кафедры в Контексте Канадско-Российской программы по инвалидности// Бюллетень Канадско-Российской программы по инвалидности «Мы вместе». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. - с. 48-56
41. Ткаченко, В.С. Разработка и осуществление моделей учебной практики для специалистов социальной работы через призму канадского опыта// Бюллетень Канадско-Российской программы по инвалидности «Мы вместе». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. - с. 63- 70
42. Ткаченко, В.С. Перспективы приобретения инвалидами России независимости в жизни//Инвалидность в контексте становления гражданского общества в России. Материалы международной конференции 26-27 октября 2006 года. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. - с. 137-142
Тезисы
43. Ткаченко, В.С., Чуйко, С.В. Проблемы аттестации студентов-практикантов, обучающихся по специальности «социальная работа»//Межрегиональная научно-практическая конференция «Развитие личности как стратегия гуманизации образования». - Ставрополь, 2002
44. Ткаченко, В.С., Вартанян, Д.М., Копнина, О.О. Структура инвалидности в Ставропольском крае// Мат. VI региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». - Ставрополь, 2002. - ч. IV. - с 72
45. Ткаченко В.С. Взаимодействие с базовыми учреждениями социального обслуживания населения при практической подготовке студентов специальности «социальная работа» // XXXII научно-техническая конференция по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2002 г. – Ставрополь, 2003
46. Клушина, Н.П., Ткаченко, В.С. Перспективы интеграции детей-инвалидов в систему непрерывного общего и профессионального образования //Здоровый город: план действий сегодня. Партнерство бизнеса, личности и власти. Межрегиональная научно-практическая конференция 29-30 июня 2004 года. – Ставрополь, 2004 , с. 259-261
47. Ткаченко, В.С. Об учебной дисциплине «Технологии социальной работы с инвалидами»// «Мы вместе». Бюллетень Канадско-Российской программы по инвалидности. Вып.1. - Ставрополь, 2004. - С. 60-63
48. Ткаченко, В.С., Степанова, Ю.А. Социальный портрет семьи, воспитывающей ребенка-инвалида в сельской местности// Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: социальная работа и другие профессии в межсекторном взаимодействии. Мат. междунар. конференции. 15-16 октября 2004 г. Ставрополь. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. - с. 81-83
49. Ткаченко, В.С., Нечитайло Ю.Н. Барьеры для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата при использовании объектов инфраструктуры города// Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: социальная работа и другие профессии в межсекторном взаимодействии. Мат. междунар. конференции. 15-16 октября 2004 г. Ставрополь. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. - с. 140-143.
50. Мельник, Ю.В., Ткаченко В.С. Представления студентов специальности «социальная работа» о своей будущей профессии// Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: социальная работа и другие профессии в межсекторном взаимодействии. Мат. междунар. конференции. 15-16 октября 2004 г. Ставрополь. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. - с. 203-205
51. Ткаченко В.С. О проблемах интеграции людей с инвалидностью в российском обществе// Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита. Мат.1 Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: СКСИ, 2004. – с. 328-329
52. Ткаченко О.Ю. Ткаченко В.С. Эффективность трудотерапии для детей с тяжелыми заболеваниями // Социальная работа с детьми, имеющими нарушения здоровья. Мат. научно-практ. конф. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. – с 54-56
53. Мельник Ю.В., Ткаченко В.С. Восприятие городской среды подростком с тяжелыми нарушениями здоровья // Социальная работа с детьми, имеющими нарушения здоровья. Мат. научно-практ. конф. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. – с 13-15
54. Ткаченко, В.С., Самсоненко, Л.В., Шевердяева, М.В. Профессиональная ориентация молодых людей с тяжелыми нарушениями здоровья//Крупные города и адресная социальная помощь: проблемы и пути решения. Международная научно-практическая конференция. – Ставрополь, 2005. - с.202-204
55. Ткаченко В.С. Новая учебная дисциплина в подготовке специалистов по социальной работе с инвалидами// «Мы вместе». Бюллетень Ставропольского Регионального Координационного Комитета. Выпуск № 3. Информационно-методические материалы. - Ставрополь-Виннипег: Изд. СевКавГТУ, 2006. - с. 34-38
56. Ткаченко В.С. Самооценка студентов перед практикой как форма их подготовки к практической деятельности// «Мы вместе». Бюллетень Ставропольского Регионального Координационного Комитета. Выпуск № 3. Информационно-методические материалы. - Ставрополь-Виннипег: Изд. СевКавГТУ, 2006. - с. 22-25
57. Ткаченко В.С. Экологические предпосылки формирования системного устройства общества //Мат. XXXV научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2005 г. Общественные науки. Экономика. Т.2. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006 - с. 57-58
58. Ткаченко В.С. Успехи и неудачи региональной государственной службы реабилитации инвалидов// Мат. XXXV научно-технической конференции по результатам работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ за 2005 г. Общественные науки. Экономика. Т.2. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2006 - с. 58
59. Ткаченко В.С. Механизмы защиты интересов граждан с нетипичными потребностями в условиях местного самоуправления// Всероссийская научно-практическая конф. «Здоровые города: роль межсекторального сотрудничества в сохранении и укреплении здоровья населения» 27-28 июня 2006 г. - Ставрополь, 2006. - с. 40-42
60. Ткаченко В.С. Основные функциональные задачи социальных систем //Тезисы докладов и выступлений Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России»: в 16-ти томах. - М.: Альфа-М, 2006.- Т.1. История и теория социологии. - М., 2006. - с. 139 - 142.