Научная тема: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ В РОССИИ (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)»
Специальность: 12.00.01
Год: 2007
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Бедность как целостное системно-структурное явление содержит в своём сущностном понимании и социально-правовые характеристики. При таком её толковании в ней обнаруживается устойчивый признак правофакторного происхождения. В сложные, переходные периоды право выполняло главным образом «сервисные услуги». Институциональные государственные образования через «операционное» законодательство пытались разрешать лишь узловые проблемы социоэкономического плана. При этом бедность не рассматривалась ими как явление долговременного порядка. Ликвидация её острых форм, как и её самой, форматируется в двух сценариях: последовательное проведение социально-инвестиционных реформ и через социальное законодательство. Однако в расчет не принималось одно важное условие, что при отсутствии даже элементарных предпосылок для функционирования в государстве социального механизма нового рыночного типа решить проблему ликвидации массовой бедности будет невозможно. Государство в борьбе с бедностью «проигрывает» не потому, что оно не имеет социально ориентированного законодательства, а потому, что у него отсутствует социально ориентированная политика. Бедность вообще, а масштабная и застойная в частности, не может быть отменена законом, хотя такой правовой акт может быть гипотетически подготовлен. Масштабная и динамичная бедность может быть преодолена лишь в условиях, когда государство реально «объективирует» свою социальную сущность через социальную деятельность. Тогда реально востребуются и правовые механизмы борьбы с нею.
  2. Результаты проведённого теоретико-правового, исторического исследования показывают, что эффективность осуществляемой в России государственной политики в области борьбы с бедностью не отвечает вызовам времени. Несмотря на то, что нормативная правовая база содержит существенный объём систематизированных положений, определяющих цели, задачи, принципы, основные направления и субъекты её реализации, недостаточно разработанная теоретическая основа взаимодействия органов государственной власти всех уровней в центре и на местах с органами местного самоуправления и общественными объединениями населения заметно снижает не только результативность адресной социальной поддержки нуждающихся, но и других социально значимых акций государства. Инерционность социально-обеспечительных традиций в России оказалась чрезвычайно велика. Система государственного патернализма в советской России (1917 - 1991 гг.), исключив все прежние частно-государственные формы и методы борьбы с массовыми проявлениями бедности и нищеты, в 1990-е - начале 2000-х годов, длительное время сама выступила тормозом на пути создания и функционирования новой государственной модели социальной работы и программы борьбы с бедностью. В свою очередь модель советского социального обеспечения, в которой были заложены довольно сильные организационно-правовые инструменты и передовые по тем временам гуманитарные идеи, в условиях командно-административной системы не получила своего должного развития и применения. Государственная политика в области борьбы с бедностью является основой для совместного участия органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений в обеспечении комплексного решения проблем сбалансированного и эффективного влияния на причинные комплексы бедности населения страны.
  3. Государственная политика в области борьбы с бедностью в процессе своей реализации предусматривает осуществление закреплённого в основных законах государств (конституциях, конституционных соглашениях и др.) прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья, защиту прав и свобод человека, в том числе социально-экономических прав, с проведением адекватных мер по устранению или минимизации условий, способствующих усилению бедности. У государства, в идеале, позиционируется довольно эффективный набор средств в разрешении многих общественных проблем, в том числе и бедности. Общество, в свою очередь, обладает мощными ресурсными составляющими, чтобы субъективировать этот процесс. Однако общий потенциал преодоления опасного состояния масштабного обединения в переходный период не срабатывает. Одна из главных причин кроется в необходимости создания правовой парадигмы, в которой государство необходимо свободной и ответственной личности постольку, поскольку объём возникших трудностей биосоциального содержания приобретает угрожающий для воспроизводства человека и работника характер.
  4. Государственная политика в области борьбы с бедностью носит административно-правовой, процессуальный характер. В ней отражается нормативно-организационное упорядочение совместной деятельности государства и гражданского общества по решению поставленной проблемы. Государство выступает ведущим политическим институтом системы борьбы с бедностью, которое представляет собой источник права и закона, организует свою деятельность и жизнь общества. Предметную сторону данной политики составляют политические программы, концепции, нормативно-правовые акты, которые характеризуют алгоритм и интенсивность управленческого воздействия. В процессе реализации государственной политики борьбы с бедностью проявляется и её обеспечительная сторона, когда она направляется на предотвращение бездействия субъектов государственно-властной деятельности в тех случаях, когда они обязаны действовать и приводить в движение властные полномочия.
  5. Важнейшая внутренняя функция государства - обеспечение социальной защиты населения в переходный период в полной мере реализована не была. Произошла подмена данной функции так называемой «регламентарной» функцией, когда ключевые проблемы жизнеобеспечения населения государства (прожиточный минимум, здоровье, качество жизни и т.п.) стали регулироваться нормативными правовыми актами несистемообразующего характера (регламентами), часто зависимыми от финансовых, бюджетных возможностей. Разнообразные программы и модели преодоления острых форм бедности общества при такой ситуации попадали в полную зависимость от экономического и хозяйственного благополучия региона или субъекта РФ. Не все стороны социальной сферы оказались урегулированы правом одинаково. Механизмом, призванным разрешить противоречия и социальные конфликты, вызванные разрушительными элементами модернизации, могла стать государственная система социальной защиты, не получившая в исследуемый период своего окончательного оформления.
  6. Проводимые Российским государством меры борьбы с бедностью явились частью более крупных мер политического, экономического и социального характера. Политические меры сопровождались укреплением государства, расширением его функций и преодолением бюрократизма в органах власти и управления всех уровней. Блок экономических мер был связан с сильным, дееспособным государством. Они нацеливались на преодоление правовых и институциональных последствий ваучерной приватизации, ставшей «локомотивом» самой массовой за всю историю России бедности, а также создание механизма сокращения разрыва в доходах населения страны, противодействие слиянию бизнеса и власти, расширению теневой экономики и коррупции. Социальные меры проявились в формировании новой социальной политики, в создании основ системы социальной защиты, социальной поддержки и социальной помощи лицам, оказавшимся за чертой бедности, в реформировании и создании принципиально новых модулей социального страхования, социального обеспечения и социального обслуживания населения, сдерживающих рост массовой бедности. Борьба с бедностью становится перманентной функцией государства.
  7. Кризис 1992 - 1998 годов показал, что бедность огромного числа россиян была порождена в том числе и несовершенством государственной практики по её преодолению и, как следствие, отсутствием соответствующей правовой доктрины социально защитительного характера. Игнорирование российского исторического, а главное - советского опыта социальной работы, а также борьбы с бедностью дорого обошлось гражданам Российской Федерации в 1990-е годы. В обществе сложились устойчивые анклавы социального неблагополучия (пауперы, маргиналы, «социальное дно» и т. п.), явно не востребованные экономическим рынком, а также группы граждан, как бы «повинных» в своей старости, инвалидности, малоимущественности, многодетности, болезни. Желая примирить рынок и социально рискованное сообщество, государство через правовое регулирование пыталось выступить посредником, создав самое противоречивое в мире социальное законодательство. Только после 2000 года начинается процесс переосмысления существующего в этой сфере государственной деятельности правового порядка. Политика, основанная на праве, способна обеспечить взаимопонимание между государством и обществом и привести к достижению намеченной цели. Стержнем такой политики может быть политико-правовой механизм регулирования отношений в области борьбы с бедностью.
  8. Анализ различных аспектов возникновения и распространения бедности, содержания и направленности государственной политики борьбы с нею показал, что в регионах Российской Федерации в исследуемый период происходила огромная нормотворческая деятельность, отличающаяся новизной подходов и содержания. Опыт некоторых субъектов Федерации по преодолению застойной бедности, оказанию помощи нуждающимся стал примером для структурных и организационно-системных преобразований. Новые технологии коснулись и правотворчества субъектов Федерации, повлияли на законотворческий процесс вообще. В этом ряду опыт государственных органов Санкт-Петербурга оказался наиболее востребованным в практике других регионов. Сложившаяся модель бедности в современном российском обществе - это отчасти результат неравенства на рынке труда. Фактически до начала 2000-х годов федеральное законодательство определяло только общие принципы и условия защиты малоимущих и работающих бедных. Региональное законотворчество в этой части проблем оказывается более мобильным. Но даже региональным органам государственной власти не удалось обосновать целесообразность перераспределения процентной доли с собираемого налога на местные социальные нужды. При таком подходе выявилась вся противоречивость взаимоотношений центра и мест по вопросу борьбы с бедностью. С формально-статистической точки зрения в регионах уменьшилась дифференциация доходов только между нищими и небедными. Уменьшились масштабы нищеты, но не масштабы бедности.
  9. Государственная политика в области борьбы с бедностью является составной частью национальной безопасности Российской Федерации, развивает и конкретизирует положения соответствующей государственной стратегии с учётом интересов населения в сфере защиты основных прав и свобод граждан, по разным причинам оказавшихся без средств существования или конфликтующих с законом. Изменённый подход заключается в том, что определяются новые методики профилактирования среды обитания не только «социального дна», но и «околорисковых» зон, в том числе возможные последствия разного рода управленческих, административных и хозяйственно-экономических решений властей. Органы внутренних дел на местах, выстраивая «милицейскую» линию борьбы с бедностью, действовали в правовом поле, где учитывалось одно принципиальное положение, что эти подразделения могут быть эффективными лишь как органы социально-криминологического опекунства, а не как органы тотальных решений.
Список опубликованных работ
Научные издания

1. Государство и бедность в России в 1992 – 2002 гг.: историко-правовое исследование: Монография. СПб., 2007. 13,0 п. л.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных

журналах и изданиях, согласно перечню ВАК

1.Привлечение государственных органов России к призрению бедных (конец ХIХ – начало ХХ в.): правовой аспект // Право и образование. 2007. № 5. 0,4 п. л.

2.Бедность в России (проблемы её историко-правового анализа в постсоветском пространстве) // История государства и права. 2006.

№ 8. 0,3 п. л.

3.Реформы 90-х годов и детская бедность в России // История государства и права. 2006. № 10. 0,2 п. л.

4.Борьба с бедностью и востребованность опыта нормотворческой работы (Петербургские целевые программы социальной защиты населения в 1996 – 2000 годах) // История государства и права. 2007.

№ 11. 0,15 п. л.

5.Десятилетие борьбы с детской бедностью в Санкт-Петербурге: 2001 год. Итоги нормотворческой работы // История государства и права. 2007. № 14. 0,26 п. л.

6.Поиск путей привлечения государственных органов России к призрению бедных в конце XIX – начале XX вв. // История государства и права. 2007. № 10. 0,15 п. л.

7.Бедность «бедных реформ» в России как данность (правовые и институциональные последствия ваучерной приватизации 1992 –

1994 гг.) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 3(31). 0,5 п. л.

8.Проблемы измерения бедности в России в 1990-е годы (официальный подход, реальность, противоречия) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 4(32). 0,5 п. л.

Статьи, тезисы докладов и сообщений на научных конференциях

и семинарах, опубликованные в иных изданиях

1.Бедность в Российской Федерации в 1990-е годы как объект историко-правового анализа // Человек и закон. 2007. № 5(437). 0,5 п. л.

2.Шестидесятые: «В СССР бедных нет! Есть только бродяги, попрошайки и тунеядцы-паразиты» // Человек и закон. 2007. № 5(437).

0,5 п. л.

3.Борьба с бедностью в России в 1992 – 2002 годах: новые подходы и тенденции // Человек и закон. 2007. № 6(438). 0,5 п. л.

4.Функция социальной защиты населения в контексте кризиса российской государственности 1992 – 1998 гг.: отзвуки дискурса // Юридический мир. 2007. № 6. 0,4 п. л.

5.Место социальной политики в мероприятиях государства по борьбе с бедностью в 1990-е – начале 2000-х годов // Социальное и пенсионное право. 2007. № 4. 0,6 п. л.

6.Специфика нормотворческой и организационно-исполнительной деятельности Правительства Санкт-Петербурга по созданию в 1992 – 2002 годах рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите // Социальное и пенсионное право. 2007. № 3. 0,26 п. л.

7.Образование для бедных в современной России как социальное плацебо // Актуальные проблемы философии образования: Материалы международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 14 апреля 2006 г. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2006. 0,5 п. л.

8.Борьба с бедностью и востребованность опыта нормотворческой работы // Государство и общество: диалог и сотрудничество: Сб. научных трудов. Вып. 10. Ч. 2. / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2005. 0,2 п. л.

9.Особенности нормотворческой деятельности Правительства Санкт-Петербурга по созданию рабочих мест // Правовая система общества: становление и развитие: Сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 23. Ч. 2 / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2006. 0,2 п. л.

10.Функция социальной защиты населения в контексте кризиса российской государственности // Государство. Право. Личность: проблемы взаимосвязи: Сб. научных трудов. Вып. 11. Ч. 1 / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2006. 0,4 п. л.

11.Особенности законодательного обеспечения социальной помощи бедным в Российской Федерации // Проблемы развития государства и права в современном российском обществе. Выпуск VIII // Современное российское государство: движущие силы и тенденции развития: Сб. научных статей / Под ред. В. П. Малахова и К. Е. Сигалова. М.: Московский университет МВД России, 2007. 0,5 п. л.

12.Бездомность как фактор бедности (социальная проблема современной России) // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 27 апреля 2007 г. / Сост. В. А. Корчмарюк, И. А. Андреева, В. А. Юренкова, А. В. Забарин. СПб.: СПб ун-т МВД России, СПб акмеологическая академия, 2007. 0,3 п. л.

13.Бедность в контексте истории и будущего мирового развития (глобальный аспект) // Философские аспекты геополитики: Материалы всероссийской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 26 апреля 2007 г. / Сост. В. В. Балахонский, А. Н. Павлов, Н. В. Дементьева. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2007. 0,5 п. л.

14.Бедность в России в 90-е годы: проблема определения (теория вопроса) // Конституционное общество и проблемы совершенствования законодательства: Сб. научных трудов / Под общ. ред. В. М. Боера. СПб.: СПб ГУАП, 2007. 0,5 п. л.

15.«Отмороженные» в «оттепель» (к вопросу о «социальном дне» и бедных в советской России в начале 60-х годов) // Вестник молодых ученых. Серия «Исторические науки». 2007. № 2(31). 0,9 п. л.

16.Деятельность правительственных комиссий и судьба законопроектов по общественному призрению в российской империи в конце XIX – начале XX вв. // Учёные записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2007.

№ 27. 0,6 п. л.

17.Жертва двух революций (о судьбе петроградского благотворителя и гласного Городской думы Н.П. Зеленко) // Вестник молодых учёных. Серия «Исторические науки». 2007. № 2 (31). 0,4 п. л.

18.Некоторые проблемы пенсионного законодательства и бедность в России в первой половине 90-х годов // «Credo new». Теоретический журнал. Отделение российского философского общества Санкт-Петербургского филиала им. В.Б. Бобкова Российской таможенной академии. 2007. № 3 (46). 0,5 п. л.