- Воспроизводство общества в современную эпоху предполагает значительные изменения в структурах, институтах и социальных отношениях. В связи с полисубъектностью и динамичностью современного социального воспроизводства необходимо говорить о многообразии его способов и механизмов. Поэтому целесообразным будет построение моделей воспроизводства различных типов социальных структур. «Массовое» воспроизводство ориентировано на сохранение и развитие свойств социальной системы в целом, выполняя функции поддержания стабильности, социального порядка и обеспечивает деятельность социальных институтов и социализацию индивидов. «Оппозиционное» воспроизводство предполагает актуализацию интересов локальных субъектов (социальных групп) и складывание различных форм горизонтальных отношений в социуме. «Индивидуализированное» воспроизводство делает возможной реализацию многообразных индивидуальных стратегий в ситуации неопределенности и динамичности социальных процессов.
- Образовательный потенциал имеет множество измерений, как количественных, так и качественных, причем количественные характеристики не всегда адекватно и точно отражают уровень и характер его развития. Для социологического обоснования этой категории необходимо определить характер субъектов - носителей потенциала, и механизмы его реализации в современном обществе. Две крайние точки в поле субъектности - индивид и макросоциальная среда - требуют рассмотрения образовательного потенциала в пространстве между ними. Таким образом, образовательный потенциал должен пониматься как совокупность возможностей, предоставляемых образованием как необходимым фактором воспроизводства и развития личности, социальной группы или общества в целом. Каждый из этих субъектов использует образование в соответствии с системными, социально-групповыми и индивидуальными целями. Образовательный потенциал может быть представлен в трех основных формах: образовательных условий, то есть факторов, обусловливающих эффективное выполнение образованием своих функций; образовательных ресурсов, то есть возможностей посредством получения образования занять определенное место в социальной иерархии; образовательных достижений, то есть совокупности результатов образовательной деятельности и активности субъекта по расширению собственных возможностей в социальной системе.
- Выявление типов воспроизводства образовательного потенциала и особенностей их реализации в современном обществе позволяет прояснить основные направления их взаимосвязи и показать роль профессионального образования в стабилизации социально-экономической системы и функционировании различных социальных субъектов. Субъекты различного уровня (социальная система, группа, индивид) выстраивают различные стратегии в социально-экономическом пространстве, воспроизводя и развивая свой образовательный потенциал, постоянно адаптируя его к условиям, которые также подвергаются в этом процессе воспроизводству и развитию. В рамках системного типа воспроизводства образовательный потенциал рассматривается как показатель эффективности образования в социально-экономической системе. В профессиональном типе образовательному потенциалу принадлежит роль одного из базовых социальных ресурсов, обеспечивающих профессиональной группе определенную позицию. Образовательный потенциал в индивидуализированном способе воспроизводства представляет собой комплекс профессиональных и личностных качеств индивида, необходимых для профессиональной деятельности в изменяющихся условиях.
- В связи с постиндустриальными тенденциями, изменением характера труда в информационном обществе меняются классовые и социально-групповые характеристики рабочих. Следствиями этих процессов становится как количественное сокращение числа рабочих в развитых странах, так и качественное «растворение» их в социальном пространстве. Поэтому следует выделить социальные типы, отражающие наиболее распространенные группы рабочего класса в современном обществе. «Пролетариат» - традиционно включает работников с преимущественно низким уровнем квалификации и пассивными стратегиями адаптации. Для «рабочего класса» характерны неприятие противоречий современного капитализма и локализация интересов. Тип «преуспевающий рабочий» отражает особенности рабочего нового типа: индивидуализм и поиск инновационных стратегий, ориентация на самореализацию, максимальное раскрытие своих способностей и на повышение индивидуального социального статуса.
- Характерными особенностями российских рабочих в настоящее время являются пролетаризация их основной части и влияние отраслевой структуры занятости на их социально-экономическое положение. Негативные социально-демографические и социально-профессиональные тенденции, выраженные в старении и деквалификации рабочих, сочетаются с увеличением потребности в квалифицированных работниках этой социально-профессиональной группы в российской переходной экономике.
- На региональном уровне, в особенности в промышленных регионах, в настоящее время наблюдается структурный дисбаланс потребностей предприятий и выпуска квалифицированных рабочих и прогнозируемое усиление потребности на фоне начинающегося демографического спада, старения и деквалификации рабочей силы. При этом следует отметить неспособность системы начального профобразования удовлетворять потребности предприятий в условиях регионализации профессиональной подготовки квалифицированных рабочих. Установление партнерских отношений, в которых заинтересованы все субъекты воспроизводства (образовательные учреждения, работодатели, органы управления, служба занятости и т.д.), в настоящий момент затрудняется различными социально-экономическими, законодательными и социокультурными факторами). Таким образом, реализация системного способа воспроизводства образовательного потенциала затруднена структурным несоответствием образовательной системы социально-демографическим и экономическим тенденциям, а профессионального способа - содержательной несогласованностью потребностей работодателей с возможностями образовательных институтов и ценностями современной молодежи.
- Типы рабочих, выделенные на основе их социально-трудовых и образовательных ориентаций, позволяют судить об особенностях индивидуализированного типа воспроизводства образовательного потенциала и формах его реализации на рабочем месте. Тип «кадровики» включает рабочих со стажем, ориентированных на продолжение работы по профессии. «Воспроизводственный» тип ориентирован на осуществление рабочей карьеры, то есть на повышение квалификации и профессионального уровня в рамках рабочей профессии. «Производственно-карьерный» тип предполагает ориентации на уход из рабочей профессии, но с перспективой остаться в отрасли. «Непроизводственно-карьерный» тип - ориентация на уход не только из рабочей профессии, но и из отрасли. Два последних типа показывают, что в большинстве случаев уход из рабочей профессии для молодых людей связан с получением образования, поэтому необходимы новые стратегии воспроизводства рабочих. В настоящей работе предложены две стратегии - стратегия стабилизации воспроизводства, направленная на сохранение кадрового состава рабочих и укрепление их профессиональных и социальных позиций, и стратегия модернизации профессиональной подготовки с целью обеспечения быстрого и эффективного вхождения в рабочую профессию, а также дальнейшего непрерывного повышения квалификационных и статусных характеристик.
- В ситуации устойчивого дефицита трудовых ресурсов, особенно квалифицированных рабочих, отсутствие целенаправленного регулирования и сдерживания негативных демографических процессов уже в ближайшие 10 лет может привести к размыванию трудового и человеческого потенциала регионов. Регионализация системы базового профессионального образования требует формирования принципиально новых подходов к профессиональной подготовке рабочих, основанных на принципах непрерывности процесса подготовки кадров, научной обоснованности и мобильности. Эти подходы должны определяться на основе анализа целого ряда показателей, характеризующих образовательный потенциал рабочих. Сюда относятся, в первую очередь, система управления профессиональным образованием, соответствие структуры и содержания подготовки потребностям экономики региона, уровень образования занятого населения в разрезе отраслей экономики и отдельных социально-профессиональных групп, обеспеченность образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами, трудоустройство выпускников и их закрепляемость на рабочем месте и др.
- С переходом к рыночным отношениям в российском обществе наблюдаются тенденции, характерные для мировой социально-экономической системы. Однако если в развитых странах сокращение численности рабочих и изменение отраслевой структуры связаны с развитием технологий и наукоемких производств, то в России трансформационные процессы связаны с дестабилизацией социально-экономических процессов и многих промышленных производств. Поэтому воспроизводство образовательного потенциала в современном обществе предполагает включенность в этот процесс всех трех субъектов: социальной системы, профессиональных общностей и индивидов. Системный способ воспроизводства предполагает обеспечение механизмов взаимодействия образования и социально-экономической структуры в ходе планирования необходимого объема и структуры выпускаемых рабочих. Профессиональный способ воспроизводства обеспечивает формирование профессиональных ценностей, способствует интеграции рабочих и их конструктивному диалогу с работодателем. Индивидуальный способ предполагает усиление ответственности индивида в современном обществе, предъявляющем более высокие требования к качеству подготовки современного рабочего и его профессиональным компетенциям.
- Социально-экономическое воспроизводство в условиях трансформаций должно пониматься как обеспечение устойчивости, стабилизация процессов изменений. Исходя из этого, возрастает роль регулирования воспроизводства в рамках конкретных социально-экономических условий. Становится необходимым включение в поле социологического исследования определение основных режимов воспроизводства образовательного потенциала, в рамках которых формируются стратегии подготовки квалифицированных кадров, в частности, рабочих. В настоящей работе представляется возможным выделить три основных режима. Режим «дифференциация уровней» предполагает формирование моделей структурного и содержательного соответствия параметров обучения профессионально-квалификационной структуре рабочих, причем не столько реальной, сколько потенциально необходимой. Режим «интеграция уровней» обеспечивает вертикальную интеграцию и взаимопроникновение образовательных программ и форм подготовки кадров. Режим «индивидуализация уровней» способствует развитию индивидуальности профессиональных навыков с целью повышения эффективности использования человеческого потенциала посредством трансляции способностей, которые не могут быть заменены машиной.
1.Макарова М.Н. Трансформация механизмов профессиональной подготовки рабочих как условие экономического развития регионов // Образование и наука. Ек-г, 2006. № 5. С. 84 – 92. (0,6 п.л.).
2.Макарова М.Н. Механизмы взаимосвязи профессионального образования и рынка труда // Экономика и управление. СПб., 2006. № 3. С. 111 – 116 (0,8 п.л.).
3.Макарова М.Н. Режимы воспроизводства образовательного потенциала рабочих в аспекте регионализации // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск. «Проблемы социокультурной трансформации современного российского общества» Ростов н/Д, 2006. – С. 32-35. (0,4 п.л.).
4.Макарова М.Н. Специфика западных и российских процессов воспроизводства современного рабочего касса в транзитивной экономической ситуации // Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов н/Д., 2006.№ 7 – С. 125-127. (0,4 п.л.).
5.Макарова М.Н. «Конец труда» и дефицит рабочих кадров // Человек и труд. М., 2006. № 11. С. 22-26. (0,5 п.л.)
6.Макарова М.Н. Развитие образовательного потенциала рабочих в регионе (на примере Удмуртской Республики) // Профессиональное образование. М., 2006. № 9. С. 34-36. (0,5 п.л.)
7.Макарова М.Н. Образовательный потенциал рабочих Удмуртии // Социологические исследования. М., 2006. № 12. С. 111- 118. (0,8 п.л.).
8.Макарова М.Н. Модернизация профессиональной подготовки квалифицированных рабочих в Удмуртской Республике как фактор экономического развития региона // Вестник Ижевского государственного технического университета. Ижевск, 2006. № 4. С. 88 – 95. (0,8 п.л.).
9.Макарова М.Н. Особенности трансформации рабочего класса в условиях глобализации // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., 2006. № 2. С. 59 – 68. (0,8 п.л.).
Монографии и учебные пособия
10.Макарова М.Н. Образовательный потенциал рабочих: проблемы воспроизводства (Вопросы социально-экономической теории и региональной практики): Монография. Ижевск: Изд. дом УдГУ, 2006. (19 п.л.).
11.Макарова М.Н. Социология образования: учебное пособие. Ижевск: УдГУ, 2006. (10 п.л.).
12.Макарова М.Н. Труд в обществе знаний. Образование под вопросом (Стратегии воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе). Монография. М.: Эдиториал URSS, 2007. (11 п.л.).
Статьи в журналах и сборниках конференций
13.Макарова М.Н. Взаимосвязь функций высшего образования в трансформирующемся обществе // Социология социальных трансформаций. Материалы международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: НГУ, 2003. С. 46 - 49. (0,2 п.л.).
14.Макарова М.Н. Принципы толерантности в преподавании курса «Социология образования» // Толерантность. Тем. сборник науч. статей. Ижевск: Изд. дом УдГУ, 2002. С. 190 – 203. (1 п.л.).
15.Макарова М.Н. Специфика национальных культур в содержании образования: анализ скрытого учебного плана // Интеграционный потенциал профессиональной направленности в содержании социокультурного образования. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2003. С. 267 – 269. (0,2 п.л.).
16.Макарова М.Н. «Скрытый учебный план» как проблема социологии образования: многообразие субъектов конструирования // Вестник Удмуртского университета. Серия Социология и философия. Ижевск: УдГУ, 2003. Вып. 1. С. 17 – 29. (1 п.л.).
17.Макарова М.Н. Влияние мультикультурных тенденций на содержание образования // Человек и социум: взаимодействие. Сб. научн. ст. Ижевск: УдГУ, 2004. С. 48 – 58. (0,8 п.л.).
18.Макарова М.Н. Трансформация классовых и социально-групповых характеристик рабочих в условиях глобализации (тезисы) // Сорокинские чтения 2004: Российское общество и вызовы глобализации. Материалы всероссийской научной конференции. Т. 5. М.: Альфа-М, 2005. С. 313 – 316. (0.2 п.л.).
19.Макарова М.Н. Рабочий класс как объект и субъект трансформаций в условиях глобализации // Вестник Удмуртского университета. Серия «Социология и философия». Ижевск: УдГУ, 2005. Вып. 2. С. (1 п.л.).
20.Макарова М.Н. Оптимизация образовательного потенциала рабочих как приоритетное направление регулирования рынка труда Удмуртской Республики // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России. Ч. 2. Петрозаводск, ПетрГУ, 2005. С. 49 – 61. (1 п.л.).
21.Макарова М.Н. Оптимизация системы начального профессионального образования как приоритетное направление регулирования рынка труда Удмуртской республики // Вестник Удмуртского университета. Серия «Психология и педагогика». 2005. № 9. С. 59-68. (0,8 п.л.).
22.Макарова М.Н. Образовательный потенциал как механизм обеспечения социальной справедливости в обществе с нестабильной экономикой // Экономика и общество: проблемы социальной справедливости. Материалы Всероссийской конференции. С.-Пб.: Социол. общество им. М.М. Ковалевского, 2005. С. 134 – 136. (0,2 п.л.).
23.Макарова М.Н., Максимова Е.А., Попова Э.С. Студенты о перспективах педагогического образования // «Инновационные процессы в сфере образования и проблемы повышения качества подготовки специалистов». Материалы международной научно-методическая конференция Ижевск: УдГУ, 2005.С. 95-97 (0,1 п.л.).
24.Макарова М.Н. Социальная идентичность: уровни рефлексии // Природа человека: сущность и пути восхождения к ней. Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2005. С. 48 - 54. (0,3 п.л.).
25.Макарова М.Н. Многообразие процессов социального воспроизводства в современном обществе //Ломоносов – 2005. Материалы международной конференции. М.: МГУ, 2005. С. 153 – 155. (0,5 п.л.).
26.Макарова М.Н. Реализация основных типов воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе // Вестник Удмуртского университета. Серия «Социология и философия». 2006. № 3. С. 56-68. (1 п.л.).
27.Макарова М.Н. Воспроизводство образовательного потенциала в современном обществе // Парадигмы образования: Материалы научной сессии в рамках международной конференции «Парадигмы образования». Ижевск: УдГУ, 2006. С. 116 – 118. (0,2 п.л.).
28.Макарова М.Н. Особенности воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе // Коммуникативная природа человека (Первые Петраковские чтения). Материалы Российской научно-теоретической конференции. Ижевск: УдГУ, 2006. С. 191 – 193.(0,2 п.л.).
29.Макарова М.Н. Тезис о «конце труда» и новая методологическая перспектива исследований западного и российского рабочего класса // Трансформирующееся российское общество в историко-социологической перспективе. СПб: Интерсоцис, 2006. С. 129 – 132. (0,2 п.л.).
30.Макарова М.Н. Возможности социологического изучения образовательного потенциала общества // Материалы российской конференции «Файнбургские чтения». Пермь, 2006. С. 49 - 51. (0,2 п.л.).
31.Макарова М.Н. Социальное воспроизводство: специфика современных процессов и их отражение в социологической теории // Социологическая эпистемология и методология в XXI веке: Материалы Первых Ковалевских чтений. СПб, 2006.С. 279 – 283. (0,2 п.л.).
32.Макарова М.Н. Рабочие в современной России: тенденции и перспективы воспроизводства // Тезисы докладов и выступлений Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России». Т.9. Социология образования. М.: МГУ. 2006. С. 106 – 109. (0,2 п.л.).
33.Макарова М.Н. Взаимосвязь способов воспроизводства образовательного потенциала российских рабочих в процессе социально-экономических изменений // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2006. Приложение № 9 – С. 35-42. (0,5 п.л.).
34.Макарова М.Н. Процессы социального воспроизводства в современном обществе и типы идентичности // Научная мысль Кавказа 2006. Приложение № 10 - С. 33-38. (0,4 п.л.).
35.Макарова М.Н. «Конец труда» - миф и реальность постиндустриализма // Экономическая социология. М., 2007. Т .8. № 2. (0,9 п.л.).
36.Макарова М.Н. Общество знаний: образование под вопросом // Вестник Удмуртского университета. Серия «Социология и философия». Ижевск, 2007. № 2. С. 21- 34. (1 п.л.).