- Повышенный спрос на высшее образование в конце ХХ - начале ХХI века, как в России, так и в других странах мира, породил кризисные явления, связанные с отсутствием четкой стратегии его развития и несформированностью систем его качества. Это актуализировало в научном дискурсе разработку моделей образования, смещающих акцент с удовлетворения потребности в высокопрофессиональных кадрах к удовлетворению общества в формировании системой образования творческого интеллекта, профессионализма и нравственной зрелости личности.
- Сложившаяся ситуация предъявляет особые требования к содержанию подготовки специалистов для сферы культуры. Высшее социокультурное образование, обеспечивающее подготовку таких специалистов, длительное время было связано с парадигмой культурно-просветительского образования. В условиях, когда ценностные предпочтения стали определятся экономическими факторами, роль и значение социокультурного образования коренным образом изменяется: особой миссией наделяются специалисты, способные обеспечить стратегический процесс формирования и развития культуры общества, реанимировать нравственные и общечеловеческие ценности, поскольку социальные возможности, заложенные в культуре, способны разрешить многие противоречия современного общества. Этому в значительной степени способствует подготовка субъекта управления в сфере культуры.
- Традиционно ведущими факторами реформирования образования являлись интересы государства, которые не всегда учитывали как потребности региона, так и отдельной личности. Введение Государственных стандартов позволило вузам готовить специалистов, с одной стороны, - с учетом региональных особенностей - с другой - усилить гуманитарную составляющую образования. Однако капитализация общества привела к смещению ценностных приоритетов специалиста, в том числе и субъекта управления в сфере культуры.
- Длительное время структура управления в сфере культуры исполняла роли регулятора, цензора, наставника по отношению к творческому работнику и к населению. Сегодня этот специалист - «менеджер культуры» должен выступать как основной субъект социально-культурных преобразований, защищающий общество от торжества прагматизма, примитивизации, банальности, изоляционизма, эскапизма, ухода в виртуал и т.д.
- Разработка инновационной парадигмы социокультурного образования, способного подготовить таких специалистов, - насущная потребность российского общества. Факторы, определяющие разработку инновационной парадигмы социокультурного образования, исследовались на культурном пространстве Тюменского региона и могут быть спроецированы на большинство российских территорий: состояние профессиональной среды, региональные особенности профессиональной деятельности, с опорой на синтез отраслевого и территориального срезов социально-культурной сферы, социальный портрет субъекта профессиональной деятельности в сфере культуры.
- Задачу рассмотрения высшего российского социокультурного образования как фактора, обеспечивающего освоение и преобразование культуры современного мира в ее историческом измерении, образование личности, способной к культурному творчеству, воздействию на формирование нового типа взаимоотношений людей, наций, государств, основанных на толерантности, уважении, благожелательности, способен решить компетентностный подход.
- Инновационная парадигма высшего российского социокультурного образования базируется на человековедческой компетентности - социально-духовном феномене, представляющем совокупность компетенций, которые определяют ценностно-мотивированный, личностно-действенный характер познания человека и взаимодействия с ним в процессе профессионального становления специалиста. Данный феномен актуализирует образовательное концептуальное триединство: ценностные ориентации - социально-ролевые функции - деятельность как основу личностного и профессионального становления специалиста «через всю жизнь», способствует формированию его нравственной, социально-ответственной, активной позиции.
- Человековедческая компетентность как доминанта инновационной парадигмы социокультурного образования определяет необходимость создания обратной связи вуза с отраслевыми управленческими структурами с целью повышения качества профессиональной подготовки специалистов в сфере культуры. Это, в свою очередь, актуализирует разработку концептуальных принципов и механизмов образовательного потенциала субъекта профессиональной деятельности в сфере культуры.
- В структуре человековедческой компетентности выявлены необходимые компетенции: глобальная, локальная и базовая. Каждая компетенция представлена на содержательном уровне и соответствует компонентам концептуального триединства. Реализация инновационной парадигмы социокультурного образования строится на сочетании традиционных и инновационных методов и форм, способствующих системному формированию глобальной, локальной и базовой компетенций.
- Человековедческая компетентность как системообразующее ядро инновационной парадигмы социокультурного образования ХХI века в процессе ее достижения ставит индивидуальных акторов, участников образовательного процесса, в отношения творческого взаимодействия как неотъемлемое условие достижения высокого уровня обозначенных компетенций.
2.Васильева Е.Н. Современные приоритеты профессиональной подготовки специали-ста культуры // Культура и коммуникация: глобальное и локальное измере-ние : коллективная монография. – Томск : Изд-во НТЛ, 2004. – С. 317 – 319. (0,2 п.л./31,2 п.л.).
3.Васильева Е.Н. Дипломный проект: Выпускная квалификационная работа для сту-дентов специальности «Народное художественное творчество» : учебно-методическое пособие. – Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2003. – 48 с. (3 п.л.).
4.Васильева Е.Н. Проблемы и перспективы развития культуры города Тюме-ни: коллективная монография. – Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2001. – 140 с. (1 п.л./9,8 п.л.).
5.Васильева Е.Н. Социальная психология на службе библиотек : курс лекций. – Тю-мень : Изд-во ТюмГУ, 1999. – 193 с. (12 п.л.).
6.Васильева Е.Н. Менеджер – новый субъект управления в сфере культуры : учебное пособие. – Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 1996. – 108 с. (6,6 п.л.).
Статьи, опубликованные в журналах, рекомендуемых ВАК:
7.Васильева Е.Н. Теоретико-методологические аспекты исследования социокультур-ного образования // Вестник Томского государственного университета. – № 294. – январь 2007. – С. 109 – 112 (0,4 п.л.).
8.Васильева Е.Н. Основные тенденции современного состояния сферы культуры (ре-гиональный аспект) // Вестник Тюменского государственного университета. – 2006. – №1. – С. 85 – 92 (0,8 п.л.).
9.Васильева Е.Н. Человековедческая компетентность как стратигема социокультурно-го образования // Вестник Тюменского государственного университета. – 2006. – №6. – С. 119 – 123 (0,5 п.л.).
10.Васильева Е.Н. Социальные детерминанты реформирования высшего социокуль-турного образования: региональный аспект // Известия вузов. Нефть и газ. – 2006. – №6. С. 104 – 109 (0,6 п.л.).
11.Васильева Е.Н. Человековедческая компетентность специалиста социально-культурной сферы в условиях трансформации российского общества (постановка проблемы) // Вестник Тюменского государственного университета. – 2004. – №4. – С. 84 - 95 (1 п.л.).
12.Васильева Е.Н., Барбакова К.Г. Профессионально-образовательные факторы подго-товки субъекта управления в сфере культуры: региональный аспект // Социс. – 2007. – №4. (в печати)
Статьи в научных сборниках и материалах конференций
13.Васильева Е.Н. Проблема субъекта и региональный аспект управления культурой // Культура и общество: возникновение новой парадигмы : материалы науч. конф., Кемерово / Кем.ГИИК. – Кемерово, 1995. – Ч. III. – С. 16 – 19 (0,2 п.л.)
14.Васильева Е.Н. Новое понятие «менеджер культуры» в системе устоявшихся тер-минов // Традиции. Культура. Образование. – Тюмень : ТГИИК, 1995. – С. 74 – 80 (0,6 п.л.).
15.Васильева Е.Н. Модель менеджера культуры (теоретический аспект) // Российская культура глазами молодых ученых. – СПб. : СПбГАК. –1995.– Вып. 4. – Ч. 1. – С. 74 – 80 (0,5 п.л.).
16.Васильева Е.Н. Нравственное воспитание и гуманизация образования // Воспитание духовной культуры личности школьника : материалы всерос. науч.-метод. конф., Тюмень, 21 – 23 марта 1996 г. / ТГИИК. – Тюмень, 1996. – С. 68 – 75 (0,7 п.л.).
17.Васильева Е.Н. К вопросу об управлении социально-культурной сферой (реалии Тюменского региона) // Культура: личность, общество. – Тюмень : ТГУ, 1996. – С. 96 – 101 (0,5 п.л.).
18.Васильева Е.Н. О профессиональном самоопределении студента // Психолого-педагогические проблемы формирования общей и профессиональной культуры личности : материалы респ. науч.-практ. конф., Тюмень, 24 – 27 марта 1997 г. / ТГИИК. – Тюмень, 1997. – С. 8 – 11 (0,3 п.л.).
19.Васильева Е.Н. Вузовский преподаватель как хранитель и транслятор общечелове-ческих ценностей // Гуманитарные аспекты развития Западной Сибири : материалы всерос. науч. конф., Тюмень, 24 – 26 марта 1998 г. / ТюмГУ. – Тюмень, 1998. – С. 74 – 77 (0,3 п.л.).
20.Васильева Е.Н. Приоритетные ценности в личностно-ориентированном образовании // Психологический универсум образования человека ноэтического : материалы междунар. симпозиума, Томск, 27 – 29 сент. 1998 г. / ТГУ. – Томск, 1998. – С. 37 – 41 (0,4 п.л.).
21.Васильева Е.Н. Вуз – школа (опыт профориентационной работы) // Социокультурные и культурологические аспекты развития Западной Сибири (теория и практика) : материалы всерос. науч.-практ. конф., Тюмень, 24 – 26 марта 1998 г. / ТюмГУ. – Тюмень, 1998. – С. 157 – 161 (0,4 п.л.).
22.Васильева Е.Н. Авторитетный преподаватель глазами студентов // Теория и экология разума : материалы науч.-практ. конф., Тюмень, 13 – 14 апр. 2000 г. /ТюмГУ. – Тю-мень, 2000. – С. 183 – 188 (0,5 п.л.).
23.Васильева Е.Н. Социально-психологические основы внутривузовского взаимодей-ствия (концептуальное обоснование) // Культура и экономика региона : материалы всерос. науч.-практ. конф., Тюмень, 13 – 14 апр. 2000 г. / ТюмГУ. – Тюмень, 2000. – С. 172 – 176 (0,3 п.л.).
24.Васильева Е.Н. Проблемы психолого-педагогической подготовки специалиста в ву-зе искусств и культуры // Литература и общество: взгляд из ХХI века : материалы всерос. науч.-метод. семинара, Тюмень, 26 – 28 марта 2002 г. / ТюмГУ. – Тюмень, 2002. – С. 231 – 235 (0,3 п.л.).
25.Васильева Е.Н. Социальные иллюзии и образование // Актуальные проблемы пре-подавания мировой культуры и глобализация образовательных процессов : матери-алы науч.-практ. конф., Н.-Уренгой, 16 ноября 2001 г. / ТюмГУ. – Тюмень, 2002. – С. 26 – 31 (0,4 п.л.).
26.Васильева Е.Н. Проблема создания оптимальной модели психолого-педагогической профессионализации в вузах искусств и культуры // Психолого-педагогические ас-пекты развития творческих способностей учащихся. – Тюмень : ТюмГУ, 2002. – С. 38 – 43 (0,4 п.л.).
27.Васильева Е.Н. Психолого-педагогические основы подготовки студентов творче-ских специальностей // Образование и искусство в формировании целостной лично-сти: междисциплинарные стратегии и комплексные технологии (опыт, проблемы, перспективы) : материалы всерос. науч.-практ. конф., Томск, 3 – 5 декабря 2002 г. / ТГУ. – Томск, 2003. – С. 174 – 181 (0,5 п.л.).
28.Васильева Е.Н. Творческий вуз и психолого-педагогическая подготовка специали-стов // Современная школа в инновационном процессе. – Тюмень : ТюмГУ, 2003. – С. 111 – 118 (0,6 п.л.).
29.Васильева Е.Н. Психолого-педагогическое и социокультурное образование в вузах искусств и культуры // Сотворчество учителя и ученика как главное условие реали-зации личности школьника. – Тюмень : ТюмГУ, 2003. – С. 12 – 17 (0,4 п.л.).
30.Васильева Е.Н. Специалист культуры на пороге постиндустриального общества // Динамика культурной ментальности в системе гуманитарного образования ХХI века. – Тюмень : Издательско-полиграфический центр Экспресс, 2004. – С. 134 – 137 (0,3 п.л.).
31.Васильева Е.Н. К вопросу о качестве профессионального образования специалистов социально-культурной деятельности // Региональные проблемы непрерывного обра-зования специалиста в сфере культурной деятельности: материалы всерос. науч.-практ. конф., Тюмень, 15 – 16 апр. 2004 г. / Тюмень : Вектор Бук, 2004. – С.18 – 25 (0,5 п.л.).
32.Васильева Е.Н. Социокультурная анимация как вид досуговой деятельности в усло-виях трансформации современного общества // Язык и культура в евразийском про-странстве. – Томск : ТГУ, 2004. – С. 272 – 280 (0,6 п.л.).
33.Васильева Е.Н. «Компетентность» и «компетенция»: к проблеме определения поня-тий // Литература и культура в современном гуманитарном знании : материалы межд. конф., Тюмень / ТюмГУ. – Тюмень, 2005. – Ч.II. – С. 92 – 96 (0,3 п.л.).
34.Васильева Е.Н. Опыт социологического исследования человековедческой компе-тенции субъекта управления в сфере культуры (на примере Тюменского региона) // Глобальное и локальное в образовании и культуре : материалы всерос. научн.-практ. семинара, Тюмень, 17 – 19 апр. 2005 г. / ТюмГУ. – Тюмень, 2005. – С. 159 – 170 (1 п.л.).
35.Васильева Е.Н. Социокультурное профессиональное образование в условиях Тю-менского региона // Модернизация образования в условиях глобализации: круглый стол «Философия образования», Тюмень, 14 – 15 сент. 2005 г. / ТюмГУ. – Тюмень, 2005. – С. 40 – 42 (0,2 п.л.).
36.Васильева Е.Н. Проблемы моделирования в высшем профессиональном социокуль-турном образовании // Этнокультурное пространство региона и языковое сознание : в 2 т. / – Тюмень : ТюмГУ, 2006. – Т. 1. – С. 118 – 125 (0,8 п.л.).
37.Васильева Е.Н. Человековедческая компетентность как образовательная парадигма субъекта управления в сфере культуры //Вестник Тюменского нефтегазового уни-верситета: Региональные социальные процессы. – 2006. – №2. – С. 21 – 28 (0,5 п.л.).
38.Васильева Е.Н. Качество профессионального образования специалиста социально-культурной сферы: сегодня и завтра // Приоритеты развития гуманитарного образо-вания в ХХI веке : материалы межд. научн.-практ. конф., Пыть-Ях, 11 апр. 2006 г. / ТюмГУ. – Тюмень, 2006. – С. 64 – 72 (0,9 п.л.).
39.Васильева Е.Н. Проблема подготовки менеджеров культуры ХХI века: региональ-ный аспект // Современное культурное мышление и проблемы образова-ния : материалы межд. науч.-практ. конф., Пыть-Ях, 11 апр. 2006 г. / ТюмГУ. – Тю-мень, 2006. – С. 286 – 292 (0,5 п.л.).
Кроме того, диссертант являлся ответственным редактором сборников научных трудов:
40.Художественно-эстетическое образование как средство развития личности учащих-ся / отв. ред. Е. Н. Васильевой. – Тюмень : ТюмГУ, 2001. – 82 с. (5,2 п.л.).
41.Диалог культур: история, современные проблемы и перспективы / отв. ред. Е. Н. Васильевой. – Тюмень : ТюмГУ, 2001. – 262 с. (16,1 п.л.).
42.Актуальные проблемы преподавания мировой культуры и глобализация образова-тельных процессов / отв. ред. Е. Н. Васильевой. – Тюмень : ТюмГУ, 2002. – 160 с. (10 п.л.).
43.Психолого-педагогические аспекты развития способностей учащихся / отв. ред. Е. Н. Васильевой. – Тюмень : ТюмГУ, 2002. – 164 с. (10,3 п.л.).
44.Сотворчество учителя и ученика как главное условие реализации личности школь-ника / отв. ред. Е. Н. Васильевой. – Тюмень : Мандр и Ка, 2003. – 248 с. (15,5 п.л.).
45.Современная школа в инновационном образовательном процессе / отв. ред. Е. Н. Васильевой. Тюмень: ТюмГУ, 2003. – 186 с. (11,6 п.л.).