Научная тема: «МОБИЛИЗАЦИЯ КАК ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СИЛОВЫХ ИНСТИТУТОВ РОССИИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СПЕЦИФИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ В УЧ»
Специальность: 22.00.04
Год: 2007
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Социологическая теория постнеовитализма позволяет оценить современное состояние организации и эффективности образовательного процесса в учебном заведении органов внутренних дел; определить основные проблемы, связанные с дальнейшим его совершенствованием; провести экспертизу мотивации абитуриентов, курсантов и слушателей на милицейскую профессию; определить ресурсы жизненных сил обучаемых, необходимые для формирования профессиональных качеств сотрудника ОВД; разработать стратегию и тактику мобилизации как интегральной основы формирования профессиональных качеств обучаемых в образовательном учреждении силовых институтов России. В свете концепции постнеовитализма становится понятным, что основными причинами недостаточной эффективности образовательного процесса в учебных заведениях органов внутренних дел являются: во-первых, отсутствие системы работы, направленной на гармонизацию жизненных сил обучаемых; во-вторых, ограниченность возможностей профессиональной мотивации, профессиональной адаптации, профессиональной социализации, профессионального воспитания, процесса формирования профессиональной этики; в-третьих, неэффективность социальной и образовательной политики. Мобилизация выступает интегральной основой формирования профессиональных качеств обучаемых.
  2. Мобилизация на формирование профессиональных качеств курсантов и слушателей учебных заведений органов внутренних дел - это система мер, адекватно учитывающих состояние социальной политики, государственной идеологии в области образования и подготовки кадров и направленных на обеспечение организации, совершенствования, гармонизации и аккумуляции всех основных образовательных процессов (профессиональная ориентация, адаптация, интериоризация, социализация, мотивация, воспитание и т.д.), подчиняющая их общей цели - подготовке личности сотрудника милиции, способного исполнить свое общественное предназначение и реализовать жизненные планы.
  3. О состоянии и действенности социальной политики по отношению к сотрудникам органов внутренних дел можно судить о содержании и реализации в системе МВД России социальных проектов по обеспечению социальной защищенности сотрудников милиции и их семей. При этом мобилизация призвана компенсировать недостатки социальной политики, проявляющиеся в росте социальной напряженности среди сотрудников ОВД; декларативности установленной продолжительности рабочего дня; проблематичности улучшения жилищных условий за счет ведомства или при его материальной поддержке; ограниченности мест получения медицинских услуг с введением страховой медицины.
  4. При разработке планов, программ мобилизации обучаемых на формирование профессиональных качеств необходимо учитывать, во-первых, условия среды пребывания курсантов; во-вторых, состояние и возможности образовательного процесса в образовательном учреждении; в-третьих, принадлежность обучаемых к различным группам профессиональной пригодности; в-четвертых, профессиональную мотивацию; в-пя­тых, уровень организации и состояние жизненных сил обучаемых.
  5. Мобилизация на формирование профессиональных качеств обучаемых образовательных учреждений органов внутренних дел является разновидностью социальных технологий. Основными ее признаками как социальной технологии следует считать: использование научных знаний для разработки применения мобилизации в образовательном процессе высшего учебного заведения органов внутренних дел, учет его специфики, наличие общественно значимой цели, необходимости проведения комплекса мер по ее реализации. Мобилизации свойственны как структурные характеристики (субъект, объект, функции), так и содержательные, динамические (целевые установки на формирование определенных профессиональных качеств, направленность на совершенствование технологий образовательного процесса, адекватных современным условиям).
  6. Для формирования устойчивой мотивации на правоохранительную службу у молодых людей, избравших профессию сотрудника ОВД, необходимо изменить информационную политику по отношению к органам внутренних дел со стороны государственных и частных средств массовой информации, усилить меры правового воздействия за распространение непроверенных фактов.
  7. Мобилизация обучаемых на формирование профессионально значимых качеств в образовательном учреждении органов внутренних дел носит регламентированный характер, обусловлена особыми требованиями к формированию качеств будущего специалиста: высокое профессиональное правовое сознание, политическая культура, нравственная безупречность, гражданское мужество, обостренное чувство справедливости, готовность подчинения личного блага общему, критическое отношение к тому, что выходит за установленные нормативные рамки. Критерием эффективности мобилизации обучаемых на формирование профессиональных качеств в процессе обучения является состояние успеваемости, дисциплинарной практики, несения службы в суточном наряде, участие в общественной жизни. В качестве эмпирически оцениваемых показателей эффективности мобилизации курсантов и слушателей в период нахождения в образовательном учреждении могут выступать также показатели служебного роста, нарушения законности и правопорядка, увольнение из органов внутренних дел в первые годы службы выпускников вуза.
  8. Необходимость мобилизации обучаемых на формирование профессиональных качеств определяется рядом причин. К основным из них относятся: низкая мотивационная составляющая молодых людей на службу в органах внутренних дел; проблемы мотивации и адаптации к условиям службы, особенно в первые годы пребывания в учебном заведении; преобладание в управлении авторитарных методов регулирования образовательными процессами; неверие обучаемых в собственные ресурсы для достижения жизненно важной цели.
  9. Инструментальный комплекс, наиболее адекватно отвечающий требованиям социологического изучения мобилизации как интегральной основы формирования профессиональных качеств обучаемых в образовательном учреждении органов внутренних дел, включает мониторинг социальных качеств и ценностных установок молодых людей, избравших профессию сотрудника органов внутренних дел, изменения их в процессе пребывания в образовательном учреждении; анализ состояния и динамики процессов профессиональной адаптации, интериоризации, социализации; действенности реализуемых социальных технологий по закреплению в сознании курсантов и слушателей установки на милицейскую профессию; воспитательных и развивающих мероприятий.
Список опубликованных работ
Монографии, учебные пособия

1.Технология избирательных кампаний : историко-правовой опыт и современные проблемы : монография / В.Е. Шинкевич, В.В. Пономарева. – Красноярск, 2002. – 10,5/8,0 п.л.

2.Политический менеджмент выборов представительных органов власти России : опыт и правовое обеспечение (ХI – начало ХХ века) : монография / В.Е. Шинкевич. – Красноярск, 2004. – 9,9 п.л.

3.Изучение и формирование общественного мнения о деятельности органов внутренних дел (1998 2004 гг.) : монография / В.Е. Шинкевич и [др.], отв. ред. Д.Д. Невирко. – Красноярск, 2005. – 9,3 / 2,5 п.л.

4.Изучение и формирование общественного мнения о деятельности органов внутренних дел : учебное пособие / В.Е. Шинкевич и [др.]. – Красноярск, 2006. – 12,25 / 4,15 п.л. (гриф МВД Российской Федерации).

5.Феномен социальной мобилизации в системе стимуляции социально активности сотрудников органов внутренних дел в условиях реформирования современного российского общества : монография / Д.Д. Невирко, В.Е. Шинкевич. – Красноярск, 2006. – 9,25/6,0 п.л.

6.Опыт социологического осмысления проблемы мобилизации как интегральной основы формирование высокопрофессиональных качеств курсантов и слушателей образовательных учреждений органов внутренних дел России (по материалам социологических исследований) : монография / В.Е. Шин¬кевич ; науч. консультант Д.Д. Невирко. – Красноярск, 2007. – 18,2 п.л.

7.Влияние различных социальных общностей на формирование массового сознания курсантов в сфере политики : методические рекомендации / В.Е. Шинкевич. – Красноярск, 1994. – 4,25 п.л.

8.Состояние преступности в Сибирском федеральном округе (по данным на 1 января 2007 г.) : аналитический обзор / В.Е. Шинкневич и [др.] ; под ред. Д.Д. Невирко. – Красноярск, 2007. – 10,0/2,1 п.л.

Статьи

9.Некоторые социально-политические технологии формирования массового сознания сибиряков-красноярцев в годы Великой Отечественной войны / В.Е. Шинкевич // Местные архивы об истории регионов России. – СПб., 1997. – 0,1 п.л.

10.Политический маркетинг как фактор результативности избирательных кампаний / В.Е. Шинкевич // Открытость и гласность. – 1999. – №1. – 0,2 п.л.

11.Проблемы преступности в предвыборных социально-политических технологиях избирательных объединений и организаций / В.Е. Шинкевич // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе : материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1. – Красноярск, 2000. – 0,1 п.л.

12.Проблемы борьбы с преступностью в Сибири / В.Е. Шинкевич // Российский следователь. – 2000. – №3. – 0,2 п.л.

13.К проблеме активизации учебного процесса / В.Е. Шинкевич // Задачи профессорско-преподавательского состава по разработке и реализации основной образовательной программы подготовки юристов в соответствии с новым государственным образовательным стандартом. – Красноярск, 2001. – 0,1 п.л.

14.Криминал и технологии «черного» PR на политическом рынке избирательных кампаний / В.Е. Шинкевич // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе : сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ч. 1.– Красноярск, 2001. – 0,2 п.л.

15.Избирательная кампания в условиях противодействия исполнительной и законодательной ветвей власти – «звездный час» технологий «черного» ПР / В.Е. Шинкевич // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе : сборник материалов Международной научно–практи¬ческой конференции. Ч. 1. – Красноярск, 2002. – 0,1 п.л.

16.Манипулирование электоральным сознанием: технологический аспект и возможности ограничения / В.Е. Шинкевич // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе : сборник материалов Международной научно-практической конференции Ч. 1. – Красноярск, 2003. – 0,1 п.л.

17.Некоторые аспекты проблемы формирования правового пространства в условиях современной России / В.Е. Шинкевич, О.Н. Круглянина // Судебная реформа и становление правового государства в Российской Федерации: по материалам Международной научно-практической конференции. – М., 2003. – 0,5/0,25 п.л.

18.Личность как объект системы социальных технологий / В.Е. Шинкевич, Н.В. Маслодудова // Личность, творчество и современность : межвузовский сборник научных трудов. Вып. 5. – Красноярск, 2002. – 0,6/0,5 п.л.

19.Трансформация ценности социологических исследований как аналитического средства в ходе избирательных кампаний / В.Е. Шинкевич // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в ХХI веке : социальные вызовы и альтернативы»: в 3 т. – М., 2003. – Т.1. – 0,1 п.л.

20.Мониторинг причин и социальных условий, детерминирующих правонарушения несовершеннолетних: на материалах социологических исследований контингента ЦВСНП г. Красноярска / В.Е. Шинкевич, О.Н. Круг¬лянина // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. Ч. 1. : сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2004. – 0,15/0,1 п.л.

21.Политический маркетинг как разновидность политических технологий / В.Е. Шинкевич // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – №3. – 0,5 п.л.

22.Идея борьбы с преступностью и укрепления правопорядка в средствах политической мобилизации электората / В.Е. Шинкевич // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе : сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ч. 1. – Красноярск, 2004. – 0,15 п.л.

23.Общество и попытка осмысления места социальной мобилизации в контексте неклассических социологических теорий / В.Е. Шинкевич // Региональные социологические школы в начале ХХI века. – Красноярск, 2004. – 0,3 п.л.

24.Социальная среда как средство мобилизации, детерминант социального поведения личности и уровня ее активности / В.Е. Шинкевич // Роль науки и образования в развитии водного транспорта. – Красноярск, 2005. – 0,25 п.л.

25.Криминогенная ситуация и актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе на современном этапе / Д.Д. Неви¬рко, С.М. Мальков, В.Е. Шинкевич // Государство и право. – 2005. – №11. – 0,3/0,1 п.л.

26.Проблемы реализации прав человека на политическом рынке избирательных кампаний современной России / В.Е. Шинкевич // Правовые проблемы становления и развития гражданского общества в России : материалы 2-й Международной научно-практической конференции (Новосибирск. 26 27 мая 2005 г.) – Новосибирск, 2005. – 0,7 п.л.

27.Деятельность милиции в зеркале общественного мнения: 1998 2004 гг. (региональный обзор) / Н.А. Горбач, Д.Д. Невирко, В.Е. Шин¬кевич // Социологические исследования. – 2006. №2. – 1,0/0,4 п.л.

28.Образование и феномен социальной мобилизации в реализации жизненных сил / Д.Д. Невирко, В.Е. Шинкевич // Личность, творчество и современность : сборник научных трудов. – Вып. 9. – Красноярск, 2006. – 0,4/0,2 п.л.

29.Социальная неадаптированность человека как следствие несбалансированности жизненных сил и фактор его противоправного поведения / В.Е. Шинкевич // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе : сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ч. 1. – Красноярск, 2007. – 0,2 п.л.

30.Научный форум как одно из средств повышения уровня образования специалистов в области правоохранительной деятельности / Д.Д. Невирко, В.Е. Шинкевич // Право и образование. – 2006. – №5 – 0,5/0,3 п.л.

31.Социальная мобилизация общества и отдельной личности в условиях реформирования современной России / В.Е. Шинкевич, Д.Д. Не¬вирко // Вестник Красноярского государственного университета. – 2006. – Декабрь. – 0,5/0,3 п.л.