Научная тема: «МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ»
Специальность: 22.00.06
Год: 2007
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Система высшего профессионального образования в России начала переживать глубокий кризис потому, что традиционные административно-бюрократические способы управления ею, установленные жесткие принципы организации структур, ориентация на техносознание, на потребительский подход уже не способствовали решению проблем развития воспроизводства в системе образования. Кроме того, кризис в системе образования связан с общим духовно-идеологическим кризисом в стране.
  2. Исторически государственная политика в области ВПО была ориентирована на формирование утилитаристского характера высшей школы. В этой связи не удивительно, что идеологической основой современных реформ в системе ВПО стал неолиберальный экономизм, ориентированный на преобладание экономической выгоды ( с той лишь разницей, что ранее была важна экономическая выгода для государства, а теперь - для отдельных участников управленческого процесса внутри системы ВПО). Управление системой ВПО стало рассматриваться исключительно в терминах рыночного предложения и спроса, минимизации роли государства. В этих условиях была утеряна прогностическая функция управления и ситуативные интересы стали первичнее перспективных задач, что в итоге может привести к потере конкурентоспособности российского образования.
  3. Реформы в системе управления системой образования привели к структурно-функциональным изменениям, не улучшив социально-экономического и духовно-идеологического состояния самой системы, ее подсистем и действующих в ней групп и индивидов. Более того, реформы не изменили сознания участников управленческого процесса, хотя управление должно способствовать движению от изменений в сознании к изменению структурно-функционального и экономического развития, а не наоборот.
  4. В условиях острой конкуренции в мировой экономике Россия может оказаться перед опасностью маргинализации, так как участники процесса управления системой ВПО в большинстве своем не готовы к использованию выгод от формирования и применения знаний. Государство должно нести ответственность за создание среды, стимулирующей вузы к инновационной деятельности, гибкой реакции на потребности глобальной конкурентной экономики, основанной на знании, на использовании высокоразвитого человеческого капитала, а не эксплуатации природных ресурсов.
  5. Развитие «образования без границ», как один из процессов глобализации, особо затрагивает интересы российской системы ВПО в контексте проблемы миграции интеллектуального капитала. Расширение такой миграции приводит к потере российского потенциала в секторах, имеющих решающее значение для развития страны. Причем решении этой проблемы вышло из-под контроля правительства РФ и иных субъектов государственного управления системой ВПО. Недостаточность кадрового потенциала высшей школы во многом связана и с отсутствием эффективного решения социально-экономических проблем кадров. В такой ситуации минимизация роли государства в системе ВПО преждевременна.
  6. Успешное управление системой ВПО возможно, в первую очередь, на основе управления ее конкретными социальными механизмами и подсистемами. При этом следует помнить, что сеть социальных механизмов в системе образования находится в сложных структурно-функциональных зависимостях. Задача субъектов управления - выявить на основе серьезного социологического анализа содержание и характер взаимодействия различных подсистем и элементов системы ВПО, структурно-функциональных зависимостей, определяющих действие механизмов, соотнести функциональные последствия (реальные и возможные) с общими объективными социальными целями, обусловленными социальным процессом развития.
  7. Методологической основой современного управления системой ВПО должна стать философия преодоления бессубъектности и понимания того, что главной целью реформ является не трансформация безликих структур, а реализация таких направлений реформ, которые будут способствовать формированию высококвалифицированного специалиста с новым типом мышления (готового к непрерывному образованию, адаптированного к условиям жизнедеятельности в различных культурных, экономических и политических системах общества).
  8. В условиях развития гражданского общества, либерализации общественных и экономических отношений изменяется субъектно-объектная структура управления системой ВПО. Социальные институты, группы и индивиды, традиционно считающиеся объектами управления (студенческие коллективы, преподавательские объединения, работодатели и др.) выступают сегодня в качестве активных субъектов управления системой ВПО и/или в качестве полноправных партнеров управленческого процесса. Нежелание учитывать данный факт ведет к дезорганизации в системе образования и конфликтам в управлении ею.
  9. Повышение роли управленческого воздействия в условиях модернизации системы ВПО и нестабильности социальной системы в целом имеет своим следствием повышение социальной ответственности субъектов управления системой ВПО. Осознание такой ответственности является одним из самых трудных вопросов, решение которых целиком и полностью зависит от духовной силы субъектов управления системой ВПО.
Список опубликованных работ
Управление системой высшего профессионального образования в Российской Федерации: теоретико-методологический анализ. - М., МГУДТ, 2005. - 9,1п.л.

Кадровый потенциал высшей школы: состояние и тенденция развития. - М., МГУДТ, 2004. - 5,5 п.л.

Современные аспекты воспитания и образования. - М., МГУДТ, 2007. - 11 п.л. (в соавторстве).

Руководитель вуза в условиях инновационной деятельности. - М., МГУДТ, 2003.- 2,5 п.л.

Факторы развития кадрового потенциала высшей школы. - М., МГУДТ, 2004. - 5,0 п.л.

Введение в маркетинг Introduction to marketing (методическое пособие). - М., МГУДТ, 2005. – 2,0 п.л. (в соавторстве).

Руководитель вуза в условиях инновационной деятельности (учебное пособие). - М., МГУДТ, 2003. - 1,75 п.л.

Formalisierte Beschreibungen Technologischer Prozesse bei der Arbeit mit Projekten. // Materials of 35th International IGIP Symposium in cooperation with IEEE/ASEE/SEFI

“Engineering Education – The Priority for Global Development”, Edit. F. Flueckiger, Estonia, Tallinn, 2006. - 1,5 п.л. (в соавторстве).

Экспертные значения в стратегическом планировании развития предприятий легкой промышленности. //Сборник статей 27-й международной научной школы-семинара, г. Орел, 2003. - 0,7 п.л. (в соавторстве).

Оптимизация личностно-профессионального развития руководителей учреждений образования в инновационной деятельности. - Вестник МГУДТ, вып. №2 (44), М., 2004. – 0,8 п.л. (в соавторстве).

Государственное управление системой высшего профессионального образования: сущность и направления модернизации.- Труд и образование, № 1, 2005. - 1,0 п.л.

Инфраструктура высшего профессионального образования в Российской Федерации: статистические показатели и тенденции развития. - Социология власти, № 2, 2005. - 1,0 п.л.

Роль инновационного образования в развитии российского общества. - Наука, культура, общество, № 5, 2006. - 1,0 п.л.

Приоритеты модернизации управления системой высшего профессионального образования в России. Депонированная рукопись в ИНИОН РАН. № М., 2007. – 3,5 п.л.

Комплексное дизайн-образование – актуальная задача современности. - Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в дизайн-образовании», Сочи, 2005, часть 2. - 0,5 п.л. (в соавторстве).

Проблемы вхождения России в Европейское образовательное пространство. -Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в дизайн-образовании», Сочи, 2005, часть 2. - 0,5 п.л.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации в области дизайн-образования. - Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в дизайн-образовании», Сочи, 2006, часть 1. - 0,4 п.л. (в соавторстве).

Роль инновационного образования в развитии российского общества. - Наука. Культура. Общество. № 5. 2006. - 1,0 п.л.

«Теоретико-методологические основы социального исследования систем образования» - Социальная политика и социология. № 3-2007

Приоритеты модернизации управления системой высшего профессионального образования в России. Депонированная рукопись в ИНИОН РАН. Деп. № 60137. 29 декабря 2006 г. - 3,5 п.л.