- Актуальность девиантологического подхода к пониманию характера и содержания трансформаций социальных процессов современности обусловлена тем, что глобальное распространение массовой потребительской культуры при помощи современных технологий массовых коммуникаций вызывает масштабную релятивизацию ценностно-нормативных регуляторов социального поведения индивидов. Это приводит к существенным деформациям процессов социализации и социального контроля, что в свою очередь ведет к качественному и количественному росту разнообразных девиаций.
- Девиантогенность последствий влияния массовой потребительской культуры на процессы социализации и социального контроля во многом обусловлена влиянием вульгаризированного постмодернизма. Сложные и рафинированные интеллектуальные построения постмодернизма абсорбируются массовой культурой в упрощенном и примитивизированном варианте нигилистического гедонизма, эмансипирующего удовольствие от категорий запрета, ограничения и долга. Основными «проводниками» этого становятся массовая литература и кинематограф, отказывающиеся от воспитательной роли и сосредотачивающиеся на обращении к бессознательному реципиента методом «шокинга». Результатом становиться устойчивая денормативность массового и индивидуального сознания.
- Распространение потребительских ценностей массовой культуры в условиях процессов глобализации вызывает ряд устойчивых дисфункций процессов социализации личности и социального контроля, ведущих к деформации институтов семьи, общественной морали и образования, которые утрачивают нормирующую и социализирующую функции. Одним из главных последствий воздействия массовой потребительской культуры на механизмы социализации и социального контроля становится появление особого социально-антропологического типа - «человека-потребителя».
- Теоретический и эмпирический анализ влияния консьюмеризации на важнейшие институты социализации и социального контроля и связанных с этим дисфункций позволяет объяснить базовые тенденции трансформаций паттернов мышления, поведения и психики людей под действием массовой потребительской культуры и описать «человека потребляющего» как: - человека с некритичным и несамостоятельным мышлением, восприятие и осмысление окружающей действительности которого носит прагматизированный и утилитарный характер;- человека с инфантильным складом личности, как следствие - эмоционально неустойчивого, с подавленным волевым началом, с ослабленными способностями к самоограничению и самоконтролю;- человека, мировоззрение которого носит фрагментарный характер, у которого отсутствуют стойкие убеждения неутилитарного характера; - человека с обедненными социальными связями преимущественно обменного типа.
- Критический анализ основных биологических, психологических и социологических теорий девиантности показывает ограниченность их гносеологических возможностей в анализе рассматриваемых феноменов в силу присущего большинству концепций устойчивого антиаксиологизма, ведущего к релятивизму и редукционизму. В результате явно улавливаемая девиантогенность массовой культуры и порождаемого ею типа человека не может быть ни обоснована, ни объяснена, поскольку обобщенного понимания нормы, восходящей к онтологии человека и общества, эти концепции не предполагают.
- Девиантологический анализ феноменов человека-потребителя и массовой потребительской культуры должен опираться на ценностно-ориентированную методологию, предполагающую поиск универсальных нормативных констант человеческого существования. Подобные константы можно обнаружить, анализируя такие сферы, как социально-значимые практики, ценностная сфера культуры, смысло-жизненное пространство личности, сфера психо-биологического здоровья человека.
2.Хагуров Т.А., Введение в современную девиантологию/ под редакцией Драча Г.В. Авторское учебное пособие. Изд-во СКНЦ ВШ. – Ростов н/Д – Краснодар 2003. - 15 п.л.
3.Хагуров Т.А., Маркин А.В. Введение в современную девиантологию: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Краснодар, 2005 (гриф УМО по классическому университетскому образованию) – 15 п.л., (авт. – 10 п.л.)
4.Хагуров Т.А.,.Шалин В.В, Яковлев В.А., Маркин А.В. Преступность как социальный феномен: опыт комплексного анализа/ Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Краснодар, 2006. (гриф УМО по классическому университетскому образованию) – 12 п.л., (авт. – 3 п.л.)
5.Человеческий капитал современного российского села/Коллективная монография под ред. З.Т.Голенковой, А.А.Хагурова – М.-Краснодар: ИС РАН, 2006. – 17 п.л., (авт. – 1, 5 п.л.)
6.Хагуров Т.А. Человек-потребитель: девиантологический анализ феномена/ Труды Кубанского государственного аграрного университета № 5, 2006.С.62-71. – 0.6 п.л.
7.Хагуров Т.А. Консьюмеризация образования: обучающие и воспитательные дисфункции современной школы в контексте потребительской культуры / Народное образование, № 9, 2006.С.239-245. – 1 п.л.
8.Хагуров Т.А. Массовая культура в обществе потребления: девиантологический анализ./Вестник РУДН (социология) № 2, 2007. – 1 п.л.
9.Хагуров Т.А. Социальная ответственность СМИ (социально-психологические аспекты)/Социальная, нравственная, юридическая ответственность СМИ в реформирующемся обществе. Материалы научно-практической конференции. Краснодар, 2001. С.74-78. – 0,4 п.л.
10.Хагуров Т.А. Философские основания девиантологического подхода в социальных науках. /Философия в реформируемом обществе/ Сборник материалов научно-практической конференции./ Краснодар 2002. - С.142-151. – 0,6 п.л.
11.Хагуров Т.А. Девиантогенность российской экономики в условиях глобализации/ Материалы XXIII Всероссийской конференции по экономике// Москва-Краснодар.-2002. Т.II.С.82-84. - 0,3 п.л.
12.Хагуров Т.А. Культурологическая коррекция методологии изучения девиантности./Современная культурология: предмет, методология и методика/ Труды краснодарского государственного университета культуры и искусств, Краснодар, 2003. (Приложение к журналу «Культурная жизнь Юга России»).С.124-130. – 0,6 п.л.
13.Хагуров Т.А. К вопросу о методологии девиантологических исследований в обществах Постмодерна. /Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе. М., 2003. Т.4.С.71-76. – 0,4 п.л.
14.Хагуров Т.А. Методология девиантологических исследований феномена массовой культуры и порождаемого ею типа человека/Девиантное поведение: методология и методика исследования/ под. ред. М.Е.Поздняковой - М.: Реглант, 2004.С.27-37. – 0,5 п.л.
15.Хагуров Т.А. Постмодерн, как девиантный социокультурный проект /Социокультурное проектирование/ Кубанский госагроуниверситет – Краснодарский государственный университет культуры и искусств, Краснодар, 2004.С.175-212. – 1,25 п.л.
16.Хагуров А.А. Хагуров Т.А. Социокультурное проектирование: основные этапы методологической рефлексии/ Кубанский госагроуниверситет – Краснодарский государственный университет культуры и искусств, Краснодар, 2004.С.4 – 23. – 1 п.л., (авт. 0,5 п.л.)
17.Хагуров Т.А. Методологический потенциал христианского мировоззрения в построении девиантологической теории./ Материалы международной научной конференции «Русская философия и православие в контексте мировой культуры» 20-23 октября 2004 г., Краснодар, 2004. С.136-140. – 0.4 п.л.
18.Хагуров Т.А. Методология девиантологических исследований в современном обществ»е: человек-потребитель» в фокусе девиантологического анализа/ Общество и право: всероссийский научный журнал № 1, 2005 г.С.101-110.- 0,8 п.л.
19.Хагуров Т.А. К вопросу о девиантологии Постмодерна/ Философия и будущее цивилизации/Тезисы докладов и выступлений IV Всероссийского социологического конгресса (Москва 24-28 мая 2005 года). – М.: Современные тетради,2005.С.419-420. – 0,2 п.л.
20.Хагуров Т.А. Постмодерн как культурно-интеллектуальная доминанта современности: девиантогенность «освобожденного сознания»./Общество и право/Всероссийский научный журнал, № 2(12), 2006.С.77-82. – 0,9 п.л.
21.Хагуров Т.А. Социокультурные и культурно-антропологические тенденции современности: девиантологический анализ./Тезисы докладов и выступлений III Всероссийского социологического конгресса, Москва МГУ, 1-4 октября 2006 г., Т.10.С.44-47. – 0,3 п.л.