- Суверенитет (государственный) - это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.
- В рамках современного международного права у суверенитета отсутствуют границы, он целен, не влияет на фактическое соотношение сил в международном сообществе, гарантирует независимость и самостоятельность государств вне зависимости от характера их взаимоотношений, объема и конкретного вида осуществляемых государственной властью функций. Суверенитет обеспечивает государству возможность в каждый момент времени свободно брать на себя осуществление необходимых ему полномочий, либо отказаться от их выполнения в соответствии с международным правом, включая возможность отказаться от ранее принятых международных обязательств.
- Власть суверенного государства необходимо отличать от государственного суверенитета. Государственная власть проистекает из волеизъявления народа в границах определенной государственной территории, обладает универсальным объемом прав и обязанностей и непрерывно проявляется как во внутригосударственных делах, так и в межгосударственном общении. Власть государства и его международная правоспособность в отличие от суверенитета и международной правосубъектности первичного субъекта международного права[1] носят относительный характер и имеют границы своей реализации, обусловленные внутренним законодательством и международным правом. Правоспособность государства реализуется непосредственно государственным аппаратом, наделенным государственной властью, и через многосторонние межгосударственные механизмы. Государственные права являются таковыми в силу существования государственного суверенитета, а не наоборот. Ограничение полномочий государственной власти не влечет исчезновения суверенитета государства.
- Надгосударственность - это правовое качество международной организации, позволяющее ей, в соответствии с утвержденной государствами-членами процедурой, принимать решения обязательного характера, в том числе без прямого согласия на то заинтересованного государства. Надгосударственность возникает на этапе реализации целей и задач международной организации, установленных в учредительном договоре или других международных договорах организации. Суверенные государства-члены закрепляют в своем законодательстве положения о возможности возложения государственных прав на международную организацию.
- Надгосударственность как правовое качество международной организации возникает в связи с поиском наиболее эффективных международно-правовых путей решения государственных задач в рамках международной организации, с учетом того, что между государствами, кроме правового равенства, существует объективное неравенство. Надгосударственность в деятельности международных организаций обусловлена принципом суверенного равенства государств. Международная организация не может порождать права, присущие суверенитету, поскольку природа ее власти и власти государства различны. Надгосударственность международной организации выявляется в рамках внутриорганизационной структуры международной организации за счет, например, широких полномочий или подразумеваемой компетенции и реализуется на стадии выполнения целей и задач, установленных в ее учредительном договоре. Надгосударственность применима к тем нормам права, создание которых находится в рамках полномочий международной организации, необходимых для достижения ее уставных целей и задач.
- Всеобъемлющая система ООН представляет собой надежную основу многостороннего управления, способную обеспечивать основные интересы государств в условиях глобализации. Объективный процесс глобализации развивается благодаря существованию современного международного права и государств как первичных субъектов международного права. Глобализация не ведет к умалению суверенитета. В условиях глобализации эффективная деятельность государств в международной и внутригосударственной сферах во все большей степени осуществляется под воздействием международно-правовых факторов и способствует возникновению и развитию международных институциональных структур, политика в которых формируется под влиянием соотношения сил государств-участников.
- Правовые меры, принимаемые государствами в условиях глобализации, в частности, ориентированы на устранение противоречий между социальной стабильностью, с одной стороны, и экономическим ростом - с другой. Глобализация в основном ведет к увеличению участия частных лиц в сферах деятельности, традиционно относящихся только к сфере государственного управления, и, соответственно, развитию международного частного права. В рамках современных международных отношений роль государства становится более важной с точки зрения создания стабильного политического климата, последовательного развития правовой базы, благоприятной для эффективного частного сектора, рыночной экономики и международных неправительственных организаций, а также рационализации государственных функций контроля и защиты прав человека. Другим важным элементом управления и влияния государственной власти на международной арене становится участие государств в выработке основных стратегических направлений взаимодействия международного сообщества, а также международного регулирования, включая правовое регулирование и регулирование не связанное с созданием норм международного права.
- Появление и развитие Европейского союза является примером успешной попытки сохранения влияния на универсальном уровне государств одного региона в условиях глобализации. По степени интеграции ЕС приближается к конфедеративной форме правового устройства регионального объединения. Развитие Европейского союза идет по пути увеличения количества полномочий центральных органов европейского интеграционного объединения в сферах внешней политики и экономики, а также развития элементов надгосударственности. Признавая известные особенности права европейской интеграции, следует согласиться, что оно основано именно на международном публичном праве и является его частью. Корректным наименованием совокупности правовых норм, имеющих отношение к региональной интеграции суверенных государств Европы, вместо «европейского права» является - «право европейской интеграции».
2.Статья. Договоры об избежании двойного налогообложения.// Закон. № 5.– М., 2000. С.53-57. (0,9 п.л.)
3.Учебник. Международное право. Под ред. В.И.Кузнецова. Раздел «Международное финансовое право».– М., «Юрист», 2001. С.613-623. (вклад авт. 0,6 п.л.)
4.Статья. О двойном российско-австралийском гражданстве.// «Горизонт» № 25, 26, еженедельная газета (под псевд. А.Александров).– Австралия, Сидней, 2002. С.18, 19. (1,0 п.л.)
5.Статья. Российская таможня дает добро.// «Горизонт» № 34, еженедельная газета (под псевд. А.Александров).– Австралия, Сидней, 2002. С.22. (1,0 п.л.)
6.Статья. О российских пенсиях.// «Горизонт» №35, еженедельная газета (под псевд. А.Александров).– Австралия, Сидней, 2002. С.15. (0,5 п.л.)
7.Статья. Об иностранцах в России и не только…// «Горизонт» № 38, еженедельная газета (под псевд. А.Александров).– Австралия, Сидней, 2002. С.14. (0,5 п.л.)
8.Статья. Миграционное законодательство Австралии.// Внешнеэкономический бюллетень N 4.– М., 2003. С.65-79. (1,1 п.л.)
9.Монография. Международные финансовые организации. Правовые аспекты деятельности.– М., «Омега-Л», 2003. 294 с. (18,5 п.л.)
10.Монография. Международные финансовые организации. Правовые аспекты деятельности.– М., «Омега-Л», 2006. 294 с. (переиздание)
11.Статья. Преступления в отношении женщин и детей по международному праву.// Актуальные вопросы противодействия международной преступности на современном этапе. Материалы Международной конференции 19.04.05 г.– М., ДА МИД России, 2005. С. 80-88. (0,5 п.л.)
12.Учебник. Международное право. Под ред. А.А.Ковалева, С.В.Черниченко.– М., «Омега-Л», 2006. С.500-521. (вклад авт. 1,3 п.л.)
13.Монография. Суверенитет государства в современном мире.– М., «Научная книга», 2006. 246 с. (15,5 п.л.)
14.Монография. Надгосударственность в современном международном праве.– М., «Научная книга», 2007. (15,0 п.л.)
15.Статья. Суверенитет государства в современном мире.// Черные дыры в Российском законодательстве, №1.– М., 2007. С.76-79. (0,4 п.л.)
16.Статья. Надгосударственность в международном праве.// Государство и право – М., 2007. (1,3 п.л.)
17.Статья. Особенности юридической природы права европейской интеграции.// Юрист международник.– М., 2007. (1,0 п.л.)
18.Статья. О суверенитете государств в международном праве.// Черные дыры в Российском законодательстве, №2.– М., 2007. С.349-353. (0,4 п.л.)
19.Статья. Явление надгосударственности в праве европейской интеграции.// Сборник, посвященный юбилею Л.Н.Галенской.– Спб., 2007. (1,1 п.л.)
20.Статья. Правовые особенности статуса международных организаций в современном мире.// Дипломатическая служба.– М., 2007. (0,6 п.л.)
21.Статья. Актуальные аспекты международного права в условиях глобализации.// Вестник РУДН.– М., 2007. (0,5 п.л.)
22.Статья. Критика концепции относительного государственного суверенитета.// МЖМП.– М., 2007. (0,8 п.л.)
23.Статья. Международно-правовые основы развития явления надгосударственности в условиях глобализации.// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы развития региона в условиях трансформации общества».– Пятигорск, 2007. (1,0 п.л.)
24.Статья. Правовой статус международных организаций в условиях экономической глобализации.// Внешнеэкономический вестник.– М., 2007. (0,5 п.л.)
25.Учебник. Современное международное право. Под ред. А.А.Ковалева, С.В.Черниченко.– М. «Проспект», 2007. (вклад авт. 1,4 п.л.)
26.Статья. О соотношении суверенитета и надгосударственности в современном международном праве.// Международное право, International law.– М., 2007. (1,3 п.л.)