Научная тема: «ПУБЛИЧНЫЙ ДОЛГ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО ПРАВА»
Специальность: 12.00.14
Год: 2007
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Публичный долг - это финансово-правовая категория, базирующаяся на экономическом содержании государственного и муниципального кредита, представляющая юридическую форму  финансового обязательства  публично-территориального образования. Публичный долг  явление полифункциональное и многоаспектное.  В интерпретации  этой категории экономистов и юристов имеются различия, отражающие  те или иные ее отдельные стороны.  В диссертации обосновывается, что в отличие от  экономистов, делающих основной акцент на материальном содержании этой категории и определяющих публичный долг как накопленную задолженность  государственных и муниципальных органов25, для правоведов главным является обязательственный аспект публичных долговых отношений. Публичный долг - это прежде всего, облеченные в правовую форму, обязательства государства (в лице Правительства РФ и Минфина России, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также муниципальных образований ) перед своими займодавцами(кредиторами), состав которых зависит от «правил» и «ограничений», установленных либо санкционированных самим государством27.    
  2. Выявленные особенности публичного долга позволили определить его как самостоятельную финансово-правовую категорию и одновременно как категорию финансового права. Аргументирована позиция о  возможности рассмотрения  публичного долга в системе понятийных рядов, включающих: государственный кредит; муниципальный кредит; государственный долг; муниципальный долг; государственные долговые обязательства; муниципальные долговые обязательства; государственные гарантии; муниципальные гарантии и др.
  3. Публичный долг - финансово-правовое следствие публичных кредитных отношений, участниками (субъектами) которых, с одной стороны,  всегда выступает публично - территориальное образование, а с другой -  в зависимости от конкретных правоотношений -  иное публично - территориальное образование, либо физическое или юридическое лицо, или организация (в том числе международная), не обладающая таковым статусом. На основе анализа исторических аспектов  становления и развития различных форм и видов государственного долга в различных странах обосновывается изменение предназначения  публичных долговых обязательств  - от  источников погашения дефицита бюджета  до инструментов централизованного управления рыночными процессами, при одновременном  сохранении их основной фискальной функции - пополнения доходной части бюджета соответствующего уровня.     Выдвигается тезис использования публичных долговых обязательств современными  государствами в независимости  от их уровня экономического развития и государственно-политического строя. Публичные кредит и  долг  органически сочетаются с иными инструментами финансово-правового регулирования рыночных механизмов (наряду с налогами, ценами, денежной эмиссией). Соответственно этому  предполагается необходимым и целесообразным  даже  в случаях фактического отказа (временного)   конкретного государства от использования публичного кредита в качестве  инструмента управления экономикой страны, оформлять правовое регулирование  указанных долговых отношений исключительно на уровне специализированных кодифицированных актов (например, Бюджетных либо Финансовых кодексов).
  4. Публичный долг как  финансово-правовой феномен следует рассматривать  не только как следствие  кредитных отношений с участием публично-территориальных образований, но и  одновременно  как синтетическую финансово-правовую  категорию, содержание  которой обусловливается государственно-политическим устройством страны. В государствах с федеративным устройством публичный долг объединяет в себе государственный  долг, включающий долг федерального и регионального уровней (субъектов Федерации) и  долг муниципальный. В унитарных - публичный долг сводится исключительно к долгу государственному и муниципальному.    Публичный долг Российской Федерации  как синтетическая финансово-правовая категория, характеризующаяся, с одной стороны, целостностью, единством  и взаимной связью его составных частей -  государственного  (федеральный и региональный) и муниципального долга, одновременно  предполагает   наличие  особых качественных характеристик и специфических черт и признаков  последних.
  5. Сделан вывод о том,  что публичные долговые отношения и публичные долговые обязательства возникают исключительно в целях  удовлетворения публичного интереса и потому  публичный долг не может рассматриваться, как полагают некоторые ученые, как результат  договора купли-продажи государственных (муниципальных) ценных  бумаг. Публичные долговые обязательства, будучи разновидностью расходных и  в соответствующих случаях - бюджетных  обязательств, представляют собой  одну из  правовых форм  финансовой деятельности публично-территориальных образований, не имеют отношения  к предпринимательской деятельности указанных субъектов, хотя и могут приносить доход.  В связи с этим аргументируется  тесная взаимосвязь кредитно-долговой деятельности государства и муниципальных образований с инвестиционной деятельностью[1], направленной  не столько   на получение дохода (прибыли), сколько на развитие общественной инфраструктуры и решение иных публичных задач. Неслучайно кредиторы публичных образований, по аналогии с иными инвесторами, пользуются  налоговыми преференциями и иными льготам.  Публично-долговая деятельность, наряду с налоговой, валютной, эмиссионной   деятельностью  составляют единую систему  финансовой деятельности государства и муниципальных образований, в  основе которой лежат принципы единства финансовой политики и денежной системы, а также приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований, являющихся основными принципами финансового права[2].  
  6. Публичную  долговую деятельность (кредитно-долговую деятельность публично-правовых территориальных образований), с учетом ее сущностных черт, следует рассматривать как     разновидность  такого ключевого финансово-правового института  как финансовая деятельность государства и муниципальных образований, что обусловливает возможность ее характеристики в     экономическом, материальном и правовом аспектах.
  7. Обосновывается, что изменение норм бюджетного законодательства, предусматривающего возможность изменения в одностороннем порядке публично-долговых обязательств (в т.ч. перенос срока выплаты основной(номинальной) суммы долга, изменение срока выплат и размера  установленных в условиях публичного займа процентов; реструктуризация долга; новация долга; списание долгов и т.п.) является нарушением  не столько  принципа гражданского права - о недопустимости  одностороннего расторжения или изменений условий договора, как обосновывают многие авторы, сколько  норм Конституции РФ (ст.75), являющейся основным источником правового регулирования финансовых отношений.
  8. Выявлена правовая  природа публичного долга в аспекте структуры   финансового права как  отрасли права. Доказывается, что публичная финансово-правовая природа отношений в сфере организации государственного и муниципального долга не «страдает» и не видоизменяется в связи с тем, что само оформление публичных долговых обязательств  опосредуется, в соответствии с действующим законодательством, «частноправовыми формами», т.е. с применением гражданско-правовых договоров (кредитных соглашений, кредитных договоров, договоров займа, договоров  о предоставлении гарантий и др.).
  9. Резюмируется, что  если рассматривать публичный кредит  в составе системы финансового права как отрасли права, его можно характеризовать  как  новую сформировавшуюся подотрасль финансового права.  Последнее обстоятельство  подтверждается уже состоявшимся  вхождением в указанную подотрасль  таких крупных финансово-правовых институтов как  публичный внутренний долг; публичный внешний долг; публичные долговые обязательства; публичные займы; государственные и муниципальные ценные бумаги;  бюджетный кредит; публичные гарантии;  ответственность за нарушение бюджетного законодательства в сфере публичного долга и др, получивших  правовое закрепление в современном бюджетном законодательстве на уровне кодифицированного акта (Бюджетного кодекса РФ) и нуждающихся в самостоятельном научно-теоретическом анализе и развитии.
  10. Исследованы проблемы публичного долга  во взаимосвязи с вопросами финансового законодательства. Характеризуя публичный долг в  указанном аспекте, обосновывается необходимость рассмотрения  его  в качестве  комплексной  подотрасли  российского законодательства, включающей нормы финансового, конституционного,  административного, гражданского,  международного права. 
  11. С позиций системного анализа выделены и дифференцированы финансовые правоотношения, возникающие  в сфере публичного долга. Обоснованы их  основные  признаки.
  12. Публичный долг проанализирован в системе финансового права как отрасли отечественной правовой науки и учебной дисциплины. Сделан вывод о том, что публичный долг следует рассматривать как  подотрасль науки  российского финансового права и самостоятельное направление  в  образовательном процессе при подготовке современных правоведов и экономистов.
  13. Проанализированы и уточнены понятия, признаки и классификация публичного долга как объекта управления.  Обосновано, что управление  публичным долгом в правовой сфере  выступает в таком его виде как регулирование и заключается в разработке и принятии собственной нормативно-правовой базы, обеспечивающей детальную регламентацию российского рынка внутренних и внешних публичных долговых обязательств, а также ратификацию международных правовых актов, закрепляющих права и обязанности участников  этого рынка.
  14. Сформулировано определение понятия «управление публичным долгом»  как одного из важнейших направлений финансово-правовой политики государства и муниципальных образований и как  организующей, целенаправленной деятельности уполномоченных публично- территориальными образованиями  органов власти и управления,  заключающейся в разработке и правовом закреплении совокупности мер воздействия на управляемый объект - публичный долг,  в целях упорядочения  системы его формирования, размещения и погашения (исполнения)  и обеспечения   функционирования в установленном порядке, в целях достижения финансовой стабильности  и создания социально- благоприятных условий жизнедеятельности государства и общества. 
  15. Аргументирована дифференциация   мероприятий, составляющих содержание управления в сфере публичного долга; предложена классификация  целей и задач управления публичным долгом, имеющих практическое значение для повышения эффективности управляющего воздействия на состояние и функционирование публичного долга. В связи с этим обосновывается  ряд особенностей  публичного долга как объекта управления, напрямую связанных с его публичным характером, что подтверждается  рядом  выявленных в процессе исследования признаков (в т.ч. социальной обусловленностью целей создания и использования рынка публичных долговых обязательств; прямой связью с экономической безопасностью государства; взаимозависимостью с финансово-экономическими интересами членов общества и др.).     
  16. Выявлено  содержание управленческой деятельности в сфере публичного долга, посредством конкретизации функций управления и  задач, решаемых в процессе реализации функций по управлению долгом. Разработана  классификация названных функций и задач.  Обосновывается, что управление публичным долгом  представляет собой  одно из направлений как финансовой, так и регулятивной  правотворческой деятельности публичных образований, проявляющейся в официальном  установлении и закреплении, посредством принятия публичных финансово-правовых норм, правил  выпуска в обращение, эмиссии, размещения и погашения долговых заемных обязательств.
  17. Для  достижения  эффективной  реализации целей финансово-правовой политики в сфере управления публичным долгом, обосновывается необходимость применения на различных этапах деятельности  публично-территориальных образований  по выпуску и обращению публичных ценных бумаг - различных по степени «жесткости» властных  (императивных) методов финансово-правового регулирования (управления).  При этом особо отмечается, что  теоретическая разработка управленческих проблем в сфере публичного  долга является важным направлением развития финансового  законодательства. Это связано  с поисками новых финансовых инструментов  финансовой политики государства  для обеспечения стабильных государственных и муниципальных доходов, строго целевого использования  государственных и муниципальных  расходов, выполнения обязательств участниками  фондового рынка, в том числе участниками рынка государственных(муниципальных) ценных бумаг, а также формирования  сбалансированного  бюджета (федерального , субфедерального и местного уровня).
  18. Многочисленные задачи, решаемые посредством   управления публичным долгом предложено дифференцировать в зависимости от сферы воздействия . Так можно выделить: А)  Задачи управления  публичным долгом в экономической сфере .  К ним относятся: бюджетное регулирование и оптимизация налогообложения, в т.ч.  путем частичного переложения налогового бремени современного поколения на будущее поколение; оптимизация эмиссионной деятельности, в  т.ч. путем ограничения монетарных рынков учетно-долговыми инструментами (рычагами). Б)  Задачи управления  публичным долгом в политической сфере. Сюда следует, прежде всего, отнести обеспечение надежности и стабильности функционирования политической системы в государстве, обеспечение национальной безопасности. В)  Задачи управления  публичным долгом в социальной сфере.  Главными  из которых отмечаются: стабилизация финансового обеспечения выполнения социальных программ, своевременная и полная выплата заработной платы, других социальных пособий и выплат работникам  бюджетной сферы. Г)  Задачи управления  публичным долгом в правовой  сфере. Управление здесь выступает в таком его виде как регулирование и заключается в разработке и принятии собственной нормативно-правовой базы, обеспечивающей детальную регламентацию российского рынка внутренних и внешних  долговых обязательств, а также ратификацию международных правовых актов, закрепляющих права и обязанности участников  этого рынка.
  19. На основании проведенного исследования и полученных результатов автором разработана Концепция финансово-правовой природы публичного долга, основные положения которой могут быть использована при разработке и принятии Федерального закона «О публичных финансах Российской Федерации» (раздела «Публичный долг Российской Федерации»).
Список опубликованных работ
Монографии, учебники и учебные пособия

1.Покачалова Е.В, Химичева Н.И. Правовая политика России: теория и практика: монография. Колл. авт. / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. (глава «Финансово-правовая политика». (1,1 п.л.);

2. Покачалова Е.В. Становление и развитие публичного долга и его форм (финансово-правовые аспекты). Монография /Е.В.Покачалова; под ред. д.ю.н.,проф.академика МАН ВШ., заслуженного работника высшей школы РФ Н.И.Химичевой. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права, 2007. (19,7 п.л.);

3.Покачалова Е.В. Публичный долг в Российской Федерации: вопросы теории финансового права. Монография / Е.В. Покачалова; под ред. д.ю.н., проф.академика МАН ВШ., заслуженного работника высшей школы РФ Н.И. Химичевой. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2007. (10 п.л.);

4.Покачалова Е.В., Химичева Н.И., Крохина Ю.А. Правовые проблемы финансовой деятельности государства и муниципальных образований //Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук. Сборник рефератов избранных работ. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. 2001. (0,5п.л.);

5.Покачалова Е.В. Финансовое право Российской Федерации : Учебно-методическое пособие / Составители: проф., докт. юрид. наук Н.И.Химичева, канд. юрид. наук Л.А. Давыдова, препод. Ю.В. Брызгалин, канд. юрид. наук Е.В. Покачалова. /Отв. ред. Н.И.Химичева. Саратов: Изд-во СГАП, 1992. (1,8п.л.);

6.Покачалова Е.В. Финансовое право: Учебно-методическое пособие /Под ред. Н.И.Химичевой. Саратов: Изд-во СГАП.1996. (2,4.п.л.);

7.Покачалова Е.В. Финансовое право Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. Отв. редакторы Н.И. Химичева, Е.В. Покачалова. Саратов: Изд-во СГАП, Юридический колледж СГАП.1996. (2,2 п.л.);

8.Покачалова Е.В. Финансовое право: Учебник /Отв. ред .Н.И. Химичева. М.: Изд-во «БЕК»,1995 (§ 5 гл.4, гл.21. 22.). (4,5 п.л.);

9.Покачалова Е.В. Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юристъ», 1999. (гл.20,21,22,§ 2 и 3 гл.26 (совместно с Новоселовым В.И.)) Рекомендован Минобразования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция». (7,1 п.л.);

10.Покачалова Е.В. Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.В. Покачалова, В.В. Попов, Е.Н. Пастушенко, Д.А. Смирнов / Под ред. Н.И. Химичевой. Саратов: Изд-во СГАП, 2000. (3,5 п.л.);

11.Покачалова Е.В. Финансовое и налоговое право Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Е.В. Покачалова. Саратов: Изд-во СГАП, 2002. (2,0 п.л.);

12. Покачалова Е.В. Финансовое и налоговое право Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Е.В. Покачалова. 2-е изд., стер. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2003. (2,0 п.л.);

13. Покачалова Е.В. Финансовое и налоговое право Российской Федерации. Практикум. /Отв. ред. Е.В. Покачалова. Саратов: Изд-во СГАП, 2002. (1,3 п.л.);

14. Покачалова Е.В. Финансовое право :Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева.3-е изд. перераб. и доп. М.: «Юристъ», 2002.(гл.21,22, 23, 27,28). Рекомендован Минобразования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция». (12,8 п.л.);

15. Покачалова Е.В., Химичева Н.И. Финансовое право /Отв. ред. д.ю.н., проф. Н.И. Химичева. М.: Изд.-во «НОРМА», 2005.(Серия учебно-методических комплексов). (гл. 8,9,14-19,22-24).(14,5 п.л.);

Статьи, опубликованные в ведущих научных журналах

и изданиях, указанных в перечне ВАК

16. Покачалова Е.В. Финансово-правовые проблемы рынка государственных и муниципальных займов // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во СГАП. 1996. № 2. (0,5 п.л.);

17. Покачалова Е.В. Тезисы выступления «Проблемы регулирования ответственности на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг» на международной научно-практ. конференции «Состояние и проблемы борьбы с коррупцией и преступностью в сфере экономики»/. Лопашенко Н.А. Состояние и проблемы борьбы с коррупцией и преступностью в сфере экономики //Государство и право. М. 2000.№ 10. (0,02 п.л.);

18.Покачалова Е.В., Чесноков А.А. Правовое регулирование исполнения местного бюджета // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во СГАП. 2001. № 1.(0,25 п.л.);

19.Покачалова Е.В. Управление государственным долгом Российской Федерации: теоретико-правовые проблемы // Правоведение. М. 2001.№ 4. (1,3 п.л.);

20. Покачалова Е.В. Доктрина финансового права и новое финансовое законодательство об институтах государственного кредита и государственного долга // Правоведение. 2002. М. № 5 (0,5 п.л.);

21. Покачалова Е.В. Проблемы регулирования государственного и муниципального долга в свете правовой реформы в РФ //Юрист. М. 2002. № 3.(0,6 п.л.);

22.Покачалова Е.В. К вопросу правового обеспечения финансовой политики России в сфере государственного долга // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во СГАП. 2003. № 2. (0,5п.л.);

23.Покачалова Е.В. К вопросу формирования системы государственно-правовых мер защиты организаций и физических лиц как субъектов налоговых и долговых обязательств в РФ // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Гуманитарные исследования». 2003. (0,6 п.л.);

24. Покачалова Е.В., Разгильдиева М.Б. «Финансовое право: федеральные и региональные аспекты («Круглый стол», посвященный 75-летию академика Н.И. Химичевой)» // Журнал российского права. М. 2004.№ 8. (0,25 п.л.);

25. Покачалова Е.В. Бюджетная реформа и государственные заимствования: взаимосвязь целей и основы правового обеспечения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право».2005. Выпуск 6. № 8.(0,5 п.л.);

26. Покачалова Е.В. Совершенствование финансово- и уголовно-правовой ответственности в сфере государственных (муниципальных) долговых обязательств //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2005.№ 10. (0,4 п.л.);

27. Покачалова Е.В. Правовые проблемы государственного долга в условиях дефицита и профицита бюджета //Современное право. М. 2005. № 10.(0,5 п.л.);

28. Покачалова Е.В. Государственный долг: концептуальные проблемы институциональной принадлежности //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2005. № 11. (0,5 п.л.);

29. Покачалова Е.В. Бюджетные послания Президента РФ в системе источников формирования государственной долговой правовой политики России // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Гуманитарные исследования». 2006. (0,6 п.л.);

30. Покачалова Е.В. Тактические и стратегические цели государственных заимствований в свете современной бюджетной реструктуризации: вопросы правового регулирования //Наука и общество. Сборник научных статей. Баку: Изд-во БСУ «Китаб элями». 2006. Т. 2. (1,2 п.л.);

31. Покачалова Е.В. Современная бюджетная реформа и государственные долги: детерминизм целей и правового регулирования // Законодательство и экономика. М. 2006. № 3. (0,9 п.л.);

32. Покачалова Е.В. Проблемы модернизации финансово-правовой науки /Тезисы выступления на международной научно-практической конференции «Юридическое образование и наука в России: проблемы модернизации», посвященной 75-летию Саратовской государственной академии права. 6-7 окт. 2006 г. // Правоведение. М. 2006. № 6. (0,1 п.л.);

Работы, опубликованные в материалах всероссийских и международных конференций

33. Покачалова Е.В. Проблемы прав личности в финансовых (налоговых) правоотношениях и усиления их юридических гарантий // Права человека в России и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод: Материалы международной научно-практической конференции (29-30 окт. 1996 г.). Саратов: Изд-во СГАП. 1997. (0,25 п.л.);

34. Покачалова Е.В. Финансово-правовые проблемы государственного кредита в Российской Федерации (в аспекте доходов и расходов государства) // Правовое регулирование государственных доходов и расходов (Доклады и выступления на международной научно-практической конференции). Академия правовых наук Украины: Харьков, 1998. (0,3 п.л.);

35. Покачалова Е.В. Правовая политика в области государственного внутреннего долга Российской Федерации //Правовая политика: федеральные и региональные проблемы: Материалы научной конференции 22-23 июня 2000 г., посвященной открытию Саратовского филиала Института государства и права РАН / Под ред. Н.И. Матузова. Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева. 2001. (0,2 п.л.);

36. Покачалова Е.В. Исполнение государственных и муниципальных долговых обязательств в свете соблюдения прав человека // Права человека и пути их реализации: материалы международной конференции. Саратов: Изд-во СГАП. 1999. Часть 2. (0,3 п.л.);

37. Покачалова Е.В. О совершенствовании законодательства в сфере рынка государственных ценных бумаг и других долговых обязательств //Законодательство России в ХХ1 веке: По материалам научно-практической конференции. Москва. 17 октября 2000 г. М.: Городец-издат. 2002. (0,4 п.л.);

38. Покачалова Е.В. Государственные и муниципальные долговые обязательства в аспекте Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод //Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и национальное законодательство: Материалы международной научной конференции 7-8 декабря 2000 г. Саратов: Поволжская академия государственной службы. 2001. (0,15 п.л.);

39. Покачалова Е.В. К вопросу совершенствования законодательства о государственных ценных бумагах и других российских долговых обязательствах в аспекте доктрины финансового права //Российская юридическая доктрина в ХХ1 веке: проблемы и пути их решения: Материалы научно-практической конференции, посвященной 70-летию Саратовской государственной академии права (3-4 октября 2001 г.) / Под ред. А.И. Демидова. Саратов: Изд-во СГАП. 2001. (0,4 п.л.);

40. Покачалова Е.В. Проблемы регулирования государственного и муниципального долга в свете правовой реформы в РФ // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 2. В 2 томах. Том 2. М: Издательская группа "Юрист" 2002. (0,5 п.л.);

41. Покачалова Е.В. Основные направления исследования проблем регулирования отношений в сфере государственного долга России в аспекте развития доктрины финансового права //Финансово-правовая доктрина постсоциалистического государства: Сб. науч. докладов и сообщений по материалам международной научной конференции. Вып. 2. Черновцы: «Рута», 2003. (0,5 п.л.);

42. Покачалова Е.В. Особенности правоотношений в сфере государственного долга России как федеративного государства // Финансовый механизм и его правовое регулирование: Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Саратовский государственный социально-экономический университет. Саратов, 2003. (0,15 п.л.);

43. Покачалова Е.В. Коллизии конституционного и финансового законодательства в сфере государственного долга //Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития (к 10-летию Конституции России): Международная научно- практ. Конференция (1-3 окт.2003 г.): В 3-х ч. / Под ред. А.И. Демидова, В.Т. Кабышева. Ч.2. Саратов: Изд.во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права, 2004. (0,5 п.л.);

44. Покачалова Е.В. Особенности правоотношений в сфере государственного долга России //Финансовый механизм и его правовое регулирование: Материалы международной научно-практической конференции (24-25 апреля 2003 г.) Часть П. Под ред. Е.В. Покачаловой и О.Ю. Бакаевой. Саратов: Издат. центр СГСЭУ. 2003. (0,5 п.л.);

45. Покачалова Е.В. Государственный кредит (долг) и организация страхового дела: методические проблемы финансово-правового регулирования //Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 3. В 3 томах. Том 3. М:. Издательсткая группа "Юрист" 2003. (0,5 п.л.);

46. Покачалова Е.В. Финансово-правовая категория государственного долга в аспекте конституционных основ //Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 4. В 3 томах. Том 3. М: Издательская группа "Юрист" 2004. (0,25 п.л.);

47. Покачалова Е.В. Государственная долговая правовая политика как основа бюджетного реформирования в России // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 5. В 3 томах. Том 3. М: Издательская группа "Юрист". 2005. (0,3 п.л.);

48. Покачалова Е.В. Глобализационные процессы и их влияние на государственную долговую правовую политику России //Актуальные проблемы финансового права Республики Беларусь, России, Украины /Отв. ред. д.ю.н., проф. Д.В. Винницкий. СПб : Издательский Дом С.- Петерб. гос. ун-та. Изд-во юридического факультета СПбГУ, 2006. (0,5 п.л.);

49. Покачалова Е.В.Современная бюджетная реформа: цели правового регулирования //Проблемы экономического и финансово-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел в условиях реформирования бюджетных и налоговых отношений. Сборник научных статей по материалам межвузовской научно-практической конференции. (Москва. 21 октября 2005 г.) М.: Изд-во Академии управления МВД России. 2006. ( 0,25 п.л.);

50. Покачалова Е.В. Фондовый рынок России в условиях мировой глобализации: правовые проблемы взаимосвязи и противоречий // Таможенно-правовая политика России в условиях вступления в ВТО: Материалы международной научно-практической конференции 14-15 апреля 2006 г. - Саратов: Изд-во СГСЭУ. 2006. (0,5п.л. );

Другие статьи, материалы конференций

51. Покачалова Е.В. Зашита прав в сфере налогообложения //Ответственность и защита прав в сфере налогообложения в Российской Федерации: Сборник материалов семинара 19-21 сентября 1995 г. г. Саратов: Региональная общественная организация Центр содействия проекту правовой реформы Саратовской области. 1995. (0,5п.л.);

52. Покачалова Е.В. Финансово-правовые проблемы рынка государственных и муниципальных займов // Ценные бумаги: вопросы права М: Изд-во «Юрист». 1998. № 1. С.3-7 ( 0,25 п.л.);

53. Покачалова Е.В. Проблемы соотношения полномочий Российской Федерации и субъектов Федерации в сфере регулирования государственного долга //Разграничение полномочий по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации: Научно-практический семинар, 9 февраля 2001 г. /Под ред. Р.Ш. Халикова, В.М. Манохина. Саратов: Изд-во СГАП. 2001. (0,25 п.л.);

54. Покачалова Е.В. Правовые основы разграничения прав Российской Федерации и ее субъектов в сфере государственных долговых обязательств //Разграничение полномочий по предметам совместного ведения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления: Тез. док. научно-практ. семинара (30 марта 2001 г.) Саратов: Изд-во СГАП. 2002. (0,4 п.л.);

55. Покачалова Е.В. Актуальные вопросы правового регулирования государственного и муниципального долга в России // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия «Юриспруденция». Вып. 20. Тольятти: ВУиТ, 2002. ( 0,5 п.л.);

56. Покачалова Е.В. в ст. Крохиной Ю.А., Кучерявенко Н.П. Научно-практическая конференция «Финансовое право на рубеже веков» // Финансовое право. 2002. № 2. (0,01 п.л.);

57. Покачалова Е.В. Реализация концепции единой финансово-правовой политики по управлению государственным долгом как сфера деятельности Министерства финансов РФ //Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. Серия «Юриспруденция». Вып. 21.Тольятти: ВУиТ, 2002.

( 0,7 п.л.);

58. Покачалова Е.В. Государственный и муниципальный долг: проблемы правового регулирования //Финансовое право. М. 2002. № 1. (0,5 п.л.);

59. Покачалова Е.В. Сберегательное дело в аспекте правового регулирования государственного внутреннего долга // Человек и право на рубеже веков. Альманах. Саратов: Изд-во СГАП. 2001. № 1. (0,6 п.л.);

60. Покачалова Е.В. Бизнес и российская государственная кредитно-долговая и налоговая политика: проблемы правового регулирования //Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. Ростов-на-Дону. 2003. № 3 (27). (0,7 п.л.);

61. Покачалова Е.В. К вопросу об ответственности за нарушения, связанные с оборотом государственных и муниципальных ценных бумаг //Финансовое право. М. 2003. № 3. (0,4 п.л.);

62. Покачалова Е.В. Финансово-правовое регулирование отношений в сфере государственного долга России // Актуальные вопросы юриспруденции: Сборник научных трудов / Отв. ред. О.Ю. Бакаева. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет. 2003. (0,3 п.л.);

63. Покачалова Е.В. Проблемы разграничения бюджетных полномочий в сфере государственного долга в аспекте принципа федерализма //Актуальные проблемы финансового права. Сборник науч. статей, посвящ. 75-летию докт. юрид. наук, профессора, академика РАН ВШ Н.И. Химичевой. Под ред. Е.В. Покачаловой. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». 2003. (0,8 п.л.);

64. Покачалова Е.В. Государственный долг как финансово-правовая категория //Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. Ростов-на-Дону. 2004. №1 (29). (0,7 п.л.);

65. Покачалова Е.В. Финансово-правовая политика российского государства в сфере государственного долга // Материалы «круглого стола» Правовая политика: от концепции к реальности / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М, Юрист. 2004. (0.7 п.л.);

66. Покачалова Е.В. Разграничение бюджетных полномочий органов власти в сфере государственного долга // Россия на пути реформ: федеративный и региональный аспект / Под ред. С.Ю. Наумова. Саратов: Поволжская академия государственной службы П.А.Столыпина. 2003. В 2-х книгах. Кн. 2. (1 п.л.);

67. Покачалова Е.В., Разгильдиева М.Б. Финансовое право: федеральный и региональный аспекты («круглый стол», посвященный 75-летию академика Н.И.Химичевой) // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». 2004. № 2. ( 0.5 п.л.);

68. Покачалова Е.В. К вопросу принятия модельного закона «О государственном долге субъекта Российской Федерации» // Федеральные и региональные аспекты финансового права: Материалы «круглого стола», посвящ. 75-летию академика Н.И.Химичевой: Тезисы выступлений (2-3 октября 2003 года) / Под ред. Е.В. Покачаловой. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». 2004. (0,15 п.л.);

69. Покачалова Е.В. Финансово-правовая политика России в сфере государственного долга в условиях глобализации экономики. //Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. 2005. №2 (34).(1,1. п.л.);

70. Покачалова Е.В. Социальная составляющая долговой правовой политики России как основа ее эффективности в условиях бюджетного реформирования // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов-Москва. 2005. № 4 (21). (0,5 п.л.);

71. Покачалова Е.В. Государственная долговая правовая политика как основа бюджетного реформирования в России. // Финансовое право. М. 2005. № 7. (0,25 п.л.);

72. Покачалова Е.В. Истоки формирования современной правовой теории государственного долга и финансово-правовой долговой политики России // Актуальные проблемы российской правовой жизни: Материалы круглого стола / Под ред. А.В. Малько. Самара: МГПУ. 2006. (0,5 п.л.);

73. Покачалова Е.В. Финансово-правовая политика и публичный долг: проблемы соотношения //Актуальные вопросы публичного права: межвузовский сборник научных трудов /Под ред. проф. О.Ю.Бакаевой. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2007. (0,25п.л.).