Научная тема: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ ОБОРОТА ОРУЖИЯ И ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2007
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Административно-правовой режим оборота оружия и взрывчатых веществ - это юридическая конструкция, образованная совокупностью нормативных правовых актов, согласованных по основным направлениям воздействия на регулируемые правоотношения, объединяющая в себе посредством юридических средств режимные правила, организационные, юридические, информационные, материально-технические гарантии устойчивого функционирования режима, а также устанавливающая административно-правовые статусы субъектов и объектов регулируемых правоотношений. Административно-правовые режимы оборота оружия и взрывчатых веществ устанавливают допустимые пределы правомерного поведения субъектов и объектов управления, позволяют достаточно точно учесть и реализовать правовые статусы множества субъектов правоотношений. Целенаправленное выстраивание комплекса правоотношений по поводу оборота оружия и взрывчатых веществ, применение в качестве инструмента воздействия на участников отношений системы прав, обязанностей, ответственности, гарантий, учет разнообразных юридических фактов позволяют добиться социально значимого результата - обеспечения безопасности общества, связанной с оборотом оружия и взрывчатых веществ.
  2. Формированию административно-правовых режимов в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ должна предшествовать тщательная научная проработка их структуры. Последняя, в свою очередь, должна строиться исходя из социальной цели, определенной для достижения с помощью того или иного режима. В юридическую конструкцию административно-правового режима должны входить: методы поддержания его постоянного функционирования; система взаимодействия субъектов режимного обеспечения; механизм обмена между ними информацией об устойчивом функционировании административно-правового режима; контрольные функции в отношении управляемых объектов и другие компоненты.  
  3. Административно-правовой режим, в том числе оборота оружия и взрывчатых веществ, является формой правового регулирования общественных отношений, применяемой в случаях, когда: существует социальная потребность в создании системы правового воздействия в отношении большого количества субъектов; должно быть обеспечено неукоснительное выполнение предписаний правовых норм; необходима жесткость правового регулирования, обеспечиваемая комплексом существенных ограничений и запретов; структура правового материала, обеспечивающего правомерное поведение субъектов правоотношений, согласована по основным своим элементам: административно-правовым статусам, режимным правилам и режимным гарантиям.
  4. Административно-правовые режимы оборота оружия и взрывчатых веществ являются комплексными режимами, объединяющими в себе совокупность административно-правовых режимов, регулирующих различные стадии оборота оружия и взрывчатых веществ, а также административно-правовые режимы, регулирующие деятельность органов государственного управления, производственную деятельность, а также деятельность физических и юридических лиц в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ. Образование комплексных административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ обусловлено сложностью и многогранностью предмета правового регулирования, большим количеством факторов, влияющих на содержание взаимосвязанных между собой правоотношений. Отсюда не менее многообразная система юридических средств для достижения поставленной нормотворческим органом цели. Комплексные административно-правовые режимы направлены на урегулирование наиболее сложных стадий общественно значимых отношений в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ, образуются в целях обеспечения общественной безопасности и эффективного функционирования различных отраслей государственного управления.
  5. Базовый нормативный правовой акт, образующий правовую основу административно-правового режима оборота оружия и взрывчатых веществ, должен выполнять, с одной стороны, регулятивную функцию, с другой стороны -создавать нормативную правовую «платформу» для построения всей юридической конструкции административно-правового режима. С учетом того, что один нормативный правовой акт не в состоянии вместить все нормы, охватываемые административно-правовым режимом, построение режима должно осуществляться по разветвленной совокупности нормативных правовых актов разных уровней. При этом могут издаваться новые, а также учитываться ранее изданные нормативные правовые акты.
  6. Правовой статус субъектов, обеспечивающих реализацию административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ, является одним из основных компонентов в структуре юридической конструкции административно-правового режима. Он формируется комплексом нормативных правовых актов с учетом правового положения всех участников правоотношений, юридических свойств объектов управления, включает в себя систему полномочий, необходимых для реализации режима. Правовой статус субъектов и объектов правоотношений, устанавливаемый административно-правовыми нормами, должен определять права, обязанности, систему контроля, систему взаимодействия субъектов и объектов управления. В юридической конструкции административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ должны быть четко определены статусы всех субъектов правоотношений: непосредственных участников, контрольно-надзорных органов, органов, осуществляющих лицензирование и принимающих решения, связанные с оборотом оружия и взрывчатых веществ.
  7. Для формирования административно-правового режима, обеспечивающего безопасность оборота взрывчатых материалов и веществ, должны быть изданы нормативные правовые акты, устанавливающие обязательное лицензирование деятельности по обеспечению сохранности взрывчатых материалов и веществ промышленного назначения при их производстве, хранении, распространении, применении, перевозке. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование в указанной области деятельности, должно стать Министерство внутренних дел Российской Федерации. Правоотношения в этой сфере целесообразно урегулировать федеральным законом «Об обороте взрывчатых материалов и веществ промышленного назначения». В нем должны быть определены субъекты соответствующих правоотношений, их права, обязанности, а также приведены определения понятий обеспечения безопасности деятельности по приобретению, производству, распространению, хранению, учету, вывозу, ввозу, уничтожению, утилизации, перевозке, изъятию взрывчатых материалов и веществ, обеспечения безопасности этой деятельности, а также допуска к работам, связанным с их оборотом. Кроме того, в законе должны быть установлены порядок, форма и методы контроля и надзора за соблюдением лицензионных требований и условий в деятельности по обеспечению безопасности взрывчатых материалов и веществ в процессе их оборота.
  8. Для эффективной реализации фундаментальных административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ должны быть образованы обеспечивающие режимы: режим внутриорганизационной деятельности органов внутренних дел; режим взаимодействия органов внутренних дел с иными субъектами исполнительной власти; режим правового воздействия органов внутренних дел на подконтрольные объекты; режимы, регулирующие деятельность объектов управления. Правопорядок в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ должен быть достигнут с помощью комплексных ад­министративно-правовых режимов, согласованных между собой по целям, предмету, способам, формам правового воздействия. Соответствующим образом должны выстраиваться правовой статус, компетен­ция, функции органов внутренних дел и иных субъектов государственного управления, которые должны соответ­ствовать целям, определенным в основных административно-правовых режимах.
  9. Для устойчивого функционирования административно-правового режима оборота оружия должны быть реализованы соответствующие информационные гарантии. В этой связи задачей органов внутренних дел является, с одной стороны - организация автоматизированного учета оборота оружия и его владельцев с момента приобретения оружия физическими и юридическими лицами до момента его утилизации. С другой стороны - автоматизированный контроль за владельцами оружия с целью выявления обстоятельств, при которых владение оружием становится неправомерным и оно подлежит изъятию. Для этого органам внутренних дел следует обеспечить сбор, систематизацию и реализацию информации о нарушениях правил оборота оружия, других правонарушениях, исключающих или ограничивающих право владения оружием.
Список опубликованных работ
1. Долгополов А.А. Нормативно-правовая регламентация административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ // Российский следователь. 2007. № 12. (0,3 п.л.).

2. Долгополов А.А. Теоретические и организационные основы административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ в Российской Федерации: Монография. - М., ВНИИ МВД России, 2007 (9 п.л.).

3. Долгополов А.А. Место и роль органов исполнительной власти в системе обеспечения реализации административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ: Ученые записки юридического факультета. Выпуск 5. Краснодар: КубГУ, 2007 (0,4 п.л.).

4. Долгополов А.А. Классификация административно-правовых актов, регламентирующих оборот оружия и взрывчатых веществ // Административ-ное право и процесс. 2007, № 1 (0,3 п.л.).

5. Долгополов А.А. Теоретические основы административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ в Российской Федерации: Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2006. (3,5 п.л.).

6. Долгополов А.А. Правовая регламентация административно-правовых режимов // Вестник Московского университета МВД России. 2006, № 6 (0,5 п.л.).

7. Долгополов А.А. Понятие и виды нормативных правовых актов, образующих административно-правовые режимы // Российский следователь. 2006, № 9 (0,6 п.л.).

8. Долгополов А.А. Классификация административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ // Российский следователь. 2006, № 3 (0,79 п.л.).

9. Долгополов А.А. Роль правовой регламентации административно-правовых режимов в формировании антикоррупционных общественных отношений. Актуальные проблемы противодействия коррупции: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. (12-14 октября 2006 г.). - Краснодар: Куб-ГУ, 2006. (0,5 п.л.).

10. Долгополов А.А. Оборот оружия и взрывчатых веществ как объект административно-правового регулирования. Некоторые вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях: Сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. М., 2006 (0,4 п.л.).

11. Долгополов А.А. Административно-правовые режимы как форма административно-правового регулирования // Проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в особых услови-ях: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 2006 (0,25 п.л.).

12. Долгополов А.А. Теоретические основы административно-правового регулирования оборота оружия и взрывчатых веществ // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности: Сборник № 13. М.: ДООП МВД России, ВНИИ МВД России, 2006 (0,37 п.л.).

13. Долгополов А.А. Аспекты административно-правового регулирования порядка хранения оружия и взрывчатых веществ // Актуальные проблемы права: теория и практика: Сборник научных работ юридического факультета. Выпуск 5. Краснодар: КубГУ, 2006 (0,25 п.л.).

14. Долгополов А.А. Правовые аспекты построения юридической конструкции административно-правовых режимов в сфере оборота оружия и взрывчатых веществ // Российский следователь. 2005, № 11 (0,6 п.л.).

15. Долгополов А.А. Теоретические основы административно-правовых режимов оборота оружия и взрывчатых веществ // Российский следователь. 2005, № 8 (0,6 п.л.).

16. Долгополов А.А. Сущность административно-правового регулирования объектов и предметов деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел // Ученые записки. Краснодар: КубГУ, 2005 (0,45 п.л.).

17. Долгополов А.А. О некоторых аспектах административно-правового статуса подразделений лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел // Актуальные проблемы права: теория и практика: Сборник научных работ юридического факультета. Вып. 4. - Краснодар: КубГУ, 2005 (0,4 п.л.).

18. Долгополов А.А. «Горячий» край // Мир безопасности. 2003, № 2 (0,16 п.л.).

19. Долгополов А.А. Реализовать огромный потенциал, богатый опыт // Мир безопасности. 2001 (0,14 п.л.).

20. Долгополов А.А. Меры, принимаемые ГУВД Краснодарского края по внедрению и совершенствованию автоматизированной системы учета и контроля за оборотом оружия // Новые информационные технологии в практике работы правоохранительных органов: Материалы международной научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 1998 (0,18 п.л.).

21. Долгополов А.А. Автоматизированная система учета гражданского служебного оружия как инструмент совершенствования контроля за его оборотом // Материалы Всероссийского совещания-семинара начальников подразделений лицензионно-разрешительной работы МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, 8 Главного Управления МВД России 8-9 апреля 1997 года в г. Ижев-ске. (0,16 п.л.).

22. Долгополов А.А. Информационное взаимодействие правоохранительных органов с частными охранными предприятиями // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. - М.: Академия управления МВД России, 2003 (0,2 п.л.).

23. Долгополов А.А. Правовые основы оборота оружия в негосударственной (частной) охранной деятельности // Юридический аспект. 2005, № 10 (46), октябрь (0,2 п. л.).