- Обычное право бурят наряду с законом выступало важнейшим источником и формой права. Соотношение обычного права и закона как источников права определялось особенностями национальной правовой системы, связанными с мерой динамичности социальных процессов. Обычное право поддерживает статическую функцию права, в то время как закон - динамическую. Многообразие обычного права как социального явления рождено противоречием нового и старого в содержании права. Социальное назначение обычного права выражается в регулировании равноправных отношений в сфере права. Основная социальная ценность обычного права заключается в сохранении преемственности правового развития общества.
- Происхождение обычного права как социального феномена связано с возникновением родовой общины как дуальной организации. Генезис первых исторических общностей людей тесно связан с трансформацией биологического императива в систему табу. Первобытные социальные запреты на инцест и связанное с ними требование экзогамности брака в совокупности предопределили и запустили социальный механизм формирования обычая и обычного права.
- Внутренние отношения в родовой общине регулировались на основе обычаев - системы социальных норм, общеобязательность которых была обеспечена такой санкцией, как возможность изгнания из общины, реализуемого институтом изгоев (отсутствие механизма приема в родовую общину чужака). Обычаи регулировали совместный труд и распределение продуктов по потребностям всем участникам родовой общины, имели локальный, внутриродовой характер, распространялись на членов своей группы, которые не являлись субъектами права.
- Возникновение обычного права предопределяется развитием межобщинных отношений, которые формируются в результате исторического перехода от присваивающей формы хозяйствования к производящей, т.е. в результате неолитической революции. Особая взаимосвязь природы и первобытной общины предопределяет форму и содержание исторического процесса, выступившего поворотным моментом в социальном развитии. В Восточной Сибири в силу природно-климатических условий региона переход от присваивающей экономики к производящей обусловлен развитием особой формы коллективной охоты - облавной - и формированием на ее основе скотоводческой культуры. Облавная охота формировала коллективную собственность, которой противопоставлялась рожденная освоением скотоводства частная собственность общинников на домашних животных. Последовательное падение значения коллективной охоты в жизни общины вызывалось возрастающим значением скотоводства на основе частной собственности. Этот процесс следует рассматривать как содержание неолитической революции в Восточной Сибири.
- Начиная с облавной охоты формируются постоянные внешние связи родовой общины. Община выступает как наделенный волей самостоятельный и равноправный коллективный участник общественных отношений, имеющий право на обусловленную долевым участием в общем деле, долю в совместном продукте. На этой основе формируется особый социальный институт - правовой обычай как социальная норма, регулирующая волевые и равноправные отношения, которая обеспечивалась первоначально родовой местью, реализующей равное воздаяние (талион). Расширение межобщинных экономических связей приводит к институализации норм обычного права и межродовых институтов власти, сосредоточивших в своих руках функцию их обеспечения и защиты, проявившаяся в отмене института родовой мести и возникновении системы композиции.
- В результате обособления органов межобщинной власти социорегулятивная система получает новое качество - наряду со стихийно складывающейся системой обычноправовых норм возникает действенный механизм преобразования общественных отношений на основе рационального по своей природе правотворческого акта. Борьба за территорию облавной охоты между союзами родов приводит к формированию племени как союза, основанного на даннических отношениях. Дань как результат войны являлась собственностью казны, с укреплением которой органы межобщинной власти получают материальную независимость от общин. Она выразилась в возможности от своего имени с целью социального преобразования внести изменения в существующий обычноправовой порядок. Взаимодействием законодательных актов с нормами обычного права рождается регулятивный феномен - право - как действенный механизм упорядочения общественных отношений и одновременно инструмент социального преобразования на основе правового равенства и справедливости.
- Возникновение права и предгосударства знаменует собой завершение процесса формирования нового типа социума, имеющего качественно новый характер взаимодействия с природой. Преодоление зависимости и появившаяся относительная свобода людей от природной среды выражались в миграции таким образом организованного этноса. Этот процесс закономерно приводил к установлению принципиально новых межэтнических связей. Содержание новых связей включало обмен продуктами хозяйствования, техническими достижениями, социальными институтами, приводивший в конечном итоге к закономерному ускорению развития материального производства, формированию города и полисной культуры. В условиях полиэтнического общества значение закона как источника правовых норм возрастает, а значение обычного права разных этнических групп в условиях полиса ограничивается.
- Частная собственность на стадо, которое передавалось во владение семьям на праве арендного пользования, создавала особую форму экономической зависимости. На базе этой зависимости возникало государство со специфической монархической формой и с политическим режимом в виде восточной деспотии.
- Монгольская правовая система - это основанная на идее единства степного народа и рожденная правотворческой и правоприменительной практикой Монгольской империи совокупность законодательных актов монгольских ханов и обычного права монгольских народов. Санкционирование норм обычного права осуществлялось установлением единого размера древней «андзы» (штраф, выраженный в определенном количестве скота) на территории страны. Андза является основой системы композиции.
- Основой законодательной системы явилась Великая Яса. Принятый в 1206 г. акт волеизъявления монгольского хагана содержал публично-правовые нормы, направленные на защиту интересов Монгольского государства. Основополагающий характер этого документа выражался в том, что все последующие акты не отменяли действие Ясы, а вносили дополнения и изменения в ее нормативное содержание. Правовая традиция преемственности монгольского законодательства была прервана только в 1789 г. фактом принятия «Монгольского уложения» палатой внешних сношений Китайской династии Цин.
- Обычное право бурят - сохранившая преемственность с периода возникновения родовых отношений нормативная система, регулировавшая общественные отношения в период с конца XVII по начало ХIХ в. внутри бурятских родов, образованных разрешением геополитических интересов России, Монголии и Китая в регионе. Правовая система, традиционно определяемая в российской науке как обычное право бурят, представляет собой системную совокупность санкционированных (признанных) Российским государством социальных норм, направленных на регулирование имущественных, брачно-семейных, уголовно-правовых, административных отношений, выработанных бурятскими родами и обеспеченных деятельностью органов родового самоуправления.
- Селенгинское уложение 1775 г. является важнейшим в поздней истории монголов актом коммуляции обычного права кочевых народов. Его содержание стало основным источником актов правотворчества хоринских, балаганских, идинских, кударинских бурят и других кочевых народов Сибири, а также содержания «Устава о управлении инородцев» 1822 г.; тем самым оказало влияние на правосознание и правовую практику кочевых народов России.
- Реформирование судебной системы России в первой четверти XIX в. и организация в 1822 г. системы инородческих судов вызвали необходимость законодательного регулирования специфических в целом для страны общественных отношений. Обобщение обычноправовых норм и их законодательное закрепление в отрыве от обычноправового порядка их защиты привели к тому, что официальные нормы фактически перестали быть эффективным средством для социального регулирования.
- С деградацией обычного права и разрушением родовой организации российское законодательство не смогло стать надлежащей основой нормативного регулирования. Игнорирование социальной ценности обычая и обычного права, перекладывание регулятивных функций одних норм на другие привели и продолжают приводить к их деградации и атрофии, к девальвации их регулятивных возможностей, к нарушению системных связей различных видов социальных норм, к развалу единого механизма социальной регуляции и неизбежному распаду традиционного общества.
1.Тумурова А.Т. Обычное право бурят: Селенгинское уложение 1775 г./А.Т.Тумурова. Улан-Удэ, 2004. 127 с. – 8,0 п.л.
2.Тумурова А.Т. Обычное право бурят в монгольской правовой системе/А.Т.Тумурова. Улан-Удэ, 2005. 280 с. - 18,0 п.л.
3.Тумурова А.Т. Генезис обычного права бурят /А.Т.Тумурова. Улан-Удэ, 2005. 240 с. – 15,0 п.л.
4.Тумурова А.Т. Буриадуудын заншлын хуулийн үүслэл хөгжил /А.Т.Тумурова. Улаануд, 2006. 160 с. 10,0 п.л.
Учебные пособия:
5.Тумурова А.Т. Происхождение государства: учебное пособие. Улан-Удэ, 2006. 80 с. – 5,0 п.л.
6.Тумурова А.Т. Монгольское право: учебное пособие. Улан-Удэ, 2004. 59 с. – 4,5 п.л.
7.Тумурова А.Т. Обычное право бурят (памятники национальной правовой культуры): учебное пособие. Улан-Удэ, 2006. 77 с. – 5,0 п.л.
Статьи:
8.Тумурова А.Т. К вопросу о публичном и частном в монгольском праве /А.Т.Тумурова. Вестник БГУ, серия юриспруденция, 2006, №3. С.56-67. ―0,8 п.л.
9.Тумурова А.Т. Монгольская правовая система /А.Т.Тумурова. Мир трансграничья: Россия-Китай-Монголия: сб. материалов международной научно-практической конференции «Мир трансграничья: Россия-Китай-Монголия (21-23 октября 2006 г.): в 2-х т. Т.2. Чита, 2006. С. 75-85. ―0,6 п.л.
10.Тумурова А.Т. К вопросу о цивилизационном и формационном подходах в аспекте генезиса кочевой культуры /А.Т.Тумурова. Традиционная культура народов Центральной Азии: сборник материалов конференции, посвященной 100-летию Ц. Жамцарано. Улан-Удэ, 2007. С.47-60. ―1,3 п.л.
11.Тумурова А.Т. Обычное право в монгольской правовой системе /А.Т.Тумурова. 800-летие монгольского государства «Их Монгол Улс». Материалы международной конференции университета «Шихи-Хутуг». Улан-Батор, 2006. С. 244-249. ―0,3 п.л.
12.Тумурова А.Т. Об одной неизвестной закономерности родовой общины /А.Т.Тумурова. Вестник БГУ, серия юриспруденция. 2006. №2. С.2-20. ―1,1 п.л.
13.Тумурова А.Т. Теоретико-правовые вопросы социогенеза в контексте традиционного общества /А.Т.Тумурова. Буряты в контексте современных этнокультурных и этносоциальных процессов: сб. ст. в 3 т. Т.I. Улан-Удэ, 2006. С.55-64. ―0,8 п.л.
14.Тумурова А.Т. Кочевники и генезис государства и права //А.Т.Тумурова. Материалы IХ Международного Конгресса монголоведов. Улан-Батор, 2006. С.77-87. ―0,5 п.л.
15.Тумурова А.Т. Природа кочевой цивилизации (к постановке проблемы) /А.Т.Тумурова. Вестник Бурятского госуниверситета. Сер.4: история. Вып.10. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2005. С.125-130.0. ―0,5 п.л.
16.Тумурова А.Т. Еще раз к уточнению понятия «обычное право»/А.Т.Тумурова. Вестник БГУ, серия юриспруденция. 2005. №1. С.2-20. ―1,2 п.л.
17.Тумурова А.Т. Обычное право бурят. /А.Т.Тумурова. Материалы ХI Всемирного Конгресса по обычному праву. М., 1997. ―0,3 п.л.
18.Тумурова А.Т. Право собственности по обычному праву бурят. Вестник БГУ, серия история. 1996. ―0,5 п.л.
19.Тумурова А.Т. Цивилизационный и формационные подходы в типологии государства и права /Мир Центральной Азии: материалы междунарожной конференции, посвященной 125-летию Ц. Жамцарано (ноябрь 2006 г.). Улан-Удэ, 2004. С. 36-42. –0,5 п.л.
20.Тумурова А.Т. Социология обычного права /Сравнительное правоведение: материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург. 2005. С. ―0,4 п.л.
21.Тумурова А.Т. Брачно-семейное право бурят /Актуальные проблемы юридической науки и практики: сборник статей. Улан-Удэ, 2000. С.24-30. ―0,4 п.л.
22.Тумурова А.Т. Институт усыновления (удочерения) в обычном праве бурят /Исследования по истории Бурятии: сб. ст. преподавателей и студентов. Улан-Удэ, 1998. С.43-58. ―1,0 п.л.
23.Тумурова А.Т. Правовое положение бурятской женщины (обычное право бурят XVII-XVIII вв.) /Женщина и общество: сб.ст. научно-практической конференции «Женщина и общество». Иркутск, 1999. С.189-195. ―0,5 п.л.
24.Тумурова А.Т. «Селенгинское уложение» гэсэн монголын эрх зүйны хошоо тухай /Монголын туух. Улаанбаатар, 2002. – 0,5 п.л.
25.Тумурова А.Т. Буряадуудын заншлын эрх зүй дэх эмэгтэйчүүдийн эрхийн байдал /Монголын эрх зүйн түүх. Улаанбаатар, 2002. – 0,4 п.л.
26.Тумурова А.Т. Монголын эрх зүйн систем түүний эх сурвалжууд /Монголын эрх зүйн түүхын асуудал: конференцын материалууд. Улаанбаатар. 2003. – 0,3 п.л.