Научная тема: «ОБЫЧНОЕ ПРАВО БУРЯТ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»
Специальность: 12.00.01
Год: 2007
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Обычное право бурят наряду с законом выступало важнейшим источником и формой права. Соотношение обычного права и закона как источников права определялось особенностями национальной правовой системы, связанными с мерой динамичности социальных процессов. Обычное право  поддерживает статическую функцию права, в то время как закон - динамическую. Многообразие обычного права как социального явления рождено противоречием нового и старого в содержании права. Социальное назначение обычного права выражается в регулировании равноправных отношений в сфере права. Основная социальная ценность обычного права заключается в сохранении преемственности правового развития общества.
  2. Происхождение обычного права как социального феномена связано с возникновением родовой общины как дуальной организации. Генезис первых исторических общностей людей тесно связан с трансформацией биологического императива в систему табу. Первобытные социальные запреты на инцест и связанное с ними требование экзогамности брака в совокупности  предопределили и запустили социальный механизм формирования обычая и обычного права.
  3. Внутренние отношения в родовой общине регулировались на основе обычаев - системы социальных норм, общеобязательность которых была обеспечена такой санкцией, как возможность изгнания из общины, реализуемого институтом изгоев (отсутствие механизма приема в родовую общину чужака). Обычаи регулировали совместный труд и распределение продуктов по потребностям всем участникам родовой общины, имели локальный, внутриродовой характер, распространялись на членов своей группы, которые не являлись субъектами права.
  4. Возникновение обычного права предопределяется развитием межобщинных отношений, которые формируются в результате исторического перехода от присваивающей формы хозяйствования к производящей, т.е. в результате неолитической революции. Особая взаимосвязь природы и первобытной общины предопределяет форму и содержание исторического процесса, выступившего поворотным моментом в социальном развитии. В Восточной Сибири в силу  природно-климатических условий региона переход от присваивающей экономики к производящей  обусловлен развитием особой формы коллективной охоты - облавной - и формированием на ее основе скотоводческой культуры.  Облавная охота формировала коллективную собственность, которой противопоставлялась рожденная освоением скотоводства частная собственность общинников на домашних животных. Последовательное падение значения коллективной охоты в жизни общины вызывалось возрастающим значением скотоводства на основе частной собственности. Этот процесс следует рассматривать как содержание неолитической революции в Восточной Сибири.
  5. Начиная с облавной охоты формируются постоянные внешние связи родовой общины. Община выступает как наделенный волей самостоятельный и равноправный коллективный участник  общественных отношений, имеющий право на обусловленную долевым участием в общем деле, долю в совместном продукте. На этой основе формируется особый социальный институт - правовой обычай как социальная норма, регулирующая волевые и равноправные отношения, которая обеспечивалась первоначально родовой местью, реализующей равное воздаяние (талион). Расширение межобщинных экономических связей  приводит к институализации норм обычного права и межродовых институтов власти, сосредоточивших в своих руках функцию их обеспечения и защиты, проявившаяся в отмене института родовой мести и возникновении системы композиции.    
  6. В результате обособления органов межобщинной власти социорегулятивная система получает новое качество - наряду со стихийно складывающейся системой  обычноправовых норм возникает действенный механизм преобразования общественных отношений на основе рационального по своей природе правотворческого акта. Борьба за территорию облавной охоты между союзами родов приводит к формированию племени как союза, основанного  на даннических отношениях. Дань как результат войны являлась собственностью казны, с укреплением которой органы межобщинной власти получают материальную независимость от общин. Она выразилась в возможности от своего имени с целью социального преобразования внести изменения в существующий обычноправовой порядок. Взаимодействием законодательных актов с нормами обычного права рождается регулятивный феномен - право - как действенный механизм упорядочения общественных отношений и одновременно инструмент социального преобразования на основе правового равенства и справедливости.
  7. Возникновение права и предгосударства знаменует собой завершение процесса формирования нового типа социума, имеющего качественно новый характер взаимодействия с природой. Преодоление зависимости и появившаяся относительная свобода людей от природной среды выражались в миграции таким образом организованного этноса.  Этот процесс  закономерно приводил к установлению принципиально новых межэтнических связей. Содержание новых связей включало обмен продуктами хозяйствования, техническими достижениями, социальными институтами, приводивший в конечном итоге к закономерному ускорению развития материального производства, формированию города и полисной культуры. В условиях полиэтнического общества значение закона как источника правовых норм возрастает, а значение обычного права разных этнических групп в условиях полиса ограничивается.
  8. Частная собственность на стадо, которое передавалось во владение семьям на праве арендного пользования, создавала особую форму экономической зависимости. На базе этой зависимости возникало государство со специфической монархической формой и с политическим режимом в виде восточной деспотии.
  9. Монгольская правовая система - это основанная на идее единства степного народа и рожденная правотворческой и правоприменительной практикой Монгольской империи  совокупность законодательных актов монгольских ханов и обычного права монгольских народов. Санкционирование норм обычного права осуществлялось установлением единого размера древней «андзы» (штраф, выраженный в определенном количестве скота) на территории страны. Андза является основой системы композиции.
  10. Основой законодательной системы явилась Великая Яса. Принятый в 1206 г. акт волеизъявления монгольского хагана содержал публично-правовые нормы, направленные на защиту интересов Монгольского государства.  Основополагающий характер этого документа выражался в том, что все последующие акты не отменяли действие Ясы, а вносили дополнения и изменения в ее нормативное содержание. Правовая традиция преемственности монгольского законодательства была прервана только в 1789 г. фактом принятия «Монгольского уложения» палатой внешних сношений Китайской династии Цин. 
  11. Обычное право бурят - сохранившая преемственность с периода возникновения родовых отношений нормативная система, регулировавшая общественные отношения в период с конца XVII по начало ХIХ в. внутри бурятских родов, образованных разрешением геополитических интересов России, Монголии и Китая в регионе. Правовая система, традиционно определяемая в российской науке как обычное право бурят, представляет собой системную совокупность санкционированных (признанных) Российским государством социальных норм, направленных на регулирование имущественных, брачно-семейных, уголовно-правовых, административных отношений, выработанных бурятскими родами и обеспеченных деятельностью органов родового самоуправления. 
  12. Селенгинское уложение 1775 г. является важнейшим в поздней истории монголов актом коммуляции обычного права кочевых народов. Его содержание стало основным источником актов правотворчества хоринских, балаганских, идинских, кударинских бурят и других кочевых народов Сибири, а также содержания «Устава о управлении инородцев» 1822 г.; тем самым оказало влияние на правосознание  и правовую практику кочевых народов России.
  13. Реформирование судебной системы России в первой четверти XIX в. и организация в 1822 г. системы инородческих судов вызвали необходимость законодательного регулирования специфических в целом для страны общественных отношений. Обобщение обычноправовых норм и их законодательное закрепление в отрыве от обычноправового порядка их защиты привели к тому, что официальные нормы фактически перестали быть эффективным средством для социального регулирования.
  14. С деградацией обычного права и разрушением родовой организации российское  законодательство  не смогло  стать надлежащей основой нормативного регулирования. Игнорирование социальной ценности обычая и обычного права, перекладывание регулятивных функций одних норм на другие  привели и продолжают приводить к их деградации  и атрофии, к девальвации их регулятивных возможностей, к нарушению системных связей различных видов социальных норм, к развалу единого механизма социальной регуляции и неизбежному распаду традиционного общества.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Тумурова А.Т. Обычное право бурят: Селенгинское уложение 1775 г./А.Т.Тумурова. Улан-Удэ, 2004. 127 с. – 8,0 п.л.

2.Тумурова А.Т. Обычное право бурят в монгольской правовой системе/А.Т.Тумурова. Улан-Удэ, 2005. 280 с. - 18,0 п.л.

3.Тумурова А.Т. Генезис обычного права бурят /А.Т.Тумурова. Улан-Удэ, 2005. 240 с. – 15,0 п.л.

4.Тумурова А.Т. Буриадуудын заншлын хуулийн үүслэл хөгжил /А.Т.Тумурова. Улаануд, 2006. 160 с. 10,0 п.л.

Учебные пособия:

5.Тумурова А.Т. Происхождение государства: учебное пособие. Улан-Удэ, 2006. 80 с. – 5,0 п.л.

6.Тумурова А.Т. Монгольское право: учебное пособие. Улан-Удэ, 2004. 59 с. – 4,5 п.л.

7.Тумурова А.Т. Обычное право бурят (памятники национальной правовой культуры): учебное пособие. Улан-Удэ, 2006. 77 с. – 5,0 п.л.

Статьи:

8.Тумурова А.Т. К вопросу о публичном и частном в монгольском праве /А.Т.Тумурова. Вестник БГУ, серия юриспруденция, 2006, №3. С.56-67. ―0,8 п.л.

9.Тумурова А.Т. Монгольская правовая система /А.Т.Тумурова. Мир трансграничья: Россия-Китай-Монголия: сб. материалов международной научно-практической конференции «Мир трансграничья: Россия-Китай-Монголия (21-23 октября 2006 г.): в 2-х т. Т.2. Чита, 2006. С. 75-85. ―0,6 п.л.

10.Тумурова А.Т. К вопросу о цивилизационном и формационном подходах в аспекте генезиса кочевой культуры /А.Т.Тумурова. Традиционная культура народов Центральной Азии: сборник материалов конференции, посвященной 100-летию Ц. Жамцарано. Улан-Удэ, 2007. С.47-60. ―1,3 п.л.

11.Тумурова А.Т. Обычное право в монгольской правовой системе /А.Т.Тумурова. 800-летие монгольского государства «Их Монгол Улс». Материалы международной конференции университета «Шихи-Хутуг». Улан-Батор, 2006. С. 244-249. ―0,3 п.л.

12.Тумурова А.Т. Об одной неизвестной закономерности родовой общины /А.Т.Тумурова. Вестник БГУ, серия юриспруденция. 2006. №2. С.2-20. ―1,1 п.л.

13.Тумурова А.Т. Теоретико-правовые вопросы социогенеза в контексте традиционного общества /А.Т.Тумурова. Буряты в контексте современных этнокультурных и этносоциальных процессов: сб. ст. в 3 т. Т.I. Улан-Удэ, 2006. С.55-64. ―0,8 п.л.

14.Тумурова А.Т. Кочевники и генезис государства и права //А.Т.Тумурова. Материалы IХ Международного Конгресса монголоведов. Улан-Батор, 2006. С.77-87. ―0,5 п.л.

15.Тумурова А.Т. Природа кочевой цивилизации (к постановке проблемы) /А.Т.Тумурова. Вестник Бурятского госуниверситета. Сер.4: история. Вып.10. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2005. С.125-130.0. ―0,5 п.л.

16.Тумурова А.Т. Еще раз к уточнению понятия «обычное право»/А.Т.Тумурова. Вестник БГУ, серия юриспруденция. 2005. №1. С.2-20. ―1,2 п.л.

17.Тумурова А.Т. Обычное право бурят. /А.Т.Тумурова. Материалы ХI Всемирного Конгресса по обычному праву. М., 1997. ―0,3 п.л.

18.Тумурова А.Т. Право собственности по обычному праву бурят. Вестник БГУ, серия история. 1996. ―0,5 п.л.

19.Тумурова А.Т. Цивилизационный и формационные подходы в типологии государства и права /Мир Центральной Азии: материалы междунарожной конференции, посвященной 125-летию Ц. Жамцарано (ноябрь 2006 г.). Улан-Удэ, 2004. С. 36-42. –0,5 п.л.

20.Тумурова А.Т. Социология обычного права /Сравнительное правоведение: материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург. 2005. С. ―0,4 п.л.

21.Тумурова А.Т. Брачно-семейное право бурят /Актуальные проблемы юридической науки и практики: сборник статей. Улан-Удэ, 2000. С.24-30. ―0,4 п.л.

22.Тумурова А.Т. Институт усыновления (удочерения) в обычном праве бурят /Исследования по истории Бурятии: сб. ст. преподавателей и студентов. Улан-Удэ, 1998. С.43-58. ―1,0 п.л.

23.Тумурова А.Т. Правовое положение бурятской женщины (обычное право бурят XVII-XVIII вв.) /Женщина и общество: сб.ст. научно-практической конференции «Женщина и общество». Иркутск, 1999. С.189-195. ―0,5 п.л.

24.Тумурова А.Т. «Селенгинское уложение» гэсэн монголын эрх зүйны хошоо тухай /Монголын туух. Улаанбаатар, 2002. – 0,5 п.л.

25.Тумурова А.Т. Буряадуудын заншлын эрх зүй дэх эмэгтэйчүүдийн эрхийн байдал /Монголын эрх зүйн түүх. Улаанбаатар, 2002. – 0,4 п.л.

26.Тумурова А.Т. Монголын эрх зүйн систем түүний эх сурвалжууд /Монголын эрх зүйн түүхын асуудал: конференцын материалууд. Улаанбаатар. 2003. – 0,3 п.л.