- Потребительское право как многомерное правовое явление, объединяющее нормы разных отраслей права, которыми защищаются и регулируются потребительские отношения, следует рассматривать в качестве вторичного комплексного правового образования в российской системе права (правовой отрасли вторичного порядка).
- Наряду с наличием самостоятельного предмета и особых методов правового регулирования, предпосылками возникновения потребительского права в России являются: накопленный массив потребительского законодательства; интернационализация потребительского законодательства; усиление взаимодействия российского потребительского законодательства с принципами и нормами международного права; дифференциация гражданского договорного права, его интернационализация; общественно-политическая значимость правового регулирования потребительских отношений; функционирование и дальнейшее углубление в России рыночной экономической системы, ее интеграция в мировую экономику; возведение потребительской политики в ранг государственной политики.
- Иерархическое построение общегражданских и частноправовых потребительских норм права. Нормы гражданского и потребительского права соотносятся как норма общая и специальная. Специальные нормы имеют самостоятельное регулирующее значение, и если потребительские отношения подпадают под действие специальных норм, то правовое регулирование этих отношений осуществляется именно этими нормами. Общие нормы могут быть применены только в случае отсутствия специальных либо наличия в них пробелов; в случае коллизии норм специальное потребительское законодательство имеет приоритет над нормами общего гражданского права.
- Потребительские договоры как разновидность гражданско-правовых договоров - «договоров с участием потребителей», являются результатом дифференциации российского договорного права. Эти договоры отличны от «договоров с равенством сторон», заключаемых между предпринимателями или между потребителями. Новая обособленная группа договоров требует специальной гражданско-правовой регламентации возникающих на их основе отношений, особого правового регулирования, достигаемого нормами потребительского права.
- «Блочный» подход к построению системы потребительского права в отличие от распространенного подхода в зарубежной литературе - расчленения системы на Общую и Особенную части. Структура Закона РФ «О защите прав потребителей» и обобщенный в потребительской сфере нашей страны опыт позволяют сконструировать эту систему в наиболее общем виде из 4-х блоков: 1. Общая часть потребительского права. 2. Защита прав потребителей при продаже им товаров. 3. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). 4. Государственная и общественная защита прав потребителей. Это направление конструирования системы потребительского права представляется более приемлемым и согласуется со структурами потребительских нормативных актов, их содержанием.
- Предмет потребительского права разнороден, в его состав входят различные виды частноправовых и публично-правовых отношений. Основную же группу составляют отношения имущественные, складывающиеся между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами). Эти отношения частноправовые и наиболее многочисленные в потребительской сфере. Они подпадают под юрисдикцию подавляющего большинства статей
гл. I «Общие положения», гл. II «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям» и гл. III «Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)» Закона РФ «О защите прав потребителей». Частноправовые потребительские отношения носят гражданско-правовой характер, их регулирование осуществляется преимущественно гражданско-правовым методом, которому присущи следующие основные черты: юридическое равенство (неподчиненность) участников потребительских правоотношений; диспозитивность (возможность выбора вариантов поведения); имущественный, компенсационный характер потребительско-правовой ответственности; судебно-исковой порядок защиты нарушенных потребительских прав. - Пределы и сфера действия потребительского права отличает его от смежных частноправовых отраслей и, прежде всего, трудового права, нормы которого, по мнению некоторых авторов, применимы к потребительским отношениям. Процесс общественного воспроизводства проходит несколько стадий: собственно производство, распределение, обмен и потребление. Различают производственное и непроизводственное потребление. Непроизводственное потребление делится на общественное и личное. Нормы потребительского права регулируют отношения, возникающие на завершающей стадии общественного воспроизводства - сфере потребления, причем - личного непроизводственного потребления. Это особый ряд отношений, складывающийся на потребительском рынке. Трудовые отношения возникают в производственной сфере, это отношения между людьми по поводу их непосредственного участия в процессе труда - трудовое право регулирует, прежде всего, сам процесс труда. Трудовые отношения основаны на личном труде работника, их содержанием всегда является процесс труда (живой труд), а объектом потребительских отношений является, как правило, результат труда - произведенный товар, выполненная работа, оказанная услуга. Таким образом, трудовые отношения под юрисдикцию потребительского права не подпадают.
- Потребительское правоотношение - самостоятельный вид общественных отношений. С цивилистической точки зрения, это есть специфическая форма социального частноправового взаимодействия субъектов потребительского права в сфере потребительского рынка с целью реализации интересов и достижения результатов, предусмотренных заключенными договорами, потребительским законодательством и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а также технико-юридическими нормами. Последнее обстоятельство дает основание утверждать, что частноправовые потребительские отношения - особый вид гражданских отношений, осложненных существенным публичным элементом.
- Учитывая специфику частноправовых потребительских отношений, их правовое регулирование должно осуществляться наряду с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
- В качестве изготовителей, исполнителей и продавцов в потребительских правоотношениях могут выступать группы (совокупность) лиц, не являющиеся юридическими лицами, осуществляющие тот или иной вид предпринимательской деятельности совместно и солидарно отвечающие по всем общим обязательствам объединения (образования). Такими образованиями являются, в частности, простое товарищество, предусмотренное главой
55 ГК РФ, а также крестьянское (фермерское) хозяйство, когда оно являет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих в соответствии с п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 19 Федерального закона от 11июня 2003 г.
№ 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» реализацию сельскохозяйственной продукции собственного производства гражданам по договору розничной купли-продажи. Стало быть, эти объединения (образования) также могут быть привлечены к соответствующей ответственности в случае нарушения прав потребителей, скажем, в результате реализации им продукции ненадлежащего качества. - Целесообразность введения в Конституцию РФ дополнительной статьи о праве граждан на потребительское образование. Наличие такой статьи побудит Министерство образования и науки РФ включить «Потребительское право» в качестве самостоятельной учебной дисциплины в федеральный компонент соответствующих государственных образовательных стандартов и тем самым, бесспорно, будет способствовать дальнейшему развитию потребительского образования в нашей стране - поднятию этого образования на тот уровень, который мы сейчас наблюдаем в учебных заведениях западноевропейских государств.
- Потребность учета различий в вопросе о компенсации морального вреда в потребительских и смежных общегражданских и трудовых правоотношениях, поскольку в юридической литературе в этом плане имеют место одинаковые подходы. Суть же различий в основном заключается в следующем. Участникам общегражданских и трудовых правоотношений компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, потребителю же, чьи права нарушены, моральный вред может быть компенсирован как в денежной, так и в иной материальной форме. Размер компенсации морального вреда потребителю определяется судом, работнику моральный вред возмещается в размерах, определяемых соглашением сторон (в случае возникновения спора - в размерах, определяемых судом). Моральный вред компенсируется потребителю, как правило, вследствие нарушения его имущественных прав. Нарушение имущественных прав работника в сфере труда почти всегда затрагивает и его личные неимущественные права. Так, невыплата заработной платы ущемляет такое неимущественное право, как право на достойное существование; незаконное увольнение или перевод на другую работу лишает работника возможности свободно распоряжаться своими способностями к труду - препятствует реализации одного из важнейших конституционных прав, принадлежащих гражданину; непредоставление в установленный срок ежегодного оплачиваемого отпуска ущемляет право на отдых. Моральный вред подлежит компенсации потребителю причинителем вреда при наличии его вины, компенсация морального вреда участнику общегражданского правоотношения или его возмещение работнику происходит в некоторых случаях и без наличия вины причинителя вреда, к примеру, вред, причиненный источником повышенной опасности.
1. Райлян А. А. Потребительское право Российской Федерации – специальная комплексная правовая отрасль // Правовое регулирование социально-экономических отношений в условиях реформ / Под науч. ред. докт. юрид. наук, проф. З. М. Фаткудинова, канд. юрид. наук, доц. З. А. Ахметьяновой – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2004. – С. 110–142 (гл. 2). – С. 110–142.
2. Райлян А. А. Потребительское право России. Основные положения. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.
(П. л. 29,0).
Учебные и учебно-методические пособия, курсы лекций
1. Райлян А. А., Тархов А. Е. Потребитель всегда прав! Учебно-методическое пособие по просвещению и образованию потребителей. Ч. I. – Вологда, 1997. (П. л. 7,9).
2. Райлян А. А., Тархов А. Е. Потребитель всегда прав! Учебно-методическое пособие по просвещению и образованию потребителей.
Ч. II. – Вологда, 1997. (П. л. 12,0). [Рекомендовано Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации для изучения основ законодательства о защите прав потребителей в общеобразовательных учреждениях, а также Учебно-методическим объединением вузов РФ по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов гуманитарных факультетов неюридических вузов.]
3. Райлян А. А., Тархов А. Е. Основы защиты прав потребителей: Учебное пособие по просвещению и образованию потребителей. – Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 1998. (П. л. 20,0) [Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Минобразования России в качестве учебного пособия, а также Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов гуманитарных факультетов неюридических вузов.]
4. Райлян А. А. Основы потребительского права. – Вступительный экзамен по обществознанию (раздел «Право»): Пособие для поступающих на юридический факультет ВГПУ. – Вологда: издательство ВГПУ «Русь», 1998. – С. 155–158.
5. Райлян А. А., Тархов А. Е. Менеджмент и правовое обеспечение образования. Курс лекций. – М.: Издательский дом «Правовое просвещение», 1999. (П. л. 15,3).
6. Райлян А. А., Тархов А. Е. Основы потребительского права: Учебное пособие по просвещению и образованию потребителей. Изд. 3-е, перераб. и доп. – Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2000. (П. л. 26,5). [Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Минобразования России в качестве учебного пособия, а также Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования в качестве учебного пособия для студентов гуманитарных факультетов неюридических вузов.]
7. Райлян А. А. Потребительское право // Основы обществознания: Учебное пособие для абитуриентов, учителей и школьников/ Коллектив авторов. – Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2000. – С. 370–394.
8. Райлян А. А. Потребительское право // Обществознание: Учебное пособие /Под науч. ред. В. Н. Карташова и А. А. Райляна. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. – С. 435–463.
9. Райлян А. А. Потребительское право // Обществознание: Учебник для подготовки к ЕГЭ и иным формам вступительных испытаний в вузы / Под научной редакцией В. Н. Карташова, Л. Л. Кругликова, А. А. Райляна. – СПб.: Издательство Р. Асламова «Юридический центр Пресс», 2007. –
С. 473–502.
Научные статьи
I.Публикации в ведущих рецензируемых журналах, перечень которых утвержден ВАК:
1. Райлян А., Тархов А. Основы потребительских знаний: преподавать или не преподавать? // Народное образование. – 2001. – № 10. – С. 189–192.
2. Райлян А. А. Потребительское право: понятие, содержание, история возникновения и развития // Современное право. – 2004. – № 4. – С. 40–43.
3. Райлян А. А. Предпосылки формирования потребительского права России // Современное право. – 2004. – № 7. – С. 14–17; № 8. – С. 8–11.
4. Райлян А. А. Общее понятие о предмете потребительского права России // Современное право. – 2005. – № 2. – С. 59–65.
5. Райлян А. А. О науке потребительского права // Современное право. – 2005. – № 9. – С. 25–28.
6. Райлян А. А. Общие положения о методах потребительского права // Современное право. – 2006. – № 11. – С. 61–65.
II. Публикации в иных изданиях:
7. Райлян А. А. Особенности правового регулирования потребительских имущественных отношений // Практика российских и международных контрольных органов в области защиты гражданских и политических прав человека и гражданина. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2001. – С. 51–53.
8. Райлян А. А. Понятие о потребительском праве // Там же. – С. 53–56.
9. Райлян Алексей. ЗНАНИЕ – СИЛА. Что должен учитывать каждый вологжанин, заключая договор с комитетом ЖКХиТ (Заключение на обращение в редакцию газеты «Русский Север» граждан с просьбами прокомментировать с точки зрения Потребителя документы, предлагаемые жителям г. Вологды Комитетом ЖКХиТ, в связи с проведением жилищно-коммунальной реформы) // Русский Север [г. Вологда]. – 2002. – 20–26 февраля. – С. 8.
10. Райлян А. А. Правовое регулирование потребительских отношений и их виды // Актуальные проблемы российского права на рубеже XX–XXI веков. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2002. – С. 162–165.
11. Райлян А. А. Конституционные основы защиты прав потребителей // Актуальные проблемы конституционного права. Материалы научного семинара. – Вологда, 2002. – С. 68–72.
12. Райлян А. А. О разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области защиты прав потребителей // Проблемы реформирования правовой системы России на рубеже XX–XXI веков. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Иваново, 17 марта 2003 г. – Иваново: Издательство «Ивановский государственный университет», 2003. – С. 253–257.