- Особенности исторического развития Таджикистана, особенности установления Советской власти в Средней Азии позволяют выделить 5 основных этапов процесса зарождения и развития милиции Таджикистана: 1. 1917-1920 гг. - формирование милиции в северных районах Таджикистана и ГБАО, входивших в состав Туркестанской АССР; 2.1920-1924 гг. - создание и функционирование советской милиции на территории Центрального и Южного Таджикистана, после победы народной революции в Бухарском эмирате; 3.1924-1929 гг. - период существования Таджикской АССР: милиция развивалась и входила в систему государственных органов автономной республики - первого советского государства таджикского народа; 4.1929-1991 гг. - милиция развивалась и совершенствовалась как государственный орган Таджикской Советской Социалистической Республики. 5.С 1991 г. - по настоящее время. Милиция составляет часть органов внутренних дел Республики Таджикистан (постсоветский период).
- Советская милиция на территории Таджикистана была создана на основе слома аппарата милиции Временного правительства и полиции Бухарского эмирата. С победой Октябрьской революции и установлением Советской власти в Туркестане началось формирование новой советской милиции в северных районах Таджикистана и на Памире входивших в состав Туркестанской автономной советской республики. Милиция Северного Таджикистана и Памира являлась исполнительным органом Советов, ее полномочия первоначально определялись теми Советами, которые ее учреждали. Защита завоеваний революции и интересов трудящихся стала основой деятельности работников милиции. Милиция выполняла разнообразные задачи на этом этапе. Начиная с 1918 г. органами власти РСФСР и Туркестанский АССР издаются нормативные акты - постановления, приказы, положения и инструкций, которые давали возможность определить компетенцию милиции, обязанности ее работников: эти акты определяли правовой статус милиции на территории Таджикистана до национально-территориального размежевания в Средней Азии в 1924 г.
- С проведением национально-территориального образования и созданием Таджикской АССР милиция стала составной частью государственного аппарата автономной республики - первого советского национального государственного образования таджикского народа. Таджикская милиция выполняла широкий круг обязанностей, обусловленных историческими особенностями начало 20-х годов - борьба с басмачеством, проведением земельно-водной реформы и т.д. С целью оказания содействия регулярной милиции была создана иррегулярная (временная) милиция.
- С созданием Таджикской ССР - милиция стала составной частью государственного аппарата союзной республики. В своей деятельности милиция, наряду с правовыми актами СССР, руководствовалась законодательством Таджикской ССР, отражавшим особенности экономического и культурного развития республики.
- За годы существования советской власти постепенно начали зарождаться и накапливаться негативные явления в обществе, которые в итоге привели к серьезным изменениям. Установление режима административно-командного управления страной, сращивание партийного, государственного аппарата, глубокие репрессивно-бюрократические деформации, последовательно привели мощную державу к распаду. Эти процессы не обошли стороной и таджикскую советскую милицию, составлявшую неотъемлемую часть органов внутренних дел Советского государства.
- Новым этапом в развитии таджикской милиции стало образование независимой Республики Таджикистан. Руководствуясь законодательством республики, милиция активно содействует решению социально-экономических задач, укреплению политической стабильности в обществе. Приоритетными направлениями в оперативно-служебной деятельности милиции стали такие проблемы, как борьба с организованной преступностью, наркоманией, проституцией, экстремистскими и националистическими проявлениями, совершенствование профилактической работы в условиях принципиально новой криминологической ситуации, связанной с гуманизацией законодательства. Ключевыми направлениями деятельности милиции республики по охране общественного порядка в эти годы были: усиление профилактики пьянства, тунеядства, рецидива преступлений, повышение эффективности применения мер административного надзора, более активное использование возможностей трудовых коллективов и сил общественности.
- Сложность борьбы с преступностью и охраны общественного порядка требовала укрепления кадрового состава милиции. Подбор, расстановка, подготовка и воспитание кадров были первостепенной задачей правительства республики. Органы и подразделения таджикской милиции последовательно укомплектовались кадрами, имевшими высшее или среднее - специальное образование. На важнейших участках милицейской службы значительно были обновлены и укреплены ряды ее органов и подразделений, что привело к надежному обеспечению охраны общественного порядка, личной безопасности граждан, своевременному предупреждению многих преступлений их раскрываемости.
- Тем не менее, события начала 90-х годов в Таджикистане выявили серьезные недостатки в деятельности правоохранительных органов республики. Наблюдалось явная тенденция дестабилизации ситуации в республике, однако она не только не контролировалась, но и не изучалась серьезно, не были приняты своевременные меры для нейтрализации антиобщественных элементов, не были определены масштабы нарастающих угроз. Подразделения милиции, прибывшие для несения службы в столицу, оказались не готовыми к решительным действиям, не имели конкретных и четких задач, система управления силами и средствами не была отработана, слабо проводилась работа по выявлению, документированию активных участников и организаторов беспорядков, изъятию оружия, поступающий в республику из Афганистана, Ирана, Пакистана и других стран. Существовали серьезные недостатки в организации оперативно-служебной деятельности, кадровой работе местных ОВД, наблюдался низкий уровень анализа и прогнозирования развития ситуации со стороны отраслевых служб МВД.
- Нормативно-правовые акты Республики Таджикистан являются важнейшим средством регулирования охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Особенность этих актов состоит в том, что они направлены на обеспечение надлежащего выполнения обязанностей, возлагаемых на ОВД; нормативно-правовые акты регулируют порядок деятельности и материальную ответственность работников, устанавливают меры материальной, дисциплинарной и уголовной ответственности граждан.
- Важным фактором успешного функционирования милиции Республики Таджикистан является выработка новых подходов к организации и деятельности милиции, глубокое и всестороннее изучение современного состояния преступности, которая характеризуется высокими темпами изменения ее структуры, влияние на нее внешних и внутренних факторов, разработке на этой основе наиболее эффективных, действенных форм и методов борьбы с преступностью, обеспечение прочного общественного порядка, тесное сотрудничество с органами внутренних дел государств СНГ и других государств, а также международными организациями (например, с Интерполом).
1.Назаров Н.Д. Организационно-правовые основы создания и развития таджикской милиции (1917-1945 гг.).- Душанбе: Хумо, 2007.-16,3 п.л.
2.Назаров Н.Д., Якубов М. Таджикская милиция в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). – Душанбе: Хумо, 2005 – 8,8 п.л.
3.Назаров Н.Д. История таджикской милиции: этапы становления, развития и совершенствования. – Душанбе: Ирфон, 2005. – 19,5 п.л.
4.Назаров Н.Д., Саймуддинов Ш. Роль Полка патрульно-постовой службы МВД по поддержанию мира и согласия в Таджикистане. – Душанбе: Ирфон, 2002. – 3,08 п.л.
5.Назаров Н.Д., Рахмонов Л. 50 – лет на страже. – Душанбе: Ирфон, 2003. – 7,6 п.л
Научные статьи опубликованные в ведущих научных журналах, рекомендованных перечнем ВАК
6.Назаров Н.Д. Из истории органов внутренних дел Таджикистана в условиях независимости (1991-2005 гг.). //Известия Академии Наук РТ. Отд. общ. наук. 2005, № 1. – 0,4 п.л.
7.Назаров Н.Д., Абдулов А.М. Некоторые вопросы историографии таджикской милиции советского периода (1917-1991 гг.).//Вестник национального университета. – Душанбе, № 1, 2005. – 0,6 п.л.
8.Назаров Н.Д., Абдулов А.М. Первые российские тюрьмы в Таджикистане: исторический очерк. //Вестник национального университета. – Душанбе, № 1, 2005. – 0,6 п.л.
9.Назаров Н.Д., Абдулов А.М. Тюрьма: историко-правовой очерк (на тадж. яз.).//Вестник национального университета. – Душанбе, № 3, 2005. – 0,5 п.л.
10.Назаров Н.Д., Абдулов А.М. Уголовный розыск МВД Таджикистана в борьбе с преступностью в годы независимости. //Вестник национального университета. – Душанбе, № 3 2005. – 0,6 п.л.
11.Назаров Н.Д. Организация и деятельность органов милиции Таджикской АССР (1924-1926 гг.). //Известия АН Республики Таджикистан. № 4.- Душанбе, 2006. – 0,2 п.л.
Научные статьи, опубликованные в других изданиях
12.Назаров Н.Д. Новый подход к оценке некоторых событий периода установления и упрочнения Советской власти в Таджикистане. //Тезисы докладов научно-практической конференции преподавателей и студентов. - Куляб, 1993. – 0,1 п.л.
13.Назаров Н.Д. О структурной реорганизации МВД Республики Таджикистан. //Труды Высшей школы МВД Республики Таджикистан. Сборник статей. – Душанбе, вып.2. 1999. – 0,1 п.л.
14.Назаров Н.Д. Милиция – надежная опора независимости (на тадж. яз.). //Труды Академии МВД Республики Таджикистан, вып.4. – Душанбе, 2001. – 0,4 п.л.
15.Назаров Н.Д. Таджикская милиция в 1946-2000 гг. /Милитсияи точик -75 сол. – Душанбе, 2000. – 0,5 п.л.
16.Назаров Н.Д. Министерство внутренних дел Республики Таджикистан. / Таджикская милиция: история и современность. Часть 1. – Душанбе, 2002. – 1,4 п.л.
17.Назаров Н.Д. Управление внутренних дел Хатлонской области. /Таджикская милиция: история и современность. Часть 1. – Душанбе, 2002. – 0,6 п.л.
18.Назаров Н.Д. Кулябское зональное подразделение УВД Хатлонской области. /Таджикская милиция: история и современность. Часть 1. - Душанбе, 2002. – 1,3 п.л.
19.Назаров Н.Д., Сайфуллоев И. Управление государственной автомобильной инспекции. /Таджикская милиция: история и современность. Часть 1. - Душанбе, 2002. – 1,7 п.л.
20.Назаров Н.Д., Хомидов Ю. Управление материально- технической и вещевой службы. / Таджикская милиция: история и современность. Часть 1. – Душанбе, 2002. – 1,3 п.л.
21.Назаров Н.Д. Международно-правовые основы деятельности МВД Республики Таджикистан. //Труды Академии, вып. 5. – Душанбе, 2002 – 0,7 п.л.
22.Назаров Н.Д. Становление и развитие организационных форм деятельности ведомственной милиции (1917-1925 гг.). //Труды Академии, вып. 6. – Душанбе, 2003. – 0,6 п.л.
23.Назаров Н.Д. Кадровая политика органов внутренних дел Таджикистана в 70-80 годы. //Вестник Пед. Университета. № 6. – Душанбе, 2004. – 0,6 п.л.
24.Назаров Н.Д. Нормативно-правовая основа деятельности органов внутренних дел Таджикистана по соблюдению законности и правопорядка (1968-1991 г.г.). //Вестник Педуниверситета. № 6. – Душанбе, 2004. – 1,06 п.л.
25.Назаров Н.Д., Искандаров К. Наркоситуация в Афганистане и ее влияние на безопасность Республики Таджикистан. /Афганистан и безопасность Центральной Азии, вып. 1. – Бишкек, Илим, 2004. – 0,5 п.л.
26.Назаров Н.Д. Героический подвиг таджикских милиционеров в годы Великой Отечественной войны. //Материалы республиканской научно-теоретической конференции, посвященной 60-летию Победы советского народа над фашистской Германией 29 апреля 2005 г. – Душанбе: Высшая школа МБ РТ, 2005. – 1,2 п.л.
27.Назаров Н.Д. Начало Великой Отечественной войны и перестройка работы органов внутренних дел Таджикской ССР. /Великая Отечественная война: уроки истории и современность (Материалы международной конференции, посвященной 60-летию Победы). – Душанбе: РТСУ, 2005. – 0,8 п.л.
28.Назаров Н.Д. Вклад органов внутренних дел Таджикской ССР в борьбу с преступностью и охрану общественного порядка в условиях войны в тылу.// Вестник РТСУ. – Душанбе, 2005. – 1,1 п.л.
29.Назаров Н.Д., Абдулов А.М. Зиндан в трудах зарубежных авторов. //Труды Академии, вып.9. – Душанбе, 2006. – 0,5 п.л.
30.Назаров Н.Д., Абдулов А.М. К вопросу о зарождении внутренних войск МВД Таджикистана (1917-1991 гг.). //Труды Академии, вып.9. – Душанбе, 2006. – 0,6 п.л.
31.Назаров Н.Д. 55-лет в рядах таджикской милиции. /Служу Таджикистану. – Ходжент, 2006. – 0,6 п.л.