Научная тема: «ПОЭТИКА СНОВИДЕНИЙ В АНТИЧНОМ ЭПОСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭМ ГОМЕРА, АПОЛЛОНИЯ РОДОССКОГО, ВЕРГИЛИЯ, ЛУКАНА)»
Специальность: 10.02.14
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Поскольку полноценное исследование данного вопроса возможно лишь при терминологической ясности, в диссертации обосновывается категория онейротопа, которая охватывает литературное сновидение как совокупность художественных средств.
  2. Главными аспектами эпических сновидений являются содержание, смысл, типология изображения и функция, и по мере развития эпоса от Гомера к Лукану роль психологизма в каждом из аспектов изображения снов возрастает.
  3. В ходе жанровой эволюции язык сновидений меняется от риторики слова к риторике образа, что в итоге делает изображение сновидений более реалистичным.
  4. В типологии сновидений реализация основных черт жанровой поэтики каждого из произведений увеличивается. Это свидетельствует о возрастании художественной роли снов в ходе жанровой эволюции античного эпоса.
Список опубликованных работ
1. Отношение к смерти и типология характеров в «Энеиде» Вергилия. М., «Филологические науки», 1997. № 4. 0,6 п.л.

2. Поэтика сновидений в «Аргонавтике» Аполлония Родосского. Филологические науки, 2007. № 4. 0,8 п.л.

3. Поэтика сновидений и «новый стиль» исторического эпоса: «Фарсалия» Лукана. Вестник МГУ, 2007. № 1. 0, 7 п.л.

4. О поэтике литературных сновидений. «Русская словесность» , 2007. № 3. 0, 6 п.л.

5. Ода Горация « К Помпею Вару» в переводе Б.Л.Пастернака. Филологические науки, 2006. № 3. 0,8 п. л.

6. Поэтика сновидений и римский классицизм : «Энеида» Вергилия. Вестник МГУ, 2007. № 5. 0, 7 п.л.

7. Поэтика сновидений: греческий и римский эпос. Вестник МГУ, 2008. № 5. 0, 8 п.л.

8. О некоторых аспектах античных мотивов в творчестве Н.С. Гумилёва. // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Материалы чтений, посвящённых памяти Тронского И. М. СПб., 2008. 0, 4 п.л.

9. Сентенция в трагедиях Сенеки. «Материалы VI Всесоюзной конференции по классической филологии». Симферополь, 1989. 0,2 п.л.

10. Семантика мотива смерти в «Энеиде» Вергилия. // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Материалы чтений, посвящённых памяти Тронского И. М. СПб., 1997. 0,2 п.л.

11. Типология изображения сновидений в эпосе Гомера. Индоевропейское языкознание и классическая филология. Материалы чтений, посвящённых памяти Тронского И. М.СПб., 1999. 0, 4 п.л..

12. О пушкинской поэтике перевода (на материале стихотворения Горация « На возвращение Помпея Вара». // Пушкин и мир античности. Материалы чтений в «Доме Лосева»( 25-26 мая 1999). М., 1999. 0,7 п.л.

13. Художественная роль снов в эпосе Гомера (на материале «Одиссеи»). Материалы международной конференции, посвящённой 105- летию А.Ф.Лосева. «Логос», № 3. М., 1999. 0,9 п.л.

14. Типология характеров и бессознательное в «Энеиде» Вергилия. Материалы конференции «Сергеевские чтения -1999». Вестник МГУ, серия «История», 2000. № 6, 0, 1 п.л.

15. О пушкинском переводе стихотворения Горация «На возвращение Помпея Вара». // Университетский Пушкинский сборник. М., 1999. 0,9 п.л.

16. Жанровая специфика онейротопа в греческой трагедии (на материале «Хоэфор» Эсхила и «Электры» Софокла). Материалы чтений, посвящённых памяти Тронского И. М. СПб., 2000. 0, 5 п.л.

17. Вергилий, Гораций, Петроний, Апулей. «Энциклопедия «Аванта+», М., 2000. 1, 5 п. л.

18. Место и роль энклитик в процессе изучения ударения в древнегреческом языке //Древние языки в системе университетского образования. М., 2001. 0,9 п.л.

19. Онейротопика как элемент культуры: классика и архаика. Культура в эпоху цивилизационного слома. Материалы международной научной конференции. М., РАН, 2001. 0, 9 п.л.

20. Бальзак, Стендаль, Мериме, О.Генри, Лондон. «Энциклопедия «Аванта+». М., 2001. 2, 5 п.л.

21. Вячеслав Иванов : поэтика перевода ( на материале «Гимна к Аполлону» Алкея) //Вячеслав Иванов - творчество и судьба. К 135-летию со дня рождения. М., 2002. 0, 8 п.л.

22. Античная литература в литературном процессе России. Программы основных лекционных курсов по специализации «Сравнительное литературоведение». М., изд-во МГУ, 2002. 0, 5 п.л.

23. Онейротопика как элемент жанровой поэтики (на материале «Энеиды» Вергилия). Вопросы классической филологии – ХII . М, МГУ, 2002 .0,7 п.л.

24. Рецензия на книгу Ходанен Л.А. «Миф в творчестве русских романтиков». РЖ РАН, Отечественная и зарубежная литература, 2002. № 2. 0,8 п.л.

25. Поэтика эпической гипнологии: Вергилий и Гомер. Индоевропейское языкознание и классическая филология. Материалы чтений, посвящённых памяти Тронского И.М.. СПб., 2002. 0, 2 п.л.

26. Онейротопическая поэтика эпоса: Вергилий и Гомер. Индоевропейское языкознание и классическая филология. Материалы чтений, посвящённых памяти Тронского И.М.. СПб., 2003. 0, 4 п.л.

27. Поэтика сновидений в эпосе: Вергилий и Гомер. Культурология: Дайджест //РАН ИНИОН. Серия «Теория и история культуры». М., 2003. № 2. 0, 9 п.л.

28. Владимир Соловьёв: поэтика перевода ( на материале перевода «Энеиды» Вергилия). Владимир Соловьёв и культура Серебряного века. М., 2005. 0,8 п.л.

29. Сон Дидоны в IV книге «Энеиды» Вергилия. // Сборник научных трудов «Стефанос». М., 2005 О, 8 п.л.

30. Поэтика сновидения в трагедии Шекспира «Юлий Цезарь» и античные источники. // «Литература XX века: итоги и перспективы изучения». IV - e «Андреевские чтения». М., 2006. 0,7 п.л.

31. Онейротопика эллинистического эпоса: Аполлоний Родосский. // Индоевропейское языкознание и классическая филология. СПб., 2006. 0, 4 п.л.

32. Поэтика сновидений в эпических жанрах античности. //Материалы Международной научной конференции «Поспеловские чтения». М., 2008. 0, 6 п.л.

33. Античный эпос в русских переводах: проблемы поэтики. // Русский язык: исторические судьбы и современность. Ш международный конгресс исследователей русского языка. М., 2007. 0, 4 п.л.

34. Поэтика сновидения и поэтика жанра: античность.// Литература ХХ века: итоги и перспективы изучения. V-e «Андреевские чтения». М., 2007. О, 8 п.л.

35. Онейротопика божественного в античном эпосе. Альманах София. Вып.2: П.А.Флоренский и А.Ф.Лосев. :род, миф, история. Уфа, 2007. 0, 6 п.л.

36. Cновидение как элемент поэтики эллинистического эпоса (на материале «Аргонавтики» Аполлония Родосского). Культурология: Дайджест //РАН ИНИОН. Серия «Теория и история культуры». М., 2007 . №3. 1 п.л.

37. Поэтика сновидения и поэтика перевода : критерии точности. Материалы чтений, посвящённых памяти Тронского И. М. СПб., 2007. 0, 5 п.л.

38. Античная онейротопика как элемент рецепции: Юлий Цезарь Шекспира. // Материалы международной конференции. Петрозаводск, 2007, 0, 8 п.л.

39. Борис Пастернак: поэтика перевода. Культурология: Дайджест // РАН ИНИОН. Серия «Теория и история культуры». М., 2006. №3. 0, 9 п.л.

40. Литературное сновидение: терминологический аспект. Вестник МГОПУ им. М. Шолохова. 2007, № 3. 0,7 п.л.

41. Сновидение как объект филологического исследования. «Филологические науки», МГИМО, 2007, № 57. 0, 7 п.л.

4 2. Поэтика сновидения в эпосе: античность. // Наука в высшей школе: проблемы интеграции и инноваций. Материалы VII Международной, Х Всероссийской научной конференции. М., УРАО. 2007. 0, 8 п.л.

43. «Энеида» Вергилия в переводе А.Фета и В.Соловьёва. Актуальные вопросы литературы и культуры. Вопросы филологии. Вып. 3. Ереван, 2007. О, 6 п.л.

44. Эпическая онейротопика (к постановке проблемы). Сборник материалов V Поволжского научно-методического семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла. Вып. 4. Нижний Новгород, 2007. 0, 6 п.л.

45. Литературные сновидения (филологический и психологический аспекты) // Цивилизация знаний: российские реалии. Труды VIII Всероссийской научной конференции. Т. 2. М., 2007. 0, 9 п.л.

46. Поэтика эпического сновидения: греческий и римский вариант. М., НЛО, 2008. № 93, 0, 1 п.л.

47. Сновидения в античном эпосе: поэтика пространства и времени. // Классическая филология в Сибири. Материалы VI-ой Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы классической филологии, сравнительно-исторического языкознания и регионального научно-методического совета по классической филологии». Томск, 2008, 0, 8 п.л..

48. Основные мотивы сновидений античного эпоса. Культурология: Дайджест // РАН ИНИОН. Серия «Теория и история культуры». М., 2008, №3. 1, 5 п.л.

49. Древнегреческая литература // Греция Древняя. Большая Российская энциклопедия. М., 2007, т. 7, 0, 8 п.л.

50. Гораций. Большая Российская энциклопедия. М., 2007, т. 7, 0, 4 п.л. ( совместно с Голубковым А.В.)

51. Об одном античном мотиве в поэзии Н.С.Гумилёва. // Литература ХХ века: итоги и перспективы изучения. VI-е «Андреевские чтения». М., 2008, 0, 9 п.л.

52. Мотив смерти в сновидениях античного эпоса. // Романские языки и культуры: от античности до современности. Международная научная конференция. Сборник материалов. М., 2008, 0, 6 п.л.

53. Поэтика сновидений в античном эпосе: эротический аспект. Труды русской антропологической школы. Вып. 5. М., 2008, 0,7 п.л.

54. Сон Юлия Цезаря после Фарсальской битвы (филологический и психологический аспекты). Совместно с Теперик Р.Ф. Филологические науки, МГИМО, 2008, № 31. 0,8 п.л.

В печати:

55. Филолого-психологический анализ литературных сновидений (на материале сна Дидоны в «Энеиде» Вергилия). Вестник МГУ. 2009, № 1. серия 14 , «Психология». 1 п.л. Совместно с Теперик Р.Ф.

56. Исторический эпос и историческая проза: поэтика сновидения. Материалы конференции «Сергеевские чтения- 2007». Вестник Древней Истории, 2009. № 1 . 0, 1 п.л.

57. Поэтика сновидения: критерии интерпретации (на материале сна Медеи в «Аргонавтике» Аполлония Родосского). // Вопросы классической филологии -XIII Сб. статей в честь А.А.Тахо-Годи. М., 2009. 0, 7 п.л.

58. Рецензия на книгу: Бескова И.А. Природа сновидений (Эпистемологический аспект М., 2005). Культурология: Дайджест /РАН ИНИОН. Серия «Теория и история культуры». М., 2009, № 2, 0, 5 п.л.

59. Римский поэт Лукан в оценке классицистов и Данте. «Дживилеговские чтения». Ереван, 2009. 0,6 п.л.

60. Сравнение как форма авторского присутствия: текст и интертекст сновидения. // Литература ХХ века: итоги и перспективы изучения.VII-e «Андреевские чтения». М., 2009. 0, 7 п.л.