- Зародившись в 70-е годы XVIII века, женские журналы в России развивались вместе со всей системой журналистики, подчиняясь ее общим закономерностям. Появившись как литературные, женские журналы постепенно трансформировались и усложняли свою типологию, соответствуя изменяющемуся социально-историческому и культурному контексту. Уже в XIX веке возникли общественно-политические, литературно-общественные, «модные» издания со своей особой целевой аудиторией, структурой, тематическим приоритетами.
- В начале ХХ века отечественные женские журналы достигли своего расцвета, в это время отмечалось закрепление основных типов женских журналов, их разнообразие: продолжили появляться общественно-политические журналы, активизировались модные издания, возникали ученические журналы при различных женских учебных заведениях. Однако самыми распространенными и влиятельными стали литературно-общественные издания, универсальные по характеру информации, освещающие самые разные стороны жизни женщины, в том числе и общественно-политическую.
- Под женским универсальным журналом мы понимаем издание, политематическое по характеру информации и стремящееся в своем содержании к максимально полному охвату всех возможных сфер и интересов женской аудитории. При этом, поскольку женская аудитория неоднородна по своему составу, возникают различные степени «универсальности» в зависимости от мировоззренческих, возрастных, профессиональных, образовательных и других особенностей групп читательниц.
- Анализ одного из самых ярких и характерных представителей массовых литературно-общественных женских журналов начала ХХ века - «Журнала для хозяек» и его «детища» «Женской жизни» - позволяет утверждать, что в этот период сложилась уникальная для той эпохи структура издания универсального характера, включающая самые разнообразные разделы (моды, литературы, домоводства, рукоделий и т.д.). С течением времени именно такая структура станет основным ориентиром для создания новых женских изданий, актуальным и по сей день.
- Важной приметой популярных женских журналов второй половины XIX - начала ХХ веков стали беллетристические отделы. При жанровом и стилевом разнообразии, разной художественной ценности беллетристики, помещенной на страницах журналов, можно обнаружить наличие сходных явлений, что позволяет, анализируя и сопоставляя отдельные произведения, выделить особенности и закономерности журнальной литературы, обусловленные общей направленностью изданий, обеспечивающей отклик беллетристики на актуальные современные проблемы. Среди особенностей беллетристики в женских журналах можно выделить следующие: авторы - преимущественно женщины; героиня - «новая» женщина, преодолевающая трудности на тернистом самостоятельном пути; направленность произведений - дидактическая, формирующая новое женское мировоззрение и предлагающая «правильные» модели поведения в различных ситуациях; беллетристика женских журналов продолжала разрабатывать проблемы, характерные для публицистики изданий, актуализируя их в форме художественных образов.
- История женских журналов в России после 1917 года свидетельствует о несомненном преобладании изданий универсального характера, что подтверждает как их развитие в советское время, так и современное функционирование. Искусственно сделанный проводником официальной идеологии и средством пропаганды советский женский журнал на долгое время стал изданием общественно-политического типа. Однако под влиянием социокультурной и политической ситуации он начал перестраиваться, постепенно возвращаясь к выработанному еще в начале ХХ века универсальному типу, хотя так и не смог составить достойной конкуренции западным изданиям, пришедшим на российский рынок.
- Среди современных женских печатных журналов и Интернет-периодики преобладают издания универсального характера, но необходимо учитывать, что, говоря о сетевых журналах, следует вести речь о другой степени универсальности информации, обусловленной ориентацией на особую женскую аудиторию, отличающуюся современным мировоззрением, социальной и деловой активностью, высоким уровнем образования, доходов и притязаний.
- Женские журналы востребованы рынком, демонстрируя устойчивый платежеспособный спрос со стороны аудитории и интерес рекламодателей, поэтому имеют серьезные перспективы для дальнейшего развития и усложнения своей типологической структуры. Эти перспективы связаны с созданием специализированных, узконаправленных изданий, ориентированных на еще свободные аудиторные (различные возрастные, профессиональные, социальные категории читателей) и тематические (например, журналы с прикладной тематикой) ниши. Рост конкуренции заставляет журналы для женщин быть более инновационными: искать новые форматы, вводить новые рубрики, используя как опыт западных рынков, так и российские традиции, работать над содержанием и качеством материалов.
1. Женские журналы в структуре отечественной периодики XVIII–начала ХХ веков. – М.: Лазурь, 2007. – 13 п.л.
2. Отечественные женские журналы ХХ века: история развития и типология. – М.: Лазурь, 2008. – 5 п.л.
Статьи в периодических изданиях перечня ВАК
3. Эволюция типа героя в произведениях Ф.М.Достоевского («Записки из подполья», «Сон смешного человека») // Вестник СГУ. – Филологические науки. – Вып.26. – Ставрополь, 2003. – 0,3 п.л.
4. Роман Н.С.Лескова «Чертовы куклы» в контексте формирования литературной ан-тиутопии // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2003. – № 6. – 0,8 п.л.
5. Отечественные женские журналы XVIII – первой половины XIX века // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2007. – № 3. – 0,4 п.л.
6. Издания «Журнал для хозяек» и «Женская жизнь» в контексте общественной и культурной ситуации в России начала ХХ века // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2007. – №5. – 0,6 п.л.
7. «Женский вестник» как литературно-общественный журнал // Культурная жизнь Юга Рос-сии. – Краснодар, 2007. – № 6. – 0,4 п.л.
8. Женские журналы в России: история изучения // Культурная жизнь Юга России. – Красно-дар, 2008. – № 1. – 0,4 п.л.
9. «Журнал для хозяек» о музыкальном воспитании // Музыкальная жизнь. – Москва, 2008. – № 5. – 0,4 п.л.
10. Женские журналы в сети Интернет // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2008. – № 2. – 0,3 п.л.
11. Реклама в «Журнале для хозяек» (1212–1926) // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. – 2008. – № 3. – 0,6 п.л.
12. Проблемы женского образования на страницах отечественных журналов второй полови-ны XIX века // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2008. – № 3. – 0,4 п.л.
Статьи и материалы
13. «Город без имени» В.Ф .Одоевского: «экзистенциальный» и «вертикальный» контекст создания // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. – М., 2001. – Вып. Х. – 0,3 п.л.
14. От Великого Инквизитора к Благодетелю (Достоевский – Замятин) // Творческое насле-дие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Книга Х. – Тамбов, 2004. – 0,4 п.л.
15. Психология цвета // Лазурь.¬ – 2005. – № 1. – 0,5 п.л.
16. Как сдать экзамен: стратегия и тактика // Лазурь.¬ – 2005. – № 5–6. – 1 п.л.
17. Искусство управления временем // Лазурь.¬ – 2005. – № 7. – 0,5 п.л.
18. Из опыта изучения наследия А.С.Хомякова в вузе // Актуальные проблемы современного литературоведения. – Майкоп, 2005. – 0,2 п.л.
19. Концепция любви в рассказе Г.Семенова «Утренние слезы» // Русская литература ХХ ве-ка: типологические аспекты изучения. Х Шешуковские чтения. – М., 2005. – Ч. 1. – 0,4 п.л.
20. Психология рекламы // Лазурь. – 2006. – № 3. – 0,5 п.л.
21. Сила слова // Лазурь. – 2006. – № 4. – 0,5 п.л.
22. Гоголь глазами друзей и критиков // Лазурь. – 2006. – № 6. – 0,5 п.л.
23. Креативность // Лазурь. – 2006. – № 6. – 0,5 п.л.
24. Есенин на страницах женских журналов начала ХХ века // Есенинская энциклопедия: концепция, проблемы, материалы. – Москва–Рязань, 2007. – 0,5 п.л.
25. Об историческом опыте женских журналов XVIII – начала ХХ века // Профессия – жур-налист: вызовы XXI века. – М., 2007. – 0,2 п.л.
26. Из истории женских журналов // Лазурь. – 2007. – № 2. – 0,5 п.л.
27. Раннее творчество А.П.Чехова // Лазурь. – 2007. – № 3. – 0,5 п.л.
28. По страницам старых журналов // Лазурь. – 2007. – № 4. – 0,5 п.л.
29. «Дневник писателя» Достоевского: замысел и его воплощение // Лазурь. – 2007. – № 6. – 0,5 п.л.
30. На южных рубежах // Российский писатель. – Москва, 2007. – № 11–12. –0,8 п.л.
31. О чем писали детские журналы прошлых веков // Лазурь. – 2007. – № 9. – 0,5 п.л.
32. Поэт Дрожжин: «талант, не зарытый в землю» // Лазурь. – 2007. – № 10. – 0,5 п.л.
33. Беллетристика на страницах женских журналов начала ХХ века // История русской лите-ратуры ХХ-ХХI веков в литературоведении, литературной критике и журналистике. – М., 2007. – 0,4 п.л.
34. О беллетристическом отделе журнала «Женская жизнь» (1914–1916) // Русское литерату-роведение на современном этапе. – М., 2007. – 0,4 п.л.
35. Из истории рекламы // Лазурь. – 2007. – № 11. – 0,5 п.л.
36. «Прекрасный новый мир» рекламы: роман Фредерика Бегбедера «99 франков» // Лазурь. – 2007. – № 10. – 0,5 п.л.
37. Особенности развития отечественных женских журналов начала ХХ века // Средства массовой информации в современном мире. – СПб., 2008. – 0,2 п.л.
38. С чего начиналась московская пресса // Лазурь. – 2008. – № 1. – 0,5 п.л.
39. Женский общественно-политический журнал «Рассвет»: особенности концепции издания // СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. – М., 2008. – 0,2 п.л.
40. Есенин на страницах журнала «Нива» (СПб. – Пг.) // Есенин и мировая культура. – Москва–Рязань, 2008. – 0,4 п.л.
41. Что такое «глянцевые» журналы // Лазурь. – 2008. – № 4. – 0,5 п.л.
42. Достоевский – редактор и публицист // Лазурь. – 2008. – № 5. – 0,5 п.л.
43. Беллетристика на страницах «Журнала для хозяек» (1212–1926) // Новые концепции в изучении русской классики ХХ века: междисциплинарный аспект. – М., 2008. – 0,4 п.л.
44. «Храни меня, мой талисман…» // Лазурь. – 2008. – № 6. – 0,5 п.л.