- До сих пор очевидна изоляция исторических жанров в литературоведении; историзм рассматривается вне жанровой системы, вне истории литературы, вне реального литературного процесса. Анализ общих тенденций, очевидных в исторической беллетристике и в «мэйнстриме», необходим. Анализ форм репрезентации истории способствует решению вопроса о функциях исторического материала, о его художественных задачах и об эволюции форм литературного выражения исторических коллизий.
- Книги признанных классиков русской литературы - это объекты историко-литературного процесса, которые взаимодействуют с другими объектами. Необходимо восполнить пробелы и ввести в научный обиход многочисленные тексты, которые представляют немалый интерес, но которые забыты ныне. Классификация репрезентационных техник - единственная возможность для определения общих закономерностей в развитии художественных представлений об истории в XIX в.; она позволяет определить те ракурсы, в которых представали события прошлого в художественном воплощении. Разные поводы обращения к истории приводили к разным функциональным формам ее репрезентации.
- Историческая литература XIXв. начиналась с выражения неких вневременных (национальных, политических или нравственных) доктрин. История сводилась к утверждению той или иной тенденции. Изображение исторических событий оставалось по существу предлогом для выражения внешней по отношению к ним идеи - национальной, социальной или «нравственной». В середине XIXв. тенденциозная репрезентация истории способствует обновлению других жанров, помимо исторического романа и повести. Активное использование подобных репрезентационных техник в романе на современные темы, в публицистике и поэзии вполне объяснимо. Стереотипные тенденциозные решения способствуют своеобразной «стабилизации» современности в литературном тексте; мы обнаруживаем сходные формы репрезентации истории в творчестве таких разных авторов, как Загоскин и Герцен, Тютчев и Фет.
- В литературе первой половины XIXв. реализовано и иное отношение к истории, во многом опиравшееся на опыт XVIIIв. Для характеристики этой модели важна антитеза литературной и научной репрезентации истории: историки выступали с концептуальными построениями, писатели создавали художественные изображения. В художественной форме опыт прошлого реализуется как чистая условность, прихотливая игра фантазии. Прошлое репрезентировалось как чистейшая фикция. Место фольклорных реконструкций занимает история литературы, прошлое сводится к одной только истории изящной словесности и такое воспроизведение условных схем способствует цельному описанию разнородного материала.
- Репрезентация истории как вымысла противопоставлена репрезентация истории как описанию фактов. Эта форма возникла в русской литературе под влиянием А.Дюма-отца, в романах Р.М.Зотова и Н.В.Кукольника. В этих популярных сочинениях независимая ценность исторического факта представлена в особой форме: романические главы в правильном порядке чередуются с историческими. А.С.Пушкин, обращаясь к этому материалу, от имитации уже известных репрезентационных техник пришел к установке на изображение истории как собрания фактов, обретающих значение при осмыслении связей между ними. Апофеоз устремления к художественно организованной фактографической точности можно обнаружить в текстах о пугачевском восстании. Однако позднейшая история этой репрезентационной техники свидетельствует, что абсолютизируется одно из начальных звеньев; история обращается либо в перечисление фактов, либо в такое же протокольное исчисление случаев. Данная репрезентационная техника по-прежнему основывается на признании известной неполноценности истории.
- Иная репрезентационная модель основана на признании самостоятельной ценности исторического познания, не ограниченного рамками тенденциозных схем, свободного от сомнений в иллюзорности минувшего и от ограниченности скупого перечня фактов. Тогда абсолютизация исторического опыта человечества, обращение к урокам истории приводит к тому, что исторический материал становится не посредником, а основой повествования. В «квазиисторических» произведениях Вс.С.Соловьева, Д.Л.Мордовцева и других обнаруживается стремление перейти от тенденциозных построений на историческом материале к созданию текстов, посвященных «связи времен», а затем - к построению непротиворечивой картины, включающей и опыт прошлого, и факты настоящего.
- Широкое распространение исторической беллетристики связано с тем, что всякий беллетрист мыслит литературными формулами, уже готовыми, раз и навсегда данными. Это могут быть формулы жанровые, сюжетные, языковые, но для беллетриста их существование не подвержено сомнению. Беллетристические произведения могут быть разными, но они основаны на использовании формул. Тем самым получает объяснение формализация исторических жанров; всё многообразие репрезентаций истории можно свести к нескольким продуктивным формам, которые можно разделить на две группы: исторический материал оказывается либо основой, либо посредником.
2. Квазиисторический роман в русской литературе XIX века. Д. Л. Мордовцев. Тверь: Марина, 2007. 224 с.(14 п. л.)
3. Книги о провинции и провинциальные книги: Абашев В. В. Пермь как текст…[История Перми в литературе и культуре XIX-XX вв.] // Новое литературное обозрение. № 6 (46). 2000. С. 318–320. (0,6 п. л.).
4. Научно-практическая конференция «Мир, называемый Львовым…» /Сорочан А., Строганов М. // Новое литературное обозрение. 2003. №. 61. С. 434-436 (в соавторстве с М. В. Строгановым) (0,6 п. л.).
5. 20 томов и XVIII Фетовские чтения [Проза и публицистика в собрании сочинений А. А. Фета] // Новое литературное обозрение. 2003. № 64. С. 432–434 (0,6 п. л.).
6. Tolstoy Studies Journal / Сорочан А., Строганов М. // Новое литературное обозрение. 2003. № 64. С. 412–423 (в соавторстве с М. В. Строгановым) (2 п. л.)
7. [Рец.:] Rancour-Laferriere, Danielle. Tolstoy on the Couch. NY., 1998 // Новое литературное обозрение. 2004. № 65. С. 411–413 (0,5 п. л.).
8. Фрагменты мифа [Судьба А. И. Полежаева – историческая и литературная] // Новое литературное обозрение. 2005. № 73. С. 471–473 (0,7 п.л.).
9. [Рец.:] A new word on “The Brothers Karamazov” / Ed. by R. L. Jackson. Evanston, Illinois: Northwestern university press, 2004 // Новое литературное обозрение. № 79. (3’2006). C. 397–399 (подписано Е. Сорочан). (0,5 п. л.).
10. Сказочная мотивировка в поэмах Радищева // А. Н. Радищев. Исследования и комментарии. Тверь: ТвГУ, 2001. С. 62–65. (0,25 п. л.)
11. «Добрыня»: Н. А. Львов на подступах к сказочной мотивировке характера // Гений вкуса. Материалы научной конференции, посвященной творчеству Н. А. Львова. Тверь: Золотая буква, 2001. С. 293–297. (0,3 п. л.)
12. «“Русские мущины” против “Русских женщин”» // Чудовский сбор-ник. Великий Новгород: Б. и., 2001. С. 116–120. (0,3 п. л.)
13. Три образа правды (из комментария к «Евгению Онегину») // Историко-литературный сборник. Вып. 2. Тверь: ТвГУ, 2002. С. 20–26. (0,4 п.л.)
14. А. М. Смирнов-Кутаческий. Эпический сказ в «Войне и мире» (публикация, вступительная заметка и примечания) // «Война и мир» Л. Н. Толстого: Жизнь книги. Тверь: ТвГУ, 2002. С. 156–163. (0, 5 п.л.)
15. «Москвич» Белинский, или Варсонофий Наянов как зеркало русской критики // Историко-литературный сборник. Вып. 3. Тверь: ТвГУ, 2002. С. 76–82 (0,5 п. л.).
16. Блаватская Е. П.; Загоскин М. Н.; Лажечников И. И. // Эстетические отношения искусства и действительности: учебное пособие. Тверь: ТвГУ, 2002. С. 33–35, 71–72, 82–83. (0,5 п. л.)
17. Государственный миф петровской эпохи в последнем романе М. Н. Загоскина // Тверская филология: прошлое, настоящее, будущее. Тверь: ТвГУ, 2002. С. 320–326. (0,4 п. л.)
18. Н.А. Львов – историк и текстолог (републикация, вступительная заметка и примечания) // Гений вкуса. Вып. 3. Тверь: Золотая буква, 2003. С. 126–135. (0,6 п. л.)
19. Экологическая проблематика в малой прозе Г.П. Данилевского // Дары природы и плоды цивилизации. Тверь: Золотая буква, 2003. С. 57–62. (0, 3 п. л.)
20. «Не изменить своей идее» (Заметки об историзме критики А. А. Фета) // А. А. Фет и русская литература. XVII Фетовские чтения. Курск: КГУ, 2003. С. 122–127. (0,3 п. л.)
21. В. И. Даль и А. Ф. Вельтман: из истории творческих взаимоотношений // В. И. Даль – писатель и этнограф. Торжок: ВИЭМ, 2003. С. 84–92. (0, 6 п. л.).
22. Латынь; Ода; Поэма; Сатира; Сатирик; Фортуна; Эклога; Эпиграф // Онегинская энциклопедия. Т. 2. М.: Русский путь, 2004. С. 375. (0, 2 п. л.). С. 21–22, 210–212, 333–335, 463–465, 653-654, 751, 756–757 (в соавторстве с М. В. Строгановым). (3 п. л.)
23. Добро и зло в системе художественных мотивировок И. И. Лажечникова // Дом Лажечникова. Выпуск 1. Коломна: КГПИ, 2004. С. 155–165. (1 п. л.)
24. Статьи Фета в контексте истории русской критики // XVIII Фетов-ские чтения. Курск: КГУ, 2004. С. 177–183. (0,5 п. л.)
25. Русско-турецкая война: историко-литературные комментарии // Человек и война в русской литературе XIX–ХХ вв. Тверь: Золотая буква, 2005. С. 63–72 (0,6 п. л.).
26. Читатель в гостях у писателя (Визит Г. П. Данилевского в Ясную Поляну: тема и вариации) // О литературе, писателях и читателях. Вып. 2. Тверь: Золотая буква, 2005. С. 86–92 (0,5 п. л.).
27. Три «столицы» в прозе И. И. Лажечникова // «Во глубине Рос-сии…»: Статьи и материалы о русской провинции. Курск: КГУ, 2005. С. 31–38. (0,5 п. л.)
28. Тверская история в романах И. И. Лажечникова // Лажечников и Тверской край. Тверь: Марина, 2005. С. 35–47. (0,75 п. л.)
29. [Вступительная заметка, публикация, примечания]: Dubia // Лажеч-ников и Тверской край. Тверь: Марина, 2005. С. 185–194 (0,6 п. л.).
30. [Публикация, примечания]: А. К. Жизневский. Мои воспоминания о И. И. Лажечникове. Приложение: Письма И. И. Лажечникова к А. К. Жизневскому // Лажечников и Тверской край. Тверь: Марина, 2005. С. 195–231 (2,2 п. л.).
31. В. Р. Зотов как интерпретатор истории русской классики // Русская классика: проблемы интерпретации. Липецк: ЛГПИ, 2006. С. 86–91 (0,3 п. л.).
32. Фет А. А. Критика // Фета А. А. Собрание сочинений: в 20 т. Т. 3. Курск; СПб.: Фолио, 2006 (подготовка текста, комментарии в соавтор-стве с М. В. Строгановым). С. 157–325, 415–516 (16,5 п. л.).
33. А. И. Герцен и М. Н. Загоскин // Герценовские чтения. Тверь: Аль-фа-пресс, 2006. С. 38–44 (0,4 п. л.).
34. От «Святочных рассказов» к «Повести о Буслае-Новгородце»: первая историческая повесть Н. А. Полевого // Историко-литературный сборник. Выпуск 4. Тверь: Золотая буква, 2006. С. 108–113 (0,3 п. л.).
35. Новое открытие Вселенной, или Несколько провинциальных сюже-тов // Пространство культуры и стратегии исследования. Курск: Курский государственный университет, 2006. С. 10–17 (0,5 п. л.).
36. Тверская общественная жизнь в 1840 – начале 1850-х гг. (из материалов «Тверских губернских ведомостей») // Лажечников и Тверской край. Вып. 2: Литератор в провинции. Тверь: Марина, 2006. С. 5–18 (0,8 п. л.).
37. Тверское окружение Лажечникова: материалы к указателю имен // Лажечников и Тверской край. Вып. 2: Литератор в провинции. Тверь: Марина, 2006. С. 151–173 (1,4 п. л.).
38. И. И. Лажечников: литератор и администратор // Лажечников и Тверской край. Вып. 2: Литератор в провинции. Тверь: Марина, 2006. С. 174–182 (0,5 п. л.).
39. И снова Эрастов… (еще о литературной позиции М. Н. Загоскина) // «Липецкий потоп» и пути развития русской литературы. Липецк, 2006. С. 77–82 (0,4 п. л.).
40. От осуждения к обсуждению: Репрезентации декабристской идеологии в русской исторической беллетристике XIX века // Литература и человек (Писатели, читатели, филологи). Тверь: Марина, 2007. С. 58–64 (0,4 п. л.).
41. Русская литература // Современная иллюстрированная энциклопе-дия. М.: РОСМЭН, 2007. (в соавторстве с М. В. Строгановым) (1,2 п. л.)
42. Теория литературы // Современная иллюстрированная энциклопе-дия. М.: РОСМЭН, 2007 (0,7 п. л.).
43. Чехов и тайны Египта // «Звук лопнувшей струны». Перечитывая «Вишневый сад» А. П. Чехова. Симферополь: Доля, 2006. С. 119–125 (0,4 п. л.).
44. Д. Л. Мордовцев о судьбе Елены Масальской: «роман женщины» или «роман о женщине» // О Женщине, женщинах и прочем: Сборник, посвященный юбилею профессора Е. Н. Строгановой. Тверь: Марина, 2007. С. 107–115 (0,5 п. л.).
45. История природы и история человечества в произведениях Соколова-Микитова // И. С. Соколов-Микитов в русской культуре ХХ века. Тверь: Марина, 2007. С. 84–90 (0,4 п. л.).
46. Освоение чужого пространства: Египет в прозе Д. Л. Мордовцева // Образ России в историко-литературном пространстве XIX–XXI веков. Ч. 1. Курск: КГУ, 2007. С. 123–132 (0,6 п. л.).
47. «Некрасовщина» и «достоевщина» как «знамения времени»: Д. Л. Мордовцев о болезнях эпохи // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология». № 14. 2007. С. 20–27 (0,5 п. л.).
48. Канонизация биографии как канонизация текста (Пушкин в прозе Д. Л. Мордовцева) // Филологически сборник. II. Велъко Търново; Тверь: Университетско издателство «Св.св. Кирил и Методий», 2007. С. 55–57 (0,6 п. л.).
49. Пропущенная глава (А. М. Смирнов–Кутаческий о П. И. Мельникове) // А. М. Смирнов–Кутаческий: личность и научное наследие: Материалы и исследования. Тверь: Марина, 2008. С. 269–275 (0,6 п. л.).
50. Грибоедов – герой Д. Л. Мордовцева // А. С. Грибоедов. Хмелитский сборник. Вып. 9. Смоленск, 2008. С. 195–202 (0, 5 п. л.).
51. Судьба локальных сюжетов в художественных репрезентациях истории (Великий Новгород в русской беллетристике XIX века) // Образ России в литературе XIX – XXI вв. Курск: КГУ, 2008. С. 132-152 (1,6 п. л.).
52. История и поэзия: лирика Фета в русской исторической беллетристике XIX века) // Афанасий Фет и русская литература: XXII Фетовские чтения. Курск: КГУ, 2008. С. 142-147. (0, 5 п. л.).