- Исходя из тезиса о философичности развитого адыгского фольклора, мы обосновали, что его метафизическая основа нашла непосредственное отражение в адыгской литературе. Это вполне логично, учитывая тесную связь обеих эстетических систем. Онтологические категории адыгской мифологии (игра, инициация, трансценденция) органически присущи не только мифо-фольклорному пласту адыгской культуры, но и литературе.
- Литературные символы, мифологемы, архетипы непосредственно связаны с основными онтологическими категориями адыгской мифологии и фольклора, способствуют их художественной актуализации. Тактика нашего исследования мотивирована предположением, что на основных этапах истории адыгской литературы существует:
- определенная динамика проявления литературных архетипических образов, которые берут свое начало из мифа и фольклора;
- устойчивые закономерности репрезентации литературных архетипических мотивов, особенно тех, которые являются наиболее типичными для мифо-фольклорного пласта адыгской культуры;
- определенная корреляция между литературными архетипическими образами и мотивами;
- онтологические категории и литературные архетипы во многом определяют особенности поэтики адыгской литературы;
- выраженное проявление общей закономерности дегуманизации адыгской литературы, которая манифестирует себя в демифологизации, дегероизации, десакрализации, отдельных элементах постмодернизма, появлении жанра антиутопии;
- появление нового романа- мифа, повести- притчи, что является отражением общей тенденции;
- архетипический литературный конфликт (в основе которого лежит бинарность архетипических образов) имеет под собой кризисную ситуацию мифологического и фольклорного героя, которая, в свою очередь, репрезентирует трансформированный обряд инициации. Мы полагаем, что эта тенденция в адыгской литературе является проявлением общей закономерности;
- обоснование тезиса о том, что фольклоризм - это сознательная и бессознательная (архетипическая) реализация художественного потенциала автора;
- мифологическое и архетипическое непосредственно связаны и выражают себя посредством друг друга.
1. Хакуашева М.А. Метафизический герой адыгского эпоса (онтологический аспект). – Майкоп, 1996. – 4 п.л.
2. Хакуашева М.А. Литературные архетипы в художественных произведениях адыгских писателей. – Издательство Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – Нальчик, 2007. – 19, 5 п.л.
II.Ведущие рецензируемые журналы, рекомендованные ВАК
1. Хакуашева М.А. Особенности формирования адыгской литературы (20-30 годы ХХ века) // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2007, №3 (22). – 0,5 п.л.
2. Хакуашева М.А. Творчество Али Шогенцукова и современность. Проблемы методологии // Вестник дагестанского научного центра. – Махачкала, 2006, №26. – 0, 5 п. л.
3. Хакуашева М.А. Новый роман-антиутопия: «Абраг» Д.Кошубаева // Южно-российский вестник. Филология, география и глобальная энергия. – Астрахань, 2006, №10 (23). – 0, 5 п.л.
4. Хакуашева М.А. Композиционные особенности в романе Н.Куёка «Вино мертвых».// Южно-российский вестник. Филология, география и глобальная энергия. – Астрахань, 2006, №12. – 0,5 п.л
5. Хакуашева М.А. Художественный метод Али Шогенцукова // Вопросы филологии. – М., 2006, №5. – 0, 5 п. л.
6. Хакуашева М.А. Мифологические мотивы в романе Д.Кошубаева «Абраг» // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2007, №4 (23). – 0,5 п.л.
7. Хакуашева М.А. Формирование литературных архетипов в адыгской литературе (на примере реконструкции архетипа Великой Матери в романе Н.Куёка «Вино мертвых»). // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2008, №1. – 0,5 п.л.
8. Хакуашева М.А. Архетипические образы и мотивы в повести-притче «Черная гора» Н.Куека.// Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, №2. – Пятигорск, 2008. – 0,5 п.л.
9. Хакуашева М.А., Тхагазитов Ю.М. Новый роман-миф Х.Бештокова «Каменный век» (1985 г.). // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета , №2. – Пятигорск, 2008. – 0,5 п.л.
III. Статьи
10. Хакуашева М.А. Признаки инициации в адыгском фольклоре // Вопросы кавказской филологии и истории. Сборник научных статей. – Нальчик, 2000, Выпуск 3. – 0, 5 п. л.
11. Хакуашева М.А. Три метафизические стадии в развитии метафизического героя // Проблемы развития государственных языков Кабардино-Балкарии. Материалы II республиканской научно-практической конференции по проблемам развития государственных языков КБР, посвященной 40-летию КБГУ. – Нальчик, 1997. – 0, 5 п. л.
12. Хакуашева М.А. Инициация в адыгской мифологии // Журнал «Ошхамахо». - Нальчик, 1997, №2 (на каб. языке). – 1 п. л.
13. Хакуашева М.А. Онтология адыгской мифологии // Современные проблемы кавказского языкознания и фольклористики: Материалы международной конференции, посвященной 100-летию К.С.Шакрыл. – Сухум, 2000. – 0, 5 п.л.
14. Хакуашева М.А. Онтологические основы адыгской мифологии // Актуальные проблемы общей и адыгской филологии. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 75-летию проф. З.И.Керашевой. – Майкоп, 1999. – 0, 5 п. л.
15. Хакуашева М.А. Онтологические аспекты адыгской мифологии // Материалы научной конференции, посвященной юбилею В.И.Абаева. – Владикавказ, 2000. – 0, 5 п.л.
16. Хакуашева М.А. Мифологический герой. Онтологический аспект // Сборник научных трудов «Текст: онтология и техника». – Нальчик, 2001. – 0, 5 п. л.
17. Хакуашева М.А. «Еще раз о «летающих» // Сборник научных трудов «Текст: онтология и техника». – Нальчик, 2001. – 0.5 п. л.
18. Хакуашева М.А. Некоторые архетипы в адыгском фольклоре и мифологии // Сборник научных статей «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии». – Майкоп, 2001. – 0,5 п.л.
19. Хакуашева М.А. Мифологические природные архетипы в адыгском фольклоре // VI Царскосельские чтения. Международная научно-практическая конференция. – Санкт-Петербург, 2002. – 0, 5 п. л.
20. Хакуашева М.А. Художественный мир Али Шогенцукова и современность // Сборник научных трудов ИМЛИ по материалам международной конференции «Ломидзевские чтения». – М., 2005. – 0, 5 п.л.
21. Хакуашева М.А. Литературные архетипы в романе Н.Куека «Вино мертвых // Актуальные проблемы общей и адыгской филологии: материалы международной научной конференции. – Майкоп, 2005. – 0, 5 п. л.
22. Хакуашева М.А., Тхагазитов Ю.М. «Страшен путь на Ошхамахо», роман М.Эльберда // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН, 2005, №2. – 0, 5 п.л.
23. Хакуашева М.А. Литературные архетипы в романе Н.Куека «Вино мертвых» // Caucasus philologia – научный журнал. – Пятигорск, 2006, №1. – 0, 5 п.л.
24. Хакуашева М.А. Проблемы современной кабардинской литературы // Сборник научных трудов Северокавказского Института искусств: материалы международной конференции. – Нальчик, 2007. – 0, 5 п. л.