- Сверхтекст - это ряд отмеченных направленной ассоциативно-смысловой общностью (в сферах автора, кода, контекста или адресата) автономных словесных текстов, которые в культурной практике актуально или потенциально предстают в качестве целостного интегративного диссипативного словесно-концептуального образования, как составляющая ахронического культурного пространства - национальной текстовой концептосферы. Основными условиями проявления сверхтекстовой сущности является феномен «профилированного чтения» (Р.Барт) как вид культурной практики, усмотрение целостности ряда текстов, актуализация релевантных метаконцептов, отвечающих за выбор способа интерпретации текста, за переключение с одного кода семиотического осознания текста на другой, за переход из одного режима культурной практики («чтения для удовольствия») в другой (чтение профилированное, профессиональное).
- Сверхтекст - это динамическое, многомерное, кросс-темпоральное, кросс-референтное, актуально или потенциально кросс-персональное, полижанровое, полистилистическое образование, находящееся в зависимости от полагаемого автором (составителем, интерпретатором) сверхтекста принципа ценностно-смысловой центрации, которая предусматривает выдвижение в качестве приоритетных тех или иных смыслов (текстов), определяя вектор вероятностного ассоциирования и актуализации содержания релевантных концептов; мотивирует способ распределения и взаимодействия в едином семантическом пространстве сверхтекста его разноуровневых составляющих, обеспечивая оптимальную устойчивость (равновесие) системы.
- Сверхтекст открыт для множества интерпретаций (количественный аспект), и потому для вариативных линеаризаций (качественный аспект) - т.е. для прочерчивания определенных смысловых траекторий в нелинейном словесно-смысловом пространстве, но в соответствии с принципом центрации, не противоречащим авторской концепции текста. Сверхтекст проявляет системные свойства каждого из входящих в него текстов, при этом в той или иной его составляющей - отдельном тексте, субтексте находят отражение свойства целого- сверхтекста.
- Цельность, понимаемая как парадигматический феномен, является конститутивным компонентом сверхтекста, обеспечивающим его концептуально-семантическую протяженность (итеративность) и коммуникативно-смысловую целостность. В сверхтексте проявление парадигм цельностей находится в зависимости от принципов его моделирования (интерпретации) - «вненаходимости» точки зрения интерпретатора; усматриваемой целостности; принципа контекстуальности; принципа релевантности/нерелевантности тех или иных контекстов; центрации актуализируемых и предактуализируемых смыслов и смысловых элементов.
- Типологическая классификация сверхтекстов может быть построена с ориентацией на концептуальное содержание составляющих модели первичного и вторичного звена литературной коммуникации, с учетом статуса и ценностно-смысловых позиций авторов сверхтекстов и метасверхтекстов, а также внутренних субъектов текстовой деятельности, общих особенностей референта, кода составляющих сверхтекста и метасверхтекста, характера смыслового сцепления, количественного состава текстов, объединяемых в сверхтекст или метасверхтекст, степени известности последних. Выделяются следующие разновидности сверхтекстов и метасверхтекстов: актуальные, актуализированные и потенциальные; индивидуально-авторские, коллективно-авторские, квазиавторские, анонимно-авторские; собранные и несобранные; однотипно и неоднотипно структурированные; сильные и слабые с жесткой и нежесткой структурой; тематические - локальные, именные, событийные и др.
- Предельной, минимальной формой воплощения сверхтекста является семантически производный, «вторичный», текст, содержащий в «свернутом» виде иной текст, по отношению к которому метатекстуальная структура вторичного текста выполняет функцию модально-смысловой центрации. Показательным образцом предельно-минимального сверхтекста является синтетический, сильный, с жесткой структурой текст литературной пародии. В пародийном сверхтексте весомым фактором смысловой центрации является предопределенная жанровым метаконцептом пародии установка на комический способ представления особенностей прототекста.
- Ценностно-смысловое центрирование в авторских сверхтекстах обусловливается «текстом жизни» автора, авторскими эстетико-мировоззренческими установками и отражающей их системой словесно-концептуальных соответствий (сквозные словесные ряды и релевантные им концепты и метаконцепты, доминирующая текстовая модальность, концептуальные смыслы заглавия, эпиграфов, метатекстуальных структур и др.), а в локально-авторском- еще и соотнесенностью «локально» отмеченных словесных рядов с одним и тем же референтом - «местом памяти».
- Система прагмасемантических актуализаторов сверхтекста позволяет ориентироваться в словесно-концептуальном пространстве сверхтекста, выбирать релевантный режим интерпретации, инициирует направленные процессы смыслопорождения, которые осуществляются на основе, с одной стороны, центростремительных межтекстовых связей (в рамках сверхтекста) и, с другой- центробежных интертекстуальных связей, ориентированных в сферу смыслов тех текстов и контекстов, которые находятся вне сверхтекста, но в пределах актуальной для него части текстовой концептосферы, и, будучи актуализированными, интроецируются в текст, обусловливая его смысловую глубину. Благодаря центростремительным связям происходит стяжение текстов в едино-цельную конструкцию, благодаря центробежным - очерчиваются контуры «вписанности» сверхтекста в релевантное для него пространство текстовой концептосферы.
1.Лошаков А.Г. Пародия как литературно-критический текст / А.Г. Лошаков // Вестник Поморского ун-та. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – 2003. – № 2 (4) – С. 48–57. (0,7 п.л.)
2.Лошаков А.Г. Проблема организации сверхтекста: принцип центрации, предельные формы / А.Г. Лошаков // Вестник Поморского ун-та. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – № 4. – 2006 (б). – С. 77–80. (0,4 п.л.).
3.Лошаков А.Г. Проблема концептуально-семантической организации сверх-текста (на материале «Свистка» – сатирического приложения к журналу «Современник» / А.Г. Лошаков // Филологические науки. – 2007 – № 4. – С. 19–28. (0,8 п.л.)
4.Лошаков А.Г. «Грусть мира поручена стихам»: линвопоэтический анализ стихотворения Г.В. Адамовича «Холодно. Низкие кручи…» / А.Г. Лошаков // Русский язык в школе. – 2007. – № 1 – С. 59–64. (0,5 п.л.)
5.Лошаков А.Г. Рассказ В.М. Гаршина «Трус» в контексте авторского сверхтекста / А.Г. Лошаков // Русский язык в школе. – 2008. – № 2. (0,7 п.л.)
6.Лошаков А.Г. Сверхтекст как понятие и реальность культурно-языкового пространства / А.Г. Лошаков // Преподаватель XXI век. – 2008 (0, 5 п.л.; в печати)
7.Лошаков А.Г. Сверхтекст: проблема целостности, принципы моделиро-вания / А.Г. Лошаков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008 (0,7 п.л.; в печати)
8. Лошаков А.Г. Об авторской парадигме сверхтекстов / А.Г. Лошаков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008 (0,6 п.л. в печати)
II. Монографии
9.Лошаков А.Г. Литературно-критический текст: метатекстуальность, семантика, прагматика, интерпретация / А.Г. Лошаков // Семантика слова, образа, текста: Монография / Отв. ред. А.А. Камалова; А.Г. Лошаков. – Архангельск: Поморский ун-т, 2004. – С. 187–316 (8,1 п.л.) [Монография подготовлена к печати при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2002 – 2006 г. Госконтракт № Ц 3005/2016 от 28.08.03»]
10.Лошаков А.Г. Петербургский текст З.Н. Гиппиус / А.Г. Лошаков, Е.А. Гаврищук // Семантика слова, образа, текста: Монография / Отв. ред. А.А. Камалова; А.Г. Лошаков. – Архангельск: Поморский ун-т, 2004. – С. 317–365 (3 п.л.) [Монография подготовлена к печати при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2002 – 2006 г. Госконтракт № Ц 3005/2016 от 28.08.03»]
11.Лошаков А.Г. Сверхтекст как словесно-концептуальный феномен: Монография / А.Г. Лошаков; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: Поморский ун-т, 2007. – 344 с. (21,67 п.л.)
III. Публикации в других изданиях
12.Лошаков А.Г. Константы в структуре пародийного текста / А.Г. Лошаков // Семантика и грамматика в речевой коммуникации: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Т.Е. Воронина. – Днепропетровск: Днепропетр. гос. ун-т, 1991. – С. 51–58. (0,4 п.л.)
13.Лошаков А.Г. Деривация пародийного текста / А.Г. Лошаков // Принцип деривации в истории языкознания и современной лингвистики: Тезисы докладов / Ин-т языкозн. АН СССР; Перм. ун-т. – Пермь: Перм. ун-т, 1991. – С. 102–103 (0, 2 п.л.)
14.Лошаков А.Г. О прототексте в семантической структуре пародии / А.Г. Лошаков // Структура и семантика слова и текста: Сб. науч. статей. – Кривой Рог, 1993. – Рукопись депонирована в ГНТБ Украины. – № 1728, УК от 13.08.93. (0,5 п.л.)
15.Лошаков А.Г. О прагматических установках пародийного текста / А.Г. Лошаков // Текст и методика его анализа: Материалы VII междунар. науч. конф. Ч. 2. Художественный текст: теоретический и лингвометодический аспекты его анализа / Ин-т языкознания им. А.А. Потебни; Ин-т русского языка РАН; Харьковский гос. пед. ун-т им. Г.С. Сковороды. – Харьков: Изд-во Харьковского гос. ун-та, 1994. – С. 83–86. (0,25 п.л.)
16.Лошаков А.Г. Пародия и ее эпитекст (на материале текстов Н. Добролюбова и Д. Минаева) / А.Г. Лошаков, Т.В. Симашко // Материалы по русско-славянскому языкознанию: Межвуз. cб. науч. тр. – Вып. 20. – Воронеж: Петровский сквер, 1994.– С. 65–66. (0,2 п.л.)
17.Лошаков А.Г. О прагматических установках пародийного текста / А.Г. Лошаков // Языковые единицы в системе и тексте: Сб. науч. статей. – Рукопись депонирована в ГНТБ Украины. – № 2096. УК от 19.09.1995. (0,5)
18.Лошаков А.Г. О смыслокоординирующей функции эпитекста пародийного текста / А.Г. Лошаков // Язык: антропоцентризм и прагматика: Сб. исследований по антропосемиологии / Сост. А.М. Холод. – Киев–М.: Междунар. исследов. центр ЧЯКП, г. Кривой Рог, 1995. – С. 134–142. (0,7 п.л.)
19.Лошаков А.Г. О динамической структуре пародийного текста / А.Г. Лошаков, Т.В. Симашко // Семантика слова, образа, текста: Тезисы междунар. конфер. / Отв. ред. А.А. Камалова – Архангельск: Изд-во Поморского междунар. пед ун-та, 1995. – С. 30–31. (0,1 п.л.)
20.Лошаков А.Г. Поэтика пародийного эпиграфа / А.Г. Лошаков, Т.В. Лошакова // Семантика слова, образа, текста: Тезисы междунар. конфер. / Отв. ред. А.А. Камалова – Архангельск: Изд-во Поморского междунар. пед. ун-та, 1995. – С. 29–31. (0,1 п.л.)
21.Лошаков А.Г. Выдвижение образца как способ пародийной оценки (на материале пародии Н. Добролюбова «Первая любовь») / А.Г. Лошаков // Структурные и функциональные параметры речевых единиц: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Т.С. Пристайко. – Днепропетровск: Изд-во Днепропетровского ун-та, 1995. – С. 88–94. (0,5 п.л.)
22.Лошаков А.Г. О выразительных возможностях амплификации в пародии / А.Г. Лошаков // Проблемы культуры, языка, воспитания: Доклады и науч. сообщения преподавателей и аспирантов Северодвинского гуманитарного ин-та Поморского междунар. пед. ун-та. – Вып. 2. – Архангельск, 1996. – С. 137–142. (0,4 п.л.)
23. Лошаков А.Г. О семантической деривации пародийного текста / А.Г. Лошаков // Проблемы культуры, языка, воспитания: Науч. статьи и материалы преподавателей и аспирантов Северодвинского гуманитарного ин-та Поморского гос. ун-та / Отв. ред. С.В. Козлов. – Архангельск, 1998. – С. 26–34. – Вып. 3. (0,6 п.л.)
24.Лошаков А.Г. Еще раз о том, кого и как пародировал Н. Добролюбов в «Первой любви» (о взаимодействии внешней и внутренней структур пародийного текста) / А.Г. Лошаков // Семантика слова, образа, текста: Сб. науч. тр. – Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 1998. – С. 67–71. (0,7 п.л.)
25.Лошаков А.Г. Литературная пародия как полемический метатекст / А.Г. Лошаков // Х Ломоносовские чтения: Доклады и тезисы. – Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 1998. – С. 99–100. (0,1 п.л.)
26.Лошаков А.Г. О концептуальной нагрузке чисел в новелле Вс. Гаршина «Ночь» / А.Г. Лошаков, О.С. Лепехова // Проблемы гуманитарного знания: на рубеже веков: Материалы межвузов. науч. конфер. – Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 1999. – С. 100–102. (0,2 п.л.)
27.Лошаков А.Г. Тема Петербурга в поэзии З.Н. Гиппиус / А.Г. Лошаков, Е.А. Биричевская // Проблемы гуманитарного знания: на рубеже веков: Материалы межвузов. науч. конфер. – Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 1999. – С. 89–91. (0,2 п.л.)
28.Лошаков А.Г. «Война Рима с Карфагеном» и ее отражение в «Поэтической чепухе, или Отрывках из нового альманаха «Литературное зеркало» / А.Г. Лошаков // Res philologica: Уч. записки СФ ПГУ / Отв. ред. Э.Я. Фесенко. – Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 1999. – С. 46–56. – Вып.1. (1 п.л.)
29.Лошаков А.Г. «Развяжите его. Пусть идет»: опыт интерпретации стихотворения З.Н. Гиппиус «Лазарь» / А.Г. Лошаков, Е.А. Биричевская // Res philologica: Уч. записки СФ ПГУ / Отв. ред. Э.Я. Фесенко. – Архангельск: Поморский ун-т, 2000. – С. 150 –158. – Вып.2. (1 п.л.)
30.Лошаков А.Г. Экспрессивные возможности категории вида в художественном тексте (на материале рассказов И.А. Бунина) / А.Г. Лошаков, Ж.В. Коновалова // Проблемы культуры, языка, воспитания / Отв. ред. П.В. Лизунов. – Вып. 4. – Архангельск: Поморский ун-т, 2000. – С. 98–104. (0,5 п.л.)
31.Лошаков А.Г. Концептуализация сферы творчества в литературно-критических текстах / А.Г. Лошаков // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: Материалы Междунар. науч. конференции / Отв. ред. Т.В. Симашко. – Архангельск: Поморский ун-т, 2002. – С.165–166. (0,1 п.л.)
32.Лошаков А.Г. Идейно-образные и метатекстовые проекции концепта ´болезнь´ в произведениях В.М. Гаршина / А.Г. Лошаков // Проблемы литературы ХХ века: в поисках истины: Сб. материалов по результатам Всеросс. науч. конфер. молодых ученых «Проблемы литературы ХХ века: В поисках истины» / Сост. и отв. ред. Э.Я. Фесенко. – Архангельск: Поморский ун-т, 2003. – С. 46–71. (1,6 п.л.) [Реферирована в: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: РЖ / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч. информ. исслед. Отд. литературоведения. – М., 2004. – № 3. – С. 189–191.]
33.Лошаков А.Г. Символика чисел и концепт ´болезнь´ в произведениях В.М. Гаршина / А.Г. Лошаков, О.С. Лепехова // Проблемы литературы ХХ века: в поисках истины: Сб. материалов по результатам Всеросс. науч. конфер. молодых ученых «Проблемы литературы ХХ века: В поисках истины» / Сост. и отв. ред. Э.Я. Фесенко. – Архангельск: Поморский ун-т, 2003. – С. 71–78. (0,4 п.л.) Реферирована в: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: РЖ / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч. информ. исслед. Отд. литературоведения. – М., 2004. – № 3. – С. 189.]
34.Лошаков А.Г. О концепции творческой личности в литературно-критических и поэтических текстах З.Н. Гиппиус / А.Г. Лошаков // Проблемы литературы ХХ века: в поисках истины: Сб. материалов по результатам Всеросс. науч. конфер. молодых ученых «Проблемы литературы ХХ века: В поисках истины» / Сост. и отв. ред. Э.Я. Фесенко. – Архангельск: Поморский ун-т, 2003. – С. 93–99. (0,4 п.л.) [Реферирована в: Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: РЖ / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч. информ. исслед. Отд. литературоведения. – М., 2004. – № 3. – С. 191.]
35.Лошаков А.Г. Литературно-критический текст как метатекст / А.Г. Лошаков // Res philologica: Уч. записки СФ ПГУ / Отв. ред. Э.Я. Фесенко. – Архангельск: Поморский ун-т, 2004. – С. 8–16. – Вып.4. (0,6 п.л.)
36.Лошаков А.Г. О смыслопорождающей роли эпиграфа в «Письме из провинции» Н. Добролюбова / А.Г. Лошаков // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира. Сб. науч. тр. / Отв. ред., сост. Т.В. Симашко; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: Поморский ун-т, 2005. – С. 409–417. – Вып. 2. (0,5 п.л.)
37.Лошаков А.Г. Гипертекст как форма представления информации / А.Г. Лошаков // Проблемы культуры, языка, воспитания: Сб. науч. тр. – Вып.7. / Сост. и отв. ред. Р.В. Попов. – Архангельск: Поморский ун-т, 2005. – С. 72–80. (0,7 п.л.)
38.Лошаков А.Г. Гипертекст и сверхтекст в текстоведении / А.Г. Лошаков // Лингвистика и межкультурная коммуникация: Сб. науч. статей / Сост. и отв. ред. Л.В. Чалова; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: Поморский ун-т, 2005. – С. 70–81. (0,6 п.л.)
39.Лошаков А.Г. Пушкинский контекст в литературной пародии / А.Г. Лошаков // Лингвистика и поэтика. 2: Сб. науч. статей / Отв. ред. Н.А. Николи-на. – М.: ЦГЛ, Московский педагогический гос. ун-т , 2005. – С. 145–154. (0,6 п.л.)
40.Лошаков А.Г. Центрация как принцип моделирования сверхтекста / А.Г. Лошаков // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе / Отв. ред А.Г. Пастухов – Вып. 3. – Орёл: ОГИИК, 2006. – С. 58–67. (0,7 п.л.).
41. Лошаков А.Г. Цельность как фактор моделирования сверхтекста / А.Г. Лошаков // Лингвистика и межкультурная коммуникация: Сб. науч. статей. – Вып. 2. / Отв. ред. Л.В. Чалова. – Архангельск: Поморский ун-т, 2006. – С. 6–11. (0, 4 п.л.)
42.Лошаков А.Г. О некоторых теоретических предпосылках и основах формирования концепций сверхтекста / А.Г. Лошаков // IV Масловские чтения: Сб. науч. статей / Науч. ред. С.А. Антошина. – Мурманск: МГПУ, 2006. – С. 97–100. (0,4 п.л.)
43.Лошаков А.Г. «Свисток. Собрание литературных, журнальных и других заметок» как сверхтекст журнального типа / А.Г. Лошаков // Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения в лингвистике: Материалы I Междунар. науч. конфер. (Кемерово, 29–31 августа 2006 г.): в 4 частях / Отв. ред. Е.А. Пименов, М.В. Пименова. – Кемерово: Юнити, 2006 (а). – Часть 2. (Серия «Филологический сборник». Вып.8). – С. 226–237. (0,9 п.л.)
44.Лошаков А.Г. О сильных (ригидных) и слабых (релаксидных) сверхтекстах / А.Г. Лошаков // Актуальные проблемы современной лингвистики: сб. материалов междунар. науч.-практ. конфер. «Иностранные языки и литературы в системе регионального высшего образования и науки» (12 апр. 2006 г.), посвящ. 90-летию Перм. гос. ун-та / Перм. ун-т; под ред. Н.С. Бочкаревой. – Пермь: Перм. ун-т, 2006. – С. 106–112. (0,4 п.л.)
45.Лошаков А.Г. Гипертекст в постмодернистской парадигме / А.Г. Лошаков // Прагматика и семантика слова и текста: Сб. статей / Сост. и отв. ред. Л.А. Савелова. – Архангельск: Поморский ун-т, 2006. – С. 122–131. (0,5 п.л.)
46.Лошаков А.Г. Эпиграф в журнале «Свисток» Н. Добролюбова как средство реализации текстовой и сверхтекстовой модальности /А.Г. Лошаков, Е.П. Яковлева // Прагматика и семантика слова и текста: Сб. статей / Сост. и отв. ред. Л.А. Савелова. – Архангельск: Поморский ун-т, 2006. – С. 143–148 (0,5 п.л.)
47.Лошаков А.Г. «Мальчик с Библией» и Лагерный сверхтекст Тадеуша Боровского / А.Г. Лошаков, Т.В. Лошакова // Диалог языков и культур: Теоретические и прикладные аспекты: Межвуз. сб. науч. тр./ Сост. и отв. ред. Т.С. Нифанова. – Архангельск: Поморский ун-т, 2007. – Вып. 1. (0,5 п.л.)
48.Лошаков А.Г. Сверхтекст В.М. Гаршина: теоретические основы моделирования, факторы целостности и связности / А.Г. Лошаков, О.С. Лепехова // Res philologica: Уч. записки СФ ПГУ / Отв. ред. Э.Я. Фесенко.– Архангельск: Поморский ун-т, 2007. – С. 160–167. – Вып.5. (0,7 п.л.)
49.Лошаков А.Г. Заглавие как центрирующий компонент в сверхтексте журнального типа / А.Г. Лошаков // Лексико-грамматические инновации в современных восточнославянских языках: Материалы III Междунар. науч. конфер. 19–20 апреля 2007 г. / Днепропетровский национальный ун-т; сост. Т.С. Пристайко. – Днепропетровск: Пороги, 2007. – С. 253– 258. (0,4 п.л.)
50.Лошаков А.Г. Сверхтекст: от идеи к научному понятию / А.Г. Лошаков // Семиозис и культура: Сб. науч. статей по материалам IV Междунар. науч. конфер. «Национальный семиозис (дискурсы идентичности)» 25–26 апреля 2007 г. / Отв. ред. И.Е. Фадеева. – Вып. 3. – Сыктывкар: Изд-во Коми пед. ин-та, 2007. – С. 257–265. (0,6 п.л.)
51.Лошаков А.Г. «Костер лучистой энергии»: лингвопоэтический анализ стихотворения Г.В. Адамовича «Лубок» / А.Г. Лошаков // Res philologica: Уч. записки СФ ПГУ / Отв. ред. Э.Я. Фесенко. – Архангельск: Поморский ун-т, 2007. – С. 142–149. – Вып.5. (0,7 п.л.)
52.Лошаков А.Г. «Полная свобода частей в совершенном единстве целого»: к проблеме типологии сверхтекстов / А.Г. Лошаков // Диалог языков и культур: теоретические и прикладные аспекты: Сб. науч. статей. – Вып. 2 / Сост. и отв. ред. Т.С. Нифанова. – Архангельск: Поморский ун-т, 2007. – С. 205–216. (0,8 п.л.)
53.Лошаков А.Г. О «праве автора» и «праве текста» / А.Г. Лошаков // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: Межвузовский сб. науч. работ / Отв. ред.А.Г. Пастухов – Вып. 5. – Орёл: ОГИИК, 2007. – С. 42–51. (0,6 п.л.)
54.Лошаков А.Г. Метатекстовые включения как средство смысловой когезии в «Свистке» – сатирическом приложении к журналу «Современник» / А.Г. Лошаков // Русский язык и проблемы современного образования: Сб. науч. статей / Отв. ред. Р.В. Попов. – Архангельск: Поморский ун-т, 2007. – С.113–121. (0,6 п.л.)
55.Лошаков А.Г. О понятии сверхтекста и его типологии / А.Г. Лошаков // V Масловские чтения: Сб. науч. статей / Науч. ред. Н.Г. Благова, Л.Т. Пантелеева. – Мурманск: МГПУ, 2007 – С. 185–191. (0,4 п.л.)
56.Лошаков А.Г. Проблема сверхтекста в отечественной филологии / А.Г. Лошаков // Acta Neophilologica, X. – Olsztyn: Wydawnictwo Uniwersytetu Warmin´sko-Mazurskiego w Olsztynie, 2008. (0,7 п.л.)