- Обоснование содержания понятия «книга русского фольклора». В отличие от других книжных подсистем книга фольклора отражает произведение не только в форме печатного текста, но в околовербальных формах - нотной строке, аудио- и видеозаписи, рисунках и фотоснимках; все эти тексты представляют собою целостную систему, цель которой приблизить читательское восприятие актуализированного в издании произведения к восприятию фольклорного произведения в условиях его естественного бытования. Таким образом расширяется представление о традиционных издательских подходах, приводя к осознанию возможности и необходимости мультимедийной модели издания, что позволяют осуществить современные технологии.
- Концептуальное представление о становлении и развитии книги русского фольклора, начиная с XVIII в. до наших дней. Собирательская и публикаторская деятельность этнографов, фольклористов, писателей XIX-XX вв. способствовала формированию научного подхода к способам фиксации устного народного творчества и актуализации его средствами издательского дела. Была выявлена специфика трансформации устного произведения в письменный текст, осуждены умышленные искажения, фальсификации, контаминации, наметилось разделение изданий по типам и видам, стали применяться тематический и исполнительско-репертуарный принципы. Таким образом, книга фольклора формировалась как относительно самостоятельная книжная подсистема, которая сейчас требует нового осмысления в связи с появившимися более широкими возможностями книгоиздания.
- Преодоление неправомерности устоявшейся квалификации фольклорного произведения как литературного. Литературное произведение сохраняет неизменную форму независимо от типа издания, в котором оно актуализировано, в то время как фольклорное произведение ещё на стадии его редакционной подготовки прочно связано с предполагаемым типом читателя. Фольклорное произведение в силу вариативности и коллективного авторства есть постоянно изменяющийся процесс с множеством промежуточных результатов; литературное произведение есть результат, повторяемый в пространстве и во времени. В редакционно-издательском деле используется не письменный вариант устного произведения, а письменный текст как самостоятельное произведение и как одно из возможных отражений устного. Фольклор и литература, являя два отличных друг от друга художественных метода, требуют разных подходов при актуализации средствами издательского дела.
- Результаты анализа жанровой структуры массива книжных изданий фольклора. Являясь одним из основных критериев организации произведений в издание, фольклорные жанры остаются наименее изученной и самой проблемной категорией, в силу чего в жанровой системе фольклора сейчас доминирует литературоведческая традиция. В издательском проекте должно учитываться разделение жанров по обрядовости, типу представления, сюжету, герою, функциональности произведения, музыкальному сопровождению. В то же время для жанровой структуры книги фольклора характерны переходные формы, что связано с теорией «неканонического подхода» к жанрам.
- Обоснование критериев организации фольклорных произведений в книгу фольклора. К специфическим особенностям относится разделение произведений на обрядовые и внеобрядовые, что не всегда учитывается современной издательской практикой. Текстологическая подготовка фольклорных произведений отличается от общепринятой, что обусловлено существованием произведения в разных записях и транскрипциях в зависимости от типа читателя, а также отсутствием канонического текста. Наряду с часто применяемыми жанровым и тематическим принципами организации в основу композиции книги фольклора могут быть положены региональный и исполнительско-репертуарный принципы.
- Обоснование многоавторности фольклорного произведения в печатном издании. Существующее представление о коллективном авторстве должно быть детализировано, исходя из того, что в фольклоре доминирует авторство формы, а не содержания. На каждом этапе бытования фольклорного произведения существуют: исполнитель, автор записи, составитель. К моменту актуализации произведения в издании первоначальная «безавторность» превращается в «многоавторство», что требует от создателя издательского проекта «книга фольклора» соблюдения не только этических (указание имени), но и юридических норм, установленных современным законодательством.
- Результаты исследования фольклоросодержащих ресурсов Рунета. Сетевая среда позволяет оптимально приблизить отражённое устное народное произведение к той форме, в которой оно бытует в естественной среде. Наличие электронных научных изданий доказывает возможность взаимной интеграции средств и способов мультимедиа и традиционного книгоиздания, что обогащает ассоциативный ряд при восприятии произведения. В то же время значительная часть сетевых ресурсов формирует искажённое представление о книге фольклора и размывает жанровые, типологические и текстологические критерии. Анализ интернет-продаж изданий фольклора приводит к выводу о необходимости специальной подготовки кадров в этой сфере.
- Типология читателей книги фольклора. В условиях дефольклоризации общественного сознания под воздействием новых информационных технологий восприятие произведения, изначально существовавшего в системе «исполнитель-слушатель», сейчас осложнено эффектом «клипового сознания» и моделью «готового знания». Основу определения типа читателя составляют специфика чтения книги фольклора, целевое назначение чтения, ситуативность, профессиональная принадлежность читателя и т.д.
1. Панкеев, И. А. Отражение фольклора в книге. К вопросу о доминантных системообразующих факторах / И.А. Панкеев // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2005. – № 1. – С. 124 – 134. (0, 8 а. л.).
2. Панкеев, И. А. Издание фольклорных произведений. Историко-книговедческий аспект / И.А. Панкеев // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2005. – № 2. – С. 97 – 107. (0,5 а. л.).
3. Панкеев, И. А. Восприятие читателем фольклорного текста / И.А. Панкеев // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2005. – № 3. – С. 64 – 67. (1,0 а. л.).
4. Панкеев, И. А. Жанр как один из способов организации фольклорных произведений в книгу фольклора / И.А. Панкеев // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2005. – № 4. – С. 63 – 70. (0,9 а. л.).
5. Панкеев, И. А. Книга фольклора в Рунете / И.А. Панкеев // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. – М.: ВИНИТИ – 2005. – № 5. – С. 27 – 33. (0,5 а. л.).
6. Панкеев, И. А. Электронная коммерция и книги фольклора / И.А. Панкеев // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. – М. : ВИНИТИ. – 2005. - № 7. – С. 32 – 37. (0,4 а. л.).
7. Панкеев, И. А. Научно-справочный аппарат книги фольклора / И.А. Панкеев // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2006. – № 1. (0,5 а. л.).
8.Панкеев, И. А. Фольклоросодержащие печатные СМИ / И.А. Панкеев // Вестник Московского университета. Серия 10 «Журналистика». – 2008. - №1. – С. 27-38. (0,8 а. л.).
9. Панкеев, И. А. Фольклорное произведение в СМИ (правовой аспект) / Панкеев И.А. // Медиаскоп [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2008. – Режим доступа www.mediascope.ru; свободный. (0,12 а. л.).
10. Панкеев, И. А. Интеллектуальные права в сфере массмедиа / Панкеев И.А. // Медиаскоп [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., 2008. – Режим доступа www.mediascope.ru; свободный. (0,3 а. л.).
Монографии
11.Панкеев, И. А. Книга русского фольклора: от устного слова до издания / И.А. Панкеев / Монография. – М. : Фонд «Инфосфера», 2005. – 436 с. (20,6 а. л.).
12.Панкеев, И. А. Договор в авторском праве Российской Федерации / И.А. Панкеев / Монография. - М. : МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008. – 142 с. (4,2 а. л.).
Статьи в сборниках и журналах, материалы конференций
13.Панкеев, И. А. Из прошлого в будущее / Иван Панкеев // Сказки славянских народов в 14 книгах. Кн. 2. – М. : Голос, 1993. – С. 317 – 319. (0,2 а. л.).
13.Панкеев, И. А. Сказка – ложь, да в ней намек / Иван Панкеев // Русские народные сказки о солдате. – М. : Воениздат, 1994. – С. 2 – 5. (0,2 а. л.).
15.Панкеев, И. А. Избранные произведения как вид издания / И.А. Панкеев // Восьмая международная научная конференция по проблемам книговедения : тез. докл. – М., 1996. – С. 93 – 94. (0,1 а. л.).
16.Панкеев, И. А. Времен связующая нить // Жизнь человека от купели до погоста. – М. : Россия молодая, 1996. – С. 5 – 8. (В соавт. с В.А. Алексеевым; личный вклад 0,12 а. л.).
17.Панкеев, И. А. Живое наследие предков // Круг земного бытия: обычаи, обряды, молитвы. – М. : Терра, 1997. – С. 3 – 8. (В соавт. с Е.А. Рассоловой; личный вклад 0,3 а. л.).
18.Панкеев, И. А. Обычаи и традиции русского народа / Иван Панкеев. – М. : Олма-Пресс, 1998. – С. 5 – 10. (0,4 а. л.).
19.Панкеев, И. А. Русские обряды и суеверия / И. Панкеев. – М. : Эксмо, 1998. – С. 3 - 6. (0,3 а. л.).
20.Панкеев, И. А. Отделяющий зёрна от плевел / И.А. Панкеев // Г. Попов. Народно-бытовая медицина. – М. : Терра, 1998. – С. 3 – 6. (0,2 а. л.).
21.Панкеев, И. А. Свадебный обряд / И.А. Панкеев // Берегиня. – 1998. – № 1. – С. 122 – 128. (0,2 а. л.).
22.Панкеев, И. А. Русские праздники и игры / И.А. Панкеев – М. : Эксмо, 1999. –С. 227-229. (0,2 а. л.).
23.Панкеев, И. А. Мифы и сказания славян / И. Панкеев // Мифы и легенды народов мира. Т. 1. – М. : Олма-Пресс, 2000. – С. 131 –138. (В соавт. с Н. В. Будур; личный вклад 0,3 а. л.).
24.Панкеев, И. А. Народов мудрость вековая / Иван Панкеев // Тайны русских суеверий. – М. : Олма-Пресс, 2000. – С. 3 – 14. (0,2 а. л.).
25.Панкеев, И. А. Народная память и язык. Проблема устойчивости / И.А. Панкеев // Журналистика и культура русской речи. – 2002. – № 6. – С. 98 – 104. (0,2 а. л.).
26.Панкеев, И. А. Культура книги и информационное пространство книгоиздания / Панкеев И.А. // Десятая международная научная конференция по проблемам книговедения : тез. докл. – М., 2002. – С. 81-83. (0, 1 а. л.).
27.Панкеев, И. А. Культура издания и инфосфера книги / И.А. Панкеев // Проблемы современной книжной культуры. – М. : Наука, 2003. – С. 41 – 48. (0,5 а. л.).
28.Панкеев, И. А. Мифы / Панкеев И.А. // Глобалистика: Энциклопедия. – М. : Центр научных и прикладных программ «Диалог»: Радуга, 2003. – С. 631 – 632. (0,1 а. л.).
29.Панкеев, И. А. Фольклор / Панкеев И.А. // Глобалистика: Энциклопедия. – М: Центр научных и прикладных программ «Диалог»: Радуга, 2003. – С. 1116 – 1117. (0,1 а. л.).
30.Панкеев, И. А. Издание как процесс / Панкеев И.А. // Университетская книга. 2004. – № 11. – С. 38 – 39. (Рец.). (0,1 а. л.).
31.Панкеев, И. А. Достояние трёх народов / Иван Панкеев // Сказки трёх народов. – М. : Терра, 2004. – С. 3 – 14. (0,5 а. л.).
32.Панкеев, И. А. Конфликт информации и знания: редакционно-издательский аспект / Панкеев И.А. // Книга и мировая цивилизация. Материалы одиннадцатой международной научной конференции по проблемам книговедения. Т. 1. – М., 2004. – С. 222-223. (0,1 а. л.).
33.Панкеев, И. А. Креативный редактор: проблема подготовки / Панкеев И.А. // Книжная культура: Опыт прошлого и проблемы современности : Материалы междунар. науч. конф. – М. : Наука, 2005. – С. 132 – 135. (0,3 а. л.).
34.Панкеев, И. А. Экология языка и речи: Проблема устойчивости / Иван Панкеев // Экология вашего дома. – М. : Терра, 2005. – С. 86 – 101. (1,1 а. л.).
35.Панкеев, И. А. Книга как феномен гуманитарной культуры / Панкеев И.А. // Университетская книга. – 2005. – № 3. – С. 56-57. (Рец.). (0,3 а. л.).
36.Панкеев, И.А. Уникальное явление гуманитарной культуры / Иван Алексеевич Панкеев // Мир библиографии. – 2005. – № 5. – С. 45 – 49. (0,45 а. л.).
37.Панкеев, И. А. Искусство составления книги / Панкеев И.А. // Университетская книга. – 2005. – № 9. – С. 20 – 26. (0,8 а л.).
38.Панкеев, И. А. Экология языка, речи и информации / И.А. Панкеев // Городъ. Московское приложение к журналу «Вестник экологического образования в России». – 2005. – С. 12 – 17. (1,1 а. л.).
39.Панкеев, И. А. Сетевые и печатные фольклоросодержащие издания в Рунете / Панкеев И.А. // Пятая национальная научная конференция «Кириллица в духовности европейской информационной цивилизации». София, 1 ноября 2007. (0, 2 а. л.).
40.Панкеев, И. А. Интеллектуальная собственность журналиста и публикатора / И.А. Панкеев // Журналистика-2007: насущные проблемы. Перспективы. Материалы 9-й международной научно-практической конференции. Вып. 9. – Минск, 2007. ( 0,1 а. л.)
41.Панкеев, И. А. Право публикатора в СМИ / И.А. Панкеев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды». – М., 2008. – С. 61- 62. (0,1 а. л.).
42.Панкеев, И. А. Книга как средство массовой информации / И.А. Панкеев // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. – М. : ВИНИТИ. – 2008. - № 3. – С. 28. (0, 1 а. л.).