Научная тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОСИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ»
Специальность: 12.00.06
Год: 2007
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Систематизация экологического законодательства России должна осуществляться на основе единой научной концепции, основные положения которой заключаются в определении: целей и задач систематизации данной отрасли; комплекса исходных условий систематизации, а также факторов, влияющих на фиксирование условий и границ систематизации экологического законодательства; форм систематизации применительно к конкретному этапу развития экологического законодательства, их особенностей в связи со спецификой современного состояния, тенденций и проблем развития экологического законодательства; критериев отбора систематизируемых нормативных правовых актов применительно к избираемым формам систематизации; базовых правовых ориентиров систематизируемого законодательства (целей, задач, принципов, системы дефинируемых правовых понятий).
  2. Особенностью постановки целей систематизации экологического законодательства является их обусловленность: а) потребностью достижения социальных целей, и прежде всего экологически значимых, ведущих и определяющих для собственно юридических и всех иных целей, б) сформированной в действующем законодательстве и разработанной в науке системой целей самого экологического законодательства. Общая цель всех систематизационных работ в отрасли экологического законодательства заключается в том, чтобы правовое регулирование экологических отношений стало наиболее эффективным, высококачественным и стабильным для установления и сохранения правопорядка в сфере взаимодействия общества и природы, обеспечивающего право каждого на благоприятную окружающую среду. Конечным результатом этих работ должно явиться создание единого кодификационного акта отрасли как наиболее полного, всеобъемлющего в правовом регулировании связанных общественных отношений акта - Экологического кодекса Российской Федерации.
  3. Для достижения указанной цели определен комплекс задач систематизации экологического законодательства: практических и научных. Практическими задачами являются: а) устранение в экологическом законодательстве коллизий и пробелов правового регулирования, всестороннее повышение качества его содержания (совершенствование понятийного аппарата, формулировок конкретных эколого-правовых норм, механизмов реализации экологического законодательства, ориентирование на лучшие образцы таковых в зарубежном законодательстве при возможности их использования, соответствие установлениям международных договоров и т. д.); б) преодоление неоправданной узости предмета правового регулирования различных законов, укрупнение нормативных правовых актов; в) повышение качества экологического законодательства с точки зрения учета в нем достижений юридической науки и экологии; г) инвентаризация экологизированных актов и актов, где экологизация необходима исходя из существа регулируемых отношений, в аспекте выявления обоснованности наличия или отсутствия в них эколого-правовых норм; д) определение необходимой степени детализации правового регулирования экологических отношений на законодательном уровне; е) строгое соответствие систематизируемого экологического законодательства Конституции Российской Федерации; ж) использование актов судебной практики; з) сохранение достигнутых в правовом регулировании экологических отношений позиций. Научными задачами являются: а) формирование научных основ систематизации в рамках отраслевой науки; б) решение общетеоретических проблем систематизации и устранение общих логических противоречий в процессе отраслевой систематизации; в) установление критериев включения нормативных правовых актов в систему экологического законодательства, а также критериев обоснованности и необходимости экологизации нормативных правовых актов иных отраслей законодательства; г) получение четких выводов о рамках и возможностях законотворчества субъектов Российской Федерации в регулировании экологических отношений; д) уяснение значения актов судебной практики для осуществления систематизации экологического законодательства.
  4. К основным условиям проведения систематизации, обеспечивающим ее полноту, обоснованность и объективность, относятся: а) исходное понимание экологического законодательства как комплексной отрасли законодательства, регулирующего общественные отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности наряду с отношениями по природопользованию; б) соблюдение оптимального соотношения и обоснованной последовательности в использовании различных форм систематизации экологического законодательства - инкорпорации, консолидации, кодификации - на каждом конкретном этапе существования и развития экологического законодательства; в) своевременность осуществления комплексной кодификации в отрасли экологического законодательства - создания Экологического кодекса, которая удостоверяется фиксированием совокупности особых предпосылок и условий для такой кодификации.
  5. В качестве факторов, определяющих условия и границы систематизации экологического законодательства, выделяются: Конституция Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации; судебная практика; опыт правового регулирования и систематизации законодательства об окружающей среде (экологического законодательства) других государств.
  6. Инкорпорация, консолидация и кодификация экологического законодательства применимы с учетом особенностей данного этапа развития экологического законодательства. Потенциал инкорпорации в экологическом законодательстве задействован не в полной мере, поскольку преобладает использование неофициального ее вида. В современный период экологического законодательства необходимо применять виды инкорпорации, ориентированные на более глубокую переработку массива нормативных правовых актов, регулирующих экологические отношения, - официозную и официальную, систематическую и сложную инкорпорацию.  Консолидация не может быть в целом характерной для экологического законодательства ввиду  Отсутствия на законодательном уровне всех необходимых правовых институтов и комплексов, ряда запланированных в действующем экологическом законодательстве законодательных и иных нормативных правовых актов. Консолидация применима на данный момент в: а) устранении необоснованной узости предмета правового регулирования отдельных законов; б) преодолении образовавшейся разрозненности в правовом регулировании экологических общественных отношений различными нормативными правовыми актами. Кодификация экологического законодательства в настоящий период не должна, по общему правилу, охватывать экологизированные нормы иных отраслей законодательства, обеспечивающие действенность механизма реализации экологического законодательства. В то же время кодификация экологизированных норм в рамках экологического законодательства обоснованна в случае выявления: а) незначительности и формальности элементов экологизации в нормативном правовом акте; б) отсутствия разграничения в правовом регулировании экологических и смежных с ними общественных отношений.
  7. В качестве ведущего направления работ по подготовке и осуществлению систематизации экологического законодательства предлагается создание методики его комплексной кодификации, включающей обоснование структуры и содержания Экологического кодекса Российской Федерации. При этом необходимо планирование углубленной разработки общей части Экологического кодекса, правоположения которой подчеркивают внутреннюю связь всех последующих правовых норм кодификационного акта, предусматривают для них четкие юридические границы, предопределяют содержание и смысл всех последующих разделов и глав кодекса, задают стиль законодательного акта. Выделение разделов особенной части Экологического кодекса предлагается проводить в зависимости от сложившегося деления в правовом регулировании по видам природных ресурсов; содержание глав в рамках этих разделов предопределяется целесообразностью сохранения в необходимой степени порядка расположения нормативного материала в соответствии со сложившейся структурой действующих головных законодательных актов или создается вновь в случае недостаточной развитости кодифицируемого законодательства в соответствии с предложениями ведущих ученых.
  8. Своевременность разработки Экологического кодекса Российской Федерации определяется констатацией на стадии, предшествующей законопроектным работам, совокупности таких предпосылок и условий, которые, взятые в единстве, при одновременном своем проявлении, будут обеспечивать необходимый уровень полноты и качественности будущего акта. Об их наличии свидетельствуют: а) факт отсутствия возможности решения задач развития и совершенствования экологического законодательства в рамках более простых законотворческих механизмов (нецелесообразны разработка и тем более принятие Экологического кодекса для решения лишь некоторых текущих задач обновления и углубления правового регулирования); б) общая согласованность будущего кодификационного акта экологического законодательства с позитивными процессами развития всей системы российского законодательства; в) официальные опыты систематизации экологического законодательства - в формах официозной, официальной инкорпорации этого законодательства, консолидации во всех уместных случаях; г) предварительные теоретические исследования по основным положениям общей части будущего Экологического кодекса, среди которых приоритетным является утверждение системы основных правовых ориентиров отрасли (цели, задачи, принципы, дефинируемые правовые понятия). Развитая система корректной экологизации иных отраслей российского законодательства; исследования, основанные на анализе зарубежного опыта кодификации законодательства об окружающей среде (экологического законодательства) выступают в качестве субсидиарных условий, подчеркивающих своевременность создания Экологического кодекса.
  9. В качестве критериев отбора систематизируемых нормативных правовых актов предлагается: - отнесение нормативных правовых актов к отрасли экологического законодательства, для чего последовательно осуществляется: а) установление предмета правового регулирования, определенного в самом нормативном правовом акте; б) количественный анализ содержания нормативного правового акта (большинство правовых норм в нем должны регулировать отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, по природопользованию); второй из названных показателей имеет приоритет при разрешении спорных ситуаций; - разграничение технических регламентов и нормативных правовых актов экологического законодательства; - приоритетные обобщение и анализ законодательных актов как наиболее значимых в системе экологического законодательства; иных нормативных правовых актов - преимущественно при регулировании общественных экологических отношений как первичных; - инвентаризация экологизированных норм и актов, их содержащих, выявление пробелов в экологизации различных отраслей законодательства, анализ экологизированных норм по существу (в аспекте их полноты, качества, необходимости и обоснованности).
Список опубликованных работ
1.Экологическое законодательство России и проблемы его развития. М.: Издательство МГУ, 2001. – 256 с. (14,89 п. л.).

2.Теория и практика систематизации экологического законодательства России. М.: Издательство МГУ, 2007. – 384 с. (23,75 п. л.).

3.Развитие экологического законодательства России: подходы, задачи, принципы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 1996. № 1. С. 23–25 (0,14 п. л.).

4.Законодательство об охране окружающей среды Республики Казахстан: опыт развития // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций 1995–1998 гг. / Под ред. А.К. Голиченкова. Сост.: А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева. М.: Зерцало. 1999. С. 51–55 (0,22 п. л.).

5.О создании концепции развития экологического законодательства // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций 1995–1998 гг. / Под ред. А.К. Голиченкова. Сост.: А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева. М.: Зерцало, 1999. С. 216–219 (0,18 п. л.).

6.Учет древесины, отпускаемой на корню (в соавторстве с Н.В. Андриановой, Н.Ю. Водолагиной, И.В. Новиковой) // Консультант. 1999. № 19. С. 30–35 (И.А. Игнатьева – 0,11 п. л.).

7.Правовые проблемы формирования идеологического механизма реализации экологического законодательства // Экологическое право России на рубеже XXI века. Сборник научных статей преподавателей и аспирантов кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, посвященный памяти профессора В.В. Петрова. Сост.: А.К. Голиченков, Т.В. Петрова / Под ред. А.К. Голиченкова. М.: Зерцало, 2000. С. 8–21 (0,83 п. л.).

8.Соотношение источников экологического права: экологическое законодательство и международные договоры // Государство и право. 2001. № 2. С. 41–50 (1,18 п. л.).

9.Программа спецкурса «Экологическое законодательство» // Учебные программы по специальности «Юриспруденция». Специальные курсы: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.А. Суханова, Н.И. Побежимовой. М.: ИДК «Зерцало–М», 2001. С. 479–493 (0,98 п.л.).

10.Санитарно-защитная зона промышленного объекта: некоторые особенности и проблемы правового регулирования // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций. Выпуск второй. 1999–2000 гг. / Под ред. А.К. Голиченкова. Сост.: А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева. М.: ПОЛТЕКС, 2001. С. 324–332 (0,52 п. л.).

11.Конституционные основы правового регулирования экологических отношений в государствах – участниках СНГ // Право и политика. 2001. № 11. С. 132–140 (1 п. л.).

12.Система экологического законодательства и система экологического права: направления сопоставления // Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций. Вып. 3. Сост.: А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О. Миняев / Под ред. А.К. Голиченкова. М.: Тиссо, 2002. С. 54–63 (0,59 п. л.).

13.Система земельного законодательства по Земельному кодексу Российской Федерации // Экологическое право России. Сборник материалов научно–практических конференций. Вып. 3. Сост.: А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О. Миняев / Под ред. А.К. Голиченкова. М.: Тиссо, 2002. С. 253–261 (0,55 п. л.).

14.Законотворческие ошибки и иные недостатки действующего экологического законодательства, причины их появления // Экологическое право. 2002. № 1. С. 28–37 (1,31 п. л.).

15.Экологические права и обязанности в конституциях государств – участников СНГ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2002. № 1. С. 99–110 (0,74 п. л.).

16.Цели и задачи экологического законодательства // Государство и право. 2002. № 7. С. 71–81 (1, 28 п. л.). Другой вариант этой работы опубликован под названием «Цели и задачи экологического законодательства: соотношение, классификация, определения» (Право и политика. 2002. № 11. С. 13–23 (1 п. л.)).

17.Проблема единого понимания законодательства в системе экологического законодательства // Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций. Вып. 4. Сост.: А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О. Миняев / Под ред. А.К. Голиченкова. М.: Юридический институт МИИТа, 2003.С. 329–334 (0,33 п.л.).

18.Задачи в экологическом законодательстве: теоретические и законотворческие проблемы // Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций. Вып. 4. Сост.: А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О. Миняев / Под ред. А.К. Голиченкова. М.: Юридический институт МИИТа, 2003. С. 335–352 (0,99 п.л.).

19.Значение Земельного кодекса Российской Федерации в законотворческой деятельности по регулированию экологических отношений // Экологическое право. 2003. № 1 (спецвыпуск). С. 32–41 (1,13 п. л.).

20.Отражение конституционных норм в экологическом законодательстве России: проблемы законодательной техники // Журнал российского права. 2003. № 5. С. 10–17 (0,66 п. л.).

21.Правотворческие проблемы защиты байкальского омуля // Экологическое право. 2003. № 3. С. 19–27 (1,05 п. л.).

22.Принципы экологического законодательства // Государство и право. 2003. № 9. С. 36–45 (1,19 п. л.).

23.Систематизация экологического законодательства: современные проблемы и практические подходы // Журнал российского права. 2003. № 12. С. 21–29 (0,73 п. л.).

24.Проблемы природоохранного законодательства // Природные ресурсы России: управление, экономика, финансы. 2004. № 1. С. 7–18 (0,92 п. л.).

25.Правовые понятия и их определения в экологическом законодательстве: состояние и проблемы // Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций. Юбилейный выпуск. 1995–2004 гг. Сост.: А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О. Миняев / Под ред. А.К. Голиченкова. В 3-х т. Т. 3. М.: ТИССО, 2004. С. 99–113 (0,92 п. л.).

26.Законодательство об охране окружающей среды регионов как фактор, определяющий развитие федерального законодательства // Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций. Юбилейный выпуск. 1995–2004 гг. Сост.: А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О. Миняев / Под ред. А.К. Голиченкова. В 3-х т. Т. 3. М.: ТИССО, 2004. С. 360–374 (0,98 п. л.).

27.Методология и проблемы развития экологического законодательства // Экологическое право. 2004. № 6. С. 40–49 (1,2 п. л.).

28.Конституция России и возможности регионального законотворчества в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности // Экологическое право. 2005. № 1. С. 61–64 (0,41 п. л.).

29.Экологическое страхование: содержание и возможности правового регулирования // Государство и право. 2005. № 11. С. 52–61 (1,25 п. л.).

30.Систематизация законодательства об охоте как основа рационального пользования животным миром // Право собственности на природные ресурсы и эффективность природопользования: Сборник тезисов докладов и выступлений на научно-практической конференции 13–14 апреля 2006 г., Москва / Сост.: С.А. Боголюбов, И.И. Широкорад, Д.О. Сиваков. – М.: ИЗиСП, ГУЗ, 2006. С. 218–221 (0,2 п. л.).

31.Проблема систематизации законодательства об охоте и правотворческий опыт субъектов Российской Федерации // Экологическое право. 2006. № 5. С. 16–23 (1,14 п. л.)

32.Инкорпорация экологического законодательства: вопросы теории и практики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2006. № 6. С. 61–79 (1,16 п. л.).

33.Учет, классификация нормативных правовых актов и систематизация экологического законодательства // Экологическое право. 2006. № 6. С. 6–11 (0,82 п. л.).

34.Текст выступления на слушаниях Общественной палаты Российской Федерации «Взаимодействие государства и гражданского общества в развитии экологического законодательства и практики его применения» (19 декабря 2006 г.) // Экологически устойчивое развитие России: Материалы общественных слушаний Комиссии по экологической безопасности и охране окружающей среды. М., 2007. С. 79–84 (0,35 п. л.).

35.Систематизация экологического законодательства и экологизация иных отраслей российского законодательства // Экологическое право. 2007. № 1. С. 4–11 (1,05 п. л.).

36.Консолидация в экологическом законодательстве России: теоретические проблемы и особенности применения // Журнал российского права. 2007. № 2. С. 105–113 (0,64 п. л.).

37.Опыт кодификации экологического законодательства в государствах – участниках СНГ // Экологическое право. 2007. № 3. С. 27–33 (0,78 п. л.).

38.Проблемы научного обеспечения концепции Экологического кодекса России // На пути к устойчивому развитию: Бюллетень Центра экологической политики России. 2007. № 37 (0,23 п. л.).

39.Систематизация законодательства и проблемы формирования экологически ориентированной идеологии // Государство и право. 2007. № 5. С. 17–28 (1,4 п. л.).