Научная тема: «ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА ГЕРОЕВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Специальность: 10.02.19
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Исследование психолингвистических основ вербальной характеристики личности и языковой картины мира героев художественной литературы должно производиться в единстве психолингвистического, лингвистического, литературоведческого и психологического аспектов.
  2. Психолингвистические основы исследования личности и языковой картины мира героев художественной литературы - это новое научное направление психолингвистики, нацеленное на системное и комплексное исследование раскрытия личностных особенностей, языковой картины мира и жизненного пути героев художественных произведений.
  3. Психологический аспект исследования представлен содержанием психических процессов, состояний и свойств личности героев и писателей художественных произведений, которые раскрываются в личностных подструктурах и их детерминантах.
  4. Психолингвистический аспект исследования связан с особенностями языковой картины психических процессов, состояний и свойств личности героев и писателей их создавших, а также с особенностями их языковой картины мира и жизненного пути, представленного психолингвистическими концептами: концептами личностных подструктур и их детерминант, концептами языковой картины мира: экзистенциальным концептом (представляющим жизненный путь героя), когнитивным концептом (характеризующим, по мнению героя, его идеальный жизненный путь) и психогенетическим концептом (раскрывающим информацию об авторе художественного произведения).
  5. Лингвистический аспект исследования представлен вербально-семантическим концептом, включающим языковые единицы, использованные для раскрытия личностной концептосферы, концептов языковой картины мира, жизненного пути героя, а также катартического концепта, раскрывающего конфликт художественного произведения.
  6. Литературоведческий аспект представлен катартическим и эстетическим концептами, то есть, связан с закономерностями раскрытия особенностей личности, ее жизненного пути, внутреннего мира, причин и следствий конфликтов, человеческих поступков, речевого поведения именно в художественном произведении, нацеленном на удовлетворение потребности в самопознании, личностном росте и самоусовершенствовании. Литературоведческий аспект также связан с особенностями концепта сюжета, литературно-художественными приемами, нацеленными на раскрытие внутреннего мира героя художественного произведения.
  7. При проведении психолингвистического анализа художественного произведения представляется важным раскрывать в системе все личностные подструктуры и их детерминанты, учитывая специфические особенности каждого художественного произведения.
  8. При анализе художественного произведения необходимо на первый план исследования выдвигать концептосферы социально конструктивной и деструктивной личностей героев, представленных в произведении.
  9. Психолингвистический анализ личности героев художественного произведения должен включать в себя исследование психогенетического концепта: анализ экзистенциального, когнитивного и личностного концептов писателя, насколько это детерминирует личностные качества героев произведения.
  10. VIII. Концепты лингвополитической концептосферы макро- и микросоциума в мирное и военное время должны раскрываться в диалектическом развитии и в тесной взаимосвязи с личностной концептосферой героев и концептами их языковой картины мира, а также с экзистенциальным, когнитивным, катартическим, эстетическим и вербально-семантическим концептами.
  11. Вербально-семантический концепт художественного произведения включает концепты личностных подструктур и языковой картины мира, выраженные семами, словами, фразеологическими единицами, пословицами, афоризмами, объединенными в смысловые концептуальные семантические поля.
Список опубликованных работ
Монографии:

1. Мазирка И.О. Психолингвистические аспекты исследования американской литературы», Монография. - М.: МГОУ, 2005. – 160 с.

2.Мазирка И.О. Психолингвистические основы вербальной характеристики личности и языковой картины мира героев художественной литературы. Монография. - М., МГОУ, 2008. – 221 с.

Научные работы, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК:

1.Мазирка И.О. Психологические и лингвистические аспекты исследования личности в научной и художественной литературе // Прикладная психология и психоанализ. - М.: Издательский дом МПА – Пресс, 2004. - С. 50-55

2.Мазирка И.О. Основы презентации психолингвистических аспектов в художественной литературе // Прикладная психология и психоанализ. Психолингвистика, спец. выпуск. - М.: Издательский дом МПА – Пресс, 2004. - С. 6-12

3.Мазирка И.О. Психолингвистические аспекты американской художественной литературы // Прикладная психология и психоанализ. - М.: Издательский дом МПА – Пресс, 2005. - С. 62-70

4.Мазирка И.О. Вербальная характеристика личностных акцентуаций героев англоязычной художественной литературы // Вестник МГОУ №2 // Серия «Психологические науки» том 2. – М.: МГОУ, 2008. – С. 8-18

5.Мазирка И.О. Философские аспекты влияния войны на концептосферу личности и её языковую картину мира // Вестник МГОУ №2 // Серия «Философские науки». – М.: МГОУ, 2008. – С. 21-28

6.Мазирка И.О. Обоснование закономерностей исследования личности героя произведения в единстве философско-лингвистического, психолого-лингвистического, литературоведческого аспектов // Вестник МГОУ №2 // Серия «Философские науки». – М.: МГОУ, 2008. – С. 13-20

7.Мазирка И.О. Влияние индивидуальных особенностей на формирование экзистенциальных концептов личности (на примере вербальной характеристики героев художественной литературы, страдающих душевными заболеваниями) // Вестник МГОУ №2 // Серия «Психологические науки» том 1 – М.: МГОУ, 2008. – С. 44-51

Учебно-методические пособия:

1.Британская пресса. Продвинутый уровень. - М.: МПУ, 2002. – 40 с.

2.С. Моэм “Луна и грош” Учебное пособие по работе над лексикой английского языка. - М.: МГОУ, 2003. – 36 с.

3.О. Уайльд “Портрет Дориана Грея” Учебное пособие по работе над лексикой английского языка. - М.: МГОУ, 2003. – 40 с.

4.“Магия призвания” Учебник для ВУЗов 2-4 курс переводческих отделений. - М.: МГОУ, 2004. – 680 с.

Работы, опубликованные в сборниках научных трудов:

1.С.Льюис в поисках героя: роман “Дотсворд”.К вопросу о специфике вузовского курса “История американской литературы” // Современное образование: проблемы и перспективы // Сборник научных трудов МГПУ. - М.:1998. - С. 118-126

2.Нравственно-этическая проблематика в романе С.Льюиса “Кэсс Тимберлейн” // Идейно-художественное многообразие зарубежных литератур нового и новейшего времени. - М.: МПУ, 1999. - С. 168-174

3.Исторический роман С. Льюиса “Богоискатель” // Труды молодых ученых. - М.: МГПУ, 1999. - С. 128-137

4.Литературное наследие 1930-х г. в США в зеркале критических споров и к вопросу концепции вузовского курса истории американской литературы // Проблемы современного образования. - М.: МГПУ, 1999. - С. 106-112

5.“Бетель Меридей” театральный роман С.Льюиса // Сборник научных трудов «Современное образование: проблемы и подходы». - М.: МГПУ, 1999. - С. 107-109

6.C.Льюис- художник: некоторые особенности стилевой манеры // Сборник трудов молодых ученых выпуск 11. - М.: МГПУ, 2000. – 65-73

7.Стилевые особенности сатиры в романах С.Льюиса (на базе английского языка) // Межвузовский сборник научных статей “Художественные искания русских и зарубежных писателей. К вопросу поэтики”. - М.: МГПУ, 2002. – С. 34-38

8.Проблемы перевода термина “SHOE” и его эквивалентов. Периферийная зона макро поля с доминантой “FOOTWEAR” // Проблемы теории языка и переводоведения // Сборник статей № 10. - М.: МПУ, 2002. - С. 47-52

9.Лексико-семантическая терминогруппа с доминантой “FOOTWEAR”.Проблемы перевода термина “BOOT” и его эквивалентов // Сборник статей № 11. - М.: МПУ, 2002. - С. 28-33

10.Структура газетно-информационного сообщения, его лингвистическая характеристика и некоторые правила перевода текста с русского на английский язык // Сборник статей № 13. - М.: МГОУ, 2003. - С. 23-26

11.Мультимедийные и новейшие политические реалии английского языка // Основные приемы использования в языке англо-американской прессы // Сборник статей №14. - М.: МГОУ, 2003. - С. 15-19

12.Стилевые особенности художественно-сатирического образа в творчестве С. Льюиса. Слово и образ в художественной литературе // 3-тий совместный сборник научных статей факультета филологии МГОУ и лингвистического факультета Карлова Университета в Праге. - М.: МГОУ, 2003. - С. 204-212

13.Стилевые особенности сатирических типологий в ранних произведениях С. Льюиса и некоторые вопросы художественного перевода // Актуальные проблемы истории, теории и методики преподавания литературы в высших учебных заведениях. - Орехово-Зуевский Государственный Областной Пединститут, 2003. – С. 57-63

14.Основы психолингвистической презентации сверхнормативного поведения в художественной литературе // Психолингвистические и лингвистические аспекты исследования и интенсивного изучения иноязычной личностно-ориентированной фразеосемантики // Сборник научных трудов. - М.: МГОУ, 2004. - С. 13-22

15.Особенности диффузности границ семантических подразделений языковых единиц, характеризующих личность героев художественной литературы // Психолингвистические и лингвистические аспекты исследования и интенсивного изучения иноязычной личностно-ориентированной фразеосемантики // Сборник научных трудов. - М.: МГОУ, 2004. - С. 30-33

16.Фразеосемантическое поле сверхнормативного и делинквентного поведения личности в единстве лингвистического и психолого-педагогического аспектов при изучении иноязычной художественной литературы // Психолингвистические и лингвистические аспекты исследования и интенсивного изучения иноязычной личностно-ориентированной фразеосемантики // Сборник научных трудов. - М.: МГОУ, 2004. - С. 95-102

17.Особенности презентации психолингвистических личностных аспектов в творчестве Синклера Льюиса // Проблемы теории языка и переводоведения // Сборник статей № 5. - М.: МГОУ, 2005. - С. 60-69

18.Основные аспекты интерпретации текста художественного произведения // Проблемы психолингвистики, интерпретации текста и теории коммуникации // Сборник научных трудов. - М.: МГОУ, 2006. - С. 13-17

19. Лингвополитическая концептосфера, личностные концепты и языковая картина мира героя художественной литературы в процессе взаимодействия с макросоциумом // Проблемы психолингвистики, интерпретации текста и теории коммуникации // Сборник научных трудов. - М.: МГОУ, 2006. - С.18-23

20.Влияние войны на картину мира, личностную, экзистенциональную и когнитивную концептосферу героев художественной литературы // Проблемы психолингвистики, интерпретации текста и теории коммуникации // Сборник научных трудов. - М.: МГОУ, 2006. - С. 24-27

21.Концептуальная структура социально-конструктивной языковой личности и языковой картины мира героя художественной литературы // Проблемы психолингвистики, интерпретации текста и теории коммуникации // Сборник научных трудов. - М.: МГОУ, 2006. - С. 28-31

22. Влияние эпохи макро и микросоциума на развитие концепта характерологических акцентуаций как ведущего компонента личностной концептосферы и языковой картины мира героя художественного произведения // Проблемы психолингвистики, интерпретации текста и теории коммуникации // Сборник научных трудов. - М.: МГОУ, 2006. - С. 34-40

23. Психогенетический концепт в структуре личности героя художественного произведения // Актуальные проблемы психолингвистических исследований // Сборник научных трудов. - М.: МГОУ, 2006. - С. 12-30

24. Особенности раскрытия взаимосвязи психогенетического, экзистенционального, катартического и эстетического концептов, а также концептов личностных подструктур героев художественных произведений и писателей, страдающих душевными заболеваниями // Актуальные проблемы психолингвистических исследований // Сборник научных трудов. - М.: МГОУ, 2006. - С. 31-41

25.Механизмы взаимосвязи религиозного концепта героя художественного произведения с когнитивным концептом профессии, экзистенциональным и личностными концептами // Актуальные проблемы психолингвистических исследований // Сборник научных трудов. - М.: МГОУ, 2006. - С. 42-49

26.Анализ концептуальных личностных структур героев художественного произведения во взаимосвязи и развитии // Актуальные проблемы психолингвистических исследований // Сборник научных трудов. - М.: МГОУ, 2006. - С. 50-54

27.Проблема «психологического литературоведения» в современной психолингвистике // Сборник научных трудов «Иноязычное личностно-ориентированное общение». - М.: МГОУ, 2007. - С. 52-56

Доклады и тезисы докладов на научных конференциях:

1.Роман С.Льюиса “Додсворт”. К проблеме соотношения американской и европейской культур. Литература в контексте культуры // Тезисы докладов конференции на факультете журналистики. - М.: МГУ, 1998 На 2-х языках. - С. 50-51

2.Многообразие личностных концептов в интерпретации художественной литературы // Психолингвистические и лингвистические аспекты иноязычного личностно-ориентированного общения и интерпретации текста // Доклады на московской межвузовской научно-практической конференции 10-12 октября 2005 г. - М.: МГОУ, 2006. - С. 18-21

3.Концептосфера героев художественной литературы // «Новые горизонты психолингвистики и теории языка» // Доклады на Московской межвузовской конференции 14-15 марта 2007 г. - М.: МГОУ, 2007. - С. 23-29

4.Расширение границ психолингвистики // «Новые горизонты психолингвистики и теории языка» // Доклады на Московской межвузовской конференции 14-15 марта 2007 г. - М.: МГОУ, 2007. - С. 30-32

5.Катартический концепт языковой личности героя художественного произведения. // Доклады на Московской межвузовской научной конференции 27-28 сентября 2007 года // Сборник «Вербальная характеристика личности». - М.: МГОУ, 2007. - С. 30-33

6.Литературный герой – личность, язык, катарсис. // Материалы международной конференции «Проблемы личностного роста» 1 июня 2008 года // Журнал «Психология здоровья и личностного роста» №3 – М., 2008. – С. 36-46