Научная тема: «МЕТАФОРА В КОГНИТИВНО-СЕМИОТИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ»
Специальность: 10.02.04; 10.02.19
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Когнитивно-семиотический подход в рамках современного языкознания представляет собой интерпретативное направление, вобравшее в себя достижения феноменологических и герменевтических штудий, а также когнитивно ориентированных исследовательских проектов, выстраиваемых в соответствии с принципами антропоцентризма, функционализма и экспланаторности. Комплексность научного анализа достигается за счет онтологизации лингвистической проблематики, а именно за счет создания эффективных техник распредмечивания скрытых возможностей бытия.
  2. Когнитивно-семиотический подход к исследованию метафоры в отечественной науке о языке сближается с основными методологическими постулатами, выработанными англистами в смежном пространстве когнитивистики и биосемиотики, где, с одной стороны, доминирует дух объективно-логических построений, а с другой, совершается попытка преодоления картезианского дуализма. Данное обстоятельство определяет базовый категориальный аппарат исследования, в основной корпус которого входят как элементы объективного среза представления действительности, так и элементы, порожденные субъективной реинтерпретацией последней.
  3. Основным условием существования человеческого сознания является модусность, позволяющая проводить систематизацию опытных данных не только посредством их рубрикации и классификации, но и посредством построения максимально обобщенных схематизированных моделей, обладающих высокой степенью объяснительности как с точки зрения законов формальной логики, так и с позиции логики интуитивной. В таком случае у теоретика языка появляется возможность реконструировать образ человека в языке и языка в человеке, образ человека в культуре (шире - в действительности) и культуры в человеке, что, взятое в совокупности, и составляет основные этапы поступательного движения исследовательской мысли к конечной цели научного познания.
  4. КСМ метафорического образа имеет три измерения: когнитивное, культурное и лингвистическое, специфика каждого из которых предопределяет функциональный потенциал метафоры. Когнитивное пространство метафорической модели структурируется, как правило, двумя базовыми концептами (концепт 1 и концепт 2), связь которых обеспечивается наличием символьной составляющей, где символ также осуществляет так называемую смысловую открытость метафоры, являясь вместилищем внутренней энергии. Символ заполняет культурное пространство метафорической модели и задает направление движения мыслительной деятельности. Метафорическая модель в лингвистическом измерении проявляет себя в виде знака, который вербализует метафорический образ и фиксирует на бумаге или в речи факт неразрывной взаимозависимости мыслительных, языковых и культурно обусловленных структур.
  5. Три ипостаси метафоры (метафора-знак, метафора-образ, метафора-когнитивная/ концептуальная модель) предопределяют последовательность анализа этой сущности, функционирующей в текстуальной среде. Оптимально релевантная схема интерпретации имеет отправным пунктом вербализованную метафорическую конструкцию (метафору-знак), анализ которой ведет к построению метафоры-образа, а впоследствии к выявлению метафоры-когнитивной модели, что соотносится с известными концепциями понимания сущностных свойств текста, а именно с теориями И.Р.Гальперина (типы информации в тексте), Г.И.Богина (типы понимания), Г.Г.Слышкина (текст = концепт с точки зрения структурной организации).
  6. Наиболее действенная стратегия дешифровки метафорических смыслов напрямую восходит к осознанию дуальности вещей. Мир как бы удваивается в человеческом сознании, благодаря чему обладатель этого сознания обретает возможность абстрагироваться от собственного субъективного "Я" посредством вычленения образа из потока гетерогенных впечатлений и представлений. В момент созерцательного озарения это "Я" начинает членить действительность в направлениях "мир со мной" и "мир без меня", то есть время от времени смотрит на мир глазами "Другого". Когда мы имеем дело с иноязычным текстом, то первостепенной задачей нашего "Я" становится преодоление замкнутости собственной субъективности и приобщение к культуре "Другого", что оказывается осуществимым лишь в случае наличия промежуточной позиции: позиции Наблюдателя.
  7. Метафоры суть мотивированные сущности, имеющие собственную историю возникновения, приобщиться к которой представляется возможным посредством квалифицированного объяснения, направленного в первую очередь на идентификацию «локуса косвенности» (the locus of the indirection).
  8. В основе классической теории метафоры лежит принцип потенциальной интерпретируемости смыслов, возникших в ходе целенаправленного переосмысления человеком явлений и событий действительности. Базис любой интерпретации составляет факт существования образа-схемы, гештальт-конфигурации, которая, с одной стороны, репрезентирует пространственные отношения, а с другой стороны, позволяет моделировать направление движения мысли.
  9. Каталогизация базовых образов-схем способствует выявлению фундаментального принципа, лежащего не только в основе механизма метафоризации, но и шире - в основе классификационной деятельности, направленной на осуществление концептуализации и категоризации действительности средствами языкового означивания. Специфика принципа, о котором идет речь, раскрывается преимущественно через особенности функционирования пространственного кода культуры, снабжающего исследователя-интерпретатора наиважнейшими методологическими ориентирами для оптимизации процесса воссоздания внутренней формы метафорической номинации. Уникальность роли пространственного кода в конструировании вторичной картины мира максимально выпукло проступает в семантике фразовых глаголов английского языка.
Список опубликованных работ
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ:

1.Самигуллина А.С. Опыт анализа оценочного высказывания // Вопросы языкознания. – 2004. – № 5. – С.68 - 79 (в соавторстве).

2.Самигуллина А.С. Когнитивная лингвистика и семиотика // Вопросы языкознания. – 2007. – № 3. – С. 11 - 24.

3.Самигуллина А.С. Пространственный код культуры и его смысловые проекции // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. – 2007. – № 1. – C. 82 - 87.

4.Самигуллина А.С. Теория метафоры в современной англистике: принципы, подходы, перспективы // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. Выпуск 19. – 2008. – № 9. – С. 115 - 120.

5.Самигуллина А.С. Прямая и косвенная оценка: все дело в эмоциональности // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2004. – № 6. – С. 4 - 9 (в соавторстве).

6.Самигуллина А.С. В многомерном пространстве фразовых глаголов // Вестник Башкирского государственного университета. – 2006. – № 4. – С. 99 - 101.

7.Самигуллина А.С. Метафора: Игра со смыслами (pro et contra) // Вестник Башкирского государственного университета. – 2007. – № 1. – С. 99 - 102 (статья сдана в печать 15 октября 2006 года).

8.Самигуллина А.С. Понятие «образ-схема» в современных исследованиях по когнитивной лингвистике // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. – 2008. – № 11. – С. 104 - 110.

Монографии:

9. Самигуллина А.С. Семиотика концептов: К проблеме интерпретации субъективных смыслов. Монография. – Уфа: РИО БашГУ, 2006. – 120 с.

10. Самигуллина А.С. Пространство за пределами пространства: Когнитивно-семиотический ракурс. Монография. – Уфа: РИО БашГУ, 2006. – 144 с.

11. Самигуллина А.С. Метафора в когнитивно-семиотическом освещении. Монография. – Уфа: РИО БашГУ, 2008. – 316 с.

Статьи в сборниках научных трудов:

12. Самигуллина А.С. Языковая периферия концепта «оценка»: Введение в проблематику // Человек в зеркале языка. Вопросы теории и практики. Книга II./ Сборник, посвященный памяти И.И.Мещанинова/ Отв. редактор: д.филол.н. А.П.Юдакин, М.: РАН, 2005. – С. 45 - 61.

13. Самигуллина А.С. Метафора в контексте теории релевантности // Человек в зеркале языка. Вопросы теории и практики. Книга III./ Сборник статей, посвященный 100-летию со дня рождения член. корр. АН СССР Ф.П.Филина. / Отв. редактор А.П.Юдакин, академик РАЕН. – М.: РАН, 2008. – С. 293 - 303 (в соавторстве).

14. Самигуллина А.С. От пространства действительного к пространству когнитивному (опыт аксиологической интерпретации) // Вопросы функционирования языковых единиц, Уфа: Издательство БашГУ, 2004. – С. 55 - 61.

15. Самигуллина А.С. Русская уменьшительность и английское преуменьшение: игра с эмоциональностью // Семантика разноуровневых единиц в языках различного строя: Сборник научных статей. – Уфа: РИО БашГУ, 2005. – С. 278 - 286.

16. Самигуллина А.С. Концепт – Символ – Знак: К вопросу о типологии концептов // Языковые и речевые единицы в разных языках. Сборник научных статей. – Уфа: РИО БашГУ, 2006. – С. 223 - 236.

17. Самигуллина А.С. У.Эко: В поисках «отсутствующей структуры» // Языковые и речевые единицы в разных языках. Сборник научных статей. – Уфа: РИО БашГУ, 2006. – С. 266 - 270.

18. Самигуллина А.С. Пространственная метафора в свете экспликации закодированных смыслов их тавтологий типа «Х есть Х» // Когнитивные и семантические аспекты единиц языка и речи: Сборник научных статей. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. – С. 243 - 250.

19. Самигуллина А.С. К вопросу о когнитивных механизмах метафоризации (на примере фразеологизмов с соматическим компонентом) // Когнитивные и семантические аспекты единиц языка и речи: Сборник научных статей. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. – С. 250 - 254.

20. Самигуллина А.С. «Метафоры, которыми мы живем» в зеркале современной лингвистики // Когнитивные и семантические аспекты единиц языка и речи: Сборник научных статей. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. – С. 254 - 260.

21. Самигуллина А.С. Методологические презумпции когнитивно-семиотического подхода: теоретический аспект // Исследования по семантике: Межвузовский научный сборник. Выпуск 24. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. – С. 69 - 75 (в соавторстве).

22. Самигуллина А.С. Коммуницируемость метафорических смыслов в пространстве текста (теоретический аспект) // Языковые и культурные контакты народов республики Башкортостан в условиях двуязычия: Материалы всероссийской научной конференции. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. – С. 157-166 (в соавторстве).

23. Самигуллина А.С. Концепт уменьшительность: реальность или фикция? // Теория поля в современном языкознании. Межвузовский научный сборник. – Уфа: Издательство БашГУ, 2002. – С.137 - 146.

24. Самигуллина А.С. Философия семиотического знания // Лексические и грамматические категории в свете типологии языков и лингвокультурологии: Материалы Всероссийской научной конференции. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. – C. 192 - 194.