Научная тема: «ГЕНЕЗИС ПОЭТИКИ Н.А. ЗАБОЛОЦКОГО»
Специальность: 10.01.01
Год: 2008
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Констатация наличия в "Столбцах" (ставшей исследовательским стереотипом) "лебядкинской традиции", имеющей пародийно-гротесковый характер, не соответствует реалиям поэтики Заболоцкого. "Алогизм" метафорики поэта восходит к идеям живописного авангарда и, в частности, к учению В.В. Кандинского о форме, в котором отклонение от эстетической нормы рассматривается как способ познания сущности предметов и их отношений ("Движение", "Искусство" и др.).
  2. "Натурфилософские" взгляды Заболоцкого периода создания "Столбцов" сформировались в результате восприятия поэтом учения Н.Ф. Федорова. Влияние идей мыслителя прослеживается как на уровне формальной организации произведений Заболоцкого, так и на уровне их проблематики ("Обед", "Деревья", "На рынке", "Фокстрот", "Мечты о женитьбе", "Безумный волк", "Лицо коня", "Школа жуков", "Бессмертие" 1928 года, "Торжество земледелия").
  3. Методологические ориентиры поэтики Заболоцкого были реализованы в поэтике Заболоцкого на основе использования "теории слов" Л.С. Липавского, которая и позволила поэту найти собственно поэтическую форму для выражения комплексов идей внелитературного ряда, изложенных в различных концепциях и учениях. Это концепция "алогичной метафоры", проходящая у Заболоцкого путь "усвоения", который возвращает входящие в метафорическую конструкцию словам "фамильное родство" ("Отдых", "Искусство").
  4. В начале 1930-х годов Заболоцкий переживает творческий кризис, вызванный неприятием официальной критикой созданной им поэтики. Выходом из него стало обращение поэта к натурфилософской концепции "диалектика природы". Процесс усвоения основных положений "диалектики природы" ("Лодейников" 1932 года, "Деревья" и "Лодейников в саду") приводит Заболоцкого к коренной перестройке всех уровней его поэтики, характеризующей художественную систему "Столбцов".
  5. В начале 1950-х годов Заболоцкий претерпевает еще один творческий кризис, связанный с утратой веры в безграничные возможности человеческого сознания и позитивный характер его деятельности. Направленность переосмысления поэтом положений "диалектики природы" тесно соприкасается с философским планом социально-политической доктрины евразийства. Евразийскую модель анализа социокультурной специфики Советской России Заболоцкий использует в стихотворном цикле "Рубрук в Монголии". Это обстоятельство находит выражение в авторской интенции стихотворного цикла, направленной Заболоцким на соотнесение социальной структуры монголов со сталинской Россией. Описание Заболоцким социальной структуры монгольского сообщества отсылает к евразийскому понятию "симфоническая личность", содержание которого связано с формами выражения коллективного бытия человека.
  6. Концепция симфонизма у Заболоцкого касается вопроса о метафизике музыки, который на разных этапах своего творчества поэт рассматривал различно. В основе метафизических представлений Заболоцкого о музыке лежит идея "голоса" (предмета), которую поэт осмыслял через призму понятия "песня". Эволюция поэтики Заболоцкого середины 30-х годов завершилась созданием 1-го варианта концепции симфонизма: реализации человеком и природой своих существований в "песнях", не соотносимых друг с другом, в борьбе их противоположностей образуют "многоголосье", которое диалектически отвечает принципам деятельности человеческого сознания, переустраивающего природный мир ("Лодейников" 1947 года, "Город в степи" и "Творцы дорог"). На новом этапе эволюционирования поэтики Заболоцкий создает 2-й вариант концепции симфонизма: поэт связывает с понятием "симфония" деятельность человека, которая представляет собой самоорганизацию, ориентированную на закономерности, имеющие место в мироздании ("Рубрук в Монголии").
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Мороз, О.Н. Генезис поэтики Николая Заболоцкого: Монография [Текст] / О.Н. Мороз. – Краснодар: “Мир печати”, 2007. – 532 с.

Статьи в рецензируемых научных журналах, входящих в реестр ВАК МОиН РФ

2.Мороз, О.Н. Художественные подтексты стихотворения Н. Заболоцкого “Искушение” [Текст] / О.Н. Мороз // Культурная жизнь юга России. – 2005. – № 3. – С. 47 – 51.

3.Мороз, О.Н. Элементы эстетики живописного кубизма в стихотворении Н. Заболоцкого “Движение” [Текст] / О.Н. Мороз // Культурная жизнь юга России. – 2005. – № 4. – С. 70 – 72.

4.Мороз, О.Н. Мотив безумия в поэзии Н. Заболоцкого 20 – 30-х годов [Текст] / О.Н. Мороз // Научная мысль Кавказа. – 2006. – № 6 (90). – С. 257 – 264.

5.Мороз, О.Н. “Сказка” и “воспоминание” в поэтическом цикле Н. Заболоцкого “Рубрук в Монголии” [Текст] / О.Н. Мороз // Культурная жизнь юга России. – 2006. – № 4. – С. 60 – 61.

6.Мороз, О.Н. Принципы музыкальной композиции в поэзии Н.А. Заболоцкого [Текст] / О.Н. Мороз // Экологический вестник научных центров черноморского экономического сотрудничества. Экология языка как прагматическая сущность. 2006. – № 3. – С. 166 – 168.

7.Мороз, О.Н. “Язык политической поэзии” и стихи Н.А. Заболоцкого в газете “Известия” (1934 – 1937). [Текст] / О.Н. Мороз // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 31. – С. 42 – 51.

8.Мороз, О.Н. Идеи русского евразийства в поэзии Н. Заболоцкого [Текст] / О.Н. Мороз // Русский язык за рубежом. – 2008. – № 2 (207). С. 75 – 83.

Статьи коллективных монографиях, научных журналах, сборниках научных трудов и материалов научных конференций

9.Мороз, О.Н. “Как расти из самого себя” (Ум и безумие в натурфилософской поэзии Николая Заболоцкого рубежа 20 – 30-х гг.) [Текст] / О.Н. Мороз // Русская литература и русская цивилизация: в поисках эстетической цельности. – Краснодар, 2000. – С. 103 – 115.

10.Мороз, О.Н. “Мы не выдумали смех...” (Анализ “лебядкинской традиции” в творчестве раннего Н. Заболоцкого) [Текст] / О.Н. Мороз // Достоевский и современность. – Армавир, 2001. – С. 67 – 84.

11.Мороз, О.Н. “Нравственный сталинизм” Николая Заболоцкого в контексте поздних воззрений В. Кожинова на русскую поэзию ХХ века [Текст] / О.Н. Мороз // Наследие В.В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии. В 2-х ч. Ч. 1. – Армавир, 2002. – С. 34 – 46.

12.Мороз, О.Н. Творчество раннего Н. Заболоцкого в контексте кожиновской категории “поэзия массы” [Текст] / О.Н. Мороз // Наследие В.В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии. В 2-х ч. Ч. 1. – Армавир, 2003. – С. 34 – 46.

13.Мороз, О.Н. Наступившее будущее: особенности видения Н. Заболоцкого культурно-исторических перспектив развития России [Текст] / О.Н. Мороз // “Пушкинские чтения-3”. – Краснодар, 2003. – С. 73 – 84.

14.Мороз, О.Н. Между Сциллой и Харибдой. Поэтика раннего Николая Заболоцкого как урок и поучение [Текст] / О.Н. Мороз // Кубань. – 2003. – № 1 –2. – С. 163 – 175.

15.Мороз, О.Н. Воспоминание о будущем. Вадим Кожинов и мы [Текст] / О.Н. Мороз // Кубань. – 2003. – № 3 – 4. – С. 178 – 191.

16.Мороз, О.Н. Онтологические категории поэзии Николая Заболоцкого 40 – 50-х годов (Заметки на полях концепции Вадима Кожинова “Русская поэзия середины ХХ века как откровение о “конце Нового времени” [Текст] / О.Н. Мороз // Наследие В.В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии. – Армавир, 2004. – С. 114 – 133.

17.Мороз, О.Н. Публицистические аспекты общегрупповых принципов аналитики поэтического высказывания поэтов круга ОБЭРИУ (Опыт реконструкции теоретических установок художественного дискурса Н. Заболоцкого 1920-х г.) [Текст] / О.Н. Мороз // На стыке исторических эпох (Литературно-публицистический процесс конца ХIХ – начала ХХI веков). – Краснодар, 2004. – С. 152 – 166.

18.Мороз, О.Н. Поэт русского космизма [Текст] / О.Н. Мороз // Кубань. – 2004. – № 1 – 3. – С. 185 – 198.

19.Мороз, О.Н. Заболоцкий и его концепция воспитания души [Текст] / О.Н. Мороз // Этика и социология текста: Сборник статей научно-методического семинара “Textus”. – Вып. 10. – Санкт-Петербург – Ставрополь, 2004. – С. 209 – 213.

20.Мороз, О.Н. Таинство евхаристии в религиозной публицистике Н. Федорова и поэзии Н. Заболоцкого [Текст] / О.Н. Мороз // Русская философия и Православие в контексте мировой культуры. – Краснодар, 2005. – С. 279 – 286.

21.Мороз, О.Н. Реализация основных положений “теории слов” Л. Липавского в творчестве Н. Заболоцкого рубежа 1920 – 30-х годов [Текст] / О.Н. Мороз // Диалектика рационального и эмоционального в искусстве слова. – Волгоград, 2005. – С. 301 – 306.

22.Мороз, О.Н. В.В. Кожинов и традиции классицизма в творчестве Н. Заболоцкого конца 1920 – начала 1930-х годов [Текст] / О.Н. Мороз // Наследие В.В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии в изменяющейся России. В 2-х ч. Ч. 1. – Армавир, 2005. – С. 145 – 167.

23.Мороз, О.Н. Н. Заболоцкий и роман Ф. Достоевского “Бесы”: проблема смеха [Текст] / О.Н. Мороз // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. – 2005. – №№ 4 – 6 (26 – 28). – С. 306 – 312.

24.Мороз, О.Н. Мифология музыкальных инструментов как элемент художественной модели мира в поэзии Н. Заболоцкого конца 1920 – начала 1930-х годов [Текст] / О.Н. Мороз // Классические и неклассические модели мира в отечественной и зарубежной литературах. – Волгоград, 2006. – С. 222 – 228.

25.Мороз, О.Н. Философский подтекст идеи Христа в поэзии Н.А. Заболоцкого конца 1920 – начала 1930-х годов [Текст] / О.Н. Мороз // Проблемы духовности в русской литературе и публицистике ХVIII – ХХI веков. – Ставрополь, 2006. – С. 158 – 167.

26.Мороз, О.Н. Геоистория в поэтическом цикле Н. Заболоцкого “Рубрук в Монголии” [Текст] / О.Н. Мороз // Восток – Запад: пространство русской литературы и фольклора. – Волгоград, 2006. – С. 159 – 168.

27.Мороз, О.Н. Поэтический цикл Н. Заболоцкого “Рубрук в Монголии” в контексте идей русского евразийства [Текст] / О.Н. Мороз // Наследие В.В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии в изменяющейся России. В 2-х ч. Ч. 2. – Армавир, 2006. – С. 9 – 16.

28.Мороз, О.Н. История и политика в поэтическом цикле Н.А. Заболоцкого “Рубрук в Монголии” [Текст] / О.Н. Мороз // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. – 2006. – №№ 1 – 3 (29 – 31). – С. 136 – 150.

29.Мороз, О.Н. Творчество Ю.П. Кузнецова в контексте натурфилософской традиции поэзии Н.А. Заболоцкого [Текст] / О.Н. Мороз // Первые литературные Кузнецовские чтения. – Краснодар, 2006. – С. 55 – 61.

30.Мороз, О.Н. Поэзия Н.А. Заболоцкого и учение П.Н. Филонова об “аналитической живописи” [Текст] / О.Н. Мороз // Новый Карфаген. – 2006. – № 5. – С. 64 – 83.

31.Мороз, О.Н. Философские основы языка поэзии Н.А. Заболоцкого 1920 – 1930-х годов [Текст] / О.Н. Мороз // Притяжение России. Национальная идея и творческая индивидуальность в системе литературно-журнальной мысли. – Краснодар, 2006. – С. 228 – 244.

32.Мороз, О.Н. “Слова вылетали в мир, становясь предметами…” Специфика предметности слова в творчестве Н.А. Заболоцкого начала 1930-х годов [Текст] / О.Н. Мороз // Притяжение России. Национальная идея и творческая индивидуальность в системе литературно-журнальной мысли. – Краснодар, 2006. – С. 211 – 219.

33.Мороз, О.Н. Структура целевого намерения в стихах Н.А. Заболоцкого о Лодейникове: дидактика обстоятельств и дидактика текста [Текст] / О.Н. Мороз // Дидактика художественного текста. – Вып. 2. – Краснодар, 2007. – С. 108 – 124.

34.Мороз, О.Н. Тоталитарное искусство в тоталитарном социуме: битвы вокруг эстетики [Текст] / О.Н. Мороз // Медийные облики тоталитаризма: уроки ХХ века. – Краснодар, 2007. – С. 40 – 46.

35.Мороз, О.Н. Особенности экспликации философского дискурса в ранней поэзии Н. Заболоцкого [Текст] / О.Н. Мороз // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов. – Волгоград, 2007. – С. 63 – 68.

36.Мороз, О.Н. Философские предпосылки темы смерти в поэзии Н.А. Заболоцкого [Текст] / О.Н. Мороз // Человек в современных философских концепциях. В 4-х тт. Т. 3. – Волгоград, 2007. – С. 75 – 79.

37.Мороз, О.Н. Ямб как перекресток традиций: к вопросу о стихотворном метре книги Н.А. Заболоцкого “Столбцы” [Текст] / О.Н. Мороз // Актуальные проблемы изучения литературы на перекрестке эпох. Форма и содержание: категориальный синтез. – Белгород, 2007. – С. 250 – 257.

38.Мороз, О.Н. “Локальная” поэтика раннего творчества Н.А. Заболоцкого и “классическое” наследие М.В. Ломоносова [Текст] / О.Н. Мороз // IV Сургучевские чтения: локальная литература и мировой литературный процесс. – Ставрополь, 2007. – С. 333 – 340.

39.Мороз, О.Н. Политический подтекст поэтического цикла Н.А. Заболоцкого “Рубрук в Монголии” [Текст] / О.Н. Мороз // Русская словесность в поисках национальной идеи. Материалы международного научного симпозиума. – Волгоград, 2007. – С. 157 – 161.

40.Мороз, О.Н. Особенности реализации в поэзии Н. Заболоцкого интертекстуальных отношений с произведениями Ломоносова и Державина [Текст] / О.Н. Мороз // Литература в диалоге культур-5. Материалы Международной научной конференции. – Ростов-на-Дону, 2007. – С. 158 – 160.

41.Мороз, О.Н. “Смех, не смейся, подожди…”. Поэзия штабс-капитана Лебядкина и “Столбцы” Н.А. Заболоцкого [Текст] / О.Н. Мороз // Художественные искания в русской литературе ХХ века. О поэзии Н.А. Заболоцкого и прозе А.П. Платонова. – Краснодар, 2007. – С. 6 – 51.

42.Мороз, О.Н. “Поэзия есть мысль, устроенная в теле…”. Особенности использования поэтического наследия М.В. Ломоносова в творчестве Н. Заболоцкого 1920 – начала 1930-х годов [Текст] / О.Н. Мороз // Художественные искания в русской литературе ХХ века. О поэзии Н.А. Заболоцкого и прозе А.П. Платонова. – Краснодар, 2007. – С. 52 – 117.

43.Мороз, О.Н. “Слова, которые не умирают…”. Творчество Н. Заболоцкого 1920 – начала 1930-х годов в контексте “теории слов” Л. Липавского [Текст] / О.Н. Мороз // Художественные искания в русской литературе ХХ века. О поэзии Н.А. Заболоцкого и прозе А.П. Платонова. – Краснодар, 2007. – С. 117 – 155.

44.Мороз, О.Н. “Там тот же бой и стужа та же…”. Поэтический цикл Н.А. Заболоцкого «Рубрук в Монголии» и идеи русского евразийства [Текст] / О.Н. Мороз // Художественные искания в русской литературе ХХ века. О поэзии Н.А. Заболоцкого и прозе А.П. Платонова. – Краснодар, 2007. – С. 156 – 218.

45.Мороз, О.Н. “Слово и полку Игореве” и “Рубрук в Монголии” Н. Заболоцкого в свете языковой стратегии [Текст] / О.Н. Мороз // Русский язык в полиэтнической среде: проблемы и перспективы. – Элиста, 2007. – С.108 – 110.

46.Мороз, О.Н. Учение П.Н. Филонова об аналитической живописи и концепция “пролетарской культуры” Н. Заболоцкого в “Декларации ОБЭРИУ” в контексте перехода от элитарного искусства к массовому [Текст] / О.Н. Мороз // Декаданс в Европе и России. – Волгоград, 2007. – С. 172 – 180.

47.Мороз, О.Н. Историко-культурный подтекст метрической схемы книги Н.А. Заболоцкого “Столбцы” [Текст] / О.Н. Мороз // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. – 2007. – №№ 1 – 3 (32 – 34). – С. 104 – 102.

48.Мороз, О.Н. Образ “книги природы” в поэзии Н.А. Заболоцкого 1920 – 1930-х годов [Текст] / О.Н. Мороз // Пространство mass-media: Ретроспекция и перспектива. Коллективная монография. – Краснодар, 2008. – С. 40 – 56.

49.Мороз, О.Н. Натурфилософская традиция в русской поэзии ХХ века: Н.А. Заболоцкий и Ю.П. Кузнецов [Текст] / О.Н. Мороз // Творчество В.В. Кожинова в контексте научной мысли рубежа ХХ – ХХI веков. – Армавир, 2008. – С. 79 – 89.

50.Мороз, О.Н. “Реалистическое искусство” ОБЭРИУ и учение В.В. Кандинского о форме [Текст] / О.Н. Мороз // Научные труды факультета журналистики Кубанского государственного университета. – Краснодар, 2008. – С. 141 – 150.