- Соборность как универсальная системообразующая категория национального сознания, имеющая православную духовную природу, способна выступать как культурный концепт, эстетическая реальность и формообразующий фактор, оказывающий влияние на содержание и поэтику литературного творчества.
- Анализ отечественной литературной практики показывает многогранность и широту художественно-философских ассоциаций, связанных с категорией соборности как основы и сердцевины православного мироощущения. Вместе с тем идея «собирания», «единения», «сопряжения», гармонизации целого, достижения духовной общности людей в защите смысложизненных ценностей высшего порядка допускает более широкое, в том числе и внерелигиозное, толкование этого понятия в художественном опыте многих отечественных писателей, выявляя не прямую, а опосредованную соотнесенность раскрываемой ими духовно-нравственной проблематики с её православно-христианским первоистоком и общинной ментальностью русского национального сознания.
- Соборное сознание в духовном и творческом опыте конкретных писательских индивидуальностей может выступать не только как олицетворение духовного единения человека с Богом и людьми в религиозном пространстве и времени («соборном хронотопе»), но и в поиске путей утверждения единства и гармонии в системах отношений: человек - природа, человек - общество, человек и собственное «Я», художник и творчество.
- Художественная проза второй половины ХХ в. - начала XXI в. объективно отразила процессы преемственной эволюции соборных начал общественного сознания в утверждении национальных, духовно-нравственных, социально-гражданских, экологических ценностей, в том числе в литературе советского периода. Идеологическое давление и атеистическая пропаганда не уничтожили ментальных корней русской соборности: в скрытых, зачастую трансформированных, а порой и в открытых формах «философской веры» она продолжала жить в глубинах национального сознания, а на рубеже ХХ - XXI вв., с возрождением православных традиций на государственном уровне, заявила о себе в литературе с новой силой.
- Уровень причастности к соборному целому как критерий сформированности соборного сознания литературного персонажа позволяет применить типологическую классификацию при характеристике того или иного литературного героя на основе оппозиции сакрального/профанного. С учетом этого признака в диссертации обосновывается градация персонажей от низшего, профанного к профанно-историческому, сакрально-историческому и, наконец, высшему, сакральному уровню духовного бытия.
- С учетом всех вышеназванных факторов категория соборности рассматривается нами в единстве и взаимосвязи религиозного, нравственно-этического и социального компонентов как целостная философско-онтологическая система, объемлющая всю духовную полноту национального сознания и бытия в их художественно-эстетическом отражении.
- Новизна подходов к художественному осмыслению православных традиций в русской прозе второй половины ХХ в. определяется многоаспектностью их духовно-нравственного, философско-психологического, социально-политического, эколого-культурного и эстетического преломления.
1.Пронягин В.М. У России собственная стать. Философско-культурологические очерки: Монография. – М.: Сов. писатель, 2004. – 464 с. – 16,0 п.л.
2.Пронягин В.М. Художественное постижение идеи русской соборности в прозе второй половины XX века. Философско-эстетические очерки: Монография. – Владимир: Маркарт, 2002. – 208 с. – 6,5 п.л.
3.Пронягин В.М. Соборность как художественное явление в русской прозе 60-90-х годов XX века: Монография. – Владимир: Маркарт, 2000. – 80 с. – 3,6 п.л.
4.Пронягин В.М. Философско-эстетические искания в литературном процессе 20-90-х годов XX века: Монография. – Владимир: Издательск. лаб. ВГПУ, 1998. 120 с. – 7,0 п.л.
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Пронягин В.М. Православно-государственная форма соборности как проявление державности в исторической хронике Д. Балашова «Государи московские». – http: evcppk.ru/files/pdf/200.pdf.
2. Пронягин В.М. Православные традиции в ранней лирике М.И. Цветаевой // Вестник Тамбовского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Вып. 11 (55), 2007. – С. 178–181. – 0,25 п.л.
3. Пронягин В.М. Философско-эстетический аспект соборности при осмыслении национального историко-культурного достояния (М. Шолохов, Л. Леонов, В. Солоухин) // Вестник Поморского ун-та. Сер. Гуманитарные и социальные науки, №2, 2008. – 0,75 п.л.
4. Пронягин В.М. Соборное сознание как дидактический принцип воспитания учащейся молодежи // Наука и школа, №4, 2008. – 0,4 п.л.
Статьи
5.Пронягин В.М. Поэтика романа Чингиза Айтматова «Плаха»: Учебн. пособие для студентов-филологов, учителей общеобразов. школ, гимназий, лицеев. - Днепропетровск: Пороги, 1993. - 84 с. – 4,88 п.л.
6.Пронягин В.М. Соборность и личность // Русская мысль в поисках истории: Материалы конференции. - Ковров, 1998. – 0,3 п.л.
7.Пронягин В.М. Философско-психологическое отображение проблемы духовности в романе Астафьева «Царь-рыба» // Литературоведение, просвещение и духовный идеал украинца. Материалы всеукраинской научно-практической конференции. - Кривой Рог, 1994. – 0,3 п.л.
8.Пронягин В.М. Философско-эстетический очерк о русской прозе 60-90-х годов XX века // Духовная культура русского народа: Материалы Дня науки. - Владимир: Маркарт, 2000. – 0,5 п.л.
9.Пронягин В.М. Православные традиции в прозе И.С. Шмелёва // Культура: Традиции и современность. Сб. научных докладов, сообщений, тезисов. - Владимир: Маркарт, 2001. – 0,4 п.л.
10. Пронягин В.М. О поэтике романа П. Проскурина «Число зверя»(к проблеме художественного метода) // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы IV-ой Международной конференции. В 2-х тт. Т. II. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. – 0,5 п.л.
11.Пронягин В.М. «Свет идёт, высокий и нездешний, свет Христа и утоленья свет» (о поэзии В.В. Сорокина) // Московский Парнас. Независимый альманах. - М., 2006, № 3 (19). – 0,6 п.л.
12.Пронягин В.М. Православные традиции в современной русской литературе // Русское литературоведение на современном этапе. Материалы V Международной конференции. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. – 0,7 п.л.