Научная тема: «ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА «ДАВАТЬ//ДАТЬ → БРАТЬ → ВЗЯТЬ → ИМЕТЬ → НЕСТИ → ДАВАТЬ» В ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Специальность: 10.02.01
Год: 2007
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Анализ новейшей лингвистической литературы, исследующей итоги развития языкознания до начала ХХI века (Ю.С. Степанов, П. Серио, В.М. Алпатов, Е.С. Кубрякова, В.В. Воробьев, П.Б. Паршин, Р.М. Фрумкина, В.И. Постовалова, С.Г. Воркачёв, Ю.А. Левицкий, Дж. Гринберг, Е.В. Падучева и др.), позволяет сделать заключение о том, что в современной лингвистике сформировалась новая научная парадигма, накладывающаяся на уже существующие парадигмы (сравнительно-историческую, структуралистскую, когнитивную, типологическую и функционально-коммуникативную) и оформившаяся в виде двух равнозначных и взаимосвязанных направлений - антропоцентрической и системоцентрической лингвистики (термины Р.М. Рахилиной). Эти два подхода не отрицают, а дополняют друг друга, используясь для разностороннего комплексного описания языковых единиц. В этом случае мы имеем дело с проявлением фундаментального принципа дополнительности Нильса Бора, на важность учета которого в лингвистике указывал еще Р.О. Якобсон.
  2. Отличительной особенностью современной системоцентрической лингвистики является использование в исследовательских целях синергетического подхода к явлениям окружающего мира как учения о процессах самоорганизации сверхсложных иерархических открытых систем, к которым принадлежат язык, в целом, и его лексико-семантическая система и исследуемые нами этимологические гнёзда в составе генетической парадигмы, в частности. Основные системно-синергетические принципы, определяющие формирование и развитие этимологических гнёзд, с одной стороны, и их исследование и описание, с другой, таковы: 1) принцип целостности, 2) принцип структурности, 3) принцип взаимозависимости системы и среды, 4) принцип иерархичности, 5) принцип динамического единения хаоса и порядка, 6) принцип непрерывности развития (стрела времени), 7) принцип множественности описания каждой системы.
  3. Под влиянием идей системно-синергетической научной парадигмы в современных лингвистических исследованиях интерес к минимальным языковым единицам сменился интересом к крупным лексическим объединениям - функционально-семантическим полям, тематическим группам, лексическим гнездам, содержательная сторона которых непосредственно связана с социально-этническими и национально-культурными особенностями жизни и «среды обитания» носителей языка.
  4. С этих позиций лексические гнезда можно считать когнитивными единицами, которые призваны хранить знания о действительности в особой форме: вокруг корня иерархически располагаются словообразовательные и семантические производные, отражающие способность языка с помощью набора морфем модифицировать семантическую структуру корнеслова и образовывать новые имена предметов, признаков, действий и явлений, которые, тем не менее, в своем ядерном значении тесно связаны с семантикой непроизводной вершины гнезда. Другими словами, национальная языковая картина мира особым образом кодируется и структурируется в ЛГ. Структурно-семантический анализ системы словообразовательных гнезд языка позволяет рассматривать изнутри систему номинаций как систему представлений человека об окружающей его действительности, в которой отражены результаты его познавательной и классифицирующей деятельности.
  5. В качестве одного из параметров новой антропоцентрической парадигмы отмечается ее объяснительный характер, к которому можно прийти только через диахронию. Наиболее последовательно и продуктивно диахронический подход осуществляется в области лексикологии, где соответствующему анализу подвергаются не только отдельные лексические единицы, но и различные структурно-семантические объединения: лексико-семантические и тематические группы, словообразовательные и этимологические гнезда, синонимические и антонимические парадигмы, бинарные лексические оппозиции.
  6. Особого внимания заслуживает использование диахронического подхода в изучении исторически развивающихся систем, ибо здесь целостность может относиться не только к пространственному аспекту бытия этих систем, но и к временнόму, процессуальному: понятие структура характеризует не только синхронный аспект существования системы, но и диахронический, обозначаемый понятием хроноструктура или, в нашем случае, лингвохронологический уровень.
  7. Диахронический подход к изучению семантической структуры всего ЛГ, организованного на основе формально-содержательных признаков, дает возможность проследить его функционирование в истории языка и объяснить многие факты современного состояния, так как в эволюционной лексической функции словообразование рассматривается как диахронический процесс пополнения словаря, консервативная же грамматическая функция позволяет рассматривать словообразование как явление динамической синхронии. На синхронном уровне ЛГ представляет собой гнездо словообразовательное, элементы которого объединены на основе живых словообразовательных связей и мотивированы семантикой корневой морфемы непроизводного слова-вершины гнезда. В результате действия фонетических, грамматических и семантических процессов некогда единое СГ может распасться на несколько относительно самостоятельных гнезд, которые на определенном отрезке времени могут входить в одно корневое или этимологическое гнездо, если вершины новых гнезд подверглись деэтимологизации и сохранили общность только в глубинной семантике.
  8. Такое положение дел, на наш взгляд, диктует необходимость параллельного использования в современных научных исследованиях принципов и методов системоцентрической и антропоцентрической лингвистики, что позволит обеспечить планомерное развитие науки о языке и осуществить динамическое, комплексное и разностороннее рассмотрение языковых явлений.
  9. Синхронно-диахронический подход к исследованию обширного корпуса этимологических гнёзд в составе генетической парадигмы даёт возможность изучать лексику как на синхронных срезах отдельных периодов в истории языка, так и в диахронии, а это, в свою очередь, не только помогает описать лексику отдельных временных пластов, но и показать лексико-семантическую систему языка в развитии, позволяет увидеть, что изменения в смысловой структуре слова приводят к смещению соотносительных связей этого слова в пределах словообразовательного и этимологического гнезда, а также в пределах генетически связанных крупных лексических объединений.
Список опубликованных работ
Публикации в изданиях, включённых в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК для публикации материалов докторских диссертаций

1.Опыт динамического описания синонимичных этимологических гнезд *em- и *ber- ‘брать, взять’ в истории русского языка // Этимология. 1994 – 1996 / Отв. ред. О.Н. Трубачёв. М.: Наука, 1997. С. 140 – 147. (0,5 п.л.).

2.Лингвосинергетика как продолжение системного принципа и проблемы динамического исследования сложных лексических систем // Мир русского слова: Научно-методический иллюстрированный журнал Российского общества преподавателей русского языка и литературы. СПб.: ЗАО «Златоуст», 2004. № 3 (20). С. 98 – 104. (0,9 п.л.).

3.От лексического гнезда к генетической парадигме: к проблеме динамического описания лексической системы языка // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. Ноябрь. № 11 (49). С. 115 – 121. (0,9 п.л.).

4.Принципы и методы синергетики в динамическом исследовании сложных лексических систем // Вестник Башкирского университета. 2006. № 1. С. 64 – 67. (0,5 п.л.).

5.К проблеме разработки методики динамического исследования сложных лексических систем // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. Краснодар: Кубанский гос. аграрный университет, 2006. № 22 (06). Режим доступа: http://ej.Kubagro.ru/2006/22/06/p25.asp (0,8 п.л.).

6.От извлечь//вынуть к изящной словесности (история термина в истории этимологического гнезда) // Русская словесность (научно-теоретический и методический журнал). М., 2006. № 6. С. 74 – 78. (0,6 п.л.).

7.Этимологическое гнездо и генетическая парадигма как объекты диахронического изучения и описания лексико-семантической системы языка // Электронный вестник Центра переподготовки и повышения квалификации по филологии и лингвострановедению филологического факультета СПбГУ. 2006. Выпуск 3. Режим доступа: http://www.evcppk.ru/index.php Идентификационный номер 0420700030058 (0,6 п.л.)

Монографии и учебные пособия

1.Лингвометодическая карта по современному русскому языку. Часть 2. «Лексикология. Фразеология. Лексикография. Словообразование» / Методич. указания для студентов национального и русско-башкирского отделений филолог. фак-та. Стерлитамак: Стерлитамакский гос. пед. институт, 1991. 87 с. (5,2 п.л. в соавт., 2,3 а.л.).

2.Русский язык: Учеб. пособ. по практич. курсу русского языка для студентов филол. фак-та. Стерлитамак: Стерлитамакский гос. пед. институт, 1996. 146 с. (8,7 п.л. в соавт., 6,1 а.л.).

3.Введение в теорию языка: Учебно-терминологический словарь для студентов 1 – 5 курсов по специальности «021700 – Филология». Стерлитамак: Стерлитамакский гос. пед. институт, 2001. 171 с. (10,2 п.л. в соавт., 7,8 а.л.).

4.Антропоцентрическая лингвистика: сущность и предпосылки формирования // Дударева З.М., Елизарова Г.С., Пятаева Н.В., Сыров И.А. Системно-структурный и антропоцентрический принципы современной лингвистики: пересекаемость парадигм: Коллективная монография. Уфа: Гилем, 2005. С. 131 – 208. (8,3 п.л.).

5.Антропоцентрический и системоцентрический принципы лингвистики в динамическом исследовании лексических гнезд. Уфа: Гилем, 2006. 280 с. (16,7 п.л.).

6.Лингвокультурология: Учебно-методический комплекс для студентов 4-го курса филологического факультета. Стерлитамак: Стерлитамакская гос. пед. академия, 2007. 51 с. (3 п.л.).

7.Введение в теорию языка: Учеб. пособ. для студентов филол. фак-тов вузов. Рекомендовано УМО по классич. университетскому образованию в качестве учеб. пособ. для студентов вузов по специальности 031001 – «Филология». Изд-е 2-ое испр. и дополн. Стерлитамак: Стерлитамакская гос. пед. академия, 2007. 220 с. (14 п.л. в соавт., 9,5 а.л.).

Статьи и материалы конференций

1.Развитие корневых групп с этимологическим корнями *em- и *ber- в истории русского и болгарского языков // А.А. Потебня – исследователь славянских взаимосвязей: Тезисы Всесоюзной научной конференции (октябрь 1991 г.) / Редкол.: Л.Г. Авксентьев и др. Харьков: ХГУ, 1991. Ч. 2. С. 9 – 11. (0,2 п.л.).

2.Развитие семантики корневых групп с этимологическими корнями *em- и *ber- в истории русского языка // Теория поля в современном языкознании: Тезисы докладов научно-теоретического семинара (21 – 22 июня 1991 г.). Уфа: Башкирский гос. ун-т, 1991. Ч. 2. С. 48 – 50. (0,2 п.л.).

3.К вопросу о динамическом исследовании семантики лексических гнезд // Семантика языковых единиц и ее изучение в школе и вузе: Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПУ им. М. Горького, 1993. С. 68 – 69. (0,1 п.л.).

4.Лексикологическое учение В.В. Виноградова и проблемы динамического исследования лексической системы языка // Актуальные вопросы современной филологии (к 100-летию со дня рождения академика В.В. Виноградова): Тезисы докладов. Уфа: Башкирский гос. университет, 1995. С. 48 – 49. (0,1 п.л.).

5.К проблеме динамического описания лексической системы языка на основе комплексного исследования гнёзд лексики // Русский язык: прошлое, настоящее, будущее: Тезисы и аннотированная программа Всероссийской конф. / Ред. Н.В. Лесникова. Саратов – Сыктывкар: Саратовский гос. ун-т, Сыктывкарский гос. ун-т, 1996. С. 10. (0,1 п.л.).

6.Изучение этимологических гнёзд лексики как один из путей описания национально-культурной специфики языковой картины мира // Человек. Язык. Культура: Тезисы докладов научно-теоретич. семинара. Уфа: Башкирский гос. ун-т, 1996. С. 114 – 115. (0,1 п.л.).

7.Опыт построения диахронического словообразовательного словаря // Актуальные проблемы русистики: Тезисы докладов и сообщений Международной научн. конф., посвященной 70-летию проф. Э.В. Кузнецовой. 7 – 9 февраля 1997. Екатеринбург: Уральский гос. университет, 1997. С. 210 – 212. (0,2 п.л.).

8.К проблеме создания полного и систематического очерка русской исторической лексикологии // Культурные и духовные традиции русских Башкортостана: история и современность: Сборник трудов. Часть 2. Уфа: Башкирский гос. университет, 1998. С. 142 – 145. (0,3 п.л.).

9. Лексическое гнездо как объект и средство изучения словарного состава современного русского языка на русско-татарском отделении филологического факультета // Актуальные вопросы подготовки учителей татарского языка и литературы: Сб. научн. статей / Отв. ред. Р.Г. Сибагатов. Стерлитамак: Стерлитамакский гос. пед. институт, 1998. С. 175 – 180. (0,4 п.л.).

10. К проблеме комплексного анализа структуры слова // Проблемы изучения и преподавания филологических наук: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции 11 – 13 мая 1999 г. / Под ред. И.Е. Карпухина: В 4-х ч. Часть 2. «Русский язык и методика его преподавания». Стерлитамак: Стерлитамакский гос. пед. институт, 1999. С. 86 – 91. (0,4 п.л.).

11. К проблеме изучения курса лексикологии современного русского языка на двухпрофильных отделениях филологического факультета // Функционирование русского языка в условиях активного билингвизма и полилингвизма: Материалы научного семинара / Отв. ред. К.З. Закирьянов. Уфа: Башкирский гос. университет, 1999. С. 79 – 81. (0,2 п.л.).

12. Изучение лексической системы русского языка на основе комплексного динамического описания лексических гнезд // Система непрерывного образования: школа – педучилище – педвуз – ИПК: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Уфа: Башкирский гос. пед. институт, 2000. С. 60 – 63. (0,3 п.л.).

13. Грамматические труды К.С. Аксакова в свете актуальных проблем современной лингвистики // Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых. Материалы Международной научно-практичес-кой конференции (28 – 29 сентября 2001 г.) / Отв. ред. Т.Н. Дорожкина. Ч. 1. Уфа: БИРО, 2001. С. 84 – 87. (0,3 п.л.).

14. Изучение лексикологии и словообразования русского языка на основе лексических гнезд // Народное образование в XXI веке: Тезисы научных докладов Международной юбилейной научно-практической конференции, посвященной 70-летию МПУ. Секция «Русская филология». М.: «Народный учитель», 2001. С. 24 – 25. (0,1 п.л.).

15. К проблеме разработки методики динамического исследования лексической системы языка // Русский язык на рубеже тысячелетий. Материалы Всероссийской конф. 26 – 27 октября 2000 г.: В 3-х т. Т. 1. Актуальные проблемы лингвистической теории и практики преподавания русского языка и культуры речи. СПб.: Филолог. фак. СпбГУ, 2001. С. 170 – 176. (0,4 п.л.).

16. Синхронно-диахронический подход к проблеме описания лексической системы русского языка // Филология и педагогика: вопросы взаимодействия: Сборник научных трудов / Под ред. Т.Ю. Тамерьян. Владикавказ: Северо-осетинский гос. университет, 2001. С. 53 – 61. (0,6 п.л.).

17. К проблеме описания лексических полей в синхронном и диахроническом аспектах // Теория поля в современном языкознании: Межвузовский научный сборник / Отв. ред. С.Г. Шафиков. Уфа: Башкирский гос. университет, 2001. С. 135 – 144. (0,6 п.л.).

18. Логико-семантическая парадигма как единица системного описания лексики русского языка // Труды Стерлитамакского филиала Академии наук Республики Башкортостан. Серия «Филологические науки». Уфа: «Гилем», 2001. С. 79 – 82. (0,5 п.л.).

19. Проблемы диахронического изучения и описания лексической системы языка как системы гнезд // Актуальные проблемы лингвистики: Юбилейный сборник в честь Почетного академика АН РБ проф. Л.М. Васильева и Заслуженного деятеля науки РБ проф. З.П. Здобновой / Отв. ред. Л.А. Сергеева. Уфа: Башкирский гос. университет, 2002. С. 204 – 208. (0,3 п.л.).

20. Новая лингвистическая парадигма: предпосылки формирования, сущность и основные понятия // Ученые записки Стерлитамакского государственного педагогического института и Стерлитамакского филиала Академии наук Республики Башкортостан. Вып. 1: Лингвистика. Литературоведение: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Н.В. Пятаева. Стерлитамак: Стерлитамакский гос. пед. ин-т, 2002. С. 4 – 10. (0,9 п.л.).

21. К вопросу о новом типе гнездового словаря русского языка в свете проектов и проблем современной лексикографии // Ученые записки Стерлитамакского государственного педагогического института и Стерлитамакского филиала Академии наук Республики Башкортостан. Выпуск 1: Лингвистика. Литературоведение: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Н.В. Пятаева. Стерлитамак: Стерлитамакский гос. пед. ин-т, 2002. С. 64 – 70. (0,8 п.л.).

22. К проблеме преподавания вузовского курса теории языка в сопоставительном аспекте // Актуальные проблемы тюркской и финно-угорской филологии: теория и опыт изучения. Материалы Всероссийской научно-практи-ческой конференции. Елабуга: Елабужский гос. пед. институт, 2002. С. 138 – 142. (0,3 п.л. в соавт.).

23. Понятие лексического гнезда в современной лингвистике (к проблеме квалификации и классификации) // Филологический класс: Региональный методический журнал учителей-словесников Урала. Екатеринбург, 2003. № 9. С. 42 – 49. (1 п.л.).

24. История слова изящный в русском языке // Слово в его истории и функционировании: Межвузовский научный сборник. Уфа: РИО БашГУ, 2003. С. 196 – 202. (0,7 п.л.).

25. Исторический аспект терминографии и его роль в обеспечении профессиональной коммуникации в сфере лингвистики // Языки профессиональной коммуникации: Материалы международной научной конференции. Челябинск, 21 – 22 октября 2003 г. / Отв. ред. Е.И. Голованова. Челябинск: Челябинский гос. университет, 2003. С. 539 – 542. (0,5 п.л.).

26. Специфика современного гуманитарного познания и проблемы лингвистического образования // Проблемы лингвистического образования: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологического образования: наука – вуз – школа». Екатеринбург, 25 – 26 марта 2003 г. В 5-ти частях. Ч. 1. / Урал. гос. пед. ун-т; Институт филологических инноваций «Словесник». Екатеринбург: Издательство АМБ, 2003. С. 5 – 11. (0,4 п.л.).

27. Проблемы преподавания языка в свете новой лингвистической парадигмы // Язык и образование. Материалы III всероссийской научно-практической конференции / Ред. колл: Т.А. Лисицына и др. Великий Новгород: Новгородский гос. университет им. Ярослава Мудрого, 2003. С. 38 – 39. (0,3 п.л.).

28. Историко-генетический подход в лексикологии А.А. Потебни и проблемы изучения лексической системы древнерусского языка // Вестник Харьковского национального университета имени В.Н. Казарина. № 631. Серия «Филология». Вып. 41: Материалы Международной научн. конф. «Традиции Харьковской лингвистической школы в свете актуальных проблем современной филологии. К 200-летию Харьковского университета и филологического факультета». Харьков, 5 – 7 октября 2004 г. Харьков: Харьковский национальный университет, 2004. С. 17 – 21. (0,6 п.л.).

29. Лингвистика и синергетика в изучении и описании сложных лексических систем // Житниковские чтения (VII; 2004): Диалог языков и культур в гуманистической парадигме: Материалы Междунар. науч. конф., Челябинск, 5 – 6 окт. 2004 г. / Отв. ред. Н.А. Новосёлова. Челябинск: Челябинский гос. университет, 2004. С. 32 – 35. (0,5 п.л.).

30. Лексические гнезда *em- и *ber- ‘брать, взять’ на праславянском уровне // Исследования по семантике: Межвузовский научный сборник. Вып. 22. Взгляд ученых Башкортостана разных поколений / Отв. ред. Р.М. Гайсина. Уфа: Башкирский гос. университет, 2004. С. 87 – 105. (1 п.л.).

31. К описанию лексической системы языка в свете актуальных проблем современной лингвистики // Университетская наука – Республике Башкор- тостан: Т. II. Гуманитарные науки: Материалы научно-практической конференции, посвященной 95-летию основания Башкирского государственного университета. Уфа: РИО БашГУ, 2004. С. 50 – 52. (0,2 п.л.).

32. Сущность и предпосылки формирования антропоцентрического принципа современной лингвистики // Наука и образование: Материалы V международной научной конференции. Белово, 26 – 27 февраля 2004 г. В 4-х ч. / Кемеровский гос. университет, Беловский институт (филиал). Белово: Беловский полиграфист, 2004. Ч. 4. С. 200 – 205. (0,4 п.л.).

33. От лексического гнезда к генетической парадигме: к проблеме динамического описания лексической системы языка // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4 – 6 октября 2004 г.): Труды и материалы / Под ред. К.Р. Галиуллина. Казань: Казанский университет, 2004. C.78 – 79. (0,3 п.л.).

34. Язык как система миропонимания (к определению специфики современного гуманитарного познания и постановке проблем лингвистического образования) // Современные технологии обучения русскому языку в вузе и школе: Сборник материалов Региональной научно-практической конференции. Стерлитамак, 4 ноября 2003 г. / Отв. ред. Л.М. Линецкая. Стерлитамак: Стерлитамакская гос. пед. академия, 2004. С. 26 – 33. (0,5 п.л.).

35. Язык как система миропонимания (Урок русской словесности в 10 – 11-х классах) // Филологический класс: Региональный методический журнал учителей-словесников Урала. Екатеринбург. 2004. № 12. С. 61 – 65. (0,8 п.л. в соавт.).

36. К становлению понятия языковая картина мира в современной лингвистике // Актуальные проблемы татарского языка и литературы: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Стерлитамак, 26 – 28 ноября 2003 г. / Отв. ред. И.С. Насипов. Стерлитамак: Стерлитамакская гос. пед. академия, 2004. С. 247 – 256. (0,6 п.л.).

37. Понятие парадигмы в современной науке. Новая парадигма в лингвистике // Россия и общества Востока: динамика социального развития, политические отношения, межкультурная коммуникация: Материалы межвузовского научного семинара (Стерлитамак, 18 февраля 2005 г.). Уфа: Гилем, 2005. С. 77 – 90. (0,9 п.л.).

38. Проблемы динамического исследования сложных лексических систем в свете синергетической парадигмы // Система и среда: Язык. Человек. Общество: Материалы Всероссийской научной конференции, Нижний Тагил, 4 – 5 апреля 2005 г. / Отв. ред. В.П. Конева. Нижний Тагил: Нижнетагильская гос. социально-пед. академия, 2005. С. 101 – 102. (0,1 п.л.).

39. Преподавание вузовского курса теории языка в сопоставительном аспекте // Язык образования и образование языка: Материалы IV Всероссийской научно-практической конф. с международным участием (Великий Новгород. 11 – 13 июня 2005 г.) / Ред. колл.: Т.А. Лисицына и др. Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2005. С. 45 – 46. (0,3 п.л.).

40. Лингвокультурологическая концепция определения понятия «Картина мира» // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. Вып. VII: Сборник научных трудов / Под ред. Т.Ю. Тамерьян. Владикавказ: Сев.-Осетинский гос. университет, 2005. С. 11 – 21. (0,9 п.л.).

41. К истории и этимологии слова паук в русском языке // Система языка в статике и динамике: Межвузовский научный сборник. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2005. С. 186 – 191. (0,4 п.л.).

42. Исследование национально-культурной специфики слова и новый тип гнездового диахронического словаря // Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира: Сб. научных трудов. Вып. 2 / Отв. ред. и сост. Т.В. Симашко. Архангельск: Поморский гос. университет, 2005. С. 240 – 246. (0,4 п.л.).

43. Синергетическое видение мира и современная лингвистика // Антропоцентрическая парадигма лингвистики и проблемы лингвокультурологии: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. 14 октября 2005 г. Стерлитамакская гос. пед. академия (Республика Башкортостан) / Отв. ред. Н.В. Пятаева: В 2-х т. Стерлитамак: СГПА, 2006. Т. 1. С. 11 – 18. (1 п.л.).

44. Проблемы взаимодействия слова и грамматики и новый тип гнездового диахронического словаря // Прагматика и семантика слова и текста: Сборник научных статей / Отв. ред. и сост. Л.А. Савелова. Архангельск: Поморский гос. университет им. М.В. Ломоносова, 2006. С. 207 – 210. (0,4 п.л.).

45. К проблеме описания лексико-семантической системы языка с позиций современной науки // Lingua mobilis: Научный журнал / ГОУ ВПО «Челябинский госуниверситет», вузовская академическая лаборатория межкультурных коммуникаций. 2006. № 2 (2). С. 130 – 146. (1,1 п.л.).

46. К описанию лексико-семантической системы языка в свете синергетической и антропоцентрической парадигм // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики: Сборник научных трудов. Вып. VIII / Под ред. Т.Ю. Тамерьян. Владикавказ: Сев.-Осетинский гос. ун-т, 2006. С. 44 – 49. (0,6 п.л.).

47. Изучение и описание сложных лексических систем в свете современной лингвистической парадигмы // Актуальные проблемы филологии и филологического образования: Труды Всероссийской научной конференции (27 марта 2006 г., г. Стерлитамак). Уфа: Гилем, 2006. С. 134 – 138. (0,6 п.л.).

48. Деэтимологизация как процесс разрыва связи между однокоренными образованиями. Словообразовательные и корневые гнезда // Язык и текст: коммуникативно-прагматический аспект: Сб. науч. тр. Стерлитамакская гос. пед. академия (Р. Башкортостан) / Отв. ред. А.Г. Судариков. Стерлитамак: Стерлитамакская гос. пед. академия, 2006. С. 80 – 87. (0,4 п.л.).

49. История слова и история народа в гнездовом диахроническом словаре // Изменяющаяся Россия: новые парадигмы и новые решения в лингвистике: Материалы I Международной научной конференции (Кемерово, 29 – 31 августа 2006 г.): в 4-х ч. / Отв. ред. Е.А. Пименов, М.В. Пименова. Кемерово: Юнити, 2006. Ч. 4. С. 111 – 116. (0,4 п.л.).

50. К семантике и этимологии индоевропейского корня *dō- и праславянского теонима Дажьбог // Ономастика Поволжья: Материалы X Международной научн. конф. Уфа, 12 – 14 сентября 2006 г. / Отв. ред. Е.А. Яковлева. Уфа: Башкирский гос. пед. университет, 2006. С. 310 – 315. (0,4 п.л.).

51. К проблеме исследования индивидуальной языковой картины мира // Русский язык в полиэтнической среде: Социокультурные проблемы лингвистического образования: Материалы Международной научно-практической конференции. Уфа: Башкирский гос. университет, 2006. С. 364 – 369. (0,4 п.л.).

52. Этимологическое гнездо и генетическая парадигма как единицы лексико-семантической системы языка // Семантика языковых единиц разных уровней. Сб. научных статей. Калуга: Калужский гос. пед. университет им. К.Э. Циолковского, 2006. С. 242 – 249. (0,5 п.л.).

53. Этимологическое гнездо *dati в истории русского языка // Русский язык: исторические судьбы и современность: Материалы II Международного конгресса исследователей русского языка (Москва (Россия). 20 – 23 марта 2007 г.) // Отв. ред. В.А. Садовничий. М.: Московский гос. университет им. М.В. Ломоносова, 2007. С. 84. (0,2 п.л.).

Редактирование сборников научных трудов и материалов конференций

1. Ученые записки Стерлитамакского государственного педагогического института и Стерлитамакского филиала Академии наук Республики Башкортостан. Вып. 1.: Лингвистика. Литературоведение: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Н.В. Пятаева. Стерлитамак: Стерлитамакский гос. пед. ин-т, 2002. 180 с. (21,2 п.л.).

2. Антропоцентрическая парадигма лингвистики и проблемы лингвокультурологии: Материалы Всероссийской науч. конф. с международным участием. 14 октября 2005 г. Стерлитамакская гос. пед. академия (Республика Башкортостан) / Отв. ред. Н.В. Пятаева: В 2-х т. Стерлитамак: Стерлитамакская гос. пед. академия, 2006. 486 с. (56,3 п.л.).