- Этимологическое гнездо (ЭГ) слов представляет собой определенным образом организованное семантическое поле, основой которого в данном случае являются первичные значения латинских лексем caput и testa и общеадыгского слова щхьэ.
- Семантическая эволюция слова предопределена его интенсионалом. Исходное значение фиксирует изначальную концептуальную структуру, конфигурацию компонентов значения.
- В основе повторяющихся типов семантической связи между словами лежат ассоциативные связи, возникающие в человеческом сознании. Типы семантической связи внутри ЭГ являются реализацией концептуальных схем и импликаций, заложенных в исходном значении. Их реализация обусловлена общими когнитивными принципами и механизмами языкового освоения реальности.
- Слова, составляющие ЭГ, представляют семантическое поле и имеют функциональную соотнесенность и обозначают довольно широкий круг разных понятий, но в их семантической структуре имеются сходные признаки, то есть они характеризуются определенной общностью содержания, обусловленной как общностью происхождения, так и определенными семантическими тенденциями в развитии.
- Все слова, образующие ЭГ, семантически связаны, потому что имеют один общий первоисточник. Общий первоисточник - этимон, представляющий когнитивную модель, то есть первосмысл. В процессе семантической эволюции слова-этимона и его производных, образующих ЭГ, происходит постепенное исчерпывание семантического потенциала данной концептуальной (когнитивной) структуры.
- Этимоны образуют изначальную концептуальную систему любого естественного языка.
- Типология концептуальных систем является результатом всеобщности когнитивно-семантического континуума.
- В качестве рабочей гипотезы принимается следующее: языковой знак изначально непроизволен, вследствие чего слово, обладает некоторым семантическим потенциалом, определяемым рамками его когнитивной структуры. Интенсионал слова является основой, на которой базируется и формируется когнитивная структура. Развитие слова в диахронии определяют факторы различных уровней: 1) логические; 2) культурно-исторические; 3) собственно лингвистические.
2. К вопросу о семантическом развитии двух французских лексем. // Семантические аспекты изучения языковых единиц (тезисы докладов к краевой научно-практической конференции). Барнаул, Барнаульский госпедагогический институт, 1983. - 0,5 п.л.
3. Некоторые значения существительного chief и их производные в старофранцузском языке: (К вопросу об этимологических гнездах). Л., 1983. – 0,6 п. л. (Статья депонирована в ИНИОН АН СССР №14124 от 14.10.83 г.). Опубликовано в Указателе «Новая советская литература по общественным наукам. Языкознание», №3, 1984.
4. Семантико-типологические отношения внутри лексико-семантических групп (к вопросу об этимологических гнездах). // Вопросы филологии. Тезисы докладов и сообщений республиканской научно-теоретической конференции, посвященной 40-летию Победы советского народа в Великой отечественной войне. Нальчик, из-во КБГУ, 1985. - 0,1 п.л.
5. Этимологическое значение как семантическая универсалия. // Проблемное описание и преподавание романо-германских языков (Семантика и структура слова, предложения и текста). Нальчик, КБГУ, 1996. – 0,6 п.л.
6. Понятие «голова» в языковой картине мира (на материале кабардино-черкесского языка).//Проблемы развития языков и литературы народов Северного Кавказа. Материалы региональной конференции (23-24 октября 2004 г.). Нальчик, КБГУ, 2004. – 0,1 п.л.
7. Понятие «верх» в языковой картине мира на материале кабардино-черкесского языка. // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы. Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.) Казань, Казанский государственный университет, 2004. – 0,3 п.л.
8. Лексические универсалии и межъязыковая семантика. // Проблемы развития языков и литературы народов Северного Кавказа. Материалы региональной конференции (23-24 октября 2004 г.). Нальчик, КБГУ, 2004. - 0,1 п.л.
9. Самосознание личности в зеркале языка (на материале французского и кабардино-черкесского языков). // Межкультурная коммуникация: теория и практика обучения. Материалы региональной научно-практической конференции (Нальчик, 22 сентября 2005 г.) Нальчик, КБГУ, 2005. – 0,3 п.л.
10. Концепт «голова» в семантике фразеологических единиц (на материале французского и кабардино-черкесского языков). // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования. Материалы 111-й международной научно-практической конференции. Ч.2. Тамбов, Изд-во Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, 2005. – 0,3 п.л.
11. Семантика слов, восходящих к сходным этимонам, в разносистемных языках (глаголы движения со значением «перехода» и «предела» на материале кабардино-черкесского и французского языков). // Межкультурная коммуникация и перевод. Материалы межвузовской научной конференции. Москва, 27 января 2005. М., 2005. – 0,4 п.л.
12. Этимологические и семантические параметры межъязыковых исследований. // Сопоставительные исследования.2005. Научное издание. Воронеж: Истоки, 2005. – 0,3 п.л.
13. Лингвокультурологический анализ концепта «голова», структурирующего сознание носителей кабардино-черкесского языка. // Университетские чтения – 2005, посвященные 60-летию Великой Победы 12-13 января 2005 г. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Ч.111. Пятигорск, 2005. – 0,3 п.л.
14. Этимологическое гнездо слов и семантические универсалии в антропоцентрической парадигме. // Вопросы романо-германской филологии. Межвузовский сборник научных статей. Пятигорск, ПГЛУ, 2005. - 0,6 п.л.
15. Фразеологические единицы с компонентом «голова» (к языковой картине мира на материале кабардино-черкесского языка). // Кавказский текст: национальный образ мира как концептуальная поликультурная система. Материалы международной научно-практической конференции. Пятигорск, ПГЛУ, 2005. – 0,3 п.л.
16. Концепт «пространство» в архаичной картине мира (на материале латинского и старофранцузского языков). // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия Филологические науки. Вып.7. Нальчик, КБГУ, 2005. – 0,4 п.л.
17. О роли слов-этимонов в построении понятийной системы // Технология совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 1000-летию Казани. Вып.5. Казань. Татарское книжное изд-во, 2005. - 0,3 п.л.
18. Время в языковой картине мира адыгов (на материале кабардино-черкесского языка). //Технология совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика. Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 85-летию профессора А.С. Тайсина. Вып.6. Казань. Татарское книжное из-во. 2005. - 0,3 п.л.
19. К проблеме построения этимологического гнезда. // Язык и текст. Сборник научных статей. Пятигорск, ПГЛУ, 2006. – 0,1 п.л.
20. Категория пространства и метафора как языковой механизм вариативной интерпретации действительности. // Язык. Культура. Коммуникация. Сборник статей, посвященный юбилею профессора Гуриева Тамерлана Александровича. Владикавказ, из-во СОГУ, 2007. – 0,6 п.л.
Список работ, опубликованных в ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК.
21. Семантические проблемы реконструкции: к вопросу о соотношении tête и chef во французском языке. // Вестник Оренбургского государственного университета.№11(49). Оренбург,2005. – 0,6 п.л.
22. Истоки некоторых единиц со значением «причинности» в кабардино-черкесском языке. // Культурная жизнь юга России. №2(16). Краснодар, 2006. – 0,5 п.л.
23. Лингвокультурные концепты «свобода», «свободный» на материале кабардино-черкесского языка. // Культурная жизнь юга России. №3(17). Краснодар, 2006. – 0,5 п.л.
24. Слова с семантическим признаком «ограничение» в кабардино-черкесском языке (к вопросу об этимологических гнездах) // Вопросы филологии. М., 2007, №4. – 0,3 п.л.