- Стилевая интенсификация - явление, наблюдаемое в развитии отечественной литературы (в первую очередь прозы) на рубеже 1920-х - 1930-х годов. Суть этого явления состоит в предельной концентрированности и действенности формы, не просто несущей в себе специфическое мировидение автора, но максимально полно его выражающей.
- Катализатором этих процессов выступает антигуманистическое состояние мира, вызывающее эстетическое сопротивление литературы. И в литературе эмиграции, и в литературе метрополии особенно оно осуществляется самой формой, подчеркнуто индивидуальной, единственной в своем роде.
- Феномен стилевой интенсификации наиболее мощно проявляется в творчестве выдающихся художников слова конца 1920-х - 1930-х годов - И. Бунина, В. Набокова, М. Горького, А. Платонова.
- Созданные ими тексты открывают свой неповторимый художественный мир, сформированный уникальным развернувшимся в полную силу стилем автора: «разводяще-сопрягающим» стилем Бунина («Жизнь Арсеньева»); «преломляюще-проникающим» стилем Набокова («Защита Лужина»); «антитетично-колеблющимся» стилем Горького («Жизнь Клима Самгина»); непрерывно нарастающим, градационным стилем Платонова («Счастливая Москва»).
- Важнейшей особенностью литературно-художественного развития на рубеже 1920-х - 1930-х годов является типологическое схождение глубоко оригинальных авторских стилей. Они сходятся в напряженном поиске художественных форм, способных проникнуть в самые сокровенные глубины человеческой индивидуальности - изображаемой и изображающей.
- Стилевой опыт отечественной прозы конца 1920-х - начала 1930-х годов имеет существенное значение для литературы последующих десятилетий, в частности, для отечественной прозы конца 1990-х годов (Л. Петрушевская, В. Маканин, В. Пелевин и др.). Ее стилевое самоопределение осуществляется в русле той же линии максимально заостренных, «предельных» в своей персональной окрашенности форм.
1.Принцип «сдвига» как стилевая доминанта «Защиты Лужина» В. Набокова // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Филология. Журналистика. 2004. №1. С.8-13.
2.О композиционном своеобразии романа В. Набокова «Защита Лужина» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Сер.3. Филология. 2005. Вып.3. С. 197-203.
3.Своеобразие художественного мира «Жизни Клима Самгина»: к вопросу об «антитетично-подвижном» способе формотворения М. Горького // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. 2007. №1. С.18-27.
4.«…Чувствовать, любить, ненавидеть…» О поэтике «Жизни Арсеньева» И.А. Бунина // Русская речь. 2007. №1. С.30-37.
5.Стилевая интенсификация в русской прозе рубежа 1920 – 1930-х гг. // Известия Уральского государственного университета. 2007. №49. Вып.13. С. 248-256.
Монография
Русская проза рубежа 1920 – 1930-х годов: кристаллизация стиля (И. Бунин, В. Набоков, М. Горький, А. Платонов). Челябинск: Челябинский государственный университет, 2007. 272с.
Другие публикации
1.«Мерцающая» поэтика романа В. Набокова «Машенька» // Проблемы изучения литературы: исторические, культурологические, теоретические и методические подходы: Сб. науч. трудов. Челябинск, 2004. Вып. 6. С.56 - 64.
2.От личности автора к его стилевой формуле (на материале дневниковой и мемуарной прозы И. Бунина) // Вестник Академии Российских энциклопедий. 2004. № 2. С.70-73.
3.Стилевой анализ рассказа И. Бунина «На хуторе» // Проблемы изучения литературы: исторические, культурологические, теоретические и методические подходы: Сб. науч. трудов. Челябинск, 2004. Вып. 6. С.50-56.
4.«Колеблющаяся антитетичность» как стилеобразующий принцип в рассказах М. Горького 1922-1924 годов // Литература в контексте современности: материалы II Международной науч. конф. Челябинск, 25-26 февр. 2005 г.: В 2ч. Челябинск, 2005. Ч.1. С. 123-127.
5.Об индивидуально-личностных основаниях «нового» стиля М. Горького (на материале эпистолярной и литературно-критической прозы писателя 20-х годов) // Проблемы изучения литературы: исторические, культурологические, теоретические и методические подходы: Сб. науч. трудов. Челябинск, 2005. Вып. 7. С.98-107.
6.О природе стиля В. Набокова // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. 2005. №1. С.28-36.
7.«Антиномично-многослойный» принцип художественного мышления В. Набокова и его воплощение в образной системе романа «Защита Лужина» // Lingua mobilis. 2006. №3. С. 6-13.
8.«Диссонансная гармония» стилевой формы романа И. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Дергачевские чтения – 2004: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Материалы международн. науч. конференции. Екатеринбург, 2006. С. 173-176.
9.Проблема «экзистенциального кода» Клима Самгина (к вопросу о стилевом своеобразии творчества М. Горького 20 - 30-х годов) // Малоизвестные страницы и новые концепции истории русской литературы ХХ века: материалы Международной научной конференции. Москва, МГОУ, 27-28 июня 2005 г. Вып.3. Ч.2.: Русская литература в России ХХ века. М., 2006. С. 69-72.
10.Рассказы И. Бунина 1890 – 1900-х годов: начало стилевого самоопределения художника // Проблемы изучения литературы: исторические, культурологические, теоретические и методические подходы: Сб. науч. трудов. Челябинск, 2006. Вып.VIII. С.26-33.
11.Слово Платонова как основной инструмент его стиля (на материале ранней публицистической и художественной прозы писателя) // Lingua mobilis. 2006. №2. С.6-15.
12.Образ человека и его стилевое воплощение в русской прозе рубежа 1920-х – 1930-х годов // Литература в контексте современности: материалы III Международн. научно-методич. конференции (Челябинск, 15-16 мая 2007 г.). Челябинск, 2007. С.96-101.