Научная тема: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛОВА И ПРОСТРАНСТВА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА»
Специальность: 10.01.01
Год: 2007
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Развитие литературного процесса второй половины XVIII века обусловлено перераспределением функций между категориями Языка и Пространства.
  2. Русская культура первой половины XVIII века характеризуется ведущей функцией слова, которое не только являлось отражением идеологии Власти, но и само оказывало существенное воздействие на мир, определяло параметры восприятия окружающего пространства. Сокровенной целью литературы 1740-1760-х гг. явилось создание образа идеального мира, лишенного параметров времени.
  3. В 1740-1760-е гг. словесность смыкается с ритуально-обрядовыми формами. Ведущая роль жанров торжественной оды и «надписи на иллуминацию» может быть объяснена их особыми функциями в составе государственного церемониала.
  4. Середина столетия отмечена появлением текстов, в которых слово обнаруживает свою вторичную природу по отношению к миру («Ода, выбранная из Иова» М.В.Ломоносова). Русская культура впервые сталкивается с реальностью, подчиненной собственной логике, а не логике языка.
  5. Во второй половине XVIII века осуществляется переход от вне-телесного восприятия мира к телесному, что приводит к перестройке всей системы субъектно-объектных отношений в поэтическом тексте. Результатом этого процесса явилось открытие «близкого» пространства, ранее располагавшегося в «сфере слепоты».
  6. В 1780-1790-е гг. происходит становление «живописного кода» русской культуры. Для того чтобы быть увиденным, мир должен быть переведен в статус живописного полотна. В конце XVIII века пространство обнаруживает свою иллюзорную (живописную) природу. Именно эти первичные пространственные «импульсы» обеспечили глобальный кризис риторической культуры. «Обретенное зрение» - это зрение Художника, уже не заговаривающего мир, а пытающегося сделать изменчивую реальность подвластной описанию. Данные тенденции нашли свое наиболее полное воплощение в творчестве Н.М.Карамзина.
  7. Язык пространства становится определяющим в условиях русской культуры конца столетия. Мир окончательно вырывается из под власти слова и обнажает свою временную сущность. Именно конец столетия отмечен формированием «руинного текста». Итог столетия - «Подщипа» И.А.Крылова, текст, в котором процесс «распада» затрагивает само слово.
Список опубликованных работ
1.Зверева, Т.В. Взаимодействие слова и пространства в русской литературе второй половины XVIII века / Т.В.Зверева. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2007. – 328 с.

2.Зверева, Т.В. Литература XVIII века: Программа лекционного курса / Т.В.Зверева. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2000. – 32 с.

3.Зверева, Т.В. История русской литературы XVIII века: Учебно-методическое пособие / Т.В.Зверева. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2003. – 38 с.

4.Зверева, Т.В. О специфике Слова в эпоху Просвещения / Т.В.Зверева // Вестник Удмуртского госуниверситета. Филология. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2000. – С. 115-120.

5. Зверева, Т.В. Архитектоника ломоносовской оды / Т.В.Зверева // Проблемы литературного образования: Материалы XVIII всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологического образования: наука-вуз-школа. Ч.1. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – С.364-366.

6.Зверева, Т.В. Пространство ломоносовской оды / Т.В.Зверева // Кормановские чтения: Вып. 4. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2002. – С.5-19.

7.Зверева Т.В. Ритуальные аспекты торжественной оды М.В.Ломоносова // Проблема автора в художественной литературе: Вып. 5. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2003. – С. 16-33.

8.Зверева, Т.В. «Я воды обращу к вершине…» (к семантике воды в творчестве М.В.Ломоносова) / Т.В.Зверева // Вестник Удмуртского госуниверситета. Филология. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2003. – С. 3-18.

9.Зверева, Т.В. Мотив воды в творчестве М.В.Ломоносова / Т.В.Зверева // Филолог: Вып. 3. – Пермь, 2003. – С. 12-19.

10.Зверева, Т.В. К семантике художественного видения в поэтическом творчестве М.В.Ломоносова / Т.В.Зверева // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики: материалы X междунар. науч. конф., 19 – 21 сент. 2004, г. Гродно: в 2 ч. Ч. 1. – Гродно: ГрГу, 2005. – С. 377-382.

11.Зверева, Т.В. География оды (об одной особенности поэтического мира М.В.Ломоносова) / Т.В.Зверева // Восток – Запад: пространство русской литературы: Материалы международной научной конференции (заочной). Волгоград, 25 ноября 2004 г. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005. – С. 7-14.

12.Зверева, Т.В. Метаморфозы телесного зрения в творчестве поэтов-классицистов (М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин) / Т.В.Зверева // Известия Уральского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 8. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – С. 61-74.

13.Зверева, Т.В. «Развалины» Г.Р.Державина в контексте русской культуры конца XVIII – начала XIX века / Т.В.Зверева // Кормановские чтения. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2005. – C. 16-33.

14.Зверева, Т.В. «Слово похвальное Петру Великому» как текст-заклинание / Т.В.Зверева, Л.А.Самарова // Подходы к изучению текста. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2005. – С. 15-20.

15.Зверева, Т.В. «Жалею, что я не живописец»: картины времени в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» / Т.В.Зверева // Вестник Удмуртского госуниверситета. Филологические науки. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2006. – № 5. – С. 3-10.

16.Зверева, Т.В.Мир как лабиринт в повести Н.М.Карамзина «Остров Борнгольм» / Т.В.Зверева // Филологические записки: Вып. 24. – Воронеж: Воронежский университет, 2006. – С.103-113.

17.Зверева, Т.В. Страх перед смертью и мысль о бессмертии в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» / Т.В.Зверева // Филологический класс. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2006. – № 12. – С.18-25.

18.Зверева, Т.В.Легенда об ожившей статуе в «Сиерре-Морене» Н.М.Карамзина / Т.В.Зверева // Кормановские чтения: Вып. 6. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2006. – С. 73-82.

19.Зверева, Т.В. Образ Версаля в «Письмах русского путешественника» Н.М.Карамзина / Т.В.Зверева // Восток – Запад: пространство русской литературы и фольклора. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – С. 9-16.

20.Зверева, Т.В. Версаль & руины в «Письмах русского путешественника Карамзина» / Т.В.Зверева // Вестник Томского университета. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2006. – № 8. – С. 5-10.

21.Зверева, Т.В. «Каменный гость» в повести Н.М.Карамзина «Сиерра-Морена» / Т.В.Зверева // Проблемы современной филологии в вузовском образовании: Материалы междунар. научн.-практ. конф. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2006. – С. 211-220.

22.Зверева, Т.В. «Трагическое смятенье» слова в шутотрагедии И.А.Крылова «Подщипа» / Т.В.Зверева // Электронный вестник ЦППК. – СПб., 2007. – № 4. – Режим доступа: htpp://evcppk.ru./index4.php

23.Зверева, Т.В. «Руинный текст» русской культуры рубежа XVIII-XIX веков / Т.В.Зверева // Дергачевские чтения – 2004: Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Материалы междунар. науч. конференции. – Екатеринбург: Изд-во урал. ун-та, 2006. – С.41-48.

24.Зверева, Т.В. «Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина: визуальные аспекты повествования / Т.В.Зверева // Сибирский филологический журнал. – Новосибирск: НГУ, 2007. – № 1. – С. 24-36.

25.Зверева, Т.В. О чем молчит «Ода, выбранная из Иова» М.В.Ломоносова, или еще раз об «умении прочитать оду» / Т.В.Зверева // Филологический класс. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2007. – С. 35-41.