- Национальная безопасность представляет собой качественную характеристику состояния социально-политической системы, складывающуюся из двух составляющих: факта отсутствия угрозы представляющей опасность для существования системы, а также реальной способности системы функционировать в опасных условиях, осуществлять деятельность, направленную на минимизацию, нейтрализацию и ликвидацию возникающих угроз.
- Система национальной безопасности представляет собой упорядоченную и структурированную на основе нормативно-правовых актов совокупность средств и методов, системное, взаимосвязанное и взаимообусловленное осуществление которых обеспечивает достижение общей цели - осуществление эффективной защиты публичных и частных интересов субъектов права от вероятных (потенциальных) и фактических внутренних и внешних угроз.
- Анализ генезиса системы национальной безопасности осуществленный в контексте политогенеза отечественной государственности позволяет выделить две модели развития общественных отношений: линейную и циклическую. Линейное развитие системы национальной безопасности включает в себя три основных фазы: образование древнерусского государства; период феодальной раздробленности; период образования централизованного государства и становления абсолютной монархии. Циклическое развитие системы национальной безопасности российского государства связано с выделением обособленных циклов включающих в себя фазы становления, развития, кризиса и деформации нормативных и организационных компонентов вышеназванной системы. В истории отечественного политогенеза выделяются два завершенных и один текущий цикл. К завершенным относятся циклы функционирования систем обеспечивавших национальную безопасность в условиях Российской Империи и Советского государства (РСФСР, СССР). Текущий цикл наблюдается в настоящее время и связан с обеспечением внутренней и внешней безопасности современной России.
- Наркобизнес это основанная на организационном единстве и профессиональной специализации субъектов криминальная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от незаконного производства и оборота наркотических, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. Являясь разновидностью криминальной экономики, наркобизнес представляет фактическую угрозу, как для частных, так и для публичных интересов субъектов права. Опасность наркобизнеса для частных интересов проявляется, прежде всего в том, что данный вид преступной деятельности направлен на извлечение доходов получаемых в результате эксплуатации наркозависимости - девиации разрушительной как для физического, так и для духовного здоровья личности. Для государства и общества наркобизнес представляет опасность в качестве вида организованной преступной деятельности посягающей на основные социально-правовые ценности и в подобном смысле представляющей угрозу для всей нации.
- Историко-правовой анализ опыта законодательной криминализации наркобизнеса в России, позволяет выделить три основных этапа этого процесса: Первый этап, - дореволюционный, характеризуется: официальным признанием опасности исходящей от наркотических средств и необходимости ограничения их оборота; первым законодательным и управленческим опытом государственных структур по противодействию отдельным проявлениям оборота наркотических средств. Начало этого этапа датируется 1841 годом и связывается с указом изданным Николаем I, о запрещении продажи опиума. Второй этап - постреволюционный (советский период) характеризуется четким нормативным закреплениям понятийного аппарата; наибольшей разработкой системы мер ответственности; констатацией необходимости скоординированных общегосударственных мер превентивного, социального, организационного, медицинского и правового характера. В целом, основные тенденции становления и развития советского законодательства по контролю за оборотом наркотических средств в рассматриваемый период прослеживаются по линии установления: уголовно-правовых мер, и соответственно, уголовных наказаний; мер административно-правового принуждения; мер медицинского характера. Третий этап - постсоветский. Его следует охарактеризовать осознанием необходимости комплексного межотраслевого противодействия незаконному обороту наркотических средств, назревшей необходимостью юридической формализаций понятия «наркобизнес» в виде самостоятельного состава преступления.
- Анализ систем общих и специальных принципов противодействия наркобизнесу, позволяет сделать вывод об их несоответствии логическому соотношению «общее - особенное» а также о явной неполноте. В этой связи указывается на дублирование и «пресечение» таких основополагающих начал как «интеграция с международными системами безопасности» и «развитие международного сотрудничества». При этом понятие «интеграции с международными системами безопасности» явно уже по смыслу, чем понятие «международного сотрудничества» используемого в нормативно-правовом акте специального характера. Кроме того, целесообразно было бы юридическое закрепление такого общего принципа как «комплексность противодействия источникам угроз национальной безопасности». Этот принцип подразумевает необходимость противодействия наркобизнесу не посредством отдельных институтов, а всем комплексом имеющихся в арсенале государства сил и средств. Конкретизация принципа комплексности относительно сферы противодействия наркобизнесу должна заключаться в установлении форм взаимодействия, степени участия государства, общества, граждан. Должны быть сформулированы основополагающие начала взаимодействия государственных органов, государственных органов и институтов гражданского общества не просто в рамках институциональной составляющей, а в рамках механизма противодействия наркобизнесу, т.е. с учетом динамической составляющей.
- Механизм противодействия наркобизнесу следует рассматривать с учетом статической и динамической составляющих. Он представляет собой систему государственных органов и общественных институтов, экономических, политических и правовых средств которые в своем последовательном взаимодействии направлены на предупреждение, пресечение, проявлений наркобизнеса как комплекса общественноопасных деяний, а также на устранение последствий незаконного оборота и потребления наркотических и психотропных веществ, восстановление социальной справедливости, нормального безопасного функционирования социальной системы. При этом сравнительно-правовой анализ национальных систем государственно-правового противодействия незаконному обороту наркотических веществ позволяет выделить три концептуальные модели, положенные в основу организации и функционирования механизма противодействия наркобизнесу - жесткую, умеренную и либеральную. Критериями обособления каждой модели являются: б) концептуальная оценка степени и количества угроз, исходящих от наркобизнеса; г) степень государственного участия в противодействии, определяемая комплексом государственно-властных полномочий; а) соотношение принципа комплексности и полифункциональности при организации; в) приоритетность сферы государственно-правового воздействия (производство, экономическое распределение, потребление).
- Экономический характер наркобизнеса предопределяет существенное повышение степени его опасности в условиях экономической глобализации. Глобализация легальной экономики неизменно влечет за собой и глобализационные процессы в сфере теневой экономики. Параллельно интеграции наркобизнеса усиливается и интеграционная тенденция в области противодействия этому явлению. На фоне трансформации национальных политико-правовых систем усматривается устойчивая и в достаточной степени рельефно проявляющая себя тенденция к формированию наднациональной системы противодействия наркобизнесу.
- В современных условиях эффективность функционирования механизма противодействия наркобизнесу во многом зависит от выработки единых, нормативно-правовых основ, закрепляющих основополагающие начала противодействия этому явлению как комплексной, полиобъектной угрозе национальным интересам Российской Федерации. В частности нуждается в законодательной регламентации понятие «наркобизнес», обособление этого вида общественно опасной деятельности в рамках самостоятельного состава преступления. При этом, учитывая природу данного деструктивного явления, соответствующая статья Уголовного кодекса Российской Федерации, должна располагаться не в главе 25 - «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» - где находятся статьи 228 - 233, а в главе 24 - «Преступления против общественной безопасности».
1. Проблемы противодействия наркобизнесу в Российской Федерации. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. 9,3 п.л.
2. Наркобизнес-угроза национальной безопасности России. М.: Nota Bene, 2006. 11,5 п.л.
Научные статьи.
3. К вопросу о состоянии борьбы с наркобизнесом в России // Российский следователь. № 3. 2002. 1,2 п.л.
4. Государственная безопасность и вопросы совершенствования российского законодательства. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России 2005. № 4. (28 - 2). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. 1 п.л.
5. Некоторые вопросы становления общей теории государственной безопасности. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России 2005. № 4. (28 – 2). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. 0,7 п.л.
6. Система национальной безопасности России: понятие, структура, нормативно-правовые основы функционирования. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России 2005. № 4. (28 - 2). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. 1,1 п.л.
7. Государственно-правовое противодействие наркобизнесу в России как направление обеспечения национальной безопасности. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России 2006. № 4. (32). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. 0,9 п.л.
8. Проблема интерпретации феномена национальной безопасно-сти в юридической науке и политико-правовой практике. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России 2006. № 4. (32). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006. 0,7 п.л.
9. Состояние незаконного оборота наркотиков в России. «Российский следователь» № 1, 2006. 0,4 п.л.
10. Наркобизнес и национальная безопасность России. «Россий-ский следователь» № 2, 2006. 0,5 п.л.
11. О современном состоянии законодательства Российской Федерации в области национальной безопасности. «Российский следователь» № 4, 2006. 0,8 п.л.
12. Обеспечение национальной безопасности в средневековой Руси // «История государства и права», №10, 2006 г. 0,3 п.л.
13. Правовые аспекты противодействия наркобизнесу транснациональных организованных преступных сообществ // «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России», № 3 (31) 2006. 0,9 п.л.
14. О месте наркобизнеса в уголовном праве России. // «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России», № 3 (31) 2006. 0,6 п.л.
15. К вопросу об определении категориального статуса наркобизнеса // Вестник Московского университета МВД России, № 4, 2007. 0.2 п.л.
16. Основные угрозы национальной безопасности России // Вест-ник Московского университета МВД России, № 3, 2007. 0,2 п.л.
17. Становление и развитие уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотиков в СССР в 20-30-е годы ХХ века // «История государства и права», № 6, 2007. 0,3 п.л.
18. Уголовно-правовые проблемы противодействия наркобизнесу в России // Актуальные проблемы борьбы с преступностью. Материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 3 – 4 октября 2001 г. / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб., 2001. (в соавторстве) 0,1 (0,05) п.л.
19. Наркоситуация в России в 1998 – 2000 гг. и отражение проблем, связанных с наркотизмом и наркопреступностью в российской прессе // Наркотики и пресса в России. 1998 – 2000 гг. / Под ред. К.С. Кузьминых. СПб., 2001. (в соавторстве) 2,75 (1,4) п.л.
20. Проблемы квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемых организованными преступными группами, по ст. 210 УК РФ // МВД России – 200 лет: история и перспективы развития. Тезисы докладов на научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 20 – 21 сентября 2002 г. Ч.II / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб., 2002. 0,2 п.л.
21. Вопросы уголовно-правового противодействия наркобизнесу // Практика взаимодействия ОВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области с государственными и общественными организациями в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Материалы научно-практического семинара. Информационный бюллетень № 15. Специальный выпуск. СПб.: ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2002. 0,3 п.л.
22. Концепция государственного суверенитета (социально-политическая и идейно-теоретические истоки) // Государственность и ее обеспечение в России. Сборник научных трудов / под общ. ред. И.Ф. Покровского и Н.Г. Янгола. СПб.: изд-во Фонд «Университет», 2003. (в соавторстве) 0,5 (0,25) п.л.
23. Некоторые аспекты национальной безопасности России в контексте реформационных преобразований // Гражданское общество и правопорядок: история, теория и практика. Сборник научных трудов / под общ. ред. В.М. Боера и Н.Г. Янгола. СПб.: изд-во Фонд «Университет», 2006. 0,2 п.л.
24. Общая теория национальной безопасности в России: вопросы становления и приоритетов // Гражданское общество и правовое государство: понятие, соотношение и перспективы становления. Сборник научных трудов / под общ. ред. С.Б. Глушаченко, М.В. Сальникова и Н.Г. Янгола. СПб.: изд-во Фонд «Университет», 2006. 0,2 п.л.
25. Наркобизнес как финансово-экономическая основа терро-ризма // Российское государство и уголовная политика: современные проблемы. Сборник научных трудов / под общ. ред. С.Б. Глушаченко и М.Ю. Павлика. СПб.: изд-во Фонд «Университет», 2006. 0,2 п.л.
26. Генезис и эволюция системы законодательного противодей-ствия незаконному обороту наркотических средств в России // Законность, правопорядок и борьба с преступностью. Сборник научных трудов / под общ. ред. П.А. Оль, М.В. Сальникова и В.М. Егоршина. СПб.: изд-во Фонд «Университет», 2006. 0,2 п.л.
27. Наркобизнес: проблема формулировки понятия и юридической формализации // Гражданское общество и правовое государство: понятие, соотношение и перспективы становления. Сборник науч-ных трудов / под общ. ред. С.Б. Глушаченко, М.В. Сальникова и Н.Г. Янгола. СПб.: изд-во Фонд «Университет», 2006. 0,2 п.л.
28. Наркобизнес: проблема законодательной формулировки и юридической ответственности // Гражданское общество и правовое государство: понятие, соотношение и перспективы становления. Сборник научных трудов / под общ. ред. С.Б. Глушаченко, М.В. Сальникова и Н.Г. Янгола. СПб.: изд-во Фонд «Университет», 2006. 0,2 п.л.
29. Наркобизнес и терроризм как взаимообусловленные источники социальной опасности // Российское государство и уголовная политика: современные проблемы. Сборник научных трудов / под общ. ред. С.Б. Глушаченко и М.Ю. Павлика. СПб.: изд-во Фонд «Университет», 2006. 0,2 п.л.
30. Роль государственного аппарата в обеспечении национальной экономической безопасности России: прошлое и настоящее // Гражданское общество и правопорядок: история, теория и практика. Сборник научных трудов / под общ. ред. В.М. Боера и Н.Г. Янгола. СПб.: изд-во Фонд «Университет», 2006. 0,2 п.л.
31. Основные угрозы национальной безопасности России: концептуальная градация и правовое противодействие // Гражданское общество и правовое государство: понятие, соотношение и перспективы становления. Сборник научных трудов / под общ. ред. С.Б. Глушаченко, М.В. Сальникова и Н.Г. Янгола. СПб.: изд-во Фонд «Университет», 2006. 0,2 п.л.
32. Основные концептуальные модели государственно-правового противодействия наркобизнесу в зарубежных странах // Гражданское общество и правовое государство: понятие, соотношение и перспективы становления. Сборник научных трудов / под общ. ред. С.Б. Глушаченко, М.В. Сальникова и Н.Г. Янгола. СПб.: изд-во Фонд «Университет», 2006. 0,1 п.л.
33. Некоторые вопросы правового противодействия транснациональному наркобизнесу // Законность, правопорядок и борьба с преступностью. Сборник научных трудов / под общ. ред. П.А. Оль, М.В. Сальникова и В.М. Егоршина. СПб.: изд-во Фонд «Университет», 2006. 0,2 п.л.
34. Права и свободы человека в системе объектов национальной безопасности // Гражданское общество и правопорядок: история, теория и практика. Сборник научных трудов / под общ. ред. В.М. Боера и Н.Г. Янгола. СПб.: изд-во Фонд «Университет», 2006. 0,4 п.л.
35. Об уголовно-правовой ответственности за наркобизнес. «Наркоконтроль», № 3, 2006. 0,5 п.л.
36. Генезис и эволюция политико-правовой концепции «Сильного государства» // Гражданское общество и правопорядок: история, теория и практика. Сборник научных трудов / под общ. ред. В.М. Боера и Н.Г. Янгола. СПб.: изд-во Фонд «Университет», 2006. (в соавторстве) 0,5 (0,25) п.л.
37. Государственный интерес: к вопросу об определении категориального статуса // Гражданское общество и правовое государство: понятие, соотношение и перспективы становления. Сборник научных трудов / под общ. ред. С.Б. Глушаченко, М.В. Сальникова и Н.Г. Янгола. СПб.: изд-во Фонд «Университет», 2006. (в соавторстве) 0,3 (0,2) п.л.